Главная / Начальные классы / КТП 3 класс по технологии "Начальная школа 21 века"

КТП 3 класс по технологии "Начальная школа 21 века"

Скачать материал



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: технология


Класс : 3


Уровень: базовый (ФГОС НОО)


УМК: «Начальная школа 21 века»

под редакцией Н.Ф.Виноградовой


Учебный год: 2013-2014




























I. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе :

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

  • «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

  • Базисного учебного плана ;

  • «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

  • «Примерных программ начального общего образования» ;

  • Авторской программы «Технология» Е. А. Лутцевой (УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой).

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

1. Е. А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана – Граф, 2010

2. Е. А. Лутцева. Технология. Учимся мастерству: 3 класс: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса общеобразовательных учреждений - М.: Вентана – Граф, 2011.- 96с.: ил. – («Начальная школа XXI века»).

Объем программы: программа рассчитана на 34 часа в год ( 1 час в неделю)

В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для

самовыражения каждого ребёнка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных

технологий.

Данный курс носит интегрированный характер. Суть интеграции заключается в знакомстве с различными явлениями материального мира, объединёнными общими, присущими им закономерностями, которые проявляются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология» обеспечивает интеграцию знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, математики, окружающего мира, русского (родного) языка, литературного чтения), и

позволяет реализовать их в интеллектуально-практической деятельности ученика. Это, в свою очередь, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.

Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

● развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

● формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не

только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

● овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

● использование приобретённых знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

● воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

II. Содержание образования по разделам в соответствии с ФГОС

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьников, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.).

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии; традиции и творчество мастера в созда нии предметной среды (общее представление).

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности — изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т. п.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах; многообразие материалов и их практическое применение в жизни; происхождение материалов и разнообразие их свойств (на уровне общих представлений).

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор материалов по их декоративно"художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), знание и соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом, сгибание, складывание), сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

3. Конструирование и моделирование

Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия; различные виды конструкций и способы их сборки. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, по модели и по заданным условиям (технико"технологическим, функциональным, декоративно"художественным и пр.).

4. Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (СD).

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер. Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера.


III. Содержание курса 3 класса.

В программе эти содержание представлено четырьмя разделами:

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание.

  2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

  3. Конструирование и моделирование.

  4. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).


Содержание тем учебного курса.

Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры

Элементы материаловедения. Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани и др.), их исходное сырье, получение, применение.

Основы конструкторских знаний и умений. Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлест, с помощью крепежных деталей, различными видами клея, сшиванием и др.). Использование принципов действия существ животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Основы технологических знаний и умений

Разметка разверток с опорой на их простейший чертеж.
Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование разверток несложных форм (достраивание элементов).

Сборка изделия.

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приемы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой через край.

Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и ее вариантами (крестик, роспись, стебельчатая строчка и др.), кружевами, тесьмой, пуговицами и т. д.

Агротехнические приемы: пересадка и перевалка растений, размножение растений отпрысками и делением куста.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

Информационная среда: основные источники {органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и ее компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными -:. потребителями (лампочка, звонок, электродвигатель).

Из истории техники и технологии

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей и национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, в быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX века. Использование энергии сил природы (вода> ветер, огонь) для повышения производительности труда. Использование силы пара, электрической энергии человеком для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние развития наук и технических изобретений человечества.

IV. Критерии оценки

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов и операций и работы в целом;

• степень самостоятельности в выполнении работы;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке: его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Никакому оцениванию не подлежит: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия и др.).

Характеристика цифровой оценки (отметки)

• “5” ставится, если ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, проявил организационно-трудовые умения (поддерживал чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно расходовал материалы, работа аккуратная);

• “4” ставится, если работа выполнена не совсем аккуратно, измерения не достаточно точные, на рабочем месте нет должного порядка;

• “3” ставится, если работа выполнена правильно только наполовину, ученик неопрятно, неэкономно расходовал материал, не уложился в отведенное время.

Оценка результатов предметно-творческой деятельности учащихся носит сквозной (накопительный) характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок . Текущему контролю подвергаются знания и умения, которые являются составной частью комплексных знаний и умений, например по обработке материалов, изготовлению конструкций макетов и моделей. Особое внимание уделяется работам, для изготовления которых были использованы чертёжные инструменты, поскольку умения владеть ими в курсе технологии в начальной школе являются основными и базовыми для большинства видов художественно-творческой деятельности.

Критерии оценки качественных результатов выполнения заданий:

  • полнота и правильность ответа, соответствие изготовленной детали изделия или всего изделия заданным характеристикам, аккуратность сборки деталей, общая эстетика изделия – его композиционное и цветовое решение, внесение творческих элементов в конструкцию или технологию изготовления изделия (там, где это возможно или предусмотрено заданием).

  • в заданиях проектного характера внимание обращается на умения принять пос тавленную задачу, искать и отбирать необходимую информацию находить решение возникающих (или специально заданных) конструкторско-технологических проблем, изготовлять изделие по заданным параметрам и оформлять сообщение, а также отмечать активность, инициативность,

  • коммуникабельность учащихся, умения выполнять свою роль в группе, вносить предложения для выполнения практической части задания, защищать проект.

