Пояснительная записка
к курсу «Технология»
Рабочая
программа учителя по курсу технология для учащихся 2-го класса рассчитана на 68
часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:
·
с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования (далее Стандарта);
·
рекомендациями Примерной основной образовательной
программой образовательного учреждения. Начальная школа. Составитель Е.С.
Савинов. – М.: Просвещение, 2010 г. рекомендованной МО и Науки РФ (далее
Примерной Программой);
·
с положениями Основной образовательной программой начального
общего образования ГБОУ Сергиевской СОШ № 1 (далее Образовательной
программой);
·
с возможностями учебно-методического комплекта,
разработанного на основе авторской издательской программы курса «Технология» автора
Е.А. Лутцевой, согласующейся с концепцией образовательной модели «Начальная
школа 21 век», с образовательными потребностями и запросами обучающихся и их
родителей.
·
Предлагаемая программа отражает один из возможных
вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по
образовательной области «Технология».
Программа
рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Форма итоговой
аттестации обучающихся – тестовые задания.
В авторскую
программу изменения не внесены.
Методическая основа курса – организация
максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого
класса. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три
взаимосвязанных критерия их самооценки учебного труда: знаю, понимаю, могу.
Основные
методы, реализующие развивающие идеи курса, продуктивные (включают в
себя наблюдения, размышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные
исследования предметной среды и т.п.).
В
курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития
конструкторско-технологических умений учащихся и творческих, изобретательских
способностей в целом – уровень ремесла и уровень мастерства.
Курс
реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический,
раскрывающий основы технико-технологических знаний и широкую
технико-технологическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум;
урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит индивидуальный
характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно
творческих, обобщающего характера – творческих проектов. Проектная деятельность
направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства
ответственности.
Обучение технологии (труду) способствует
формированию общеучебных умений и навыков. Среди них: умение выделять признаки
и свойства объектов окружающего мира, высказывать суждения на основе сравнения
их функциональных и эстетических качеств, конструктивных особенностей;
осуществлять поиск и обработку информации (в том числе с использованием
компьютера), умение использовать измерения для решения практических задач;
планировать и организовывать свою деятельность и др.
Технологическое
образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный
компоненты.
Курс
«Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в
знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими
закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой
деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации
Программа по
технологии для начальной школы отражает современные требования к модернизации
технологического образования при сохранении традиций российской школы, в том
числе и в области трудового обучения, учитывает психологические закономерности
формирования общетрудовых и специальных знаний и умений обучаемых по
преобразованию различных материалов в материальные продукты, а также возрастные
особенности и возможности учащихся младшего школьного возраста.
Изучение
предмета «Технология» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
· формирование представлений о роли труда в жизнедеятельности человека и
его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире
профессий; потребности в творческом труде;
· приобретение начальных общетрудовых и технологических знаний: о
продуктах, средствах и предметах труда, межлюдских зависимостях, отношениях
«живых» и овеществленных, возникающих в процессе создания и использования
продуктов деятельности; о способах и критериях оценки процесса и результатов
преобразовательной деятельности, в том числе о социальной ценности будущего
результата деятельности; общетрудовых и основных специальных трудовых умений и
навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые
материальные продукты; основ графической деятельности, конструирования, дизайна
и проектирования материальных продуктов;
· овладение основными этапами и способами преобразовательной
деятельности: определение целей и задач деятельности; планирование, организация
их практической реализации; объективная оценка процесса и результатов
деятельности; соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными
инструментами и материалами;
· воспитание трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности,
сознательности, уважительного отношения к людям и результатам труда,
коммуникативности и причастности к коллективной трудовой деятельности;
· развитие творческих способностей, логического и технологического мышления,
глазомера и мелкой моторики рук.
Программа
включает в себя предметные линии, охватывающие все направления взаимодействия
человека с окружающим миром, с учетом психофизиологических и синтезивных
особенностей развития детей младшего школьного возраста. Каждая линия
представляет собой независимую единицу содержания технологического образования
и включает информацию о видах и свойствах определенных материалов, средствах и
технологических способах их обработки и другую информацию, направленную на
достижение определенных дидактических целей. По каждой линии определено
содержание теоретических сведений, практических работ и объектов труда,
обеспечивающих усвоение школьниками начального опыта различных видов
деятельности по созданию материальных продуктов.
У младших
школьников также должны формироваться первоначальные знания и умения в области
проектной деятельности. Учащийся должен иметь возможность ознакомиться с
полноценной структурой проектно-технологической деятельности и активно (в
соответствии со своими возрастными возможностями) участвовать во всех ее
этапах.
В
отличие от традиционного учебного предмета «Трудовое обучение» данный курс
технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического
образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор,
продуктивное творческое мышление, максимальное развитие способностей,
индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в
процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной
деятельности и овладевания элементарными технико-технологическими знаниями,
умениями и навыками.
При
проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы,
работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, экскурсии)
Описание ценностных ориентиров содержания образования.
