Коучинг – сессия
Тема: «Критическое мышление – это воображение или
аргументированное осмысление?»
Учитель – коуч: Насырова Н.З
Мышление развивается в
проблемной ситуации,когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете.
Л. Выгодский
Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами не
критическое мышление.
Д. Дьюи
Критическое - не значит негативное, критика толерантна, конструктивна.
К.Поппер
Добрый день, уважаемые коллеги. Разрешите начать наше коучинг -
занятие, тема которого «Критическое мышление – это воображение или
аргументированное осмысление?». Но перед началом, предлагаю вам разделиться
на группы, по пазлам, лежащим на ваших столах.
Перед тем, как продолжить наш коучинг, мне бы хотелось
провести с Вами упражнение: «Моя минута», прошу вас приготовиться,
сесть свободно, расслабиться, закрыть глаза и слушать ведущего. По моему
сигналу все одновременно начинают отсчитывать про себя минуту, т.е. считать до
60. Дается команда "Закончили!" Каждый запоминает число. Если счет
закончился на числах 57-63, то это свидетельствует о высокой работоспособности
в данный момент.
Будущее принадлежит тем, кто критически анализирует
информацию и выстраивает свою собственную реальность.
В центре современной образовательной системы – полноценное
личностное развитие учащихся. Поэтому возникает необходимость в использовании
новых подходов в обучении, обращённые к личности ребёнка, где таятся еще не
развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти
внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного
развития личности. Новизна современной педагогической практики преподавания
характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на
развитие ребенка, на его раскрытие и м утверждение.
Итак, предлагаю выполнить первое задание: Какие у вас
возникают ассоциации, когда вы слышите словосочетание «критическое
мышление»? ( Приём «Корзина идей»)
Например: Что вы имели ввиду, говоря...?
Критическое мышление – это:
§
способность
ставить новые, полные смысла вопросы;
§
вырабатывать
разнообразные, подкрепляющие аргументы;
§
принимать
независимые продуманные решения.
Критическое мышление - это
§
это
естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
§
это
разумный, взвешенный подход к принятию сложных решений, как следует поступать
и во что верить
§
это
особый вид деятельности позволяющий ученику вынести здравое суждение о предложенной
ему точке зрения или модели поведения
§
отправная
точка для развития творческого мышления.
Сейчас мы посмотрим с вами ролик: «Как работает мышление?»
А теперь разрешите продолжить нашу работу. Для этого выполним
следующее задание: «Сравнение признаков обыденного и критического мышления»
Критическое
мышление
|
Обычное мышление
|
Оценивающее суждение
|
Гадательное предположение
|
Взвешенное суждение
|
Предпочтение
|
Классификация
|
Группирование
|
Допущение
|
Верование
|
Логическое формулирование выводов
|
Формулирование выводов
|
Понимание принципов
|
Объединение понятий по ассоциации
|
Построение гипотезы
|
Предположение (без достаточных оснований)
|
Предложение мнений с аргументами
|
Предложение мнений без аргументов
|
Формулирование суждений на основе критериев
|
Формулирование суждений без опоры на критерии
|
Каждая группа составляет постер, спикер защищает его.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д.
Клустер)
§
Во-первых
–
это мышление самостоятельное
§
Во-вторых – это мышление обобщенное
§
В-третьих – это мышление проблемное
и оценочное
§
В
четвертых – это мышление аргументированное
§
В
пятых –
критическое мышление есть мышление социальное.
Цель данной технологии - развитие мыслительных
навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение
принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные
стороны явлений и т.п.).
Задачи:
§
помочь
личности осознать происходящие в ее психике процессы развития;
§
вызвать
их мотивацию;
§
научить
ребенка осознанно управлять ими, ставить цели своего развития.
Какова же роль учителя ТКМ?
§
направляет
усилия учеников в определенное русло
§
сталкивает
различные суждения
§
создает
условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
§
дает
учащимся возможность самостоятельно делать выводы
§
подготавливает
новые познавательные ситуации внутри уже существующих.
Основа ТКМ – трехфазная структура
урока: вызов, осмысление, рефлексия
На каждом этапе, решаются определённые задачи, давайте
остановимся на каждом этапе отдельно.
Задачи фазы вызова (пробуждение интереса к предмету):
§
Актуализировать имеющиеся у
учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
§
Пробудить познавательный
интерес к изучаемому материалу
§
Помочь учащимся самим
определить направление в изучении темы
Задачи фазы реализации смысла (осмысление материала во
времени работы над ним):
§
Помочь
активно
воспринимать изучаемый материал
§
Помочь соотнести старые
знания с новыми
Задачи фазы рефлексии (обобщение материала, подведение
итогов):
§
Помочь
учащимся
самостоятельно обобщить изучаемый материал
§
Помочь самостоятельно
определить направления в дальнейшем изучении материала
- А сейчас вам предлагаю вспомнить приёмы критического
мышления, которые вы используете на уроке. (5 мин).
Приёмы ТКМ:
§
Верные,
неверные высказывания
§
Игра
«Верите ли вы?»
§
Дерево
предсказаний
§
Корзина
идей
§
Кластер
§
Инсерт
§
Таблица
ЗХУ
§
Толстые
и тонкие вопросы
§
Зигзаг
§
Синквейн
- Рассмотрим конкретные приемы развития критического мышления
на различных этапах урока:
1 этап – Вызов.
Приемы:
• Верные, неверные
высказывания
• Кластер
• Таблица ЗХУ
• Корзина идей
• Дерево
предсказаний
2 этап - Осмысление
Приемы:
• Инсерт
• Зигзаг
• Таблицы
3 этап – Рефлексия.
Приемы:
• Инсерт
• Зигзаг
• Таблицы
Теперь остановимся на отдельных приёмах и прокомментируем их:
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов:
Толстые вопросы
|
Тонкие вопросы
|
Дайте три объяснения, почему…?
Объясните, почему…?
Почему вы думает6е…?
Почему Вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
|
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Как звать…? Было ли…?
Согласны ли Вы…?
Верно ли…?
|
Таблица: «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ)
З – что мы
знаем
|
Х – что мы
хотим узнать
|
У – что мы узнали и что нам осталось узнать
|
|
|
|
Инсерт (условные значки):
V
(осознать новые
знания)
|
+
(исправить
неверные предположения)
|
-
(исправить
неверные предположения)
|
?
(побудить
дальнейший интерес к теме)
|
Я это знал
|
Это для меня
абсолютно новое
|
Это противоречит
тому, что я знал
|
Я хочу знать об
этом больше
|
«Плюс-минус-вопрос»:
§
«Плюс» (+) записываем
те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»
§
«Минус»
(-)
записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом
плохого?»
§
«?»
-
предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей
§
«Что
в этом интересного?»
«+»
|
«-»
|
«?»
|
Самый экономичный вид энергии
Энергия будущего
|
Радиация
Аварии на АЭС
|
|
Ромашка Блума:
• Простые вопросы (фактические
вопросы) – требуют знания фактического материала т ориентированы на работу
памяти
• Уточняющие вопросы – «насколько я
понял….», «правильно ли я Вас поняла, что…»
• Интерпретирующие вопросы (объясняющие) – побуждая
учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных
поступков или мнений (почему?)
• Оценочные вопросы (сравнение) – необходимо
использовать, когда вы слышите, что кто-либо из учеников выражает соседу по
парте свое недовольство или удовольствие от произошедшего на уроке
• Творческие вопросы
(прогноз) – «Как вы думаете,
что произойдет дальше…?»
• Практические
вопросы – «Как мы можем…?» «Как поступили бы вы…?»
«Кластер»
Дерево предсказаний:
• Ствол – тема
• Ветви – предположения
• Листья – основания
предположения
Прием «Фишбоун-рыба»: Проблема, причины, факты,
вывод.
Приём: «Бортовые журналы»
Что мне известно
по данной теме?
|
Что нового я
узнал из текста?
|
|
|
Стратегия: «Отсюда – сюда», Синквейн.
Итак , давайте подведём итог нашего занятия: «Критическое
мышление – это воображение или аргументированное осмысление?» (5 мин.)
Сочинение – эссе.
- А теперь, я предлагаю оценить нашу работу, выполнив
следующее задание: дайте себе оценку «Острова». На каком острове вы находитесь «Уверенность, Знаю, Радость», «Грусть»,
«Непонимание».
И в заключении вам предложу послушать притчу.
Притча о двух волках.
Когда-то давно старый индеец открыл своему
внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на
борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление,
эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду,
истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами
деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
А в завершении коучинга
проведём анкетирование с комментариями.
Учителя у нас народ прекрасный,
Суть обучения для них предельно ясен.
Лишь только творчество и труд,
Нам личность в будущем дадут.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.