Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе на тему "Союзы сочинительные и подчинительные"

Краткосрочное планирование урока русского языка в 7 классе на тему "Союзы сочинительные и подчинительные"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Краткосрочное планирование урока в 7 «А» классе по теме «Союзы сочинительные и подчинительные»

Тема урока

Союзы сочинительные и подчинительные

Цель урока

Ученики научатся разграничивать сочинительные и подчинительные союзы и определять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения

Ссылки

Учебник для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 7 класс», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др., Москва «Просвещение», 2013

Задачи

Формировать навыки разграничения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, их отличия от простых предложений, навыки оценивания по критериям; развивать умение самостоятельно решать познавательные задачи на основе анализа текста, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; воспитывать чувство коллективизма и сплочённости

Ожидаемые результаты обучения

Ученики научатся разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, узнают, какие предложения называются сложносочинёнными, какие – сложноподчинёнными и в каком сложном предложении одно простое предложение по смыслу подчиняется другому, также научатся составлять схемы предложений.


Методы урока

Беседа, критическое мышление, оценивание, частично-поисковый,визуальный

Формы работы

Групповая, работа в парах (диалог «ученик-ученик»), индивидуальная, стратегии «Лицом к лицу», «Дерево ожиданий», «Таблица ЗХУ», «Думай – В паре – Делись»

Тип урока

Комбинированный

Вид урока

Урок-практикум

Оборудование

Интерактивная доска, учебник, карточки

План урока:

  1. Организационный момент. Тренинг. Деление на 4 группы.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Подготовка к изучению нового материала.

  4. Применение новых знаний.

  5. Оценивание.

  6. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.


Этапы урока

Формы активного обучения и управления

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Организа-ционный момент


Учитель приветствует учащихся, проверяет подготовку учащихся к уроку

Здороваются с учителем и выходят к доске

Организация учащихся

Психологи-ческий настрой на урок

1.Приветствие-тренинг «Здравствуй-те!»

















2.Стратегия «Дерево ожиданий»



3.Деление класса на группы

- Ребята, мы с вами сегодня поздороваем-ся друг с другом по-особенному. Поочерёдно касаясь пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, говорим: Желаю (соприкасаются большими пальцами) успеха (указа-тельными) большого (средними) во всём (безымянными) и везде (мизинцами). Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)





- Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока?





- Сегодня на уроке мы будем работать в группах, поэтому предлагаю разделиться на группы по счёту 1,2,3, 4.

Стоя в кругу, учащиеся поочеред-но касаются одноименных паль-цев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

Желаю (соприкасаются большими пальцами);

успеха (указательными);

большого (средними);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикасаются всей ладонью)

2.Подходят к Дереву ожиданий и на стикерах, которые висят на Дереве, пишут свои ожидания от урока.

Класс делится на 4 команды по счёту 1,2,3,4.

























Дерево ожиданий на плакате, фломастеры, стикеры


Проверка домашнего задания




- Давайте мы с вами сначала проверим домашнюю работу – упр. 360.



- А кто из вас, ребята, выполнил допол-нительное задание: из повести «Детство» М.Горького выписать предложения с простыми и составными союзами.

Ученики читают предложения, 2 ученика пишут свои предложения у доски.

Желающие выступить ученики читают предложения, называют простые и составные союзы.

Учебник, тетради по русскому языку


«Мозговой штурм»















































Постановка темы и целей урока учащимися

-Далее мы углубим наши знания о союзе.

-Ребята, посмотрите на экран и обратите внимание на следующие предложения (слайд):

Душа стесняется лирическим волненьем, трепещет, и звучит, и ищет...

Промчится год, и я явлюся к вам.

[ ] , и [ ].

Зависим мы от первого холопа, которого захочем наказать.

[ ], (которого…).

- Что соединяет союз в первом предложении? Во втором? В третьем?







- В каком сложном предложении от одного простого предложения к другому можно поставить вопрос, то есть одно предложение зависит от другого?

- Союзы делятся на группы не только по составу, но и по значению (слайд).Чем отличаются союзы и от союза которого?

- Предложите формулировку темы урока. О чём пойдёт речь?

-Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока



















Читают предложения и отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы, что в первом предложении союз соединяет однородные члены, во втором – простые предложения в составе сложного, в третьем – также простые предложения.

