Коучинг «Как объективно оценить ученика на уроке?»
Цель занятия: ознакомить учителей с разными видами
оценивания, их характеристиками, целями и значимостью критериального оценивания
для эффективного обучения.
ЗАДАЧИ:
1. Выявить уровень знаний учителей по данной проблеме.
2. Рассмотреть различные подходы к оцениванию учебных достижений школьников.
3. Обосновать необходимость критериального оценивания знаний, показать
значимость критериального оценивания для учителей и для учеников.
4. Научить разрабатывать критерии оценивания
Тема данного коучинга актуальна, так как 5-балльная система оценивания,
существующая сегодня в школе, уже изжила себя. По сути она превратилась в 3-х
балльную оценку, которая никак не стимулирует ученика, не позволяет проследить
его успешность и выполняет в большинстве случаев контролирующую функцию.
Ожидаемый результат:
Знания учителей об оценивании обучения и оценивания для обучения; умение
разрабатывать критерии для оценки знаний учеников.
Критерии оценки:
Рефлексия по методу «2 звезды и пожелание».
Продукты деятельности учителей: самооценка и взаимооценка рисунков «Дом
моей мечты», постер, раскрывающий основные идеи модуля «Оценивание»,
разработанные критерии оценивания учебного задания, кластер «Критериальное
оценивание»
Подходы к проведению занятия:
Коллаборативное обучение, основанное на активном включении каждого учителя в
решение проблемы и достижение результата
Ход занятия:
1. Настрой на работу. Что вы ожидаете от сегодняшнего занятия? (на стикерах)
2. Анкетирование. (приложение 1)
3. Формирование минигрупп (пары)
Задание:
Нарисовать Дом своей мечты. Обменяться рисунками. Оценить. Выслушать мнения по
поводу оценивания каждой минигруппы.
4. Раздать предполагаемые критерии оценивания рисунка. (Достаточно
назвать пять критериев)
1 Есть труба у
дома с дымом -1б
2 Есть дверная
ручка – 1б
3 Есть животное –
1б
4 Есть занавески
на окнах – 1б
5 Есть гараж с
машиной – 1б
Участники сверяют
поставленную отметку напарника с отметкой по критериям.
Коуч: Какой можно
сделать вывод? (Если бы критерии были даны заранее, у всех отметка была бы
высокой, спорных моментов бы не было.
5. Формирование групп по 4 человека.
Задание для каждой
группы:
Составить критерии
оценивания заданий на постере
1 группа: по
математике
2 группа: по
русскому языку
3 группа: по
биологии
4 группа: по
казахской литературе
5 группа: работы в
группах
6. Выступление групп. Обсуждение.
Коуч: какие
трудности вы испытали при составлении критериев?
7. Работа с раздаточным материалом: карточки с решением математического
примера, с критериями оценивания, глаголы употребляемые при составлении
критериев согласно таксономии Блума.
8. Доработать постеры в группах. Обсудить, какие изменения были
внесены.
9. Составить кластер «Критериальное оценивание». Сначала в группах,
затем общий.
Коуч: Подойдя
к данному этапу необходимо поговорить о трудах Выготского, а именно о ЗБР.
Возможно, самой известной из идей Выготского является то, что он назвал зоной
ближайшего развития. Это воплощает идею, что на любом временном отрезке, и
относительно любой части обучения, у ребенка есть два уровня достижения:
уровень фактического достижения, то есть то, что ребенок может в данный момент
самостоятельно сделать, и уровень потенциального достижения, то есть то, что
ребенок может сделать при поддержке взрослого или более опытного ровесника.
Область обучения между двумя этими уровнями называется зоной ближайшего
развития, или ЗБР. Выготский считал, что самое сильное и эффективное обучение
происходит тогда, когда ребенок обучается в своей ЗБР. При развитии совей
социально-культурной теории Выготский описывает роль взрослого или более
влиятельного человека в достижении учеником уровня обучения, который не может
быть достигнут им самостоятельно. Взрослый, оказывающий поддержку, работает как
«рефлексивный агент», отвечая на действия ученика и обеспечивая развитие его
обучения.
Этот
процесс был удачно назван Жераром Брунером как «возведение лесов». Метофоричное
использование понятия «возведение лесов» может подразумевать постепенно
усиливающуюся поддержку, при которой руководитель «подталкивает» учеников к
завершению выполнения задания. При этом реакция учителя, поддерживающего
ученика в достижении им цели, так же может оцениваться как доддержка. По мере
развития обучения необходимость в подсказках состороны учителя снижается,
поскольку развитие процесса обучения и его суть становится понятными: обучение
осуществляется независимо, становится саморегулируемым.
-
Использование критериального оценивание может служить лесенкой вверх для
ученика, небольшим толчком для повышения мотивации учащихся к учению.
Рефлексия.
Узнали ли Вы что нибудь новое сегодня?
Поможет ли это Вам в процессе обучения?
Использовали ли Вы, на уроках критериальное оценивание, если
нет, будете ли использовать?
Методика «2 звезды и пожелание»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.