1.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего
образования по физической культуре (базовый уровень),«Комплексной программы
физического воспитания учащихся 1-11 классов»,В.И.Лях, А.А. Зданевич, 2012г.
Целью физического
воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности
посредством формирования физической культуры.
Достижение цели физического
воспитания обеспечивается решением следующих основных задач, направленных:
·
на
содействие гармоническому развитию личности, выработку умений использовать
физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для
укрепления здоровья, противостоять стрессам;
·
на
расширение двигательного опыта посредствам овладения новыми двигательными
действиями и формирование умений применять их в различных по сложности
условиях;
·
развитие
основных физических качеств и способностей, укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей организма;
·
на
формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной
тренировки, значении занятий физической культуры для будущей трудовой
деятельности;
·
приобретение
необходимых знаний в области физической культуры и спорта
·
на
углубленное представление об основных видах спорта;
·
на
закрепление потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
занятием любимым видом спорта в свободное время;
·
на
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей, содействию
развития психических процессов и обучению психической саморегуляции.
УМК
учителя- Государственная программа доктора
педагогических наук В.И.Лях «Комплексная программа физического воспитания
учащихся 1–11 классов», 2012 г.
УМК
обучающегося:
-Физическая
культура 10-11 классы: учебник для общеобразовательной организации: базовый
уровень / автор В.И. Лях – М.«Просвещение», 2014.-
255 с.
Уровень
программы- базовый стандарт.
Рабочий план составлен с учетом следующих
нормативных документов:
·
Федеральный закон «Об образовании в
Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
·
Федеральный закон «О физической культуре и
спорте в Российской федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ (ред. От 02.07.2013г.);
·
Национальная доктрина образования в
Российской федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. №751;
·
Базисный учебный план общеобразовательный
учреждений Российской федерации. Приказ МОРФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. От
01.02.2012 г.);
·
Обязательным минимум содержания начального
образования Приказ МОРФ от 19.05.1998гю № 1235;
·
Стратегия развития физической культуры и
спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г.
№1101-р;
·
О проведении мониторинга физического
развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. №06-499;
·
О Концепции Федеральной целевой программы
развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от
07.02.2011г. № 163-р.
2. Общая
характеристика предмета
Рабочая программа по физической культуре
вносит изменения и дополнения в содержание физического воспитания,
последовательность изучения тем, количество часов, использование
организационных форм обучения.
Основной формой организации
учебного процесса является урок.
В программе
приведено примерное распределение учебного времени на различные виды
программного материала. Выделенный объем времени в базовой части на различные
разделы программы увеличен за счет часов вариативной части.
Программа рассчитана на 34
учебные недели в год по 3 часа физической культуры в неделю.Содержание данной
программы предназначено для обучающихся основной и подготовительной медицинских
групп.
Программный материал
включает разделы: спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, кроссовая
подготовка, туризм. Каждый из разделов программы имеет свои задачи, которые
решаются в результате учебной деятельности. Программный материал усложняется по
разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее
пройденных. Теоретические основы знаний о физической культуре отрабатываются в
ходе освоения конкретных технических навыков и умений, развития двигательных
способностей.
В разделе «Спортивные
игры» В 10-11 классах продолжается углубленное
изучение спортивных игр (футбол, баскетбол, волейбол) закрепляются и
совершенствуются ранее усвоенные элементы техники владения мячом.
Раздел «Гимнастика»
Гимнастические упражнения, включенные в программу старших классов, направлены,
прежде всего, на развитие силы, силовой и скоростной выносливости различных
групп мышц.
В разделе
«Легкая атлетика», «Кроссовая подготовка». В 10-11 классах усиливается акцент на дальнейшее развитие
выносливости, скоростно-силовых, скоростных и координационных способностей.
Увеличивается длина спринтерских дистанций, время длительного бега, длина
разбега и количество способов в прыжках и метаниях.
В разделе
«Туризм». В 10-11 классе продолжается
углубленное изучение: организации походов разного уровня сложности, техники
пешеходного туризма, туристического ориентирования и топографии, оказание
первой доврачебной помощи и способов выживания при чрезвычайных ситуациях.
На уроках
физической культуры целесообразно опираться на межпредметные связи. В старших
классах необходимо устанавливать и углублять связи с анатомией и физиологией,
физикой, математикой и другими предметами.