Делают вывод, что в третьем предложении второе простое предложение зависит от первого.



-Союзы и и который отличаются друг от друга ролью и значением.





- О сочинительных и подчинительных союзах.

Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока

ИКТ, электроннная презентация













































Рабочие тетрадки

Подготовка к изучению нового материала

Учитель - ученик





















Таблица ЗХУ













Работа с учебником





Диалог «Лицом к лицу» (ученик – ученик).

Взаимопро-верка

- Как вы думаете, какой союз будет являться подчинительным?



- А какой союз будет являться сочинительным?





- Сегодня на уроке мы узнаем, в каких предложениях они встречаются и что они соединяют (слайд)

- А что мы уже знаем о союзах?



- Определите цели урока. Давайте заполним колонку «Хочу узнать» таблицы ЗХУ.









- Ребята, посмотрим, как сформулирова-но данное правило в учебнике. Откройте учебники на стр. 149 и прочитайте правило.

- А теперь, ребята, работаем в парах, задайте друг другу вопросы и ответьте. Перед вами Листы контроля знаний на сегодняшнем уроке с критериями оценок. Первое задание для оценивания – это работа в парах. Оцените друг друга. Обратите внимание на критерии

- Союз, с помощью которого одно предложение подчиняется друго-му, является подчинительным.

- Союз, с помощью которого связываются однородные члены и простые предложения, которые равноправны.







Ученики заполняют колонку «Знаю» таблицы ЗХУ.

Ученики подходят к доске, запол-няют колонку «Хочу узнать», ставят цели урока: научиться различать сочинительные и под-чинительные союзы; узнать, в каких предложениях употреб-ляются эти союзы

Ученики читают самостоятельно правило.





Ученики работают в парах: задают друг другу вопросы и отвечают и оценивают друг друга















ИКТ - презентация к теме урока

Таблица «ЗХУ», фломастеры, тетради для правил









Учебник







Листы контроля знаний, ручки

Примене-ние новых знаний

1.Самостоя-тельная рабо-та.

Самопроверка







































































2.Работа в группах: не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.































































Работа в группах: составление модели союза

1.Организует и координирует работу по изучению новой темы:

- Ребята, чтобы еще раз вспомнить, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным, обращаемся к экрану (слайд). Определите вид союзов в каждом предложении:

С - сочинительный союз

П - подчинительный союз

1. И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

2. Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

3. Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

4. Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся.

5. Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

6. Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница.

7. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

8. Вы помните, как оживились вдруг

Сии сады, сии живые воды.

9. Такие смутные мне мысли все наводит,

Что злое на меня уныние находит.

На слайде:


1

2

3

4

5

6

7

8

9

С

+

+


+

+

+




П



+




+

+

+



Учитель осуществляет контроль.

- Итак, мы с вами вспомнили, какие союзы относятся к сочинительным, какие - к подчинительным.

- Ребята, задание усложняется. Теперь вам нужно не только определить, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и определить, что связывают эти союзы - сложносочиненные, сложноподчиненные или простые, осложненные однородными членами.

Группа 1. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.

1. Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

2. В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой

Группа 2. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.

3. Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

4. И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Группа 3. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.

5. Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты:

6. Все завыли за Дадоном,

Застонала тяжким стоном

Глубь долин, и сердце гор

Потряслося.

Группа 4. Задание № 3: Не записывая предложения, указать его вид, отметить, какой союз автор включил в предложение.

7. Параша умела мыть и гладить, шить

и плесть

8… Дай ответ,

Когда не хочешь пытки новой…

Учитель контролирует самопроверку.



- Ребята, мы еще раз вспомнили, что свя-зывают сочинительные и подчинитель-ные союзы; какие предложения являются простыми, какие – сложносочиненными, какие – сложноподчиненными.



- Используя учебник, вместе рассуждая, составьте модель (схему) распределения союзов на сочинительные и подчинительные, отразив в ней признаки данных союзов на листах А-3. Используем маркеры и фломастеры. Отвечает один человек от группы, афишируя работу своей группы.

- Ребята, схема какой группы точна и почему?

- Ребята, защитите свои модели.

1.Выполняют самостоятельную работу, затем оценивают себя по критериям оценивания в Листе контроля знаний.



























































Ученики выполнят задание сообща, определяют, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, также определяют, что связывают эти союзы. От каждой группы выступают по два ученика



































Ответы на слайде:

1.Сочинительный союз, ССП.