Итоговая оценка по технологии проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Для итоговой аттестации каждый ученик ведет свой «Портфель достижений», куда собирает зачтённые результаты текущего контроля, представленные в виде изделий или их фотографий, краткие описания или отчёты о выполненных проектах и (или) проверочных заданий, грамоты, благодарности и т. п.

V. Планируемые результаты обучения по окончании 3 класса

Предметные результаты включают:

  • элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры; о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);

  • соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии;

  • достаточный уровень графической грамотности: выполнение несложных измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опора на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;

  • умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверка конструкции в действии, внесение корректив;

Метапредметные результаты обучения:

овладение такими универсальными учебными действиями (УУД), как

  • ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценки собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;

  • умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать реальные собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель, подчиненный);

  • развитие личностных качеств: любознательности, доброжелательности, трудолюбия, уважения к труду, внимательного отношения к старшим, младшим и одноклассникам, стремления и готовности прийти на помощь тем, кто нуждается в ней.



VI. Информационно – методическое обеспечение


Перечень

учебно - методического обеспечения.


  1. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник

  2. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: 3 класс: Органайзер для учителя: Сценарии уроков. – М.: Вентана – Граф, 2007.- 224 с.:

  3. Технология. 3 класс: поурочные планы по учебнику Т. Н. Просняковой «Уроки мастерства» / авт. – сост. Н. А. Тараканова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 255 с.

  4. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336 с.: ил.

  5. Лутцева Е.А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2010.- 128 с.: ил.

  6. Лутцева Е.А. Технология: Учимся мастерству: Рабочая тетрадь для учащихся 3 класса общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана – Граф, 2011.- 48 с.: ил.


Список литературы

(основной и дополнительной)



1. Атаулова О.В., Шкирдова Л.Н. Конспекты уроков для учителя технологии: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 152 с.: ил.

2. Антошин, М.К. Учимся работать на компьютере / М.К. Антошин. – 6-е изд., испр. И доп.-М.: Айрис – пресс, 2007.-128 с.: ил.- (Внимание: дети!).

3. Бененсон Е. Н., Паутова А. Г. Информатика и ИКТ, 3 класс, Академкнига/Учебник

4. Геронимус Т. М. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009. – 336 с.: ил.

5. Кабаченко С. Поделки из спичек / Сергей Кабаченко. – М.: Эксмо, 2009.- 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия. Вместе с детьми).

      1. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество / О.В. Корчинова. – Изд. 3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007.-315. (1) с.: ил.
























VII. Календарно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

По плану

Фактически

1.



















Человек – строитель, созидатель, творец

9



Из истории технологий. Человеческое жилье. Архитектурные памятники

1



Основы обрабатывающей технологии

1



Отражение эпох в культуре одежды, отделке интерьеров, стилевое единство внутреннего и внешнего.

1



Из истории материальной культуры России. Технология обработки сырья, материалов.

1



Способы получения объемных форм. Трехмерная проекция

1



Получение объемной формы с помощью развертки.

1



Художественная культура России

1



Разные времена - разная одежда. Какие бывают ткани. Застежка и отделка одежды

1



Проверь себя по теме «Человек – строитель, созидатель, творец»

1












Растения в твоем доме

4



Технико - технологические знания и умения культурного земледелия. Основы агротехники

1



Размножение растений делением куста и отпрысками. Цветочное убранство интерьера.

1




Когда растение просит помощи (перевалка, пересадка)

1




Проверь себя по теме «Растения в твоем доме»

1




3













Преобразование энергии сил природы

8



Технология преобразования и использования энергии

1




Главный металл

1



Ветер работает на человека.

1



Устройство передаточного механизма

1



Вода работает на человека

1



Паровые двигатели.

1



Получение и использование электричества. Электрическая цепь.

1



Проверь себя по теме «Преобразование энергии сил природы»

1




4
















Информатика и ИКТ

12



Зачем человеку нужна информация.

Какая бывает информация

1



Книга – источник информации. Изобретение бумаги. Технология изготовления печатной книги

Конструкция современных книг

1



Что такое компьютер

1



От абака до ЭВМ

1



Как устроен компьютер

1



Как работают компьютерные программы

1



Что умеют компьютеры: компьютеры в быту, в медицине

1



Что умеют компьютеры: компьютеры и прогнозирование погоды, компьютеры в учреждениях, на предприятиях

1



Использование компьютеров в разных сферах жизнедеятельности человека

1



Интернет – всемирная сеть.

1



Практика работы на компьютере. Включение. Выключение. Рабочий стол




Проверь себя по теме «Информация и ее преобразование»

1



5.

Великие изобретения человека

1



Итого


34




КТП 3 класс по технологии "Начальная школа 21 века"
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии составлена на основе :

·        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009);

·        «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В.Козлова, А.М.Кондакова);

·        Базисного учебного плана ;

·        «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой)

·        «Примерных программ начального общего образования» ;

·        Авторской программы  «Технология» Е. А. Лутцевой  (УМК  «Начальная  школа XXI века»  под  редакцией  Н.Ф.  Виноградовой). 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Стародубцева Тамара Валентиновна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 4077
Номер материала 25842
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