ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рукоделие
является одним из старейших в прикладной трудовой деятельности человека.
Подбор тканей, ниток, фасона, создание самого изделия – занятие увлекательное.
Оно способствует не только развитию творческих способностей детей, их
художественного вкуса, но и приучает к аккуратности, усидчивости в работе,
прививает навык общественно полезного труда.
Кружок « Умелые руки» включает в себя два
направления: вязание крючком и шитье мягких игрушек.
Крючок
удобен и прост в работе: порой не успеешь начать вязание, смотришь, уже вещь
готова. Крючок способен так затейливо запутать нитки, что его узоры
становятся похожими на русские коклюшечные кружева, гипюр или даже вышивку.
В
процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении различных
вязаных изделий, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению
более сложных работ.
Приобщение
подрастающего поколения к рукодельным работам, в частности к
вязанию крючком – значимая частица трудового обучения и воспитания детей,
т.к. основные умения и навыки, получаемые на занятиях, нужны учащимся в их
дальнейшей жизни.
Учащиеся
познакомятся с одним из древнейших искусств народно-прикладного творчества
изготовление мягких игрушек и кукол.
Направленность
этих занятий заключается в изготовлении игрушек-самоделок, как по
разработанным лекалам, так и по рисункам-эскизам. Это направление имеет
большое значение в развитие творческих способностей учащихся.
Изготовление
игрушки - самоделки является одной из форм творческого, эстетического и
трудового воспитания детей. Занятия вызывают развитие инициативы, побуждают к
положительным эмоциям.
Игрушка,
сделанная учащимися, является не только результатом труда, но и результатом
творчества.
Вещь,
над которой трудится учащийся, вкладывая свой труд и выдумку, фантазию и
любовь, особенно дорога ему.
Занятия
кружка предполагают рассмотрение теоретических вопросов и выполнение
практических работ: сборка образцов мягкой игрушки, изготовление декоративных
изделий. Все объекты труда должны быть максимально познавательными, иметь
эстетическую привлекательность и давать представления о последовательности и
методах сборки мягкой игрушки. Учащиеся узнают о традициях, об искусстве
шитья народных костюмов.
Цель данной
программы является – содействие становления активной личности через
формирование устойчивого интереса к различным видам прикладного искусства.
Данная программа
рассчитана на один учебный года. Занятия проводятся два раза в неделю
по 1 часу.1 час – вязание крючком, 1час - изготовление
игрушек. Возраст учащихся 10 – 14 лет. Состав групп – 15 человек.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1.
материально – техническая база (нитки, крючки, иглы, ткани и вспомогательные
инструменты)
2.
дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей)
3. методическое
обеспечение (методическая литература; таблицы с образцами узоров вязания,
показом приемов техники вязания; фотографии и рисунки моделей; изделия,
выполненные в натуральную величину)
4. техника
безопасности
При
написании программы учтены следующие принципы:
§ Принцип
доступности и последовательности;
§ Принцип
научности;
§ Учет возрастных
особенностей;
§ Принцип
наглядности;
§ Принцип связи
теории с практикой;
§ Принцип
межпредметности.
Методы:
1.Словесные:
§ Рассказ
§ Лекция
§ Беседа
§ Дискуссия
2.Практический:
§ Практическая
работа
3.Наглядный:
§ Демонстрация
§ Иллюстрация
4.Метод
проблемного обучения:
§ Проблемное
изложение материала
§ Создание
проблемных ситуаций
ДИАГНОСТИКА
№
|
Содержание
|
Срок
|
Форма
|
1
|
Начальная
диагностика
|
сентябрь
|
Анкетирование,
наблюдение
|
2
|
Промежуточная
диагностика
|
декабрь
|
Анкетирование
|
3
|
Участие
в районной выставке прикладного творчества
|
Март-
апрель
|
|
4
|
Итоговая
диагностика
|
май
|
Анкетирование
|
Задачи:
1. научить основным
приемам вязания крючком, чтению схем, разрабатывать эскизы, подбирать ткани.
2. развивать
образное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, сенсомоторику –
согласованность в работе глаз и рук. развивать трудовую и творческую
активность.
3. воспитывать
интерес к прикладному творчеству. Воспитывать аккуратность, усидчивость,
настойчивость в достижении результатов, чувство взаимопомощи.
Прогнозируемые
результаты (вязание крючком)
§ Сформированность
детского коллектива.
§ Сформированность
мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся
должны знать:
§ технику
безопасности при работе с крючком, иглами, булавами, ножницами;
§ технологию
вязания простейших изделий: прихваток, головных уборов, сумочек,
салфеток и т.п.
Учащиеся
должны уметь:
§ пользовать крючком;
§ читать схемы и вязать по ним.
№
|
Название разделов и
содержание тем
|
Кол-во часов
|
дата
|
1
|
Вводное
занятие.
Планы
и задачи кружка. Правила поведения на занятиях. Демонстрация изделий.
Инструкция по технике безопасности. Начальная диагностика.
|
Теория
1
|
Практика
|
Всего
1
|
|
2
|
Основные
приемы вязания крючком.