2.Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами. 3.Подчинительный союз, СПП.

4.Подчинительный союз, СПП.

5.Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами.

6. Сочинительный союз, ССП.

7. Сочинительный союз, простое предложение, осложнено однородными членами.

8. Подчинительный союз, СПП









Ученики осуществляют самопроверку по ключу на экране по критериям оценивания на Листе контроля знани









Каждая группа переписывает свою модель в тетрадь для правил.

По одному спикеру от группы выходят к доске и защищают модель своей группы, остальные внимательно слушают, задают вопросы

Презентация к теме, тетради для правил.

Лист контроля знаний. Раздаточный материал – карточки с заданиями № 2





















































\









Лист контроля знаний, раздаточный материал – карточки с заданиями №3 для каждой группы, слайд





































































Формат А3, маркеры, фломастеры, учебник











Презентация моделей-схем

Оценива-ние

Формативное и сумматив-ное: Лист контроля зна-ний с крите-риями (само-проверка, взаимопроверка)

Выставить суммативные оценки с опорой на критерии, с обсуждением.

«5»- более 18 баллов

«4»- 13-17 баллов

«3»- 8-12 баллов

«2»- менее 7 баллов



Анализируют свою работу

Лист контроля знаний, стикеры

Подведение итогов урока. Рефлексия.

1. «Думай – В паре – Делись» (диаграмма Джессиль Джентиль)

































2.Работа по таблице «ЗХУ



3.Рефлексия

- Ребята, давайте мы с вами сделаем вывод о том, что мы узнали на сегод-няшнем уроке. Предлагаю вам подумать над вопросом, указанном в карточке, затем обсудить в паре, дополнить друг друга. И в конце каждая пара выступит и даст ответ на данный вопрос. Перед вами – карточка для работы.







Учитель

О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие знания, умения и навыки закрепили?

Ученик




Думаем в паре




Ответ для класса






2.Задаёт вопросы,

предлагает заполнить колонку «Узнал» таблицы «ЗХУ»

3.Предлагает провести обратную связь.



1. Каждый ученик получает карточку, думает над вопросом, заполняет, затем делится мнением в паре, и пары выступают с окончательным решением - ответом на вопрос. Оценивают работу.





























2.Заполняют графу «Узнал» таблицы «ЗХУ», подводят итоги урока

3. Записывают на стикерах, что понравилось на уроке, что не понравилось

Карточки «Думай – В паре – Делись»





































2.Таблица «ЗХУ», фломастеры 3.Стикеры, ручки

Постановка ДЗ



Задаёт домашнее задание:

Упр. 363

По выбору: подготовить презентацию на тему «Союз»



Записывают задание на дом

Дневники









Лист учёта знаний

ФИ ученика (-цы) _____________________________

Класс _________

Дата _________

Вид работы


Критерии оценивания

Баллы

Задание № 1.

Работа в парах (вопросы друг другу)

Критерии оценивания:

верно ответил(-а) – 2 балла

неверно – 1 балл


Устная проверка ДЗ – упр. 360 (взаимооценивание)

«5» - 10 предложений

«4» - 6-9 предложений

«3» - 1-5 предложений

«2» - 0 предложений


Задание № 2. Самостоятельная работа (самопроверка)

Критерии оценивания:

«5» - О ошибок

«4» - 1-2 ошибке

«3» – 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок


Задание № 3

(самопроверка)

Критерии оценивания:

«5» - 0 ошибок

«4» – 1-2 ошибки

«3» – 3-4 ошибки


Составление модели союза

За каждую идею – 1 балл



«Думай – В паре – Делись»

По одному баллу за количество ответов



Итоговое оценивание ученика



Итоговое оценивание учителя

«5»- более 17 баллов

«4»- 13-16 баллов

«3»- 5-12 баллов

«2»- менее 4 баллов



Группы 1-4. Задание 2: определить, какие союзы в предложениях относятся к сочинительным, какие – к подчинительным.

С- сочинительный союз

П - подчинительный союз


1. И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели.

2. Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы.

3. Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

4. Петушок угомонился,

Шум утих, и царь забылся.

5. Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна.

6. Я, конечно, обещал,

Но всему же есть граница.

7. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.

8. Вы помните, как оживились вдруг

Сии сады, сии живые воды.

