Психологи-ческий
настрой на урок
|
1.Приветствие-тренинг
«Здравствуй-те!»
2.Стратегия
«Дерево ожиданий»
3.Деление
класса на группы
|
-
Ребята, мы с вами сегодня поздороваем-ся друг с другом по-особенному.
Поочерёдно касаясь пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев,
говорим: Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указа-тельными)
большого (средними) во всём (безымянными) и везде
(мизинцами). Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
-
Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока?
- Сегодня
на уроке мы будем работать в группах, поэтому предлагаю разделиться на группы
по счёту 1,2,3, 4.
|
Стоя в
кругу, учащиеся поочеред-но касаются одноименных паль-цев рук своего соседа,
начиная с больших пальцев и говорят:
Желаю
(соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого
(средними);
во всём
(безымянными);
и везде
(мизинцами);
Здравствуйте!
(прикасаются
всей ладонью)
2.Подходят
к Дереву ожиданий и на стикерах, которые висят на Дереве, пишут свои ожидания
от урока.
Класс
делится на 4 команды по счёту 1,2,3,4.
|
Дерево
ожиданий на плакате, фломастеры, стикеры
|
|
«Мозговой
штурм»
Постановка
темы и целей урока учащимися
|
-Далее
мы углубим наши знания о союзе.
-Ребята,
посмотрите на экран и обратите внимание на следующие предложения (слайд):
Душа
стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет...
Промчится
год, и я явлюся к вам.
[ ] , и
[ ].
Зависим
мы от первого холопа, которого захочем наказать.
[ ],
(которого…).
- Что
соединяет союз в первом предложении? Во втором? В третьем?
- В
каком сложном предложении от одного простого предложения к другому можно
поставить вопрос, то есть одно предложение зависит от другого?
- Союзы
делятся на группы не только по составу, но и по значению (слайд).Чем
отличаются союзы и от союза которого?
-
Предложите формулировку темы урока. О чём пойдёт речь?
-Откройте
тетради, запишите число, классная работа и тему урока
|
Читают
предложения и отвечают на вопросы учителя.
Делают
выводы, что в первом предложении союз соединяет однородные члены, во втором –
простые предложения в составе сложного, в третьем – также простые предложения.
Делают
вывод, что в третьем предложении второе простое предложение зависит от
первого.
-Союзы и
и который отличаются друг от друга ролью и значением.
- О
сочинительных и подчинительных союзах.
Ученики
открывают тетради, записывают число и тему урока
|
ИКТ,
электроннная презентация
Рабочие тетрадки
|
Подготовка
к изучению нового материала
|
Учитель
- ученик
Таблица
ЗХУ
Работа с
учебником
Диалог
«Лицом к лицу» (ученик – ученик).
Взаимопро-верка
|
- Как вы
думаете, какой союз будет являться подчинительным?
- А
какой союз будет являться сочинительным?
- Сегодня
на уроке мы узнаем, в каких предложениях они встречаются и что они соединяют (слайд)
- А что
мы уже знаем о союзах?
- Определите
цели урока. Давайте заполним колонку «Хочу узнать» таблицы ЗХУ.
-
Ребята, посмотрим, как сформулирова-но данное правило в учебнике. Откройте
учебники на стр. 149 и прочитайте правило.
- А
теперь, ребята, работаем в парах, задайте друг другу вопросы и ответьте.
Перед вами Листы контроля знаний на сегодняшнем уроке с критериями оценок.
Первое задание для оценивания – это работа в парах. Оцените друг друга.
Обратите внимание на критерии
|
- Союз,
с помощью которого одно предложение подчиняется друго-му, является
подчинительным.
- Союз,
с помощью которого связываются однородные члены и простые предложения,
которые равноправны.
Ученики
заполняют колонку «Знаю» таблицы ЗХУ.
Ученики
подходят к доске, запол-няют колонку «Хочу узнать», ставят цели урока: научиться
различать сочинительные и под-чинительные союзы; узнать, в каких предложениях
употреб-ляются эти союзы
Ученики
читают самостоятельно правило.
Ученики
работают в парах: задают друг другу вопросы и отвечают и оценивают друг друга
|
ИКТ -
презентация к теме урока
Таблица
«ЗХУ», фломастеры, тетради для правил
Учебник
Листы
контроля знаний, ручки
|
Примене-ние
новых знаний
|
1.Самостоя-тельная
рабо-та.
Самопроверка
2.Работа
в группах: не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз
автор включил в предложение.
Работа в
группах: составление модели союза
|
1.Организует
и координирует работу по изучению новой темы:
-
Ребята, чтобы еще раз вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным, какие
- к подчинительным, обращаемся к экрану (слайд). Определите вид союзов
в каждом предложении:
С -
сочинительный союз
П -
подчинительный союз
1. И
отроки тотчас с конем отошли,
А
князю другого коня подвели.
2.
