Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Биология / Коспект урока биологии на тему "Химический состав растений. Минеральное питание растений"

Коспект урока биологии на тему "Химический состав растений. Минеральное питание растений"

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Тема урока: Химический состав растений. Минеральное питание растений.

Цели урока:

- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;

- дать представление о минеральных и органических веществах;

- познакомить с минеральным питанием растений;

- рассмотреть процесс поглощения раствора минеральных веществ растениями;

- рассказать об удобрениях и способах их использования.

Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.


Ход урока:

I. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Проверка подготовленности к учебному занятию.

II. Проверка знаний.

  1. Рассказать о классификации плодов, составить схему на доске. Привести примеры.

  2. Установить соответствие:

Название плода

Растение

Костянка

Томат

Ягода

Айва

Гесперидий

Дуб

Многокостянка

Вишня

Яблоко

Малина

Желудь

Апельсин

Семянка

Пшеница

Зерновка

Подсолнечник

Провести соединительные линии между названием плода и растением, которому соответствует плод.

  1. Фронтальная беседа:

- из чего состоит плод? (околоплодник и семя)

- Почему плод является генеративным органом растения? (участвует в размножении)

- Какие еще органы растения относятся к генеративнм? (цветок)

- Как образуется плод? (стадии: Образование цветка → Опыление → Оплодотворение → Образование плода)

- на какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (односеменные и многосеменные)

- Расскажите о классификации плодов по количеству воды, содержащейся в в околоплоднике. (сухие и сочные)

После обсуждения ведется проверка работы учащихся у доски.

III. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Как вы думаете, из каких веществ состоят все растения? Приведите примеры.

Составляется кластер на меловой доске:

hello_html_m3096509b.gif



hello_html_924133a.gifhello_html_773ad902.gifhello_html_3a809c5.gifhello_html_9f0eb8f.gif

hello_html_m291f9a1f.gifhello_html_4a0a6f12.gif


- Какие из этих веществ растения вырабатывают самостоятельно, а какие они поглощают из внешней среды?

Формулировка темы урока: «Химический состав растений. Минеральное питание растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Формулировка целей урока:

- изучить химический состав растений;

- познакомиться с понятием «минеральное питание»;

- выяснить, какие вещества необходимы растениям для жизни.

III. Изучение нового материала.

  1. Химический состав растений.

Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

В 5 классе мы знакомились с классификацией веществ. На какие две группы делятся все вещества в природе? (органические и неорганические) Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и делать выводы по результату увиденного.

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.

Какие ещё вещества содержатся в семенах?

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.

Демонстрация опыта № 3

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Ответ: картофель синеет.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок – это органические вещества.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Заполните схему на стр. 144 «Состав растений»

  1. Минеральное питание растений.

Нормальное развитие, рост и физиологические процессы не могут быть осуществлены без минеральных элементов.

Какие же элементы необходимы растению для полноценного роста и развития. Для этого предлагаю поработать в парах с текстом учебника на стр. 145 «Какие вещества необходимы для минерального питания растений».

Задание: Прочтите текст, выпишите элементы, необходимые растениям. Объясните биологическую роль этих элементов. (5 минут)

Заслушиваются ответы учащихся.

Как вы думаете, с помощь. Какого органа растения поглощают минеральные вещества? (корень)

В каком виде эти вещества поступают в сосуды растения (растворенном)

Физминутка.

Просмотр видеоматериала «Корневое давление»

Вопросы после просмотра:

-Какие процессы обеспечивают продвижение воды от корня по сосудам растения? (корневое давление и транспирация-испарение воды через устьица)

Для нормального развития растению необходим азот, калий, фосфор, магний, железо и некоторые другие элементы. Обязательными являются азот, фосфор и калий, остальные считают микроэлементами, но они также играют немаловажную роль в жизни растения.

Работа с текстом. Учащиеся читают по одному предложения из текста параграфа, учитель дополняет. Выписывают определение: почва, плодородие.

IV. Закрепление изученного материала.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова в текст.

В состав растений входят: _______________ и ___________________ _________, ___________ . Для нормального роста и развития растениям необходимы элементы: ___________, ___________, __________ и др. ___________ - это верхний плодородный слой земли. Из почвы растение всасывает ______________ и _________________________ вещества. Поглощённые вещества поступают к побегам и листьям за счет того, что у растения существует ____________________________________. Со временем почва теряет своё свойство – __________________________. Чтобы избежать этого, в почву вносят_______________________. Удобрения делятся на 2 группы: ______________________ и _______________________. Торф, навоз, птичий помет – это __________________________ удобрения.

Задание 2. Установите соответствие.

Минеральные удобрения: Влияние на растение:

  1. Калийные удобрения А) Усиливают рост побегов и листьев

  2. Азотные удобрения Б) Ускоряют и усиливают цветение и созревание плодов

  3. Фосфорные удобрения В) Усиливают рост корней и развитие корневой системы

V. Итоги урока.

VII. Рефлексия.

Возвращаемся к началу урока и проверяем степень выполнения поставленных задач.

VI. Домашнее задание. § 32, задание № 4,5 на стр. 144, § 33 № 1-7 (устно для самопроверки)



  • Биология
Описание:

Конспект урока биологии по теме "Химический состав растений. Минеральное питание растений".

Цели урока:

- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;

- дать представление о минеральных и органических веществах;

- познакомить с минеральным питанием растений;

- рассмотреть процесс поглощения раствора минеральных веществ растениями;

- рассказать об удобрениях и способах их использования.

Автор Кривошеева Наталья Александровна
Дата добавления 28.03.2016
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 847
Номер материала MA-065927
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС»