Инфоурок Биология Другие методич. материалыКруглый стол "Экологические проблемы Черного моря" (11 класс)

Круглый стол "Экологические проблемы Черного моря" (11 класс)

Скачать материал

ГИМНАЗИЯ №9

СИМФЕРОПОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

 

 

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК И ВИРТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

 

 

 

 

          Название работы: «Экологические проблемы Черного моря»

 

 

Номинация: «Воспитательная работа в сфере дополнительного естественнонаучного и эколого-природоохранного образования детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Мероприятие     разработали:

                                                                                     Кайко Султание Аметовна,

                                                                                     учитель биологии,

                                                                                     Жерибор Лариса Степановна,           

                                                      учитель химии

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

2014г.


Содержание

1.       Географические сведения о Черном море

2.       Красоты Черного моря: животный и растительный мир

3.       Основные экологические проблемы Черного моря:

·        эвтрофикация;

·        загрязнение воды нефтепродуктами и токсическими веществами;

·        биологическое загрязнение чужеродными видами;

·        накопление твердых бытовых отходов;

·        проблема сероводорода;

4.       Законодательная база по защите Черного моря

5.       Что могу сделать я для защиты Чёрного моря.

6.       Заключение

7.       Список литературы.

 

 

 


Аннотация

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение "вода - это жизнь". Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами.

Цикл воды в биосфере до развития цивилизации был равновесным, океан получал от рек столько воды, сколько расходовал при её испарении. Если не менялся климат, то не мелели реки и не снижался уровень воды в озёрах. С развитием цивилизации этот цикл стал нарушаться, в результате полива сельскохозяйственных культур увеличилось испарение с суши. Реки южных районов обмелели, загрязнение океанов и появление на его поверхности нефтяной плёнки уменьшило количество воды, испаряемой океаном. Всё это ухудшает водоснабжение биосферы. Следовательно эту проблему надо решать как можно скорее и радикально пересмотреть проблему очищения промышленных сбросов.

К концу XX столетия экологическое состояние Черного моря учеными и специалистами было определено как кризисное. Естественно, это не могло не вызвать обеспокоенность мирового сообщества и, особенно, проживающих на его берегах народов. Для них Черное море является частью собственного дома, основой всей жизнедеятельности.

Ради отдыха на море приезжают сюда миллионы людей из разных регионов и стран. Они имеют право наслаждаться природной красотой моря, не подвергая риску свое здоровье и здоровье своих детей из-за его загрязнения.

К основным экологическим проблемам  Черного моря относятся:

·        эвтрофикация («цветение воды») из-за попадания в прибрежные акватории остатков химических удобрений и недостаточно очищенных сточных вод;

·        загрязнение воды нефтепродуктами и другими токсическими веществами;

·        биологическое загрязнение чужеродными видами (рапан, гребневик);

·        уменьшение биологического разнообразия, выраженное в снижении численности или полном исчезновении черноморских видов флоры и фауны;

·        сокращение площади природных ландшафтов, лесных и особо охраняемых территорий в прибрежных зонах;

·        накопление твердых бытовых отходов.

Таким образом, цель данного мероприятия - изучить экологическое состояние Черного моря, выяснить роль человека в сложившейся экологической ситуации, определить пути решения этих проблем.

Оборудование: ИКТ

Мероприятие предназначено для учащихся 11-х классов; форма проведения – творческая лаборатория; продолжение мероприятия – 45 минут.

 

 


Ход мероприятия

I.                   Орг. момент

 

II.                Слово ведущим….

 

Выступления учащихся с использованием заранее подготовленных презентаций. На столах учащихся листовки, посвященные защите Черного моря.

 

1.                 Географические сведения о Черном море

Чёрное море — внутреннее море бассейна Атлантического океана.

Проливом Босфор соединяется с Мраморным морем, далее, через пролив Дарданеллы  - с Эгейским и Средиземным морями. Керченским проливом соединяется с Азовским морем. С севера в море глубоко врезается Крымский полуостров. По поверхности Чёрного моря проходит водная граница между Европой и Малой Азией.

Площадь Чёрного моря — 422 000 км².

Очертания Чёрного моря напоминают овал с наибольшей осью около 1150 км.