Ассортимент
крючков и нитей. Правильное положение рук при работе. Освоение приемов
вязания.
|
1
|
1
|
2
|
|
3
|
Упражнения
вязания столбиков и воздушных петель.
Условные
обозначения. Запись схем. Изобретательные цепочки. Картины из цепочек.
|
1
|
2
|
3
|
|
4
|
Вязание
узорного полотна.
Изменение
фактуры вязаного полотна. Способы вязания. Правила вязания круга, квадрата,
пятигранника. Понятие о рапорте.
|
1
|
2
|
3
|
|
5
|
Прихватка.
Выбор
форм. Зарисовка схем оформления.
|
1
|
3
|
4
|
|
6
|
Сумочка.
Построение
чертежа для сумочки. Выбор и зарисовка схем узоров. Вязание изделия.
|
1
|
4
|
5
|
|
7
|
Сувениры.
Зарисовка
эскизов. Вязание сувениров, оформление.
|
1
|
2
|
3
|
|
8
|
Кружева,
воротники и салфетки.
Способы
вязания воротников по выкройке. Два способа выполнения кружев: на цепочке и
по краю ткани. Чтение схем салфеток, воротников, кружев.
|
1
|
5
|
6
|
|
9
|
Панно.
Выбор
рисунка. Нанесение эскиза на ткань, вывязывание элементов панно. Пришивание
элементов. Оформление изделия.
|
1
|
5
|
6
|
|
10
|
Итоговое
занятие.
Итоговая
диагностика учащихся.
Подведение
итогов.
|
1
|
|
1
|
|
Всего: 34 часа
Прогнозируемые
результаты (изготовление мягких игрушек)
§ Сформированность
детского коллектива.
§ Сформированность
мотивации воспитанников к занятиям
Учащиеся должны знать:
Правила безопасного труда;
Оборудование и инструменты для ручных работ;
Виды игл и ниток;
Виды материалов используемых при
изготовлении мягкой игрушки.
Учащиеся должны уметь :
Соблюдать правила безопасного труда;
Снимать лекала с журналов;
Разрабатывать по эскизу выкройки деталей ;
Использовать различные техники и приёмы
обработки ткани и меха;
Пользоваться ручным инструментом.
Элементы машиноведения
Тематическое планирование
Дата
|
Кол-во
часов
|
Тема
занятия
|
|
1
2
|
Вводное занятие. Ручные стежки и строчки.
Правила техники безопасности с ручным инструментом
Элементы машиноведения. Устройство
электрической швейной машины. Машинные строчки. Правила ТБ при работе со
швейной машиной.
|
|
6
1
|
Изготовление мягкой игрушки –
подушки «Заяц».
Знакомство с лекалами и количеством деталей.
Снятие лекал с журнала на кальку.
|
|
1
|
Вырезание лекал. Размещение лекал на ткани.
Обводка лекал на ткани. Определение припусков на швы. Раскрой мягкой игрушки
|
|
2
|
Изготовление деталей
|
|
1
|
Сборка игрушки-подушки.
|
|
1
|
Наклеивание глаз и элементов декора.
|
|
18
|
Изготовление мягкой игрушки «Кукла в народном
костюме».
|
|
1
1
|
Изготовление кукол на Руси. Традиции. Ткани,
нити.
Знакомство с лекалами и количеством деталей.
Снятие лекал с журнала на кальку.
|
|
2
|
Изготовление головы куклы.
|
|
3
|
Изготовление туловища, ручек, ножек куклы.
|
|
2
|
Монтаж (сборка) деталей куклы.
|
|
1
|
Изготовление волос куклы.
|
|
1
|
Оформление лица куклы.
|
|
1
|
Изготовление одежды для куклы.
Рубашка в народном стиле.
|
|
2
|
Изготовление одежды для куклы.
Праздничный сарафан.
|
|
2
|
Изготовление кокошника.
|
|
1
|
Изготовление обуви куклы.
|
|
1
|
Декоративное оформление куклы.
|
|
7
|
Изготовление игрушек по желанию учащихся
(коровка, мышки в костюмчиках, куклы в народных костюмах)
|
|
1
|
Итоговое занятие ( Выставка работ учащихся)
|
|
34часа
|
|
ЛИТЕРАТУРА
1.Вязание
крючком. Коллекция узоров. Рипол классик. 2007.
2.Жанна Граф.
Вязаная летняя мода. Ниола – Пресс. 2007.
3.
Журнал «Валя – Валентина», 2006 – 2008.
4.Журнал «Вяжем
сами», 2008.
5.Журнал
«Вязание: модно и просто», 2007 – 2008.
6.Максимова М.
В. Быстрый крючок. ЗАО «ЭКСМО». 1999.
7.Рукоделие. Санкт
– Петербург «ДИАМАНТ».1996.
8. Работа с мягкой игрушкой А. В.
Ефимова М. 1988 г.
9.Лоскутики М. Максимова, М. Кузмина Экспресс
1998г.
10.Журналы « Мягкая игрушка». Интернет.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.