Личностные ценности
Ценность жизни – признание человеческой жизни
и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы
для подлинного экологического сознания.
Ценность добра – направленность человека на
развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление
высшей человеческой способности - любви.
Ценность природы основывается на
общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира –
частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего,
бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также
переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и
приумножение её богатства.
Ценность истины – это ценность научного
познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия,
мироздания.
Ценность красоты, гармонии лежит в основе
эстетического воспитания через при-общение человека к разным видам искусства.
Это ценность совершенства, гармонизации, приведения в соответствие с идеалом,
стремление к нему – «красота спасёт мир».
Общественные ценности
Ценность человека как разумного существа,
стремящегося к добру и само-совершенствованию, важность и необходимость
соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом,
психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность семьи как первой и самой
значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды,
обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения
к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного
условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком
своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами,
правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути
является человек.
Ценность социальной солидарности как признание
прав и свобод человека, обладание
чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и
к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание
человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений
духовной зрелости человека, выража-ющеееся в любви к России, народу, малой
родине, в осознанном желании служить Отече-ству.
Ценность человечества
как части мирового сообщества, для существования и прог-рессса
которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их
культур.
Формирование универсальных учебных действий на уроках технологии.
Развивающий
потенциал учебного предмета «Технология» в формировании универсальных
учебных действий обоснован следующим:
1.
Ключевой ролью предметно-преобразовательной
деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;
2.
Значением универсальных учебных действий
моделирования и планирования, которые выступают непосредственным предметом
усвоения в ходе выполнения различных предметных заданий по курсу. В ходе выполнения
задач на конструирование учащиеся учатся использовать наглядные схемы, карты и
модели, задающие полную ориентировочную основу выполнения предложенных заданий
и позволяющие выделять необходимую систему ориентиров для выполнения действия.
3.
Специальной организацией в курсе «Технология»
процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной
деятельности учащихся в генезисе и развитии психологических новообразований
младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во
внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований
выполняемой деятельности;
4.
Широким использованием форм группового
сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса.
Личностные
результаты:
Создание условий
для формирования следующих умений:
·
объяснять свои чувства и ощущения от восприятия
объекта, иллюстрации, результатов трудовой деятельности человека;
·
уважительно относиться к другому мнению, к
результатам труда мастеров;
·
понимать исторические традиции ремёсел, уважительно
относиться к труду людей ремесленных профессий.
Метапредметные
результаты:
Регулятивные
универсальные учебные действия:
·
определять при помощи учителя и самостоятельно цель
и деятельность на уроке;
·
учиться выявлять и формулировать учебную проблему
совместно с учителем ( в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
·
учиться планировать практическую деятельность на
уроке;
·
под контролем учителя выполнять пробные поисковые
действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
·
учиться предлагать из числа освоенных
конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов
изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
·
работать по плану, составленному совместно с
учителем, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные
карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения
операций ( с помощью шаблонов неправильной формы, чертёжных инструментов).
Познавательные
универсальные учебные действия:
·
наблюдать конструкции о образы объектов природы и
окружающего мира, результаты творчества мастеров родного края;
·
сравнивать конструктивные и декоративные
особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными
функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть
используемые для рукотворной деятельности материалы;
·
учиться понимать необходимость использования
пробно-поисковых практических упражнений для открытия нового знания, умения;
·
находить необходимую информацию в учебнике, в
предложенных учителем словарях и энциклопедиях;
·
при помощи учителя исследовать
конструкторско-технические и декоративно-художественные особенности объектов
(графических и реальных), искать наиболее целесообразные способы решения задач
из числа освоенных;
·
самостоятельно делать простейшие обобщения и
выводы.
Следует также особо выделить значительный развивающий потенциал
предмета «Технология», который, однако, практически не осознается и, как
следствие, значение предмета недооценивается. Между тем при соответствующем
содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным
для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене
средней школы. «Технология» создает благоприятные условия для формирования
важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования,
оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в
контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения,
добиваться достижения результата (продукта) и т.д.
Преимущества
предмета «Технология» по сравнению с остальными определяются:
1.
Возможностью действовать не только в плане
представления, но и в реальном материальном плане совершать наглядно видимые
преобразования (это устраняет отрыв речевых действий от их материальной формы).
2.
Возможностью организации совместной продуктивной
деятельности и формирования коммуникативных действий, а также навыков работы в
группе. В частности, занятия детей на уроках «Технологии» позволяют добиваться
максимально четкого отображения в речи детей состава полной ориентировочной
основы выполняемых действий, как по ходу выполнения, так и после (рефлексия
действий и способов). Работа над заданиями в рамках «Технологии» позволяют
также систематически практиковать работу парами и микрогруппами, стимулируя у
детей выработку умения совместно планировать, договариваться и распределять
функции в ходе выполнения задания, осуществлять взаимопомощь и взаимный
контроль.
Планируемые результаты.