Наибольшая протяжённость моря с севера на юг — 580 км.

Наибольшая глубина — 2210 м, средняя — 1240 м.

Объём воды в море составляет 555 тыс. км3.

Характерной особенностью Чёрного моря является полное (за исключением ряда анаэробных бактерий) отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м из-за насыщенности глубинных слоёв воды сероводородом.

Происхождение названия

Самое древнее имя Черного моря, дошедшее до нас, звучит как Темаринда или Тимарунда, что можно перевести как «темная, мрачная пучина». Так называли его первые достоверно известные по имени обитатели крымских берегов — древние варвары тавры.

Жившие в те же времена на просторах крымских степей ираноязычные скифы называли море Ахшайна («темно-синее»).

Это же имя восприняли и древние греки, которые переделали его в созвучное Аксинский Понт, что переводится как «негостеприимное море». Но недолго море было негостеприимным. Обжив берега, основав ряд колоний (в Крыму это Херсонес-Севастополь, Керкенитида-Евпатория, Пантикапей-Керчь, Феодосия), греки изменили название море, которое стало... «гостеприимным» — Эвсксинский Понт!

Настоящий карнавал названий начался в Средние века. Присваивали такие названия: Хазарское, Половецкое, Русское, Турецкое, Восточное, Царьградское или Константинопольское. Известно также такое имя как Сугдейское или Сурожское.

В XIV в. на одном из генуэзских портоланов (карта-лоция) зафиксировано еще одно имя моря, которое прочно вошло в различные языки. Греки произносили его как Маври Таласса, турки и татары — Къара деныз, итальянцы — Mare Negro, ну а славяне — Черное море.

Геология

Чёрное море заполняет изолированную впадину, расположенную между Юго-Восточной Европой и полуостровом Малая Азия. Эта впадина образовалась в эпоху миоцена, в процессе активного горообразования, разделившего древний океан Тетис на несколько отдельных водоёмов (из которых впоследствии, кроме Чёрного моря, образовались АзовскоеАральское и Каспийское моря).

Одна из гипотез возникновения Чёрного моря гласит, что 7500 лет назад оно представляло собой самое глубокое на Земле пресноводное озеро, уровень был ниже современного на сто с лишним метров. По окончании ледникового периода уровень Мирового океана поднялся и Босфорский перешеек был прорван. Были затоплены в общей сложности 100 тыс. км² (плодороднейшие земли, уже возделываемые людьми). Затопление этих обширных земель, возможно, стало прообразом мифа о всемирном потопе.

Возникновение Чёрного моря согласно данной гипотезе предположительно сопровождалось массовой гибелью всего пресноводного живого мира озера, продукт разложения которых — сероводород — достигает высоких концентраций на дне моря.

2. Красоты Черного моря: животный и растительный мир

За последние тысячелетия сложился нынешний уникальный облик Черного моря. Это самое пресное море, с самым низким содержанием в морской воде соли, самое ласковое к человеку море на всем земном шаре!

Растительный мир Черного моря включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей (филлофора, зостера, ульва и др.).

Черноморский лосось (кумжа)

Относится к ценным видам рыб. Достигает  в длину 1м и более. Для нереста заходит в горные реки. Обычно рыба имеет темно-зеленую окраску, но в преднерестовый период приобретает золотистый оттенок.

Осетр

Относится к ценным видам рыб. Достигает в длину 2м и 80-100кг веса. В настоящее время промысел запрещен.

Рот у осетровых находится на нижней поверхности головы и лишен зубов. Питается червями и личинками, живущими на дне.

Зеленушка

Ярко окрашенная рыбка. Питается моллюсками, червями, ракообразными. Откусит от камня раковину, разгрызет, выплюнет и ждет. Осколки раковины тонут быстрее, а кусочки мяса медленнее. Рыба их и подбирает.

Барабуля (султанка)

Небольшая промысловая рыба. Добывает пищу, разрывая твердыми усиками грунт дна.

Султанкой называют за алый отблеск спинки, появляющийся при ее извлечении из воды.

