Проект:
« Мир, в котором я живу»
(для
детей подготовительной к школе группы)
Пояснительная
записка.
Наш проект- это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых
решений в воспитании у детей дошкольного возраста нравственности.В
настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И
самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне
материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены
представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван
общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается
разрушение института семьи.Смещение акцентов в развитии маленьких детей в
сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в
погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное развитие
маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться
бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная
незрелость. В настоящее время семейное воспитание находится в стадии кризиса.
Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является
рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности,
эгоизма и насилия, поэтому у детей искажены представления о милосердии,
великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности.
Вид
проекта: развивающий, информационно-познавательный,
творческий.
Продолжительность: долгосрочный
( сентябрь 2011г.-май 2012г.)
Участники
проекта:
Цель:
Сохранение нравственного здоровья детей старшего дошкольного
возраста, приобщение их к нравственным ценностям, возрождение лучших традиций
семейного воспитания.
Гипотеза.
Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной
программы, обращаясь к традициям отечественного образования и воспитания, то
это значительно повысит эффективность воспитательной работы по нравственному воспитанию
детей, повысит компетентность педагогов, детей, родителей, расширит
воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.
Актуальность
программы определяется потребностью общества в нравственном воспитании как
необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. В старшем
дошкольном возрасте происходит начало осознанного восприятия мира.
Поэтому этот возраст является одним из благоприятных периодов воспитания,
в котором закладываются основные принципы гуманности. «Конечная цель разумного
воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного
понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать
возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам
добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли»,-
писал Н.И.Пирогов.
Задачи:.
·
На основе сотрудничества семьи и ДОУ воспитать личность,
стремящуюся к доброте, способную противостоять злу.
·
Становление первоначальных нравственных ценностей у детей:почтения
и уважение к родителям, товарищам и окружающим, к окружающему миру, к своему
здоровью.
·
Снижение уровня агрессивности, заболеваемости
·
Повышение значения семейных ценностей,знание семейных традиций,
истории и культуры своего края, Отечества.
·
Повышение общественной роли семьи как первого наставника ребёнка в
нравственном воспитании.
Система
нравственного воспитания включает следующие направления:
·
формирование потребности в здоровом образе жизни;
·
формирование нравственности дошкольников через отношение к
литературе, средствам массовой информации;
·
эстетическое развитие детей;
·
сотрудничество семьи и ДОУ
·
обращение к традициям и ценностям своего народа
·
гуманное
отношение к окружающему миру;
·
любовь
к родной семье, родному дому, к Родине;
·
уважение
к людям разных национальностей;
·
уважение
к государственной символике (гимну, флагу, гербу Российской Федерации).
Этапы
проекта:
1 этап –
подготовительный (1 блок - «Давайте познакомимся», 2 блок - «Все
красивое - от природы, доброе – от человека»)
2 этап – основной
(3 блок-«Моя дружная семья», 4 блок-« Здоровый образ жизни»)
3 этап-
заключительный (5 блок - «Где труд там и счастье», 6 блок - «Я – россиянин»)
Основное
содержание проекта:
Программа
включает в себя 6 блоков:
2 блок: «Все красивое - от природы,
доброе – от человека»
|
1 блок: «Давайте познакомимся»
|
4 блок: « Здоровый
образ жизни»
|
3 блок: «Моя дружная семья»
|
5 блок: «Где труд там и счастье»
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№
|
Наименование
блока
|
Задачи
|
Формы работы
|
1.
|
«Давайте
познакомимся!»
|
Диагностика
детей, их родителей о нравственных ценностях.
Изучение семей, семейных
традиций, взаимоотношений в семье.
|
-тестирование;
-анкетирование;
-опрос;
-творческие
работы;
-педагогические
наблюдения;
-беседы.
|
2.
|
«Все
красивое - от природы, доброе – от человека»
|
-раскрытие
нравственной стороны познания окружающего мира, его богатства, красоты и
разнообразия;
-
воспитание чувства ответственности по отношению к природе, понимание
взаимосвязи живой и неживой природы;
- формирование средствами
предметов художественно-эстетического цикла нравственную личность, способную
отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии .
|
- чтение
художественной литературы;
-
этические беседы;
-
совместные экскурсии,
- часы
общения;
-
творческие работы;
-
проекты;
-
выставки;
- семейные
чтения;
- семейные посиделки.
|
3.
|
«Моя
дружная семья»
|
-
Формирование ценностного отношения к семье, её традициям;
-
воспитание почтения и любви к родителям и окружающим;
-
расширение представлений о близких людях, о предках, их вкладе в прошлое и
настоящее своего края, Отечества;
-
повышение компетентности родителей в нравственном воспитании
-
знакомство с историей своей родословной, составление генеалогического древа
|
-беседы;
- часы
общения;
-
семейные праздники;
-
посиделки;
-
походы;
- дни именин
и дни рождения;
-
совместные выставки;
-
творческие встречи;
-
индивидуальные консультации;
- дни
открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
- работа родительского клуба «Наш
малыш», «Счастливая семья».
|
4.
|
«Здоровый образ
жизни»
|
- формирование
ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие навыков
ответственного отношения к нему;
-
профилактика вредных привычек;
- на примерах семьи, средствами
художественно-эстетического цикла воспитывать нравственную личность,
стремящуюся к правде, добру, красоте внутренней и внешней.
|
-
совместные прогулки;
-
кроссы;
-
спортивные соревнования;
-
праздники;
-
беседы-практикумы;
-
походы;
-
эстафеты;
-
турниры;
- акции;
-
встречи;
- Дни здоровья и т.д.
|
5.
|
«Где
труд - там и счастье»
|
-формирование
ценности знания, ориентированного на идею педагогики сотрудничества;
-
воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие
потребности в творческом труде;
|
-
организация самообслуживания;
-
беседы;
-
конкурсы;
- встречи
с интересными людьми;
-
деловые игры;
-
ролевые игры;
- выставки и др.
|
6.
|
«Я – россиянин»
|
-
воспитание любви к родному краю, чувства благоговения к святыням, уважения к
защитникам Отечества;
-
знакомство с изменениями в общественно-политической жизни страны, развитие
чувства патриотизма;
-
развитие личности гражданина, защитника Родины, ответственного отношения к
семье, к людям;
- поддержка стремления семьи к
духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении
ближним, обществу, Отечеству.
|
-
экскурсии в музеи;
-
знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
-
встречи с ветеранами войн;
-
этические беседы;
-
встречи с семьями;
-
конкурсы,
- обсуждение мультфильмов и т.д.
- посещение музея
|
Ожидаемые
результаты:
Педагоги:
·
повышение профессионального мастерства, компетенции педагогов;
·
повышение эффективности воспитательной работы по нравственному
воспитанию детей;
·
расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на
социум;
Дети:
Обучающиеся
имеют представления:
- о
семейных традициях, об особенностях семейных отношений;
- о
духовных и нравственных ценностях;
- о
ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;
- знакомы
с историей и культурой своей страны;
- умеют
беречь и поддерживать красоту;
- проявляют
сострадание, сочувствие, сопереживание, сорадость;
- верят
в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;
- стремятся
к добру и неприятию зла.
Родители:
·
сотрудничают в тесном контакте сДОУ и другими учреждениями по
формированию нравственных ценностей удетей
·
воспитанию чувства благоговения к святыням;
·
воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким,
и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;
·
являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим
духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;
·
понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка,
может воспитать в детях нравственные ценности.
Тематическое
планирование: «Мир, в котором я живу»
1 блок: «Давайте познакомимся»
|
Работа с детьми
|
Работа с родителями
|
Беседа:
«Кто Я?» , « В мире вежливых слов»
|
-анкетирование;
-тестирование;
-опрос;
-индивидуальные
беседы
|
Дидактическая
игра «Моя семья»
|
Беседа
«Каким я хочу быть»
|
Дидактическая
игра « Что такое хорошо, что такое плохо»
|
Конкурс
рисунков: «Мойдодыр»
|
Конкурс
стихов: «Полезные стихи»
|
2 блок: «Все красивое - от природы,
доброе – от человека»
|
«Поговорим
о доброте»
|
-
выставка творческих работ «Добрые дела»
-
семейные чтения книг о добре и зле, о взаимопомощи и взаимовыручке
- акция
доброты: сбор книг для детей инвалидов
|
«Мы все нужны
друг другу»
|
« Не
оставляй друга в беде»
|
«Доброта»
|
«Учись
оказывать помощь»
|
«Доставляй
людям радость добрыми делами»
|
3 блок: «Моя дружная семья»
|
«Гостям
всегда рады»
|
-
семейные праздники;
-
посиделки;
-
походы;
- дни
именин и дни рождения;
-
совместные выставки;
-
творческие встречи;
-
индивидуальные консультации;
- дни
открытых дверей;
- практикум для родителей и т.д.
