Мастерская творческого письма.
Урок развития речи в 4 классе
Тема: Составление
текста-рассуждения: " Какое время года я люблю больше всего?"
Цель: организовать совместную деятельность
учащихся с целью развития устной и письменной речи.
Задачи:
- Предметные:
·
Формирование умения составлять текст-рассуждение
по предложенной теме и по плану.
·
Развитие речевой практики учащихся.
·
Формирование умения применять орфографические
правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи
собственных текстов.
·
Развитие потребности и способности к итоговому
самоконтролю, умение проверять написанное.
- Личностные:
·
Развитие положительного отношения к языковой
деятельности;
·
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в учебном процессе, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций.
- Метапредметные:
·
Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
·
Освоение способов решения проблем
творческого и поискового характера.
·
Формирование умения планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей.
·
Формирование умения пользоваться словарями.
·
Формирование умения понимать причины
успеха (неуспеха) учебной деятельности.
·
Развитие умения слушать собеседника и
вести диалог.
·
Определение общей цели и путей её
достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Оборудование:
У учащихся:
орфографические словари, сигнальные карточки, конверты с карточками-полосками
для составления плана текста, карточки для словарно-орфографической работы.
У учителя:
презентация со слайдами.
Подготовительная
работа: учащиеся подбирают отрывки из произведений писателей и поэтов-классиков
о четырех временах года.
Ход
урока.
1. Постановка цели, настрой на работу.
- Сегодня
мастерская творческого письма. Будем создавать текст, работать в группах,
работать вместе и самостоятельно. Будем учиться слушать друг друга.
- Сегодня работаем
на двойных листах, Запишите: мастерская творческого письма. Определите САН.
С – самочувствие
(по пятибалльной системе)
А – активность
Н – настроение
- У кого хорошее
настроение? Все готовы работать? Начинаем работу.
2. Объявление темы.
- Сейчас вы увидите
четыре иллюстрации. Подумайте и объедините их одним словосочетанием.
Показ слайда 1.
- Скажите одним
словосочетанием, что изображено на иллюстрациях? (времена года)
- Назовите времена
года.
- Кто понял, догадался,
какой теме будет посвящен урок?
3. Первый
этап мастерской - индукция (включение в творческий процесс, соединяющий
эмоциональную и интеллектуальную сферы деятельности)
- Прочитайте
название текста, который будем составлять. Запишите название текста на листе.
Значит, вам предстоит сделать выбор.
- Давайте, вспомним
все времена года, как их описывали поэты и рассмотрим иллюстрации.
- Кто подготовил
отрывки об осени? ( Учащиеся читают)
Показ слайдов на
тему *осень*.
- Кто подготовил
стихи о весне? (Чтение)
Показ слайдов на
тему *весна*.
Аналогичная работа
проводится с темами *лето* и *зима*.
- Сейчас под
музыку вы закроете глаза и подумаете, какое время года вам нравится больше.
- Запишите название
своего любимого времени года посередине листа.
- Послушайте задание:
подберите и запишите свои ассоциации к этому слову в столбик. Это могут быть
словосочетания, отдельные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
4. Самостоятельная работа учащихся.
- Если испытываете
трудности в правильности написания слов, пользуйтесь орфографическим словарем.
Если вам нужна моя помощь, поднимите сигнальную карточку.
- Каждый из вас
поработал самостоятельно, а теперь разделимся на группы.
- Будем работать в
группах, в каждой группе одно время года. Каждый по кругу называет свои
ассоциации. Все остальные участники группы внимательно выслушивают, если что-то
понравится, можно записать к себе на листок.
- Учимся
выслушивать друг друга, уважать мнение товарищей, если вы с чем-то не согласны,
спокойно сказать об этом и обсудить. Не нужно смеяться и обижать друг друга,
каждый имеет право на ошибку.
- Когда группа
будет готова, выберите выступающего участника от вашей группы и покажите
готовность.
5. Второй этап мастерской –
Деконструкция и реконструкция. Работа в группах.
6. Выступление
участников от каждой группы. (Этап социализации.)
-Сейчас будем
выслушивать мнения групп. Слушаем так, как хотели бы, чтобы слушали вас. Вы
можете помечать себе те слова, которые назвали, чтобы не повторяться.
Этап рефлексии:-
Кому хотели бы сказать спасибо за работу?
- А для чего мы
подбирали слова?
- А слов
достаточно, чтобы написать текст?
7. Работа над
структурой текста.
1) Определение
типа текста, темы и идеи текста.
- Назовите признаки текста.
- Какая тема нашего
текста? О чем будет текст?
- Назовите типы
текстов.
- Какого типа будет
наш текст?
- Что значит
рассуждать? (доказывать)
- Что будем
доказывать?
- Значит, какая
наша цель?
- Итак, у нас есть
тема, цель, слова, которые помогут создать текст.
- Что необходимо
еще, чтобы последовательно излагать мысли? (план)
- У вас в конвертах
находятся названия частей разных типов текстов. Вы будете работать в парах и
выберете только те названия, которые соответствуют тексту-рассуждению, и
составите из них план.
2) Работа в
парах постоянного состава.
У учеников в
конвертах:
*Вступление.
*Основная часть.
*Заключение.
*Предмет описания.
*Описание предмета,
его признаков.
*Отношение к
предмету описания.
*Тезис.
*Доказательства.
*Вывод.
*Завязка (завязывается
действие).
*Развитие действия
и кульминация (самый яркий момент в повествовании).
*Развязка
(заключительный момент, результат развития события).
3) Проверка
работы в парах
Одновременно на
доске появляется план текста-рассуждения (показ слайда с планом текста)
- Как называется
первая часть? Что такое тезис? (Утверждение). Как можно начать ваш текст?
- Как называется
вторая часть? С каких слов можно начать? (Во-первых, во-вторых, в-третьих, и,
наконец, - вводные слова. Обратить внимание на запятые)
- Как называется
третья часть? С каких слов можно начать вывод? (Я, думаю, теперь все согласятся
со мной…), (наверно,…)
8. Работа над
содержанием текста.
-Сейчас каждая
группа попробует составить свой текст, учитывая тему, цель и план. Пользуйтесь
своими словами. Работаем в группах дружно, вместе. Один начинает, другой
продолжает. Поправляйте друг друга, советуйтесь, как сделать лучше. Можете
подчеркивать слова, которые будете использовать в своем рассказе.
1) Работа в
группах. Этап реконструкции - деконструкции.
2) Выступление
выбранных рассказчиков от каждой группы. Этап социализации.
3) Этап рефлексии.
-Кого хотели бы
похвалить в своей группе? Почему?
-Кто больше пользы
принес для всей группы?
9. Словарно-орфографическая
работа.
-Устно мы составили
текст. Осталось его записать. Но сначала поработаем над правильностью написания
слов.
-У вас на партах
карточки со словами. Вставьте пропущенные буквы, вспомните правила.
1) Работа в парах,
(или самостоятельная).
*лучш …
замечательн… прекрасн… время года
*катат…ся
*заг…рать
*л…пить
*купат…ся
*праз..ник Новый
го… *летн… к…никулы
*п…дарки
*с…б…рать гр…бы и яг…ды
*к…никулы
*к…тат…ся на вел…с…педе
2) Проверка
самостоятельной работы. Учитель показывает слайды с правильным
написанием слов, ученики объясняют и проверяют.
10. Запись
текста.
- Займите все свои
места.
- План и слова
перед вами. Вспомним, с какой целью будем создавать текст?
- Если затрудняемся
в написании слова, куда обращаемся?
- Доверьтесь
своим мыслям и чувствам, тогда и рука будет вам послушна.
11. Проверка
текста.
12. Рефлексия
– заключительный этап мастерской.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Вы достигли цели?
- Какой этап урока
вам понравился больше?
- Какое задание
оказалось более трудным?
- Когда было
интересно?
- Кто хочет
прочитать свой текст?
Определите САН.
С – самочувствие
(по пятибалльной системе)
А - активность
Н – настроение
-У кого сохранилось
хорошее настроение?
- Кому скажем
спасибо за хорошую работу?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.