Морской ерш – скорпена

Если неосторожная рыба подплывают к морскому ершу на расстояние 10—15 см, он делает очень резкий рывок, широко раскрывая пасть, куда добыча и всасывается. Скорпена линяет: верхний слой ее кожи сбрасывается и заменяется новым; потускневшая окраска рыбы вновь становится яркой и свежей. Врага скорпена встречает ядовитыми колючками, уколы которых причиняют сильную боль.

Морская игла… и Морской конек

Эти рыбы живут в зарослях водорослей, питаются планктоном. Самцы вынашивают икринки в особых кожных складках до образования мальков. Каждый из глаз у этих рыб может вращаться самостоятельно. И конек и игла могут смотреть одним глазом в одну сторону, а другим - в другую.

Морской кот (скат-хвостокол)… и Морская лисица

Относятся к группе скатов. Боков у ската нет - только спина и брюхо. Они сплющены так, будто кто-то раскатал рыбу скалкой по дну. Морская лиса - крупная, бывает до полутора метров, для человека не опасна, поверхность тела покрыта шипами. Хвостокол, до 70 см. в длину. На хвосте имеет острый длинный шип, выделяющий яд. Оба ската живут на дне, на дне находят и пищу – моллюсков и крабов.

Морской петух

Прозван петухом за яркую окраску. Плавники похожи на крылья. Еще есть нижние твердые плавники, с помощью которых рыба передвигается по дну.

Морской петух знаменит своим голосом. Если его вытащить на берег, то издает скрипучий звук : «Згры!»

Медуза корнерот

Ее легко отличить по мясистому, похожему на колокол, куполу и тяжелой бороде ротовых лопастей под ним. На этих кружевных лопастях и находятся ядовитые стрекательные клетки.

Медуза аурелия

Стрекательные клетки аурелии - на бахроме маленьких щупалец, окаймляющих край купола медузы. Если трогали медузу, даже дохлую - ополосните руки - на них могут остаться стрекательные клетки, и если потом вы потрете ими глаза - обожжетесь.

Акула катран

Единственная акула, обитающая в Черном море, - колючая акула (катран) — нечасто вырастает более одного метра в длину, боится людей и редко подходит к берегу, держась холодных водных слоёв на глубине. Питается мелкими рыбами. Акулы должны находиться в постоянном движении, чтобы не утонуть.

Дельфин белобочка

Наиболее многочисленный вид дельфинов на море. Длина до 2-х метров. Иногда могут появляться среди пловцов, не причиняя никакого вреда.

Дельфин афалина

Самый крупный представитель дельфинов на Черном море. Достигает 3-4 метров в длину. Легко поддается дрессировке.

Дельфин афалина занесен в международную Красную книгу.

Дельфины – млекопитающие. Самка рождает 1-2-х детенышей и выкармливает их молоком. Дышат дельфины легкими, а не жабрами. Кровь у дельфинов теплая, в отличие от рыб.

Подводная жизнь Черного моря уникальна. Природа создала мир, полный удивительного разнообразия и красоты. Наша задача – сохранить этот мир!

 

3. Основные экологические проблемы Черного моря

Эвтрофикация

 

Наибольший урон морским сообществам наносят соединения азота и фосфора, поступающие с бытовыми и промышленными стоками, а также ливневыми водами, которые смывают с полей удобрения, с пастбищ и животноводческих ферм — экскременты животных. Большая часть таких веществ поступает из рек. В последнее время возросли объемы поступающего фосфора, так как его соединения содержатся в моющих средствах.

Азот и фосфор называют еще биогенами, так как они являются питательными веществами для растений. Перенасыщенность воды этими элементами вызывает процесс, названный эвтрофикацией (в буквальном переводе «перекармливание»). В такой воде начинают интенсивно размножаться водоросли, как одноклеточные, так и многоклеточные. Это приводит к тому, что растения используют практически весь растворимый в воде кислород для собственного дыхания и не успевают покрыть дефицит за счет фотосинтеза. Животные, оставшись без кислорода, просто задыхаются. Таким образом, эвтрофикация водоемов приводит не только к ухудшению рекреационных качеств акватории, но и приводит к деградации природных сообществ.

Научные исследования, проводимые в рамках Черноморской экологической программы, выявили, что из всех отраслей экономики на территории европейских стран наибольший удар по экосистеме Черного моря наносит свиноводство, поскольку  свиные экскременты плохо утилизируются и долго перерабатываются естественным путем.

 

Загрязнение нефтепродуктами и другими токсичными веществами

 

Согласно отчетам Международной ассоциации владельцев танкеров в начале XXI века Черное море занимало первое место по уровню загрязнения нефтепродуктами. Если в открытой части Черного моря уровень загрязнения нефтепродуктами сравнительно невелик, то в прибрежных акваториях, особенно вблизи портов, он часто превышает предельно допустимые нормы. Нефть поступает в окружающую среду в результате плановых или аварийных сбросов с судов, а также из наземных источников.

Аварийные разливы сравнительно невелики. В среднем они составляют 110 тонн в год. Однако возрастающие объемы транспортировки нефти и нефтепродуктов, строительство новых нефтяных терминалов увеличивают угрозу крупных аварий. В случае же такой аварии чувствительная экосистема моря может долгие десятилетия не прийти в норму.

Загрязнение Черного моря тяжелыми металлами пока несущественно. Однако вблизи берегов встречаются локальные аномалии. Например, в районах виноградарства при обработке плантаций препаратами меди с дождевыми водами может поступать избыток токсичных ионов меди. С промышленных предприятий с речными стоками попадают в море кадмий, хром и особенно свинец, источником которого являются выхлопные газы автомобильного транспорта.

Загрязнение пестицидами значительно сократилось в 90-х годах, так как из-за стагнации в сельском хозяйстве перестали использовать  ядохимикаты в полном объеме. Но по мере возрождения сельского хозяйства увеличивается и количество пестицидов, попадающих в водоемы с сельхозугодий.

По данным первой изданной «Морской Красной книги» и результатам исследования загрязнения водоемов нефтепродуктами, в карте опасных регионов Черное море занимает одно из первых мест по количеству отходов.

20 стран Европы сливают свои отходы в Черное море, в том числе через Дунай, Прут и Днепр, причем основная нагрузка ложится на северо-западную, наиболее мелководную его часть, где зарождается 65% всех живых организмов и расположены основные нерестилища.

Многие страны, имеющие выход к Черному морю, производят морские захоронения различных материалов и веществ, в частности, грунта, вынутого при дноуглубительных  работах, бурового шлака, отходов промышленности,  строительного мусора, твердых отходов, взрывчатых и химических веществ,  радиоактивных отходов.

 

Биологическое загрязнение чужеродными видами

 

Наиболее значительным для биоты Черного моря стало вселение моллюска рапана и гребневика мнемиопсиса.

Эти два вида попали в Черное море с балластными водами танкеров,  которые выливаются в море, когда судно приходит в порт назначения. Вместе с ними в море попадают и чужестранцы, как правило — это личинки. Наиболее способные к адаптации виды выживают  и даже могут массово размножиться. В этом случае они массово внедряются в устоявшуюся экосистему, нарушают равновесие, что может привести к значительным и необратимым последствиям. 

В 1947 году недалеко от порта Новороссийск был обнаружен крупный брюхоногий моллюск. Им оказалась рапана (Rapana thomasiana) из Японского моря, которую ныне зовут рапаном. Не имея в Черном море естественных врагов, но, получив богатую кормовую базу в виде устричных и мидийных банок, рапан стал молниеносно размножаться.  Уничтожив практически полностью популяцию устриц,    рапан принялся за мидий, и уже сегодня появляются тревожные сообщения о деградации и уменьшении  биомассы этого моллюска у российских берегов.

В 1982 году в толще воды северной части Черного моря были обнаружены медузообразные существа, не встречающиеся ранее в этих краях. Ими оказался гребневик (Mntmiopsis leidyi), родиной которого является Атлантический океан. Как и рапан, не встретив естественных врагов, но разнообразную кормовую базу их личинок, зоопланктона, икры рыб, гребневик стал бурно размножаться. Уже к середине 80-х годов он обогнал по численности морскую медузу аурелию, достигнув общей биомассы 1 миллиард тонн. Съев корма, предназначенные для черноморских обитателей, гребневик подорвал естественную кормовую базу биоты, а это привело к резкому падению численности рыб и других обитателей.

Кроме этих видов, следует отметить и других случайных вселенцев Черного моря: гидромедузу блакфордию, бурую водоросль десмарестию, песчаную ракушку мию, моллюска скафарку, голландского и голубого крабов и др.