- работа
родительского клуба «Наш малыш», «Счастливая семья».
- акция
« Моя родословная»
|
«Дом, в
котором я живу»
|
«Моя
дружная семья»
|
«Моя
родословная»
|
4 блок: « Здоровый
образ жизни»
|
«Здоровая и вкусная еда»
|
-
совместные прогулки;
-
кроссы;
-
спортивные соревнования;
-
праздники;
-
беседы-практикумы;
-
походы;
-
эстафеты;
-
турниры;
-
встречи;
- Дни здоровья
и т.д.
|
«Вредные привычки»
|
«Волшебные точки»
|
«Я прививок не боюсь…»
|
«Если
хочешь быть здоровым, закаляйся!»
|
5 блок: «Где труд там и счастье»
|
«Трудолюбивый
человек всегда прекрасен»
|
-
организация самообслуживания;
-
беседы;
- конкурсы;
-
встречи с интересными людьми;
-
деловые игры;
-
ролевые игры;
-
выставки
-
организация экскурсий на работу родителей
|
«Пословицы
о труде»
|
« Все
профессии нужны, все профессии важны»
|
« Любовь
к труду у всех на виду»
|
« Мы - модельеры»
|
6 блок: «Я – россиянин»
|
«Мы маленькие дети на большой планете»
|
-
экскурсии в музеи;
-
знакомства с подвигами святых и героев своей Земли;
-
встречи с ветеранами войн;
-
этические беседы;
-
встречи с семьями;
-
конкурсы,
-
обсуждение мультфильмов и т.д.
-
посещение музея
|
«Наша Родина - Россия»
|
«Мой край»
|
«Защитники нашей Родины»
|
«Наши космонавты»
|
«Этот День Победы».
|
Литература:
1.
Азбука нравственного воспитания: Пособие для учителя./ Под ред. И.А. Каирова,
О.С. Богдановой.- М.: Просвещение, 1997;
2.
Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных
классах/ - М.: Просвещение, 1980;
3.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/
Ом. гос. пед. ин-т им. Горького. - Омск: ОГПИ, 1991;
4.
Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная
педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
5.
Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.-
М.: Издательский дом «Покров», 2004;
6.
Измайлова А.Б. Православная педагогическая мысль о почитании родителей (русские
народные традиции воспитания)/ Православная педагогика: Традиции и
современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000;
7.
Карпов И.А. Азбука нравственного воспитания/ М.: Просвещение,1979;
8.
Макаренко А.С. Книга для родителей./ - М.: «Педагогика», 1988;
9.
Орехов Д. Святые места России.-С-Пб.: Издательский дом «Новый проспект», 1999;
10.
Сурова Л. В. - Православная педагогика как общественное и духовное явление.
11.
Священник Алексий Уминский – Размышления о школе и детях.
12.
16. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения/ М.: «Педагогика», 1988;
13.
Энциклопедия семейного воспитания и обучения - протоиерей А.И. Маляревский.
14.
С.О.Николаева. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и
младшими школьниками. Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва,2005;
15.Т.Л.Мирилова
Воспитание хороших манер. Издательско-торговый дом «Корифей».Влогоград,2009;
16.О.Н.Демидова.
Будьте вежливы всегда.Воронеж,2009.
17. Урок доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных
учреждений и начальной школы. Сост. Фесюкова И.С. – Х.: Издательство «Ранок»,
2007.
18. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ:
метод. пособие, 2 изд. М: Айрис- пресс: Айрис- дидактика, 2007
19. И.Я. Гусев. Этикет от А от Я.Минск,1992.
20.М.Ходаков. Как не надо себя вести. М.: Молодая гвардия,
1979.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.