№№
занятий
|
Наименование
разделов,
тем дисциплины
|
Количество часов
|
Вид
занятий
|
Материально-техническое
обеспечение
занятий,
интернет-ресурсы
|
Задания
для обучающихся
|
аудиторных
занятий
|
внеаудиторных
занятий
|
Виды
внеаудиторной
(самостоятельной)
работы
|
Основная и
дополнительная
литература
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1
|
Введение
|
|
|
|
|
1
|
Русская культура как многоразное явление
|
1
|
Лекция
|
Презенттация
|
Конспект
|
Раздел 2
|
Культура Древней Руси
|
3
|
|
|
|
2
|
Материальная и духовная культура славянских
пле -мен.
|
1
|
Объясне-
ние нового материла
|
Презентация «Мир глазами древних славян»
|
Проект
«Берестяные Конспект грамоты.»
«Кирилл и Мефодий – славянские учителя»
|
3
|
Языческая культура восточных славян.
|
1
1
|
Комбини-рованный урок.
|
|
Практическая работа Конспект Пространство
и время в языческой культуре славян
Подготовка к семинару «Духовные
ценности древнерусской культуры.»
|
4
|
Зодчество и ремесла.
|
1
1
|
Комбини- рованный
урок.
|
|
Сообщения о памятниках Конспект Древнерусского
государства
|
Раздел 3
|
Культура Средневековой Руси
|
6
|
|
|
|
5
|
Причины принятия христианства на Руси.
Крещение Руси.
|
1
|
Лекция
|
Презентация
|
Конпект лекции
|
6
|
Роль христианизации Руси в становле- нии отече
-ственной культуры
|
1
1
|
Урок–практи-кум
|
Презентация
|
Практические работы Конпект лекции «Почему испы-
тывая влияние различных рели-
гий Русь приняла христианство из
Византии?»
|
7
|
Зодчество. Символика православно го храма.
|
1
|
Комбини- рованный
|
Презентация
|
Диспут «Храм
и икона Конпект лекции как образ
мира»
|
8
|
Древнерусский фольклор и литература
|
1
|
Комбини- рованный
урок.
|
Презентация
|
Сообщения
фольклор Конпект
лекции
|
9
|
Фрески, иконопись, миниатюра.
|
1
|
Комбини- рованный
урок.
|
Презентация
|
Сообщение
Конпект лекции
|
10
|
Вольный город» – Новгород. Эпоха мону- ментального
историзма.
|
1
|
Объясне -ние нового матери-
ала
|
Использование видиоматери- алов из Интернета
|
Сообщение о Новгороде Конпект лекции
|
11
|
Контроль знаний: «Византийский стиль в художе- ственной куль- туре средних веков
Древней Руси».
|
1
|
зачет
|
|
Тест «Культура Средневековой Руси»
|
Раздел 4
|
Культура русских княжеств XII-XIV вв
|
5
|
|
|
|
12
|
Духовная жизнь русских княжеств в условиях
феодальной раздробленности.
|
1
|
Объясне-
ние нового матери-
ала
|
Презентация
|
Конпект лекции
|
13
|
Своеобразие культуры Новгорода, Владимира
|
1
|
Комбини- рованный
|
Презентация
|
Конспект мини-сочи-
нение «О чем говорят
берестяные грамоты»,
|
14
|
Золотоордын- ское господс- тво в культур- но-историче-
ской судьбе России.
|
1
1
|
Урок- семинар
|
Презентация
|
Развернутый план ответа
Конпект лекции
|
15
|
Духовное возвышение Москвы
|
1
|
Лекция
|
Видеоматерилы
|
Составления
план-конспекта экскурсии
по Московскому Кремлю с чертами влияния
влаимиро-суздальского зодчества
|
16
|
Контроль знаний: «Культура русских княжеств XII-XIV вв»
|
1
|
зачет
|
|
Тест «Культура русских княжеств XII-XIV вв»
|
Раздел 5
|
Культура Руси Ордынского периода
|
3
|
|
|
|
17
|
Монголо-татарское нашествие и «вековое
молчание» Руси
|
1
1
|
Объясне- ние нового мате -риала
|
Презентация (былины, песни, сказания). Сказания: «Бит- ва на Калке», «Разорение
Ря -зани Батыем», «О богатыре Евпа-тии Коловрате». Монастыри. Полуустав.
|
Рефераты « Роль монголо-татарского
нашествия и ордынского ига в развитии русской культуры?»;
|
18
|
«Золотой век» иконописи.
|
1
1
|
Лекция
|
Презентация
|
Составление конспекта «Что такое высокий иконостас? С чем связано
его происхождение?» Сообщения
Иконописные шедевры.
|
19
|
Контроль знаний: «Культура Руси
Ордынского периода»
|
1
|
зачет
|
|
Тест «Культура Руси Ордынского периода»
|
Раздел 6
|
Культура Московского царства
|
6
|
|
|
|
20
|
Становление и развитие Московского царства.
|
1
1
|
Объясне -ние ново- го мате -риала
|
Видеоматериалы
|
Иллюстративный материал Объяснить слова В.ОКлюческого о Москве , «это
город с которым связаны религиозно-нравственные интересы всего православного
русского народа?»
|
21
|
Книгопечата-ние. Хроники и Домострой..