 

Уменьшение биологического разнообразия

 

 В уменьшении биологического разнообразия черноморских видов флоры и фауны можно выделить несколько причин. Это и упомянутое выше биологическое загрязнение чужеродными видами, и деятельность человека по   бесконтрольному вылову рыбы, и деградация прибрежных донных сообществ.

Донные сообщества являются наиболее важными для экосистемы моря. Они являются биологическими очистителями воды. Именно  здесь,  в зарослях прикрепленных ко дну водорослей сосредоточено основное разнообразие жизни, или биоразнообразие. Здесь происходит размножение и нагул молоди почти всех видов черноморской фауны.

Разрушение донных сообществ происходит по ряду причин. Главные из них: донное траление и наибольшая загрязненность прибрежных акваторий. Уменьшение рыбных запасов заставляет рыбаков опускать тралы на дно, хотя такой способ лова запрещен. После прохода одного трала на дне остается полоса шириной около 30 метров и длиной несколько километров, с которой снято все живое. Прекратить эту губительную практику может только установка на дне железобетонных ежей. Однако эта установка также не лучшим способом скажется на донных сообществах, хотя и в значительно меньшей степени, чем варварские способы лова.

Накопление твердых бытовых отходов

 

Водолазные исследования показывают, что дно прибрежных акваторий буквально завалено бытовым мусором. Это бутылки, банки, пластиковые отходы, обрывки рыболовных сетей и многое другое. То же мусор присутствует повсеместно и на берегу. Твердые бытовые отходы (ТБО) в последние годы становятся настоящим бичом побережья. Можно выделить следующие основные источники твердых бытовых отходов:

·        Их сбрасывают в море с судов;

·        Часто свалки ТБО делают по берегам рек, во время паводком отходы смываются и попадают в море;

·        В курортный сезон на берегах моря накапливается большой объем ТБО,  так как коммунальные службы не справляются с уборкой и, к тому же, не развита в должной мере система переработки ТБО.

         В морской воде бытовой мусор может разлагаться годами, десятилетиями, а пластиковые отходы — столетиями. При этом в воду попадают токсические продукты распада. Плавающий пластиковый мусор  морскими животными может ошибочно восприниматься  как  пища  и  заглатываться,  что   зачастую  приводит  к  смерти животного.

Проблема сероводорода

Сероводород Чёрного моря — одна из особенностей Чёрного моря, суть которой заключается в насыщенности глубинных слоёв воды Чёрного моря сероводородом, что вызывает, в частности, отсутствие жизни на глубинах более 150—200 м.

По разным предположениям сероводород в Чёрном море мог образоваться:

- из-за восстановления бактериями моря сульфатов во время разложения мёртвого органического вещества,

- из-за поступлений газа через трещины в дне Чёрного моря,

- в силу особенностей сообщения Чёрного моря с мировым океаном — оно осуществляется через узкий пролив Босфор, через который в Чёрное море уходят все «излишки» Средиземного моря, в результате чего Чёрное море выполняет роль некого отстойника.

Сероводород в Чёрном море был обнаружен в 1890 году русской океанографической экспедицией. Согласно ней и уточнённым впоследствии данным сероводород находится в более чем 90% общего объёма воды, подступая к поверхности моря в центральной части на 50 метров, у берегов — на 300 метров. В этих 90% нет жизни, она сосредоточена исключительно на небольшом участке поверхности, где пока нет сероводорода. В 1990 году учёные подсчитали динамику убывания верхнего несероводородного слоя Чёрного моря с 1890 по 2020 годы, в результате получилось что в 2010 году слой должен будет составлять всего 15 метров.

Проблема сероводорода

      Сероводород переходит в жидкое состояние при температуре -60º. Он хорошо растворяется в воде, образуя при этом сероводородную воду или, как её ещё называют, сероводородную кислоту.

      Сероводород – один из лучших восстановителей. Он легко восстанавливает бромную и хлорную воду:

      Br2 + H2S = 2HBr + S

      Cl2 + H2S = 2HCl + S

      Сероводород горит. При достаточном доступе воздуха происходит полное сгорание по уравнению 2H2S + 3O2 = 2H2O + 2SO2.

