Краеведение
в обучении
Важным условием развития краеведения,
в первую очередь исторического, являются современные социально-политические
перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль
«провинции», когда возрастает интерес россиян, молодежи к своему историческому
прошлому, народным обычаям и традициям, проблемам регионального развития и
возрождения своей самобытности. Большое значение для совершенствования
исторического краеведения и в целом исторического образования в школе имеют
новые труды по истории. Исследования ученых-историков оказали значительную
помощь в преодолении старых подходов к содержанию учебных программ, учебников
истории, в том числе по истории родного края, содействовали в применении на
практике многофакторного подхода к истории и ее преподаванию. За минувшее
десятилетие в обучении истории значительно расширилось «поле» краеведения.
Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Ныне можно обратиться к
ранее «запретным темам» (о них мы скажем чуть ниже). Одним из ключевых
направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных
человеческих судеб, в первую очередь «близких» людей — земляков и членов семьи,
изучение повседневности — обыденной жизни с ее живыми подробностями. Шире стали
использоваться архивные документы, в том числе бывших закрытых фондов,
материалы «спецхранов» музеев и библиотек. Появилась возможность слушать и
записывать воспоминания и рассказы тех, кто многие годы вынужден был молчать.
Уровни краеведческой работы
Когда речь идет о краеведении в образовании, следует различать уровни
познавательной краеведческой работы учащихся. Условно можно говорить о трех
уровнях (в реальной обучающей практике они, естественно, тесно, органически
связаны друг с другом, составляют единое «поле» познавательной деятельности
обучающихся). Во-первых, получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов
учителя, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации. Во-вторых,
это самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более
активной познавательной работы учащихся (когда они в процессе учебного
исследования делают открытия для себя, то есть фактически переоткрывают уже
известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и
научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати,
материалы школьных и государственных музеев, ресурсы Интернета. Третий уровень
— изучение учащимися истории родного края в ходе углубленного
исследовательского поиска, представляющего научный интерес. В этом случае
ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей. Обычно это
члены краеведческих кружков и ученических научных обществ, слушатели
факультативов. Очень важно,чтобы сведения по истории края, собранные юными
следопытами, найденные ими документы, использовались на уроке в процессе
изучения и усвоения программного материала.Урочные и внеклассные занятия по
историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к
своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт
следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и
воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико
и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к
отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие». Благодаря краеведению
ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история — это история людей;
корни человека — в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом
родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение
передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность,
справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между
народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия, чувство хозяина;
труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия
человека, условие успешного развития общества. Занятие краеведением помогает
юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию
страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного
наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять
природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья
44, часть 3; статья 58).
Содержание краеведческих знаний по
истории
Важная составляющая системы
исторического краеведения в обучении содержа ние краеведческих знаний по истории.
Можно условно говорить о кругах этих знаний.
1. Мой дом.
Родословная семьи.
2. Родная школа. Ее
история и традиции.
3. Село (город):
прошлое, настоящее, перспективы развития.
4. История
района,микрорайона.
5. История области
(края).
Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала и т д. Нам
предстоит разработать вопрос о соотношении этих кругов (пластов) знаний в
учебных занятиях, во внеклассной работе,чтобы не выпадали из под внимания отдельные
пласты краеведческих знаний, например, по истории своей семьи, школы, села,
города, района, что негативно сказывается на возможностях учебной и
воспитательной работы. Важно, чтобы краевед-учитель и учащиеся не только видели
границы концентров, но и, главное, понимали необходимость их единства,
интеграции, «прозрачность» их границ, возможность и необходимость постоянного,
систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и
целесообразность постоянной связи близкого с далеким, возвращения от далекого к
близкому.
Так, например, изучая свою родословную, учащиеся связывают ее с историей
своего города, области, возможно, страны и, наоборот, знакомясь с историей
государства, края, области, они возвращаются к фактам истории родного микрорайона,города,
семьи. Такой принцип организации познавательной деятельности учащихся можно
назвать принципом маятника (или челнока). Вместе с тем необходимо реализовывать
и принцип спирали, когда учащиеся, возвращаясь к тем или иным историческим
вопросам, событиям, фактам, шли бы, из года в год в процессе учебной и
внеурочной работы по восходящей: углубляя свои историко-краеведческие и
общеисторические познания, расширяя круг привлекаемых источников, учась
применять более сложные приемы и методы исследования. Рассмотрим содержание исторического
краеведения в процессе обучения под несколько иным ракурсом. Предметом
исторического краеведения являются общественные процессы в местном крае — жизнь
людей в ее развитии, во всех многообразных ее проявлениях и результатах, в
границах определенной территории (город, район и т. д.). Изучаются различные
сферы общественной жизни, учащиеся знакомятся с событиями локальной истории, в
которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их
социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и
отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной
период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды,
помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю. Изучение
родного края включает познание этнонационалъных процессов. На конкретных
примерах обучающиеся знакомятся с историей и традициями своего народа, прошлым
других этносов, историей их расселения в данной местности, особенностями их
быта, культуры, обычаев, национальных духовных черт, экономической жизни,
труда. Студенты выясняют, как в горниле исторических событий, порой
трагических, формировалось у людей сознание духовного единства, принадлежности
к российскому народу. Они имеют возможность увидеть, как взаимно обогащались
культурные, духовные традиции их народов, что особенно важно в нашей
полиэтнической, поликультурной стране. Вместе с тем они стремятся выяснить
причины межнациональных конфликтов, проявлений враждебности и противостояния,
если они были раньше или существуют сегодня, продумать меры по преодолению этих
причин. Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и
материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других
регионах России, ближнем и дальнем зарубежье. Неотъемлемой частью истории
каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия,
история церкви. Студенты знакомятся на занятиях и во внеурочное время с
религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае,
изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников,
причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным
источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо
всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо
невнимание к тем или иным конфессиям. С сожалением приходится констатировать,
что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля
зрения краеведения или преподносились искаженно. В результате, подростки не
имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом
отношении, слою исторического и культурного наследия народов. Ученики
знакомятся с непосредственными участниками событий далекого и близкого
прошлого, а также наших дней. Это помогает преодолеть все еще встречающуюся
«безликость», «безымянность», «безлюдность» истории в школе. Вряд ли можно
признать правильным подход, когда в практике все внимание краеведов-следопытов
сосредотачивается на сборе и исследовании материалов о жизненном пути только
знаменитых земляков или других известных лиц, связанных с их регионом. Важно,
чтобы на первый план выступало изучение судеб конкретных людей, история
«обычных» семей, повседневность событий прошлого и настоящего. Необходимо также
изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и
общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и
объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных
политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские,
спортивные и иные объединения и союзы). История края, местные события и явления
нами изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое — настоящее —
будущее. Так, изучая с ребятами историю микрорайона,города важно познакомить их
с его современным состоянием, а также перспективами его обновления и развития.
Подобный подход учит их более глубоко осмысливать последовательность событий,
выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Одна из проблем, связанных с изучением в техникуме прошлого родного края, как и
истории Отечества и мира в целом, — разносторонняя оценка событий и явлений
прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и
организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных
позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей
рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того
времени. Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые
общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно,
сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие
надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать
его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического
отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально
аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных
противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в
процессе обновления и развития общества.
Преподаватель истории и
обществознания Андреев М.К.
2 января
2015 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.