Два раза в год во всех
классах проводится диагностика физической подготовленности обучающихся для
определения текущего (рубежного) уровня физической подготовленности. Итоговый
контроль осуществляется в ходе экзаменационной аттестации обучающихся.
По окончании ступени,
обучающиеся должны показывать уровень результатов физической подготовленности
не ниже, чем средний, соответствующий
обязательному минимуму содержания образования.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВЕНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОКАНЧИВАЮЩИХ СРЕДНЮЮ ШКОЛУ
В результате освоения
Обязательного минимума содержания учебного предмета «физическая культура»
учащиеся по окончании средней школы должны достигнуть следующего уровня
развития физической культуры.
Объяснять:
·
роль и значение физической культуры в развитии общества и
человека, цели и принципы современного олимпийского движения, его роль и
значение в современном мире, влияние на развитие массовой физической культуры и
спорта высших достижений;
·
роль и значение занятий физической культурой в укреплении
здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа
жизни.
Характеризовать:
·
индивидуальные особенности физического и психического развития и
их связь с регулярными занятиями физическими упражнениями;
·
особенности функционирования основных органов и структур
организма во время занятий физическими упражнениями, особенности планирования
индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности и
контроля их эффективности;
·
особенности организации и проведения индивидуальных занятий
физическими упражнениями общей профессионально-прикладной и
оздоровительно-корригирующей направленности;
·
особенности обучения и самообучения двигательным действиям,
особенности развития физических способностей на занятиях физической культурой;
·
особенности форм урочных и внеурочных занятий физическими
упражнениями, основы их структуры, содержания и направленности;
·
особенности содержания и направленности различных систем
физических упражнений, их оздоровительную и развивающую эффективность.
Соблюдать
правила:
·
личной гигиены и закаливания организма;
·
организации и проведения самостоятельных и самодеятельных форм
занятий физическими упражнениями и спортом;
·
культуры поведения и взаимодействия во время коллективных
занятий и соревнований;
·
профилактики травматизма и оказания первой помощи при травмах и
ушибах;
·
экипировки и использования спортивного инвентаря на занятиях
физической культурой.
Проводить:
·
самостоятельные и самодеятельные занятия физическими
упражнениями с общей профессионально-прикладной и оздоровительно-корригирующей
направленностью;
·
контроль за индивидуальным физическим развитием и физической
подготовленностью, физической работоспособностью, осанкой;
·
приемы страховки и самостраховки во время занятий физическими
упражнениями, приемы оказания первой помощи при травмах и ушибах;
·
приемы массажа и самомассажа;
·
занятия физической культурой и спортивные соревнования сучащимися
младших классов;
·
судейство соревнований по одному из видов спорта.
Составлять:
·
индивидуальные комплексы физических упражнений различной
направленности;
·
планы-конспекты индивидуальных занятий и систем занятий.
Определять:
·
уровни индивидуального физического развития и двигательной
подготовленности;
·
эффективность занятий физическими упражнениями, функциональное
состояние организма и физическую работоспособность;
·
дозировку физической нагрузки и направленность воздействий
физических упражнений.
Демонстрировать:
Физические
способности
|
Физические
упражнения
|
Юноши
|
Девушки
|
Скоростные
|
Бег
30 м
Бег
100 м
|
5,0
с
14,3
с
|
5,4
с
17,5
с
|
Силовые
|
Подтягивание
из виса на высокой перекладине
Подтягивание
в висе лежа на низкой перекладине, раз
Прыжок
в длину с места, см
|
10
раз
215 см
|
14
раз
170
см
|
К
выносливости
|
Кроссовый
бег на 3 км
Кроссовый
бег на 2 км
|
13
мин 50
|
10
мин 00
|
3. Предмет
«Физическая культура»:
• входит в
предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»,
• входит в федеральный
компонент базисного учебного плана,
является
обязательным учебным предметом на базовом уровне (количество часов – 204; 3
урока в неделю).
4.
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Физическая культура»
Личностные
результаты освоения предмета «Физическая культура»
• Формирование
положительного отношения обучающихся к двигательной деятельности, занятиям
спортом;
• Развитие
мотивов (личностных смыслов) занятий физическими упражнениями и спортом
• Развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
• Накопление
необходимых знаний и умений использования ценностей физической культуры для
удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей;
• Достижение
личностно значимых результатов в физическом совершенствовании.
Метапредметные
результаты освоения предмета «Физическая культура»
Умения:
·
находить
ошибки при выполнении двигательных заданий, отбирать способы их исправления;
·
общаться
и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи,
дружбы и толерантности;
·
обеспечивать
защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой;
·
организовывать
самостоятельную двигательную деятельность с учётом требований её безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
·
планировать
собственную двигательную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе
её выполнения;
·
анализировать
и объективно оценивать результаты своих занятий физической культурой и спортом,
находить возможности и способы их улучшения.
Предметные
результаты освоения предмета «Физическая культура»
Умения:
·
планировать
занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с
использованием средств физической культуры;
·
излагать
факты истории развития физической культуры, характеризовать её роль и значение
в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
·
представлять
физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и
физической подготовки человека;
·
измерять
(познавать) индивидуальные показатели физического развития (длину и массу
тела), развития основных физических качеств;
·
оказывать
посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их
устранения;
·
организовывать
и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
·
бережно
обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
·
организовывать
и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью,
подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой
нагрузки;
·
характеризовать
физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать её напряжённость
во время занятий по развитию физических качеств;
·
взаимодействовать
со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
·
в
доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
·
подавать
строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
·
находить
отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
·
выполнять
акробатические и гимнастические комбинации на высоком техническом уровне,
характеризовать признаки техничного исполнения;
·
выполнять
технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
·
выполнять
жизненно важные двигательные действия различными способами, в различных
изменяющихся, вариативных условиях
5. Содержание
предмета «Физическая культура»
Основы
знаний о физической культуре
Социокультурные основы
·
10 класс.
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Ценностные ориентации индивидуальной физической деятельности: укрепление
здоровья, физическое совершенствование и формирование здорового образа жизни.
Современное Олимпийское и физкультурно-массовое движения
·
11 класс.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и
зарубежной культуре, их цели и задачи, основы содержания и формы организации.
Психолого-педагогические основы
·
10 класс.
Способы индивидуальной организации, планирования, регулирования и контроля
физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями. Основные формы и
виды физических упражнений.
Понятие телосложения и характеристика
его основных типов, способы составления комплексов физических упражнений из
современных систем физического воспитания.
Основные технико-тактические действия
в избранном виде спорта.
·
11 класс.
Основы организации и проведения спортивно-массовых соревнований по различным
видам спорта. Особенности самостоятельной подготовки к участию в спортивно-массовых
мероприятиях. Способы регулирования массы тела.
Медико-биологические основы
·
10 класс.
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления
здоровья. Основы организации двигательного режима, характеристика упражнений и
подбор форм занятий в зависимости от способностей индивидуальной учебной
деятельности, самочувствия и показатель здоровья.
·
11 класс.
Особенности техники безопасности и профилактика травматизма, профилактические и
восстановительные мероприятия при организации и проведении спортивно-массовых и
индивидуальных форм занятий физической культурой и спортом.
Вредный
привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на здоровье.
Приемы саморегуляции
·
10-11
классы. Аутогенная тренировка. Психомышечная и психорегулирующая тренировка.
Элементы йоги.
Спортивные игры (футбол,
волейбол, баскетбол)
·
10-11
классы. Терминология игр. Влияние игровых упражнений на развитие
координационных способностей, психохимические процессы, воспитание нравственных
и волевых качеств. Правила игр. Техника безопасности при занятиях играми.
Организация и проведение соревнований. Самоконтроль и дозировка нагрузки во
время занятий играми.
Гимнастика с элементами
акробатики
·
10-11
классы. Основы биомеханики гимнастических упражнений. Влияние гимнастических
упражнений на телосложение человека. Техника безопасности при занятиях
гимнастикой. Оказание первой помощи. Самоконтроль.
Легкая атлетика
·
10-11
класс. Основы биомеханики легкоатлетических упражнений. Влияние легкой атлетики
на развитие двигательных качеств. Правила проведения соревнований. Техника
безопасности во время занятий. Самоконтроль.
Способы двигательной
(физкультурной) деятельности
Выпускник научится:
·
использовать
занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для
организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья,
повышения уровня физических кондиций;
·
составлять
комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей
направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных
особенностей и возможностей собственного организма;
·
классифицировать
физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их
последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению
здоровья и развитию физических качеств;
·
самостоятельно
проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности
их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
·
тестировать
показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с
возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе
самостоятельных занятий физической подготовкой;
·
взаимодействовать
со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать
помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных
действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и
физической подготовленности.