      Также может происходить неполное сгорание:

      2H2S + O2 = 2S + 2H2O

      В лаборатории сероводород получают в аппарате Кипа при взаимодействии сульфида железа с разбавленной серной кислотой.

      FeS +H2SO4 = FeSO4 + H2S↑

      Сероводород, растворяясь в воде, образует слабую сероводородную кислоту, диссоциирующую двуступенчато:

      H2S = H + HS̅ = 2H + S²

      Сероводородная кислота не может храниться в лабораторных условиях длительное время в следствии своей неустойчивости и постепенно мутнеет в результате выделения свободной серы

Ежегодно в летний период после сгонных ветров на побережье наблюдаются выбросы на берег сотен тонн бычков и других донных рыб. Это явление называют ЗАМОРОМ и повторяется оно от 3 до 10 раз за лето по причине выхода в прибрежную зону сероводородных вод с глубин 10-15 м. Массовые заморы рыб наблюдаются на Азовском море. Причины примерно те же: повышение солёности, гипоксия, сероводородное заражение. 

4.Законодательная база по защите Черного моря

 

Основным международным документом, регулирующим вопросы охраны Чёрного моря, является Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения, подписанная шестью черноморскими странами — Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в 1992 в Бухаресте (Бухарестская конвенция). Также в июне 1994 года представителями Австрии, Болгарии, Хорватии, Чешской Республики, Германии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Украины и Европейского союза в Софии была подписана Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай. Как результат указанных соглашений, были созданы Черноморская комиссия (Стамбул), и Международная комиссия по охране реки Дунай (Вена). Данные органы выполняют функцию координации природоохранных программ, осуществляемых в рамках конвенций. Ежегодно 31 октября во всех странах Черноморского региона отмечается Международный день Чёрного моря.

 


5.  Что могу сделать я для защиты Чёрного моря

(дискуссия)

1.     Каждый раз, после посещения пляжа и берега моря, я буду забирать с собой весь мусор и, по крайней мере, небольшую часть мусора, который не принадлежит мне.

2.     Стараться беречь воду, чтобы не перегружать очистные системы.

3.     Не выливать на землю и в канализацию масло, краски или химикалии, а утилизировать их безопасным для окружающей среды способом.

4.     Высаживать деревья, кустарники и цветы вокруг своего дома и в общественных местах.

5.     Ограничить использование полиэтиленовых пакетов и выбирать изделия с безопасной в экологическом отношении упаковкой.

6.     Соблюдать правила утилизации твёрдых бытовых отходов.

7.     Требовать от руководства населённых пунктов  по месту проживания уделять первоочередное внимание экологическим проблемам.

8.     Требовать от государственных муниципальных органов, ответственных за экологию, добросовестного выполнения своих обязанностей.

9.     Интересоваться ведущимся на берегу моря и рядом с местом проживания строительством с целью контроля над воздействием на состояние окружающей среды.

Только при активной позиции жителей можно предотвратить разрастание экологических проблем и спасти Чёрное море. Защита окружающей среды – долг каждого.

6.Заключение

 

В настоящее время проблема загрязнения водных объектов (рек, озер, морей, грунтовых вод и т.д.) является наиболее актуальной, т.к. всем известно – выражение "вода - это жизнь". Без воды человек не может прожить более трех суток, но даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами. Ткани живых организмов на 70% состоят из воды, и поэтому В.И.Вернадский определял жизнь как живую воду. Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная. Из этих три четверти почти недоступны живым организмам, так как эта вода "законсервирована" в ледниках гор и полярных шапках (ледники Арктики и Антарктики). Это резерв пресной воды. Из воды, доступной живым организмам, основная часть заключена в их тканях. Потребность в воде у организмов очень велика. Например, для образования 1 кг биомассы дерева расходуется до 500 кг воды. И поэтому её нужно расходовать и не загрязнять.

Основная масса воды сосредоточена в океанах. Испаряющаяся с его поверхности вода дает живительную влагу естественным и искусственным экосистемам суши. Чем ближе район к океану, тем больше там выпадает осадков. Суша постоянно возвращает воду океану, часть воды испаряется, особенно лесами, часть собирается реками, в которые поступают дождевые и снеговые воды. Обмен влагой между океаном и сушей требует очень большого количества энергии: на это затрачивается до 1/3 того, что Земля получает от Солнца.

