Введение в новую
тему:
- Объясните
значение слова прыжок. Какими бывают прыжки?
- Прыжок - быстрое
отталкивание от опоры и перемещение в другое место. Бывают прыжки на
скакалке, прыжки в длину, в высоту, прыжки с трамплина на лыжах, прыжки с
вышки в воду, прыжки с парашютом.
V. Подготовительная
работа к восприятию теста Речевая разминка. Работа над скороговоркой.
Вёз корабль
карамель, наскочил корабль на мель,
И матросы три недели карамель на мели ели.
Работа над
загадкой.
В нём солёная вода.
По воде плывут суда, Волны, ветер на просторе, Чайки кружатся над ….( морем )
Слова: парусник,
палуба, капитан, матросы, мальчик, мачта, шляпа. Пословица. Море
любит смелых да умелых.
Предугадывание
содержания произведения.
- Эти слова и
пословицы связаны по смыслу с морем и кораблями. Значит, события снова будут
происходить на море.
Парусник- Такой
корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба
такого корабля делалась из твёрдых, как камень, пород дерева; мачты
возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. имели высоту 5-8-этажного дома.
На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к
перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость
таких кораблей была не очень большая. И путешествия продолжались очень долго.
-Действие рассказа
«Прыжок» разворачивается на корабле, который находится в открытом море.
Слушайте и подумайте, что хотел сказать автор.
VI. Чтение учителем
рассказа Л.Н.Толстого "Прыжок"
- Кто герои
произведения - Мальчик, капитан, обезьяна.
- Какие эпизоды оказались наиболее напряженными?-
- Какие чувства вы
испытывали , когда слушали рассказ?
Создание проблемной
ситуации.
- Из-за чего
мальчик совершил прыжок? .- Из-за обезьянки, из-за шляпы, из-за угрозы
отца , из-за того что испугался, и т. п.
VI1. Чтение
произведения учениками.
- В новом
произведении вам встретились трудные, малознакомые для чтения слова.
(Мачта - высокий
столб для парусов на судне. Аршин - старинная мера длины,
равная 71см.
Каюта - отдельное
жилое помещение на корабле. Задор - горячность, азарт.)
. Работа над
содержанием текста:
- Почему малыш
залез на мачту корабля?
- Как вела себя
обезьяна? (Она ловко взбиралась всё выше и выше.)
- Как вначале
реагировали люди на палубе на погоню мальчика за обезьяной?
- Когда все замерли
от страха? Почему?
- Что заставило
мальчика опомниться, глянуть вниз и зашататься?
- Кто в этот момент
вышел на палубу?- Что у него было в руках? Зачем?
- Что сделал
капитан, когда увидел и оценил ситуацию?
- Как спасли
мальчика?
Характеристика
героев:
- Случайно ли
произошло то, что мальчик забрался на самый верх мачты или здесь сыграли роль
какие-то черты его характера: геройство, смелость, хвастовство,
самоуверенность, обидчивость, самолюбие, желание испытать себя или
покрасоваться, сделать всё по-своему?
- Кто был виноват в
том, что мальчик оказался в опасной ситуации?
- Какие чувства
овладевали мальчиком?
- А что вы можете
сказать о характере капитана, отца мальчика? (Сильный, находчивый,
решительный, человек слова.)
- Как вы думаете,
почему капитан заплакал? (Он пережил слишком сильное потрясение. Он очень
испугался за сына.)
Проектная работа:
1 группа
Расскажите о произошедшем от лица матроса, который был на палубе по плану:
Что я увидел
сначала и почему мне было смешно?Что произошло потом и почему мне стало
страшно?
Что сделал мой
капитан?Что я об этом думаю?
2 группа Расскажите
о произошедшем от лица мальчика по плану:
Что произошло и
почему мне было обидно?Что я сделал и почему я не думал о последствиях?
Когда мне стало
страшно?Почему я прыгнул в воду?Что я об этом думаю?
3 группа Расскажите
о произошедшем от лица капитана по плану:
Что я увидел, когда
вышел на палубу и почему мне стало страшно?Что я предпринял?Что я чувствовал,
пока сын был под водой?
Почему я закричал и
убежал в свою каюту?
VIII Итог урока
-Что случилось бы,
если мальчик не прыгнул бы в воду?- Мальчик мог разбиться об палубу.
- Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
- Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок - это поступок, который совершил
мальчик. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына отца.
- Прыжок совершает
и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку
он, отец, и несёт ответственность за сына.
-Можно ли было
избежать этой ситуации?- Да, если бы взрослые остановили мальчика,
предусмотрели, что может получиться из этой, ситуации.
- Почему автор написал этот рассказ? Какова идея этого произведения? Чему он
нас учит?
Л.Н. Толстой на
примере этого рассказа учит нас не делать необдуманных поступков, учиться
управлять собой, своими эмоциями, стараться не замечать насмешек, чтобы не
было таких ситуаций.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.