9. Такие смутные мне мысли все наводит,

Что злое на меня уныние находит.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

А










Б














Группа 1. Задание № 3: нужно не только определить, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и определить, что связывают эти союзы. Также определить, какие перед вами предложения - сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные) или простые, осложненные однородными членами.

1. Грядущие годы таятся во мгле,

Но вижу твой жребий на светлом челе.

2. В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.


Группа 2. Задание № 3: нужно не только определить, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и определить, что связывают эти союзы. Также определить, какие перед вами предложения - сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные) или простые, осложненные однородными членами.

3. Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

4. И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.


Группа 3. Задание № 3: нужно не только определить, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и определить, что связывают эти союзы. Также определить, какие перед вами предложения - сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные) или простые, осложненные однородными членами.

5. Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты:

6. Все завыли за Дадоном,

Застонала тяжким стоном

Глубь долин, и сердце гор

Потряслося.


Группа 4. Задание № 3: нужно не только определить, какие союзы присутствуют в предложении, сочинительные или подчинительные, но и определить, что связывают эти союзы. Также определить, какие перед вами предложения - сложные (сложносочиненные, сложноподчиненные) или простые, осложненные однородными членами.

7. Параша умела мыть и гладить, шить и плесть

8…. Дай ответ,

Когда не хочешь пытки новой…



«Думай – В паре – Делись»


Учитель

О чём мы сегодня говорили на уроке? Какие знания, умения и навыки закрепили?

Ученик








Думаем в паре








Ответ пары для класса











  • Русский язык и литература
Описание:

При разработке урока по теме «Сочинительные и подчинительные союзы» определила следующие цели: ученики научатся разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, определять сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Задачи урока: формировать навыки разграничения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений, их отличия от простых предложений, навыки оценивания по критериям; развивать умение самостоятельно решать познавательные задачи на основе анализа текста, орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; воспитывать чувство коллективизма и сплочённости.
Для реализации данных задач были выбраны методы и формы: беседа (учитель-ученик); критическое мышление (таблица ЗХУ, «мозговой штурм», ожидания от урока, «Думай – В паре – Делись»); оценивание; частично-поисковый (работа с отрывками стихотворений); визуальный (слайды по теме урока) рефлексия. Основные формы организации: групповая работа, работа в паре, фронтальная, индивидуальная.

Для создания коллаборативной среды и положительного настроя на урок и сближения учащихся друг с другом провела приветствие-тренинг «Здравствуйте». Стоя в кругу, учащиеся поочерёдно касались одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорили:

Желаю (соприкасаются большими пальцами)

успеха (указательными)

большого (средними)

во всём (безымянными)

и везде (мизинцами)

Здравствуйте! (прикасаются всей ладонью).

После проведения тренинга я сразу задала вопрос: «Ребята, что вы ждёте от сегодняшнего урока? Давайте мы с вами оформим наше Дерево ожиданий». Ученики назвали свои ожидания: «творческую работу», «новые знания», «интересную работу», «слаженную групповую работу», «информацию о союзах», - подходили к Дереву ожиданий, писали на стикерах, которые были прикреплены к Дереву. Я предупредила детей, что мы в конце урока вернёмся к нашим ожиданиям и сделаем выводы, добились мы наших ожиданий или нет. Средний ученик Саин при определении ожиданий от урока сказал, что он ждёт «слаженной групповой работы», и я сказала детям, что мы сегодня на уроке будем работать в группах. Затем предложила распределиться на 4 группы по счёту 1,2, 3, 4. Ученики повторили разработанные ими Правила работы в группе, которые висят на видном месте в кабинете.

Начав применять работу в группе, я сделала вывод, что мои ученики учатся оказывать поддержку друг другу.

Далее ученики получили Листы учёта знаний. Алгоритм работы с Листом детям уже знаком, и они с интересом принялись его заполнять и оценивать. Считаю, что самооценка и взаимооценка являются эффективными методами оценивания, так как «ученики могут быть вовлечены в процесс оценивания своих одноклассников и себя, и даже, когда учителя активно проводят оценивание, ученики должны столь же активно в данном процессе участвовать» (Руководство для учителя, стр. 163).

Автор Абжалиева Рудаба Жамкеевна
Дата добавления 01.04.2017
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 575
Номер материала MA-070927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: