Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыКружок по обучению грамоте "Веселая азбука"

Кружок по обучению грамоте "Веселая азбука"

Скачать материал

 

Программа

дополнительного образования детей по курсу

«Веселая азбука».

                                                      /обучение чтению/

I. Актуальность.

    

    В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое  приводит к  плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.

     Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР III  уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Недосформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха  не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова: дети с трудом могут  выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют  начальные и конечные звуки в слове,  место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.

 Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

    Кружок «АБВГДейка» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.

   

Новизна программы.

 

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом.  Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и  слова. Рекомендуется подсказывать при забывании  не сами буквы, а их образы.

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.

 

II. Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа адресована детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи 1-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа  предназначена для обучения чтению детей. Данная рабочая программа разработана на основе авторской «Обучение грамоте» (авто­ры Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).

Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки звуков учителем – логопедом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные

от простых в произношении к сложным.

 

Цель программы:

 

  Предотвратить  появление нарушений при овладении процессами письма и чтения   у детей.

 

 Задачи:

 

·        Учить буквы.

·        Формировать буквенный гнозис.

·        Формировать навык слогослияния.

·        Обучать грамотному, осознанному чтению.

·        Формировать языковой  анализ и синтез слов.

·        Формировать психологические предпосылки к обучению и учебную мотивацию.

·        Развивать психологические процессы.

·        Формировать мотивацию к чтению, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов.

·        Автоматизация звуков.

 

Программа разработана с учетом основных принципов:

1.     Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;

2.     Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала);

3.     Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);

4.      Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);

5.      Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);

6.      Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)

 

Сроки реализации программы.  

 

Данная программа рассчитана на 8 месяцев обучения (октябрь – май)

32 занятия для  детей 5 – 6  лет с разным  уровнем речевого развития.

 

 

 

Формы и режим занятий.

 

Проведение занятий  планируется  1 раз в неделю фронтально,

продолжительностью 25 минут во вторую половину дня.

 

 

Ожидаемые результаты.

 

           По окончании обучения у ребёнка должен быть сформирован навык    

           осознанного  грамотного чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Содержание программы

 

Организация процесса обучения

                                                                            
   Эффективность  работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.

   Основная форма организации работы с детьми - фронтальные занятия с осуществлением дифференцированного подхода  при выборе методов обучения в  зависимости от  возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме.

 

Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

 

 Занятия проводятся с октября по май месяц учебного года - 32 занятия

 

 20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет),

 

Содержание занятий:

В  структуре  занятий выделяются следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового материала, его  закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов занятия. Изучение материала происходит от простого к сложному. От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).

 

 

1.Звуки:

- понятие «звук»;

- акустические характеристики звука: согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких согласных;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- чтение и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

 

2.Буквы:

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются, так как они звучат в твердой позиции в слове.

 

- знакомство с буквами А О У И ы  Э М  Н Х К П С Д Т В Б З Ф Г  Ш Л Ж Р.

   Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

 

- Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы;

- Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.

Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.

- Знакомство с траекторией движений при написании буквы.

-              Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;

-              Обведение буквы по трафарету;

-              Обведение буквы по контуру;

-              Запись буквы в воздухе;

-              Выкладывание с помощью  счетных палочек, фасоли, и т.д.

    - дифференциация понятий «звук» и «буква»;

 

3.Слоги:

- подбор слов на заданный слог;

- составление.

- чтение прямых и обратных слогов

 

4.Слова:

- выявление различий в звуковом (слоговом) составе двух слов;

- составление слова из звуков и слогов, из первых (последних) звуков или слогов в названии картинок;

- восстановление нарушенной последовательности звуков или слогов в структуре слова;

-последовательное преобразование слова в другие слова путём неоднократного изменения его звукового и слогового состава.

- чтение слов одно и двусложных слов без стечения согласных.

 

5. Предложение.

-Составление предложений с заданным словом;
- Подсчет  слов в предложении;

- Чтение простых предложений.

 

 

Мониторинг

 

Мониторинг проводится 2 раза в год.

     Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мони­торинг в начале года с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Мониторинг позволяет определить уровень развития психических процессов, физических и интеллектуальных спо­собностей, найти индивидуальный подход к каждому ребенку в ходе занятий, подбирать ин­дивидуально для каждого ребенка уровень сложности заданий, опираясь на зону ближайшего развития.

  Для определения уровня усвоения программы мониторинг проводиться в конце года.

 

 

 

 

 

По окончании обучения

 Дети должны знать:

§  определения понятий: звук, буква,  слово, предложение, текст;

§  отличия звуков и букв, гласных и согласных звуков;

§  графическое обозначение звуков и слов;

Дети должны уметь:

§  различать гласные и согласные звуки;

§  дифференцировать сходные по акустическим или артикуляционным характеристикам звуки  и соответствующие им буквы;

§  различать звуки и буквы, слоги и слова, набор отдельных слов и предложение;

§  определять в словах место и последовательность звуков;

§  определять количество звуков в словах, слов в предложениях,;

§  выполнять звукобуквенный анализ слов;

§  Плавно читать целыми словами,

§  Читать короткие предложения типа У Тани кот.

§  Составлять из букв разрезной азбуки слова.

§  Проводить  звуковой анализ слов типа мишка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Литература и оборудование.