Цикл воды в биосфере до развития цивилизации был равновесным, океан получал от рек столько воды, сколько расходовал при её испарении. Если не менялся климат, то не мелели реки и не снижался уровень воды в озёрах. С развитием цивилизации этот цикл стал нарушаться, в результате полива сельскохозяйственных культур увеличилось испарение с суши. Реки южных районов обмелели, загрязнение океанов и появление на его поверхности нефтяной плёнки уменьшило количество воды, испаряемой океаном. Всё это ухудшает водоснабжение биосферы. Кроме того, и сама пресная вода, которая возвращается в океан и другие водоёмы с суши, часто загрязнена, практически не пригодной для питья.

Прежде неисчерпаемый ресурс - пресная чистая вода - становиться исчерпаемым. Сегодня воды, пригодной для питья, промышленного производства и орошения, не хватает во многих районах мира. На сегодня нельзя не обращать внимания на эту проблему, т.к. если не на нас, то на наших детях скажутся все последствия антропогенного загрязнения воды. Вследствие проживания в опасно отравленной среде обитания распространяются раковые и другие экологически зависимые заболевания различных органов. У половины новорожденных получивших даже незначительное дополнительное облучение на определенном этапе формирования плода в теле матери, обнаруживаются задержки умственного развития. Следовательно эту проблему надо решать как можно скорее и радикально пересмотреть проблему очищения промышленных сбросов.

III. Подведение итогов

Просмотр заключительного видеоролика о Черном море.

 

 

 

 

 

 


Список литературы:

 

1.     Белова С. В. «Охрана окружающей среды»; Москва «Высшая школа»; 1991 г.

2.     Вершинин А.О «Жизнь Чёрного моря» - Москва, «МАК-ЦЕНТР. Издательство»,2003г.

3.     Владимиров А. М. «Охрана окружающей среды»; Ленинград Гидрометеоиздат»; 1991 г.

4.     Журнал "Экология и жизнь"

5.     Керингтон Р. «Биология моря»; Ленинград; 1966г.

6.     Ми Лоренс Д. Как спасти Чёрное море: ваше руководство к стратегическому плану действий для Чёрного моря – Стамбул, 1999г.

7.     Новиков Ю.В. «Экология, окружающая среда и человек»; Москва 1998г.

8.     Панькова С.А., Логвиненко И.А., Паньков С.Л. «Путеводитель по подводному миру Чёрного моря» - Краснодар, 2000г.

9.     Плотников В.В. «На перекрестках экологии»; 1985г.

 

Интернет ресурсы:

1.     http://www.oneblacksea.org

2.     http://www.rus-green.ru

3.     http://www.ecoindustry.ru

4.     http://www.mnr.gov.ru

 

              

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Круглый стол "Экологические проблемы Черного моря" (11 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-консультант

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

К основным экологическим проблемам  Черного моря относятся:

  • эвтрофикация («цветение воды») из-за попадания в прибрежные акватории остатков химических удобрений и недостаточно очищенных сточных вод;
  • загрязнение воды нефтепродуктами и другими токсическими веществами;
  • биологическое загрязнение чужеродными видами (рапан, гребневик);
  • уменьшение биологического разнообразия, выраженное в снижении численности или полном исчезновении черноморских видов флоры и фауны;
  • сокращение площади природных ландшафтов, лесных и особо охраняемых территорий в прибрежных зонах;
  • накопление твердых бытовых отходов.

 

Таким образом, цель данного мероприятия - изучить экологическое состояние Черного моря, выяснить роль человека в сложившейся экологической ситуации, определить пути решения этих проблем.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 116 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1161
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 669
    • DOCX 141.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кайко Султание Аметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кайко Султание Аметовна
    Кайко Султание Аметовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 261923
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Анатомия и физиология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель анатомии и физиологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 172 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Биология")

Учитель биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Мини-курс

История России: ключевые события и реформы

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 134 человека из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 81 человек

Мини-курс

Фундаментальные принципы здоровья и двигательной активности

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Детское развитие: ключевые моменты взаимодействия с детьми и подростками

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 307 человек из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 169 человек