Выпускник получит возможность научиться:
·
вести
дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов
проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной
функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального
физического развития и физической подготовленности;
·
проводить
занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега и
туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
·
проводить
восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов
оздоровительного массажа.
Физическое
совершенствование
Выпускник научится:
·
выполнять
комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма,
повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
·
выполнять
общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных
физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);
·
выполнять
акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
·
выполнять
гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных
упражнений;
·
выполнять
легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
·
выполнять
основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в
условиях учебной и игровой деятельности;
·
выполнять
тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных
физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
·
выполнять
комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся
индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
·
преодолевать
естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов
лазания, прыжков и бега;
·
осуществлять
судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
·
выполнять
тестовые нормативы по физической подготовке.
6. Тематическое
планирование
Смотреть приложения: тематическое
планирование 10 класс (юноши), 10 класс (девушки), 11 класс (юноши), 11 класс
(девушки).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
НА
ВИДЫ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
№
п/п
|
Вид программного материала
|
Количество часов (уроков)
|
10 класс
|
11 класс
|
1
|
Базовая часть
|
90
|
87
|
1.1
|
Основы знаний о физической культуре
|
В процессе урока
|
В процессе урока
|
1.2
|
Легкая атлетика
|
23
|
21
|
1.4
|
Спортивные игры (баскетбол)
|
22
|
15
|
|
Спортивные игры (волейбол)
|
15
|
15
|
1.4
|
Гимнастика с элементами акробатики
|
15
|
15
|
1.5
|
Лыжная подготовка
|
15
|
21
|
2
|
Вариативная часть
|
12
|
15
|
2.1
|
Спортивные игры (футбол)
|
6
|
15
|
2.2
|
Национальные прыжки
|
6
|
-
|
Итого
|
102
|
102
|
7. Оборудование
и инвентарь
Лёгкой
атлетики:
·
прыжковая
яма, мячи для метания (150г), эстафетная палочка, , скакалка, секундомер,
рулетка.
Футбол:
·
футбольные
мячи, кегли.
Баскетбол:
·
баскетбольные
мячи № 7, № 6; баскетбольные щиты и кольца.
Волейбол:
·
волейбольные
мячи; волейбольная сетка.
Гимнастики:
·
гимнастический
конь, гимнастический козёл, перекладина, гимнастическая скамейка, обручи,
гимнастические маты, канат для лазанья, штанга, блины для штанги и т.д..
Планируемые
результаты изучения предмета «Физическая культура»
В
результате изучения физической культуры на базовом уровне ученик должен:
знать/понимать:
·
влияние оздоровительных систем физического воспитания на
укрепление здоровья,
·
профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
·
способы контроля и оценки физического развития и физической
подготовленности;
·
правила и способы планирования систем индивидуальных занятий
физическими упражнениями различной целевой направленности;
уметь:
·
выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и
адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной
гимнастики,
·
комплексы упражнений атлетической гимнастики;
·
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
·
преодолевать искусственные и естественные препятствия с
использованием разнообразных способов передвижения;
·
выполнять приемы защиты и самообороны,
·
страховки и самостраховки;
·
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах
занятий физической культурой;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
·
для повышения работоспособности, сохранения и укрепления
здоровья;
·
подготовки к профессиональной деятельности и службе в
Вооруженных Силах Российской Федерации;
·
организации и проведения индивидуального, коллективного и
семейного отдыха,
·
участия в массовых спортивных соревнованиях;
·
активной творческой деятельности, выбора и формирования
здорового образа жизни.
Литература
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования» («Физическая культура»)
1. Физическая
культура (базовый уровень) 10-11 классы (Лях В.И., Просвещение)
2.
Лях В.И. Методика физического воспитания учащихся 10−11 классов.
М., Просвещение, 2010г
3.
Физкультура 1-11 классы. Комплексная программа физического
воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А. Зданевича/авторы-составители А.Н. Каинов,
Г.И. Курьерова.-изд. 3-е; Волгоград; Учитель, 2014.-169с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.