Отчет В2
Отчет по одному
уроку из серии
Настоящая
конструктивистская Программа Теоретических основ Кембриджского подхода к
преподаванию устанавливает перед компетентным учителем очень четкие
обязательства быть восприимчивым к личности ученика. Существенным фактором
компетентного преподавания является исследование и оценка учителем самостоятельного
постижения смысла учеником. Данный подход предполагает обязательное участие в
этом процессе и самого ученика.
Ознакомившись с
Руководством для учителя, другими ресурсами и проанализировав объем знаний,
полученных на 1 этапе курса «лицом к лицу» я сделала для себя твердые выводы и
пришла к убеждению, что цель настоящей программы – помочь нам, учителям
оценить и усовершенствовать свою педагогическую практику. По этой причине
современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с
действующей практикой учителя и профессиональным контекстом. В ходе Программы
рассматривается множество разных аспектов педагогики. Основным принципом данной
Программы является согласование практической деятельности с достоверными
результатами научных исследований. Следовательно, ожидается, что мы, педагоги,
будем знакомиться с научными (исследовательскими) материалами, касающимися
соответствующих аспектов педагогики, которая необходима нам для обеспечения
теоретической основы, на которую можно будет в будущем полагаться при
рассмотрении (выборе, изучении, знакомстве и т.д.) стратегий и подходов к
преподаванию и обучению, изложенных в идеях семи модулей.
Однако идеи,
приведенные в данных модулях, взаимосвязаны, равно как и отдельные стратегии и
подходы, применяемые на занятиях.
На сегодня
относительно Программы, насколько я их осознала и восприняла, хочу поделиться
своим опытом, полученным во время практики. Какие у меня были проблемы в период
реализации этих идей? Как я представляю себе дальнейшее внедрение в свою
практику, ее реализацию?
Обучаясь на курсах, пройдя практику в школе, я
твердо убеждена, что современная школа требует современного подхода, нужно менятся
со временем, что работать по-старому, традиционно уже никак нельзя и
невозможно. Темой исследования во время практики в школе я выбрала «Развитие
критического мышления на уроках математики» по ключевым идеям модуля
«Обучение критическому мышлению», но работая над данной темой, я попыталась и реализовать
идеи и остальных модулей, ведь они все взаимосвязаны.
Эту связь я попыталась
реализовать на всех уроках серии проведенных уроков раздела «Проценты», но
остановлюсь на 2 уроке из серии по теме «Решение задач на проценты». На организационном этапе учащиеся были
разделены на группы с помощью цветных фигур. Затем еще раз определили цели
урока. Для актуализации знаний учащиеся выполняли задание на перевод процента в
обыкновенную и десятичную дробь, выражение числа в процентах. После выполнения
этого задания учащиеся делали взаимопроверку, критерии оценивания и правильные
варианты ответов были показаны на доске. Затем учащиеся, у которых обнаружили
ошибки, должны были объяснить, в чем заключается ошибка. Таким образом, я
хотела применить технику формативного оценивания – идеи модуля «Оценивание
для обучения и оценивание обучения», чтобы выявить пробелы, устранить
недостатки, развивать умение слушать и анализировать ответы, чтобы ученик
увидел, как правильно выполнить задание. Ошибки были в том, что ученики
неправильно переносили запятую при делении на сто, также забывали сокращать
обыкновенные дроби. С помощью наводящих вопросов они приходили к правильному
решению.
Идеи модуля «Новые подходы в
преподавании и обучении» позицированы в Программе и реализуются лишь как
«Обучение через диалог» и «Обучение тому, как учиться». Обучение и преподавание
на основе диалога предполагают подход - диалог между учениками, между учеником
и учителем, помогает учащимся построить и развить свое собственное мышление. Диалоговое обучение прослеживается на всех
уроках, проведенных на практике. Наблюдения
свидетельствуют (это я тоже старалась увидеть на уроке коллег), что диалоговая
форма общения не всегда дается учителю-практику. Второй урок был построен также, соблюдая все правила
диалогической беседы.
Проработав Руководство для
учителя, проводя уроки, старалась в ходе дискуссии задавать «толстые» вопросы,
посредством которых у детей развивается мышление, они учатся рассуждать. Дети
стали более открыты и раскованы. Раньше, задав вопрос, требовала моментального
и точного ответа, а после изучения программы, я стала выдерживать паузу, давая
возможность большему количеству детей подумать над вопросом. И при ответах
выражаться более полно, больше рассуждать. Дети, которые раньше молчали, боясь
сказать что-то не так, стали высказываться, не боясь осуждения.
Диалоговое общение на данном уроке было
реализовано на двух разных уровнях: самостоятельная работа с учебником и на
поиск дополнительных материалов для закрепления.