 

 

Список оборудования и материалов:

 

¾   Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте» (1 часть);

¾   Магнитная азбука;

¾   Графические изображения букв;

¾   Индивидуальные разрезные азбуки;

¾   Карточки для индивидуального чтения;

¾   Фланелеграф;

¾   Наглядность: таблицы, картинки, игрушки, муляжи и др.;

¾   Раскраска «Азбука» на каждого ребенка;

 

Список литературы:

 

·        Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская. Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под редакцией Н.В. Дуровой. - М.: «Школьная Прес­са», 2004 г.

·          серия Рабочие тетради дошкольника «Обучение грамоте.Часть I», г Киров

·        Георге Виреу «Веселая азбука»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план занятий

занятия

Тема занятия, задачи

 

октябрь

1

Мониторинг

-  Изучение развития фонематического слуха и речевого внимания

-   

2

Речевые и неречевые звуки

-знакомство детей со звуками речи.

- знакомство с понятиями гласный, согласный

3

Звук и буква. Алфавит

-  Дифференциация понятий звук и буква.

-  Знакомство с алфавитом.

 

ноябрь

1

Буква А

- Познакомить с гласной буквой Аа.

2

Буква О

- Познакомить с гласной буквой Оо

       3

Буква У

- Познакомить с гласной буквой Уу

 

 

 

4

Буква И

- Познакомить с гласной буквой Ии

5

Повторение пройденных букв

-анализ сочетаний ау, ау

 

декабрь

1

Буква ы

- Познакомить с гласной буквой ы.

2

Буква Ээ

-  Познакомить с гласной буквой Ээ;

-учить детей словоизменению.

3

Буква Мм

-  Познакомить с согласной буквой Мм;

-  Анализ и чтение открытых слогов с буквой М.

 

4

Буква Нн

-Познакомить с согласной буквой Нн

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Н

 

январь

       1

Буква Хх

-Познакомить с согласной буквой Хх

- Анализ и чтение открытых слогов с буквой Х

 

       2

Повторение пройденных букв.

-Анализ открытых и закрытых слогов с буквами Н М Х

-Чтение закрытых слогов с буквой М

 

3

Буква Кк

- Познакомить с согласной буквой Кк

- Анализ и чтение  слогов и слова мак с буквой К

 

 

 

 

 

 

 

занятия

Тема занятия, задачи

 

февраль

 

ь

1

Буква Пп

Познакомить с согласной буквой Пп

- Анализ и чтение слогов с буквой П 

2

 Буква Сс

Познакомить с согласной буквой Сс

- Чтение и анализ слогов и  слов сок, сом, нос, сын, суп

 

 

3

Буква Дд

-Познакомить с согласной буквой Дд

- Чтение  и анализ слогов и слов дом, дым

4

Буква Тт

-Познакомить с согласной буквой Тт

-  Чтение  слогов и   слов кот, туман. Анализ слова вата.

 

 

март

1

Буква Вв

-Познакомить с согласной буквой Вв

-  Чтение  слогов и   слов вода, сова, совок, сумка. Анализ слова совы.

 

 

2

Буква Бб

-Познакомить с согласной буквой Бб

-  Чтение  слогов и   слов типа собака. Анализ слова быки.

 

       3

Буква Зз

-Познакомить с согласной буквой Зз

-  Чтение  слогов и   слов типа замок. Анализ слова зима.

 

 

 

 

4

Буква Фф

-Познакомить с согласной буквой Фф

-  Чтение  слогов и   слов типа кофта. Анализ слова фото.

 

5

Повторение пройденных букв.

-Учить читать простые предложения типа: У сома усы. У Тани кот. У мамы сын.

 

 

апрель

1

 Буква Гг

-Познакомить с согласной буквой Гг

-  Чтение  слогов и   слов типа погода;  Гуси сыты. Анализ слова гуси.

 

2

Буква Шш

-Познакомить с согласной буквой Шш

-  Чтение  слогов и   слов типа машина, кошка; У Маши мишка. Анализ слова мышка.

 

3

Буква Лл

-Познакомить с согласной буквой Лл

-  Чтение  слогов и   слов типа лодка; Лида мыла окно. Анализ слова мышка.

 

4

Буква Жж

-  Познакомить с согласной буквой Жж;

-  Чтение  слогов и   слов типа ложка; Даша ловит жука. Анализ слова пижама.

 

-   

 

май

       1

Буква Рр

-Познакомить с согласной буквой Рр

-  Чтение  слогов и   слов типа горка, радуга; Рома варит суп. Анализ слова рыжик.

 

       2

 Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

3

Повторение пройденных букв.

-Чтение предложений с изученными буквами.

4

Мониторинг

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Кружок по обучению грамоте "Веселая азбука""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Программа  кружка «Веселая азбука» адресована детям 5-6 лет с общим недоразвитием речи 1-го года обучения в группе компенсирующей направленности. Программа  предназначена для обучения чтению детей.      Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР III  уровня является необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Занятия были  разработаны  на основе авторской программы «Обучение грамоте» (авто­ры Л.Е.Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова, Л.Н. Невская).  Цель программы кружка «Веселая азбука»:предотвратить  появление нарушений при овладении процессами письма и чтения   у детей с нарушениями речи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 931 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 1108
    • DOCX 38.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Краснолуцкая Людмила Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6324
    • Всего материалов: 8

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Устройство систем водоснабжения и водоотведения

108 ч.

2070 руб. 1240 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основные аспекты деятельности аппаратчика термической обработки субпродуктов

72 ч.

1750 руб. 1050 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Управление продуктом как драйвер развития: что такое продукт, как его создать и как продвинуть. Основы продуктового менеджмента

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Создание контента и заработок в онлайн среде: регулирование, продвижение и монетизация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 242 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы программирования и мультимедиа: от структуры ПО до создания проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек