Инфоурок Литература КонспектыКраткосрочный план по русской литературе по теме: "Русские женщины" по поэме Н.Некрасова

Краткосрочный план по русской литературе по теме: "Русские женщины" по поэме Н.Некрасова

Скачать материал

Предмет/дата

Русская литература        Класс 9   

Тема урока

Н.А. Некрасов «Русские женщины».

Ссылка

Госстандарт Учебник «Литература» для 9 класса

Цели урока

Познакомятся с жизнью и творчеством Н. А. Некрасова.Смогут выполнить анализ произведения.Сумеют развить творческую активность, самостоятельность в принятии решении, умение оценивать одноклассников, создадут атмосферу сотрудничества.

Результаты обучения для учащихся

Умеют анализировать, делать выводы. Умеют оценивать результаты работ своей деятельности или деятельности одноклассников. Развиваются умения работать в команде, в паре.

Основные идеи, отработанные по теме урока

Использование стратегий критического мышления активизируют мышление учащихся, умение работать в группе.

Задания

Время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Вводная часть.

Создание психологического настроя на урок.

Проверка домашнего задания.

 

2 мин.

Видеоролик

Настроение – важный момент в нашей жизни.

Улыбнитесь друг другу,

Подарите хорошее настроение другим.

 

 

 

 

Затем проверяет домашнее задание

Повесть «Шинель»

Ученики здороваются с учителем.

 

 

 

 

Проверяют домашнее задание.

Деление на группы «Пазлы». Составление правила группы. Распределение ролей в группах.

2 мин

Весь класс выходит к доске.

Ученики выходят к доске. Становятся в круг.Внимательно слушая учителя, Делятся на группы с помощью техники «Пазлы».

 

Затем ученики совместно составляют правила для групп, распределяют  обязанности в группе.

Вызов.

Определение темы урока с помощью «Мозгового штурма»

Слово учителя

Беседа по содержанию

20 мин

 Пленительные образы! Едва ли

 В истории какой-нибудь страны

Вы что-нибудь прекраснее встречали.

 Их имена забыться не должны.

                                                                                     

Н. Некрасов

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая.

 14 декабря 1825 года несколько воинских частей вышли на Сенатскую площадь, отказавшись подчиниться новому царю. Во главе их стояли молодые офицеры-дворяне, цвет  столичного высшего общества. Этих людей позднее стали называть декабристами. Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», в котором предлагали отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение срока солдатской службы.

   Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших. Восстание в Петербурге было подавлено  через несколько часов. Началось расследование и  расправа над участниками.

 Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. К следствию было привлечено 570 человек, более ста были осуждены на каторгу и поселение в Сибирь, многие офицеры разжалованы в рядовые и высланы в разные губернии под надзор полиции. Заключенных лишали дворянства, званий и почестей.   Солдат приказали прогнать сквозь строй и направили на Кавказ в действующую армию. Пять декабристов – поэт Константин Федорович Рылеев, Павел Иванович Пестель, Сергей Иванович Муравьёв-Апостол, Михаил Павлович Бестужев-Рюмин и Петр Григорьевич Каховский – были повешены в Петропавловской крепости.  

- Каким образом связаны этот трагический эпизод истории и творчество А.Н. Некрасова?    

(Некрасов посвятил поэму героическим женщинам, которые отправились вслед за своими мужьями, назвав ее «Русские женщины»)

 В те дни царем было запрещено любое упоминание о декабристах, а Россия плакала о них, ведь почти каждый родовитый дворянский дом потерял или сына, или мужа, племянника. И как же был неприятно удивлён царь, когда получил прошения 11 женщин - жён декабристов о позволении для них отправиться за своими мужьями в Сибирь. Это были очень разные женщины: по своему социальному положению и по возрасту, по характеру и по уровню образования…  Но объединяло их одно: они пожертвовали  всем ради того, чтобы быть рядом с мужьями в годы испытаний.

     Под маской либерального царя скрывался мстительный и жестокий человек: было сделано всё возможное и невозможное, чтобы остановить женщин, желавших разделить,  а более всего облегчить участь своих мужей, отправленных на каторгу: запреты, угрозы, законы о лишении их всех прав состояния.  Екатерина Трубецкая первой поехала за мужем в Сибирь.- А теперь представим, что могла ответить эта героическая женщина на те доводы, которые приводились с целью остановить ее? Тюрьму, каторгу и ссылку пережили только 8 из них. После указа об амнистии  декабристов  28 августа 1856 года вместе с мужьями вернулись только пятеро. (Мария Волконская, Полина Анненкова, Елизавета Нарышкина, Анна Розен, Наталья Фонвизина). Трое вернулись из Сибири вдовами (Мария Юшневская, Александра  Ентальцева, Александра Давыдова).  Александра Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая умерли и похоронены в Сибири.

 После возвращения декабристов в России намечается очередной общественный подъем. Многие русские поэты и писатели откликаются на это общественное движение и пишут свои литературные произведения, в центре которых социальные проблемы. Так, Н.А. Некрасов обращается к теме подвига жен декабристов.

Основная часть построена в форме диалога между княгиней Трубецкой и губернатором Иркутской губернии, который пытается уговорить княгиню вернуться домой.

 1.Почему Некрасов выбрал именно такую форму повествования? Сколько времени провела княгиня в пути до встречи с губернатором?

2.Какой художественный прием использует Некрасов, чтобы показать, что путь действительно был очень тяжел?

 3. Почему лично сам губернатор встретил княгиню?

4.Какие доводы приводит губернатор, говоря о том, что княгиня немедленно должна вернуться домой?

 5.Сколько дней уговаривал княгиню губернатор?

 Какой довод он приводит последним, самый страшный?

 6.Что значит идти по этапу?

7. Почему Трубецкая на все доводы отвечает отказом?

 8.Кто оказывается морально  более стойким в этом диалоге?

9.Какие черты характера проявила героиня в этой сцене?

10.Каков финал этой части поэмы?

Замена первоначального названия «Декабристки» на «Русские женщины» подчеркнула, что героизм, сила духа, нравственная красота присущи русской женщине испокон веков. Некрасов показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщин всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, поскольку главная составляющая его – духовная красота. Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.А теперь давайте вернемся к эпиграфу нашего урока и вспомним имена этих героических женщин, пленительных образов нашей истории.

Дети читают вопросы с экрана, отвечают на вопросы и определяют новую тему  урока.

Примерные ответы детей

 

1. (Два месяца).

2. (Прием сопоставления: спутник княгини так устал, что тяжело заболел, и дальнейший путь княгиня Трубецкая продолжала одна).

3. (Губернатору пришла бумага с просьбой любыми средствами вернуть княгиню назад домой).

4. (Путь верст до восьмисот, восемь месяцев зимы, люди душой черствы, жизнь в общей казарме, что ее ждет смерть, потеря всех прав, имущества…).

5. («Я отпустить не в праве вам, княгиня, лошадей! Вас по этапу поведут с конвоем…»)

 

Формативное оценивание.

1 мин

Правильно ответивших учеников учитель поощряет смайликами.

 

Инсценировка

5 мин

 

Чтение по ролям

Словарная работа

2 мин

( Поэма – большая форма лиро-эпической поэзии; крупное стихотворное произведение с повествовательным и эпическим сюжетом…)

Медвежья полость – покрывало на ноги в санях, экипаже, карете.

Образок – икона, уменьшительно от «образ».

Мощи – высохшие останки людей, почитаемые церковью как святые.

Доха - шуба мехом и внутрь и наружу.

Кресты – ордена.

Клеймо – печать, знак; здесь: клеймо каторжника.

Варнак – лжец, буян, каторжник.