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
Творческие
проекты
|
Сообщения о Иване
Федорове Разработка творческих проектов « Культура Московско- го царства»
|
22
|
Утверждение в духовной культуре -стремление
к независимости,
|
1
|
Комбини- рованный
|
Презентация
|
Развернутый план ответа Конпект
лекции
|
23
|
Проповедни- чество Сергия Радонежского
|
1
1
|
Лекция
|
Презентация
|
Сост.тезисов «Сергий
Радонежский и Епифаний Премудрый: жизнь как итие»
Сообщения Св. Сергий
Радонежский, Епифаний Премудрый и Максим Грек
|
24
|
Формирование общерусского архи тектур –ного
стиля общества.
|
1
|
Комбини- рованный
урок.
|
Презентация
|
Развернутый план ответа
Конпект лекции
|
25
|
Контроль знаний: «Культура Московского царства»
|
1
|
зачет
|
|
Тест «Культура Московского царства»
|
Раздел 7
|
Культура в условиях становления единого российского государства.
|
5
|
|
|
|
26
|
Становление русской иконописной школы,
|
1
|
Комбини-
рованный
|
Презентация «Небесное умом неизмеримо»:
творчество Андрея Рублёва и Дионисия
|
Сообщения
|
27
|
Москва - общерусский культурный центр.
|
1
1
|
Комбини- рованный
|
Виртуальная экскурсия по
Москве
|
Схемы, таблицы Конспект
|
28
|
Концепция «Москва – третий»
|
1
|
Лекция
|
|
Практические работы «Какие истори- ческие условия подготовили
появление тео -рии «Москва – трерий Рим?»
|
29
|
Возникновение ересей. Осифляне, нестяжателей
|
1
1
|
Урок – дискус-
сия
|
Диспут «В чем суть спора между иосифлянами и
нестежателями? Почему в этом споре победили иосифляне?»
|
|
30
|
Контроль знаний: «Культура
в условиях становления единого российского государства.»
|
1
|
зачет
|
|
Тест «Культура в условиях становления единого российского государства.»
|
Раздел 8
|
Культура России в 16 – 17 вв
|
2
|
|
|
|
31
|
Гражданская публицистика
|
1
|
Комбини- рованный
|
Презентация
|
Таблица «Общественная мысль в Московском царстве16 века»
|
32
|
Реконструкция Кремля
|
1
1
|
Урок - исследование
|
Презентация
|
Составление плана экскурсии Облик
Моско -вского Кремля; сочетание итальянских и русских традиций. Шатровое
зодчество. Храм Вознесения Господня в Коломенском. Покровский собор (Собор
Василия Блаженного).
|
Раздел 9
|
Культура российского государства в XVII в. Противостояние традиций и новаторства
|
9
|
|
|
|
33
|
Конфликт «новины» и «старины» в развитии
русской культуры в XVII в
|
1
|
Объясне- ние ново-
го мате -риала
|
Презентация
|
Сост.таблицы «Искусство
«переходного периода» — «бунташного века»: противо- речивое соче тание
«старины и новизны»».
|
34
|
Начало «обмирщени» культуры
|
1
|
Комбини-рованный
|
|
Соотавить тест «Обмирщение
литературы XVII в.»
|
35
|
Возвышение городов и обособление городской
культуры.
|
1
1
|
Урок-практи- кум
|
Презентация
|
Разв.план ответа «Расширение культурных связей с Западной Европой»
|
36
|
Образование и культура в XVII в.
|
1
|
Лекция
|
Презентация
|
Сообщения Образование. Конспект лекции
Развитие научных знаний
|
37
|
Географиче -ские обследо- вания Сибири.
|
1
1
|
Лабора-
торная работа
|
|
мини-сочинение
о русских землепроходцах и мореходах
|
38
|
Противобор- ство с «об -мирщением»
жизненного уклада
|
1
1
|
Индиви-
дуальный опрос
|
|
Сообщение «Новые иконописные
традиции, обмирщение иконописи.»
|
39
|
Церковный раскол. Никон и Аввакум.
|
1
1
|
круглый стол,
индиви-
дуальный опрос
|
Презентация Церковная
реформа и ее культурные последствия. Ро- ждение храмо- вого партесного
многоголосия.Партесный хоровой концерт (творче- ство Н.П.Дилец –кого В.ПТитова).
|
Сравнить
личности двух церковных деятелей: патриарха Никона и протопопа Аввакума творческое задание:
«Церковные деятели в эпоху правления Алексея Михайловича»
(сообщение)
|
40
|
Возникновение бытовых повестей, сатиры,сти- хосложения.
|
1
|
Комбини-рованный
|
|
Повести. Ранние формы Конспект
лекции стихосложения.
(С. Полоцкий)
|
41
|
«Московское барокко»
|
1 1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «От иконы к парсуне»
|
Сообщение об одном из архитектурных памятников Московского кремля Контрольная работа «Развитие
живописи от иконы к парсуне»
|
Раздел 10
|
Культура «бунташного» века
|
3
|
|
|
|
42
|
Развитие просвещения, накопление научных
знаний.
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «Роль литературы барокко в русской культуре»
|
Практическая работа «Социальное расширение литературы» (С. Лихачев).
Рождение стихосложения
|
43
|
«Дивное узорочье»
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация
|
Сообщение «Оружейная палата – художественный центр страны»
|
44
|
Станковая живопись
|
1 1
|
Комбини-рованный
|
Презентация
|
Сообщения «Новый язык изобразительного искусства»
|
Раздел 11
|
Новое время в культурной эволюции России.
|
2
|
|
|
|
45-46
|
XVIII век - качественно новый этап отечественной культуры
|
2 1
|
лекция
|
Презентация «Новые жанры в литературе 18 века»
|
Конспект «Значение направлений книгоиздательской деятельности для
«читающей публики»
|
Раздел 12
|
Культура Петровского времени
|
6
|
|
|
|
47-48
|
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIIIв.
|
2
1
|
Семинар
|
Презентация
|
Семинар «Преобразования в просвещении, культуре, быту.» Работа с
документами и вопросы к документам
|
49
|
Создание светской школы.
|
1 1
|
Комбини-рованный
|
Презентация
|
Практическая работа Зарождение экономической теории, В. Татищев, И.
Посошков.
|
50
|
От барокко к классицизму.
|
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «Москва Казаковская»
|
Конспект «Ф. Прокопович - писатель, идеолог секуляризации, теоретик
раннего классицизма.»
|
51
|
Художе- ственной культуры
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация
|
Сравнить портрет 18 века и начала 19 века Рассмотреть
репродукции работ русских радостей. Сообщения «Россия
молодая мужала гением Петра…»
|
52
|
Петербург- ский перио- да в истории русской
культуры
|
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «Возведение Петербурга, ансамблевая застройка. Петергоф,
работы Лебло -на, Трезини «
|
Сообщение «Культура Петровского времени»
|
Раздел 13
|
Культура постпетров -ского периода
|
2
|
|
|
|
53-54
|
Противоречи- вость куль- туры второй половины XVIII века.
|
2
1
|
Объясне- ние ново- го мате -риала
|
Презентация
|
Составление таблицы « Становление системы государственного светского
образования в 18 веке» Реферат «Особенности русского классицизма» Проект «Середина века: от «высокого барокко» к классицизму»
|
Раздел 14
|
Культура эпохи Екатерины II
|
2
|
|
|
|
55-56
|
Классицизм – главенству -ющее направ- ление художе- ственной культуры
|
2
1
|
Объясне- ние ново- го мате -риала
|
Презентация
|
Сравнить архитектурный облик Петербурга 18 века и и архитектурный
облик Москвы. Архитектурные особенности двух русских столиц.
|
Раздел 15
|
Русские просветители XVIII века
|
1
|
|
|
|
57
|
Духовная жизни России
|
1
1
|
Семинар
|
Презетация «Своеобразие Российского Просвещения.»
|
Практические занятия «Выделить и охарактеризовать основные типы
российских просветителей»
|
Раздел 16
|
Культура России начала XIX века
|
2
|
|
|
|
58-59
|
«Золотой
век» русской культуры
|
2
1
|
круглый стол
|
Презентация «Духовный смысл и художествен- ный язык рус -ского
ампира»
|
Сравнительный анализ «А.С.Пушкин- М.И.Глинка- К.П.Брюллов расскажите,
что роднит родоначальников русской классики?»
|
Раздел 17
|
Культура России середины XIX века
|
2
|
|
|
|
60-61
|
Художествен-ная культура
|
2
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «В поисках «рус- ского стиля» : архитектура и
скульптура вто- рой половине 19 века»
|
Конспект «Сходства реализма в живописи и в
литературе Как в государственной символике Росси начала 19 века
отразилась идея державности?» Реферат « Ампир в начале 19 века как
«всеобщий культурный стиль»
|
Раздел 18
|
Культурный процесс периода реформ
|
1
|
|
|
|
62
|
Достижения художественной культуры России во второй поло -вине XIX в
|
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация
|
Практическая работа «Как вы оцениваете реформы в области
просвещении?» Сообщения «Проследите основные этапы творчества Н.В.Гоголя и
подумайте ,было ли случайным обращение писателя к рели- гиозно –мистической
форме в « Выбранных местах из переписки с друзьями.»
|
Раздел 19
|
Великие деятели культуры XIX века
|
1
|
|
|
|
63
|
Развитие есте- ственных,гум- манитарных наук.и геогра- фических
знаний.
|
1
1
|
Урок-практи- кум
|
Презентация «Развитие национальной музыкальной школы участниками
«Могучей кучки» и П.И.Чайков- ским»
|
Сообщение «Кто такие меценаты? Какова их роль в развитии русской
культуры»
|
Раздел 20
|
Культурно-историческое пространство России конца XIX –начала ХХ века
|
1
|
|
|
|
64
|
Декаданс.
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «Какие черты присущи реа- лизму 19-20 веков»
|
Практическая работа «Мир искусства» : канонизация
красоты» Сообщения
«Подберите образы русской лирической поэзии ,созвучных «пейзажам А.К,
Саврасова, И.И. Шишкина. ВЛ. .Поленова и др.»
|
Раздел 21
|
Серебряный век русской культуры
|
1
|
|
|
|
65
|
«Серебряный век» русской культуры.
|
1
1
|
Урок-конфере
-нция
|
Презентация «Модерн»
|
Сообщение «Женская
поэзия Серебряного века» Реферат «Развитие русской культуры «Серебряного
века»
|
Раздел 22
|
Российская культура советского периода 1917-1929 гг.
|
1
|
|
|
|
66
|
Начало формирования культурной политики большевиков.
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
|
Практическая работа Концепции «нового мира» и «нового человека».
Сообщение « Почему революционные события 1917г. следует считать
началом новой эпохи в развитии русской художественной культуры?»
|
Раздел 23
|
Российская культура 1929-1940 гг.
|
1
|
|
|
|
67
|
Советская культура 1930-1940 х гг.
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «Раздвоение мира художника: сочетание правды и лжи в искусстве
1930-хгг.»
|
Практические работа «Воздействие культуры на
общественное сознание и образ жизни. Музыкальное творчество Шостаковича,
Прокофьева, Хренникова, Дунаевского» Сообщение «Обобщить достижения советской
литературы 20-40гг.20 века.» Составить рассказ о советском киноискусстве
20-40-гг. 20 века.
|
Раздел 24
|
Культура в период Великой Отечественной войны.
|
2
|
|
|
|
68-69
|
Культура в период Великой Отечественной войны
|
2
1
|
Комбини-рованный
|
Презнтация
|
Практические занятия «Пробуждение национального самосознания в
искусстве военных лет» Составьте рассказ на тему «Военная песня»,взяв за
основу творчества композиторов – профессионалов. Сообщение «Война» в работах
художников.
|
Раздел 25
|
Российская культура 1950-1990-х гг.
|
2
|
|
|
|
70-71
|
Послевоенные черты советской культуры
|
2
1
|
Комбини-рованный
|
Презентация «История русской бардовской песни»
|
Практические занятия Искусство России от
«оттепели» до «перестройки»: жажда духовного обновления» Сообщение Расскажите о
творческом наследии художников второй половины 20 века.
|
Раздел 26
|
Современное состояние российской культуры
|
1
|
|
|
|
72
|
Современное российское культура
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
|
План-коспект«Куль турная революция». Глобализация. Коммер циализация. Информационный
бум. Блого -сфера и сетевая словесность. Галеристы и артдилеры. Телевидение –
фабрика грез. Реклама – дви -гатель «прогресса». Поп, рок. (по выбору) Сообщение : «Проблемы культуры постсоветской России»
|
|
Тенденции и перспективы
|
1
|
|
|
|
73
|
Образ человека XXI века
|
1
1
|
Комбини-рованный
|
|
План-коспект «Россия и Запад: диалог культур. Масскульт и социология
духа. «Модер- нисты» и «традиционна- листы». Интел- лектуальный, нравственный
и эстетический потенциал. Интеллигент – больше, чем профессия.» . (по выбору)
|
74
|
Экзамен по дисциплине «История
отечественной культуры».
|
|
экзамен
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.