- Учебник: «Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. Базовый уровень», Данилова Г.И.
- Тема: Глава 13. Архитектура западноевропейского Средневековья
- 01.10.2020
- 1327
- 15
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
№
Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности)
Количество часов
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Материалы и оборудование
Задание
Д\З
Дата
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.
Художник - дизайн - архитектура.
Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры 4 часа
1.
Основы композиции в конструктивных искусствах.
Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции
1
Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронтальная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамическое равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).
Знать:
– основные типы композиций ;
Уметь использовать в графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур
Материалы: белая и черная бумага, ножницы, клей. Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича.
1) расположить на формате один большой прямоугольник из черной бумаги и, обрезая его, добиться баланса массы и поля;
2) расположить и зафиксировать один небольшой прямоугольник произвольно влюбом месте формата, уравновесить композицию добавлением еще двух разновеликих прямоугольников;
Гармонично сбалансировать композиции из трех - пяти прямоугольников, добиться простоты и выразительности.
2.
Прямые линии и организация пространства .
Цвет - элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и пятна
1
Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разреженность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная осмысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах.
Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразительность линии и пятна, интонационность и многоплановость.
Знать:
-особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно – образных начал и их социальную роль;
Уметь использовать в графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур
Материалы: бумага белая, черная и цветная, клей, ножницы, резак, гуашь (белила), тушь, кисть.
Зрительный ряд: репродукции и слайды работ Эля Лисицкого, К. Малевича, В. Кандинского и т. п.
1) введение в композицию от трех до пяти прямых линий;
2) выполнение коллажно-графических работ с разными видами композиций (замкнутой, раскрытой, центровой, свободной и пр.).
3) введение в черно-белую композицию из прямоугольников и линий цветного круга;
Создание композиции из произвольного количества простейших цветных геометрических фигур в теплой и холодной цветовых гаммах по принципу цветовой сближенности или контраста;
3
Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
1
Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типографской строки как элементов плоскостной композиции .
Сформировать представление о букве, как изобразительно – смысловом символе звука; уметь создавать композиции, включающие букву и текст
Материалы: бумага белая, черная и цветная, ножницы, клей, резак; вырезки из журналов и газет.
Зрительный ряд: журнал «[Как)» .N3;
1) создание композиции, включающей, помимо прямоугольников, прямых линий и круга, букву, являющуюся композиционной и цветовой доминантой;
2) изображение как фон композиции: упражнение, где фотография является фоном плаката;
3) прямоугольная форма: введение в композицию с буквой и строками фотоизображения в прямоугольнике;
4) изображение в форме свободного пятна: включение в композицию фотоизображения, вырезанного по контуру (в форме пятна);
1.Создание композиции, в которой роль линий разной толщины и длины будут выполнять строки, составляющие единое целое.
2. Создать эскиз эмблемы или торговой марки
4
Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции
Многообразие форм полиграфического дизайна
1
Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтажность их соединения, образно-информационная цельность. Стилистика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.
Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Коллажная композиция: образность и технология.
Знать виды полиграфического дизайна; понимать роль текста и его взаимосвязь с изображением;
Уметь использовать в графических композициях синтез слова и изображения
Материалы для рисования, ножницы, клей, цветная бумага, вырезки из журналов.
Зрительный ряд:
образцы плакатов и рекламных листовок, книг и журналов, поздравительных открыток;
образцы книг и журналов.
1) Макетирование эскиза плаката;
2) Макетирование открытки ( в реальном формате)
Макет разворота журнала.
Художественный язык конструктивных искусств.
В мире вещей и зданий 4 часа
5
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
Архитектура - композиционная организация пространства.
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете
Соразмерно
1
Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение плоскостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плоскостного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг - цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование понимания учащихся проекционной природы чертежа.
Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомогательные соединительные элементы в пространственной композиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.
Знать и уметь читать схематическое изображение объёмов; уметь конструировать в объёме простые геометрические тела с применением вспомогательных соединительных элементов
Материалы: бумага, клей ПВА, картон, белила, гуашь, водоэмульсионная краска.
Зрительный ряд: В. К а н д и н с к и й. Черный аккомпанемент; К. М а л е в и ч. Супрематизм; Эль Лисицкий; образцы плоскостных композиций, выполненных учителем или самими учащимися по материалам предыдущей темы.
1) прочтение плоскостных изобразительных композиций (из прямоугольников, пятен, линий) как чертежа-схемы архитектурных объектов (вид сверху);
2) баланс объемов между собой и с полем макета (добавление соответственно к одному прямоугольнику еще двух прямоугольников и к одному параллелепипеду еще двух параллелепипедов).
1) прочтение линии как проекции объекта;
2)построение трех уровней рельефа;
3)добавление архитектурного объекта в виде двух-трех парал.лелепипедов. Достижение композиционного взаимосочетания объектов, их сомасштабности друг другу и пространству макета.
Создать объёмно– пространственный макет из 2-3 объёмов (домов), стоящих на разноуровневых горизонтальных плоскостях
6
Конструкция: часть и целое.
Здание как сочетание различных объемных форм.
Понятне модуля.
Важнейшие
архитектурные элементы здания
1
Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом.
Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесообразности конструкции. Модуль как основа эстетической цельности постройки и домостроительной индустрии.
Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизонтальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архитектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использование элементов здания в макете проектируемого объекта.