Люблю немолчный говор твой
И
поэтические слезы.
3.
Вновь я посетил
Тот
уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
4.
Петушок угомонился,
Шум
утих, и царь забылся.
5.
Наша ветхая лачужка
И
печальна, и темна.
6.
Я, конечно, обещал,
Но
всему же есть граница.
7.
Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
8.
Вы помните, как оживились вдруг
Сии
сады, сии живые воды.
9.
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что
злое на меня уныние находит.
На
слайде:
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
С
|
+
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
|
|
|
П
|
|
|
+
|
|
|
|
+
|
+
|
+
|
Учитель
осуществляет контроль.
- Итак,
мы с вами вспомнили, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к
подчинительным.
-
Ребята, задание усложняется. Теперь вам нужно не только определить, какие
союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и
определить, что связывают эти союзы - сложносочиненные, сложноподчиненные или
простые, осложненные однородными членами.
Группа
1. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его
вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.
1.
Грядущие годы таятся во мгле,
Но
вижу твой жребий на светлом челе.
2. В
последний раз передо мной
Ты
катишь волны голубые
И
блещешь гордою красой
Группа
2. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его
вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.
3.
Вот опальный домик,
Где
жил я с бедной нянею моей.
4. И
я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой
колокольчик огласил.
Группа
3. Задание № 3: Не
записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в
предложение.
5.
Прошли восторги, и печали,
И
легковерные мечты:
6.
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося.
Группа
4. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его
вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.
7.
Параша умела мыть и гладить, шить
и
плесть
8… Дай
ответ,
Когда не хочешь пытки новой…
Учитель
контролирует самопроверку.
-
Ребята, мы еще раз вспомнили, что свя-зывают сочинительные и подчинитель-ные
союзы; какие предложения являются простыми, какие – сложносочиненными, какие –
сложноподчиненными.
-
Используя учебник, вместе рассуждая, составьте модель (схему) распределения
союзов на сочинительные и подчинительные, отразив в ней признаки данных
союзов на листах А-3. Используем маркеры и фломастеры. Отвечает один человек
от группы, афишируя работу своей группы.
-
Ребята, схема какой группы точна и почему?
-
Ребята, защитите свои модели.
|
1.Выполняют
самостоятельную работу, затем оценивают себя по критериям оценивания в Листе
контроля знаний.
Ученики
выполнят задание сообща, определяют, какие союзы присутствуют в предложении,
сочинительные или подчинительные, также определяют, что связывают эти союзы. От
каждой группы выступают по два ученика
Ответы
на слайде:
1.Сочинительный
союз, ССП.
2.Сочинительный
союз, простое предложение, осложнено однородными членами. 3.Подчинительный
союз, СПП.
4.Подчинительный
союз, СПП.
5.Сочинительный
союз, простое предложение, осложнено однородными членами.
6.
Сочинительный союз, ССП.
7.
Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами.
8.
Подчинительный союз, СПП
Ученики
осуществляют самопроверку по ключу на экране по критериям оценивания на Листе
контроля знани
Каждая
группа переписывает свою модель в тетрадь для правил.
По
одному спикеру от группы выходят к доске и защищают модель своей группы,
остальные внимательно слушают, задают вопросы
|
Презентация
к теме, тетради для правил.
Лист
контроля знаний. Раздаточный материал – карточки с заданиями № 2
\
Лист
контроля знаний, раздаточный материал – карточки с заданиями №3 для каждой
группы, слайд
Формат
А3, маркеры, фломастеры, учебник
Презентация
моделей-схем
|
Подведение
итогов урока. Рефлексия.
|
1. «Думай
– В паре – Делись» (диаграмма Джессиль Джентиль)
2.Работа
по таблице «ЗХУ
3.Рефлексия
|
-
Ребята, давайте мы с вами сделаем вывод о том, что мы узнали на сегод-няшнем
уроке. Предлагаю вам подумать над вопросом, указанном в карточке, затем
обсудить в паре, дополнить друг друга. И в конце каждая пара выступит и даст
ответ на данный вопрос. Перед вами – карточка для работы.
Учитель
|
О чём
мы сегодня говорили на уроке? Какие знания, умения и навыки закрепили?
|
Ученик
|
|
Думаем в паре
|
|
Ответ для класса
|
|
2.Задаёт
вопросы,
предлагает
заполнить колонку «Узнал» таблицы «ЗХУ»
3.Предлагает
провести обратную связь.
|
1. Каждый
ученик получает карточку, думает над вопросом, заполняет, затем делится
мнением в паре, и пары выступают с окончательным решением - ответом на
вопрос. Оценивают работу.
2.Заполняют
графу «Узнал» таблицы «ЗХУ», подводят итоги урока
3. Записывают
на стикерах, что понравилось на уроке, что не понравилось
|
Карточки
«Думай – В паре – Делись»
2.Таблица
«ЗХУ», фломастеры 3.Стикеры, ручки
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.