Ханжество – от слова «ханжа» - лицемер, прикрывающийся добродетелью.

 

Оценивание

1 мин

Учитель поощряет активных учеников смайликами.

 

Презентация

3 мин

Учитель предлагает посмотреть презентацию

Ученики внимательно смотрят  презентацию

Групповая работа.

10 мин

Приложение1

Учащиеся работают в группах, обмениваются мнениями, слушают выступления групп и оценивают их.

 

Взаимооценивание

 

Учитель предлагает оценить работу друг   друга.  На листах оценивания.

Ученики дают оценку работе одноклассников.

Физминутка.

2 мин

Танец.

Ученики проводят физминутку.

Рефлексия.

2 мин

Учитель предлагает заполнить «Письменное интервью» - продолжить предложения, написать мнение о сегодняшнем уроке.

Ученики продолжают предложения, пишут свои мнения об уроке.

Источники, оснащение и оборудование

 

Презентация,  рефлексивные тетради, постер.

 

Последующие задания и чтение Д/з

 

Конспект

Чтение наизусть отрывка поэмы «Русские женщины»

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Краткосрочный план по русской литературе по теме: "Русские женщины" по поэме Н.Некрасова"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Краткосрочный план по русской литературе. По поэме Николая Некрасова "Русские женщины" для 9 класса казахских школ. Составленных с применением новых методов и приёмов критического мышления, такие как "Мозговой штурм", инсценировка, чтение и беседа по содержанию,презентация, прослушивание аудио фрагментов, просмотр видеороликов. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, чтение по ролямМетоды: наглядно-словесный, поисковый,эвристическийЦели урока: Продолжить изучение жизни и творчества Н.А. Некрасова, познакомить учащихся с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов, используя историко-литературный материал2. Развивать умение размышлять на заданную тему, оценивать поступки героев произведения.3. Прививать навыки “игрового” выразительного чтения эпизодов поэмы, пробудить чувство уважения к женщине, способной преодолеть самые тяжкие жизненные испытания, а также уважение к труду поэта, увековечившего память о них. Ожидаемые результаты:Учащиеся смогут выразительно прочитать произведение Н. Некрасова, смогут проанализировать прочитанное, сделать выводы.правильно ответить на поставленные вопросы. Объяснить правильность поступков героев, объяснить точку зрения автораРезультаты работыУчащиеся знают о жизни и творчестве Н.А.Некрасова Умеют: размышлять, оценивать поступки героев произведения. Овладеют навыками: “игровое” выразительное чтение эпизодов поэмы, доклады и сообщения учащихся на заданные темы.Показать ребятам, что в своём творчестве Н. Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы “Русские женщины” — княгини Трубецкая и Волконская. Это самоотверженные, сильные женщины. Поэма «Русские женщины» учит рассказом о мужестве, благородстве и силе духа жен декабристов. Поэт обращается к пленительным образам. Некрасова называют певцом женской доли.Н.А.Некрасов одним из первых обратился к теме декабристов. В своей поэме «Русские женщины» он рассказал о героическом поступке жен декабристов, сосланных в Сибирь на каторгу. Следуя за мужьями, эти женщины оставляли удобную богатую жизнь, покидали родных. В планировании используется презентация с большим объемом иллюстративного материала, что позволяет ярко и современно применить мультимедиа как наглядно-иллюстративный метод обучения. Проводится лексическая, словарная работы, работа с текстом, видеофраментами с применением стратегии «Стоп кадр», чтение с остановками «Инсерт»

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 980 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.06.2020 763
    • DOCX 20.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Пигин Олег Федорович. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Пигин Олег Федорович
    Пигин Олег Федорович
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 67615
    • Всего материалов: 215

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 484 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 238 человек

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Психологические особенности педагогического общения

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 20 человек

Мини-курс

Эффективность обучения школьников на уроках литературы

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 11 регионов

Мини-курс

Методы сохранения баланса в жизни

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 29 человек