«Обучение тому, как учиться»,
или метапознание, направлено на оказание помощи учащимся в понимании и принятии
ответственности за собственное обучение таким образом, чтобы в дальнейшем
продолжить обучение самостоятельно. На этапе «Вызов», организуя индивидуальную
работу, работу в парах, учащимся было предложено выполнение задания в русле
критического мышления методом «Корзина», «Толстый и тонкий вопросы», обсудив в
парах, выбрать правильное утверждение, затем сравнить свои ответы друг с
другом. Чтобы поддержать учеников использовала технику постановки вопросов для
беседы: побуждение-апробирование-переориентация. Результатом всей работы было
то, что на этапе совместной беседы ученики могли выразить свое понимание
темы, осознали, что у людей могут быть разные идеи, а мне, в свою очередь, на
каком этапе обучения находились учащиеся по пройденному материалу. «Математический диктант» и игра «верю – не
верю» сначала обсуждались в парах, затем выносились на обсуждение и выработку правильного
решения, со всем классом. На последнем этапе урока, применяя элементы
критического мышления, ребята решили задачи по вариантам. Затем проверяли друг
у друга правильность их решения. В итоге сверив с готовыми ответами, произвели
взаимооценивание.
Переходя к освоению
нового материала на этапе «Осмысление» при выполнении задания «Составить
кластер» у учеников формировались навыки саморегуляции и метапознания, т.е.
знание, понимание и оценка целей и заданий, ход их выполнения. Целью данного
этапа было составить логическую цепь с учетом причинно-следственной связи для
определения термина «Проценты». Ученики обсуждали каждый сам, затем в парах и в
группах, давая ответ, разъясняли его и доказывали его правильность. Происходит
обмен информацией, где они обмениваются между собой своими знаниями,
активизируются элементы саморегулируемого обучения. То есть они должны
вспомнить свои представления об экологии, определить цель изучаемой проблемы,
методы их решений, каждый имел возможность выбрать свой путь для достижения
цели, а именно выполнения задания, отслеживается процесс метапознания. При
совместной работе в освоении новой темы у учащихся развивается уровень
мышления, постижение смысла и знаний.
Кроме этого, на примере данного урока
хотелось бы упомянуть о важности модуля «Использование
информационно-коммуникационных технологий в преподавании», ведь век скоростей не позволяет нам стоять на месте. Мы,
учителя, как и наши ученики, должны быть компетентны в цифровых технологиях и
эффективном использовании ИКТ в преподавании, владеть знаниями об
информационно-коммуникационных технологиях, использовать их для извлечения,
оценки, хранения, воспроизводства, представления и обмена информацией, а также
ее передача для участия в совместной работе в сети Интернет.
Как показывает многолетняя практика, у
сельских школьников затруднено формирование коммуникативной компетентности в
связи с отсутствием многообразия социальных условий их жизни: проезд в
общественном транспорте, совершение покупок в супермаркете, возможность
посещать разные культурные заведения, необходимость вступать в контакт с
прохожими на улице и т.д. Я наблюдаю это повсеместно, несмотря на то, что наше
село расположено недалеко от областного центра. Все это помогает ребенку
успешно адаптироваться в обществе, принимать правильные решения в разных
жизненных ситуациях. Из-за недостатка многообразия социальных общностей дети
сельской местности лишаются полноценной возможности осваивать богатство
человеческих отношений. От этого у них беден словарный запас, недостаточно
хорошо развита речь, отчего они не могут правильно выразить свои мысли, что
часто порождает нежелание пойти на контакт, а следовательно, реализовать сполна
свои жизненные потребности, повышать свою культуру и в итоге не состояться как
личность. Да и материально-техническая база нашей школы желает лучшего, хотя мы
находимся в 12 км от областного центра, нам не доступны в свободном
использовании ресурсы Интернета, используем только модемы или через сотовую
связь, в школе работает одна интерактивная доска, один проектор, а это,
поверьте, создает очень большие препятствия для коммуникативного развития. С
этим я сталкивалась как до обучения на курсах, так и во время практики,
особенно на практике, создавалась чуть ли не очередь среди учителей за проектором.
Поэтому на каждом уроке я стараюсь
использовать всеми доступными средствами Технические средства обучения, пусть
проектор, ноутбук, чтобы в виде презентации, сделанных в Power Pount,
отразить не только
ход урока, но и наглядный и демонстрационный материалы к уроку, чтобы уроки
были разнообразными, интересными, главное, для восприятия материала,
заинтересовать к уроку.
Считаю, что переворот должен
произойти не просто в использовании иного инструментария и иных методов
преподавания, а в сознании и мышлении преподавателей и учащихся, необходимо
время и достаточно серьезные и сознательные усилия, прежде чем проявятся
необходимые результаты. Внедряя в свою педагогическую практику ключевые идеи семи
модулей Программы Теоретических основ Кембриджского подхода к преподаванию,
дальше оттачивая свое педагогическое мастерство, возможно и на других этапах
данного курса, когда все педагоги будут готовы к инновациям, я уверена, что в
сотрудничестве мы обязательно достигнем плодотворных результатов.
На примере данного урока я
применила идеи модуля «Обучение критическому мышлению». Критическое мышление рассматривается на
протяжении всей Программы двояко: развитие критического мышления у учеников и
развитие критического мышления у преподавателей. Два этих процесса
взаимосвязаны, и Программа направлена на развитие обоих процессов.
Весь урок был построен на
разрешении проблемной ситуации поисковым методом. Идет развитие критического
мышления- реализация идей «Обучение критическому мышлению». Основа технологии критического мышления– традиции в образовании -
развитие мышления ребенка происходит в проблемной ситуации (Ж. Пиаже, Л.
Выготский).
Любой ли человек может мыслить
критически? Жан Пиаже писал, что к 14-16 годам у человека наступает этап, когда
критическое мышление получает свое наибольшее развитие. Вместе с тем это вовсе
не означает, что навыки критического мышления в одинаковый степени развиты у
каждого из нас.
Эта тема меня заинтересовала,
когда я посещала уроки своих коллег, обучившиеся на курсах и строящие свои
планы уроков на основных этапах критического мышления. Слишком серьезное
планирование, считала я - момент этапа вызова, осмысления, рефлексии, вроде бы
и понятно, но все же туманно. Меня заинтересовывал сам процесс написания эссе,
выражение своих эмоции от урока.
В структуре своих уроков, я, основываясь на
ключевых целях критического мышления выделяла три стадии: стадия вызова,
стадия осмысления, стадия рефлексии. На стадии вызова, сочетая
индивидуальную работу, работу в парах, у учеников актуализируются имеющиеся
знания и представление об изучаемом, формируется личный интерес. Проблемная ситуация вызывает познавательную активность
учащихся, развивает логическое мышление. Группа совместно обсуждает, выдвигает
идеи, причем каждый ученик выражает свое мнение без опасения критики. Каждый
ученик проявляет заинтересованность в успехе общего дела. Работа в группах
воспитывает у всех учащихся доброжелательность, уважение друг к другу. Каждый испытывает
чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Цель
проблемного обучения – формирование творческого, нестандартного мышления. При
инсценировании ситуативных заданий и при их решении вступают в диалог со
своими одноклассниками, приходят к правильному решению. Данный вид работы
приносит свои плоды: развивается познавательный интерес, мышление, культура
речи, вычислительные навыки. Сами проблемные задания, рассчитаны как и
дифференцированные задания, что является идеями модуля «Обучение талантливых
и одаренных учеников», ведь важно в ходе процесса обучения обнаружить
таланты и способности учащихся и развить их в процессе обучения.
На этом этапе оценивание как наблюдение, проводила по заранее
сформулированным критериям, как установить причины, связи, я наблюдала еще и
незапланированные взаимодействия.
И когда учащиеся между собой обсуждали вопрос
(пусть немножко смущались, стеснялись камеры), отвечали и поправляли друг
другу, я была приятно удивлена - они показали знания не только по изучаемой
теме, но и дополняли свои ответы ранее полученными знаниями. На этом этапе
смогли связать материал изучаемой темы с жизненной ситуацией, сделали вывод,
что во всем виноваты мы сами, люди. Учащиеся не только и не столько закрепляли
уже изученный материал, сколько изучали новый.
Оновные идеи семи модулей дают возможность учителю,
внедрив их на практике, обучать разносторонне развитых, критически мыслящих,
стремящихся к расширению и углублению своих представлении о реальностях жизни и
адаптированных в меняющемся мире.
Использованная литература
1.
Руководство для учителя.
2.
Задания для выполнения в
школе в период дистанционного обучения.
3.
Задорожная Н., Низовская
И. От педагогического опыта к педагогической рефлексии. – Бишкек, 2011. – С.
4.
Педагогика и психология
высшей школы. Учебное пособие. – Ростов н/Д.:
5.
Смелкова З.С.
Педагогическое общение: Теория и практика учебного диалога на уроках
словесности. – М.:Флинта Наука, 1999. - С.
6.
Электронные ресурсы –
Рабочий план Лицом к лицу – Новые подходы (папка)
7.
Выготский, Л.С.
Педагогическая психология [Текст]/ Под. ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика. –
Пресс, 1996. – 536 с. – (Психология: классические труды).
8.
Выготский, Л.С. Собрание
сочинений: В : 6-ти т. [Текст]/ Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982.
–416 с.
9.
Опыт применения технологии
развития критического мышления на уроке 21 века: методические материалы для
учителя [Текст]/ Под общ. ред. Крыловой О.Н.- СПб.: Изд. «Аграф», 2004.- 100с.
10.
Халперн, Д. Психология
критического мышления [Текст]/ Д. Халперн. - СПб: Питер, 2000-512с.- (Серия
«Мастера психологии»)
11.
Халперн, Д. Технология
критического мышления [текст] / Д. Халперн. – СПб: Питер, 2000.
12.
Равен
Д. (1999) Педагогическое
тестирование: проблемы, заблуждения, перспективы // Школьные технологии. - №
3, с.151-178.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.