Уметь конструировать основные объёмно – пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно – пространственную композицию
Материалы: бумага, клей ПВА, ножницы.
Зрительный ряд: журналы, открытки с изображениями архитектурных построек разных эпох; книга Ле Корбюзье «Архитектура ХХ века».
Диафильм «Азбука архитектуры»; фотографии Триумфальной арки, Кремля, Грановитой палаты в Москве, Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, собора Святого Петра в Риме.
1) соединение объемов, составляющих здание способом примыкания (пассивное соединение) и взаимного проникновения (агрессивное соединение);
2) создание макета дома, построенного из модульных объемов (3-4 типа), одинаковых или подобных по пропорциям.
Создать фантазийную конструкцию из вертикальных и горизонтальных плоскостей произвольной формы, ритмически организовав и сбалансировав её как единое композиционное целое.
7
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи.
Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
1
Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность сочетаний объемов.
Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование.
Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образного и рационального. Красота - наиболее полное выявление функции вещи.
Уметь владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре; использовать разнообразные материалы
Материалы: бумага, карандаш, ножницы, вырезки из журналов для коллажа, клей, подбор вещей и объектов для инсталляции.
Зрительный ряд: образцы вещей для анализа; диафильм «Что такое дизайн»; проспекты и рекламные буклеты, каталоги, журналы по дизайну
1) аналитическое упражнение - исследование формы вещей по предложению учителя;
2) проектное упражнение на функциональное использование формы (например: «Чем может быть шар?»);
Создание тематической образно-вещной инсталляции (инсталляция - композиция из реальных предметов и вещей, передающая образ действительности и наше осмысление жизни).
8
Роль и значение материала в конструкции .
Цвет в архитектуре и дизайне
1
Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).
Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Преобладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологическое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очертания, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спектра и их тональностей. Фактура цветового покрытия.
Уметь моделировать в своём творчестве основные этапы художественно – производственного процесса в конструктивных искусствах; использовать разнообразные материалы
Материалы: принадлежности для рисования, материалы для монтажа инсталляций.
Зрительный ряд: К о л д е р. Мобили, журнал «Дизайн-i», N 20 (<<Фонтаны Стравинского»), фото-графии инсталляций из журналов.
Фотографии интерьеров общественных мест с активным использованием цвета, фотографии городских фрагментов или отдельных домов (например, старый Арбат, район Пенягино в Митино, Москва); А. Р о д ч е н к о. Мебель для рабочего клуба, образцы упаковок; В. Т а т л и н. Макет памятника III Интернационалу (образец пространственной композиции).
1) макетирование цветной коробки как подарочной упаковки для вещей различного назначения;
~
2) цветовое решение макетной объемно-пространственной композиции (абстрактной или тематической) из простейших элементов.
1) проектное упражнение «Сочинение фантазийной вещи»: сапоги-скороходы, ковер-самолет, автомобиль агента 007 (полуфантастическое соединение функций);
2) проект «Из вещи – вещь» -построение формы (объекта) исходя из материала, его фактурных свойств (металлические банки, пробки, гвозди, проволока, вата, шарики, трубочки и др.).
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека 4 часа
9
Город сквозь времена и страны.
Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
Город сегодня и завтра .Тенденции и перспективы развития современной архитектуры
1
Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стилевого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура народного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.
Архитектурная и градостроительная революция ХХ века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.
Знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
Материалы: карандаш, тушь, бумага; ножницы, клей.
Зрительный ряд: фотографии образцов народного жилища, средневековых замков и храмов (Донжон в Лоше, аббатство Монт Сен Мишель, собор Парижской Богоматери, Кельнский собор), мечетей и т. д.; фотографии архитектурных сооружений различных стилей (античный, романский, барокко и т. д.).
Иллюстрации из книг «Мир архитектуры» (М., 1990), Ле Корбюзье. Архитектура ХХ века, журнал «Мир и Дом» за 2001-2002 годы; К. Леду. Проекты для города Шо.
1) силуэтная зарисовка самых знаменитых построек любого города, создание визитной карточки этого города;
3) фантазийная зарисовка на тему «Архитектура будущего».
Создать историко- художественный проект (стиль любой эпохи)
10
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды
1
Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды планировки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.
Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и индивидуализации городской среды, в установке связи между человеком и архитектурой. Создание информативного комфорта городской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Уметь работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием вещной среды; создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве
Материалы: бумага, картон, пенопласт, клей, резак; тушь, карандаш, бумага.
Зрительный ряд: журналы «Нойе Вербунг», «Проект», «Архитектура»; книга «Я - архитектор» (М., 1997); Ле Корбюзье. Проект города на 3 млн жителей; карты городов Золотого кольца России; М. Д е р и б ере. Цвет в деятель-ности человека (М., 1964); О. И. Нестеренко. Краткая энциклопедия дизайна; силуэтные фотографии фрагментов городов из журналов «Архитекту-ра» и др.; реконструк-ция исторических зон старых городов см. сборник «Дизайн> (М., 1996) и др.
1) аналитическое прочтение различных видов композиционно-плоскостных схем существующих городов;
2) макетно-рельефное моделирование фрагмента города.
Создать дизайн –проект оформления витрины магазина.
11
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера
1
6 665 159 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Бородина Ирина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
500/1000 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.