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную
школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень
необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение
конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик
может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основными результатами обучения технологии являются:
начальные технико-технологические знания, умения, навыки по изготовлению
изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное
планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности
технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий и др.);
начальные умения по поиску и применению информации для решения практических
задач (работа с простыми информационными объектами, их поиск, преобразование,
хранение). Учащиеся приобретают навыки учебного сотрудничества, формируется
культура их труда.
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Наблюдать связи человека с природой и предметным миром;
предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и
окружающего мира, наблюдать конструкторско-технологические и
декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий.
С помощью
учителя:
• выполнять простейшие исследования (наблюдать, сравнивать, сопоставлять
изученные материалы: их виды, физические и технологические свойства,
конструктивные особенности используемых инструментов, приёмы работы освоенными
приспособлениями и инструментами);
• анализировать предлагаемые задания: понимать
поставленную цель, анализировать конструкторско-технологические и
декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное
и неизвестное;
• осуществлять практический поиск и открытие нового знания и
умения; анализировать и читать графические изображения (рисунки);
• воплощать мысленный образ в материале с опорой
(при необходимости) на графические изображения, соблюдая приёмы безопасного и
рационального труда;
• планировать предстоящую практическую
деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого
задания.
С помощью учителя и под его контролем организовывать свою
деятельность: подготавливать своё рабочее место, рационально размещать
материалы и инструменты, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда.
С помощью учителя
• осуществлять самоконтроль качества выполненной работы (соответствие
предложенному образцу или заданию, с помощью шаблона);
• оценивать результат своей деятельности:
точность изготовления деталей, аккуратность выполненной работы; принимать
участие в обсуждении результатов деятельности одноклассников;
• обобщать (осознавать и формулировать) то
новое, что усвоено.
С помощью учителя:
• моделировать несложные изделия с разными конструктивными особенностями
по образцу и его рисунку;
• определять особенности конструкции, подбирать соответствующие материалы
и инструменты.
Содержание учебного предмета (34 часа).
Общекультурные
и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 часов).
Знание
трудовой деятельности в жизни человека – труд, как способ самовыражения
человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде
Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная
кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения
труда. Ремёсла и ремесленники. Название профессий ремесленников. Современное
состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в местах проживания
людей. Технология выполнения их в работ во времена Средновековья и сегодня.
Элементарные
общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство,
эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония
рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).
Разнообразие
предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства,
архитектуры и техники).
Природа – источник сырья. Природное сырье, природные материала.
Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании
предметной среды (общие представления).
Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология
изготовления). Составление плана практической работы.
Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи,
эскизы, схемы).
Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью уччителя
доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных
решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности –
изделия, оформление праздников.
Работа в малых группах. Осуществление сотворчества.
Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных
инструментов).
Самообслуживание. Самостоятельный отбор материала и инструментов для
урока.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты
(15 часов).
Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в
регионе), натуральные ткани, нитки, пряжа. Строение ткани. Продольное и
поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения
нитей и ткани на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства:
гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их
декоративно-художественным и конструктивным особенностям.
Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож,
лекало. Их название, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной
работы в обращении с колющими и режущими инструментами.
Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение
деталей из заготовок, сборка изделий, отделка.
Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа
(контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение
чертежа. Разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший
чертёж. Экономная, рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных
инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных
инструментов. Деление окружности и круга на части при помощи циркуля и путём
складывания.
Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.
Отделка аппликацией ( с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками
(вариант прямой строчки).
Конструирование
и моделирование (9 часов).
Конструирование
из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии.
Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединений деталей конструкции.
Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций
(винтовые, проволочные). Соответствие материалов, конструкции и внешнего
оформления назначению изделия).
Транспортные
средства, используемые в трёх стихиях (земля, вода, воздух). Виды, названия,
назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделия из различных
материалов: транспортных средств
По модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.
Использование информационных технологий (практика работы на компьютере)
(2 часа).
Демонстрация учителем с участием учащихся готовых материалов на цифровых
носителях по изучаемым темам.
Контроль
и оценка планируемых результатов
Для отслеживания
результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
1.
Стартовый,
позволяющий определить исходный уровень развития учащихся.
2.
Текущий:
•
прогностический, то есть проигрывание всех операций
учебного действия до начала его реального выполнения;
•
пооперационный, то есть контроль за правильностью,
полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
•
рефлексивный, контроль, обращенный на
ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов
его построения;
•
контроль по результату, который проводится после
осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или
выполненных операций с образцом.
3.
Итоговый
контроль в формах
•
тестирование;
•
практические работы;
•
творческие работы учащихся;
Самооценка и самоконтроль определение
учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей,
а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе
осуществления деятельности.
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого
урока. Работы оцениваются по следующим критериям:
•
качество выполнения изучаемых на уроке приемов,
операций и работы в целом;
•
степень самостоятельности;
•
уровень творческой деятельности (репродуктивный,
частично продуктивный, продуктивный), найденные продуктивные технические и
технологические решения.
Предпочтение
отдаётся качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его
творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.