Утверждаю____________
Директор МОУ СОШ №102
Л.И.Лещенко
«______»_____________2014
Коррекционно
– развивающая программа
«Совершенствование
движения руки
и
сенсомоторное развитие ребенка
с
ограниченными возможностями здоровья»
Для
учащихся 1-2 классов (7, 8, 9 лет)
Пояснительная записка.
«Какова
бы ни была причина умственной отсталости ребёнка,
как
бы тяжела ни была болезнь его нервной системы,
наряду
с распадом происходит и развитие»
С.
Я. Рубинштейн.
Развитие мелкой моторики руки и сенсорно-перцептивной сферы ребёнка с отклонениями в умственном развитии являются
актуальной проблемой для педагогов-дефектологов.
Познание мира и окружающей среды учащимися с отклонениями в
развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории
развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали
возможность развить путём жестов первичный
язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают
многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках
пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж,
поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного
мозга, стимулирует умственную деятельность.
И. М. Сеченов писал: «Движения руки человека наследственно не
предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат
ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в
процессе активного взаимодействия с окружающей средой».
Ребёнок, поступающий в
первый класс специальной коррекционной школы 8 вида, часто не знает названий
цветов, не распознаёт форму предметов, не
учитывает их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Такие
дети обычно неловки, у них все падает, разрушается. Как правило, они плохо рисуют,
не замыкают линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо
собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе
конструирования, не умеют правильно пользоваться ножницами, вырезать по
начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеют работать
с пластилином. Учащиеся
слабо владеют навыками самообслуживания: не умеют завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать
пуговицы, не различают правого и левого ботинка, не различают лицевой и
изнаночной стороны одежды, не умеют самостоятельно заправлять постель, не умеют
вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности
связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями
руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в
развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и
слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не
только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной
работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности.
Недостаточность зрительно-моторной координации, неумение действовать одной и
двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс
овладения ребёнком всеми видами бытовой,
практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Такие
дети часто теряют строку, не дочитывают до конца слова, хотя и стараются это
сделать. При письме в тетради они фактически игнорируют строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для детей
с ограниченными умственными возможностями является сложной и одновременно очень
важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение
школьным предметам таких детей и их социальная адаптация (востребованность в
обществе).
В. В. Воронкова (автор «Букваря» для учащихся специальных
коррекционных школ 8 вида) говорит о необходимости «серьёзно заняться подготовкой руки ребёнка к обучению письма». Развитие мелкой моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки В. В. Воронкова начинает
в добукварный период.
Нами была разработана коррекционно-развивающая программа
«Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для учащихся 1-2
классов (7, 8, 9 лет). Она рассчитана на два года обучения. Программа
строится в соответствии с общепедагогическими и специфическими принципами
коррекционной педагогики. А именно:
Ø принцип единства
коррекционных, профилактических и развивающих задач;
Ø принцип единства диагностики
и коррекции;
Ø принцип учёта индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка;
Ø деятельностный принцип
коррекции;
Ø принцип комплексного
использования методов и приёмов
коррекционно-педагогической деятельности;
Ø принцип интеграции усилий
ближайшего социального окружения.
В данной программе используются известные приемы в
более рациональной компоновке с учетом особенностей развития познавательных
процессов учащихся.
Цели
программы:
ü Здоровьесбережение ребёнка.
ü Развитие познавательных
способностей.
ü Создание благоприятных
условий для коррекционного обучения и воспитания ребёнка с отклонениями в развитии с учетом его
индивидуальных особенностей, с опорой на сохранные функции психики.
ü Развитие коммуникативных
навыков и социальная адаптация ребёнка.
Программа позволяет
решить следующие задачи:
1. Развитие мелкой
моторики кисти руки, коррекция и формирование умений:
o проводить точные прямые линии
от руки в разных направлениях;
o обводить шаблоны и трафареты
простой и сложной конфигурации;
o рисовать знакомые предметы,
передавать в рисунке форму, раскрашивать с соблюдением границы;
o рисовать геометрические
фигуры по клеткам, по словесной инструкции учителя, по памяти, по
ориентировочным точкам, по пунктирным линиям;
o составлять орнаменты из
геометрических фигур по образцу, по словесной инструкции, по памяти,
самостоятельно; располагать орнамент на листе бумаги, раскрашивать в одном
направлении с соблюдением границы;
o работать с пластилином
(разминать пластилин, отщипывать, резать стекой, раскатывать столбики,
скручивать жгутики, лепить по образцу, по инструкции, по представлению);
o работать с бумагой и картоном
(сгибать, складывать, рвать бумагу; резать ножницами бумагу и картон по прямым
и кривым линиям; склеивать бумагу и картон);
o конструировать из счетных палочек,
геометрического материала, природного материала, проволоки, ниток, шпагата,
кубиков, собирать картинку из 4-8 частей.
2. Сенсорно-перцептивное
развитие:
o уточнять и развивать
зрительное восприятие;
o формировать и развивать
пространственную ориентировку;
o уточнять и совершенствовать
представление об основных цветах, форме и величине предмета, развивать умение
видеть эти признаки в реальных предметах;
o формировать умение
анализировать, сравнивать и обобщать предметы ближайшего окружения.
3. Развитие коммуникативных
навыков:
o активизировать словарь
учащихся, выражающий понятия и отношения по данной теме;
o создание благоприятной среды,
побуждающей ребёнка к речевой
активности;
o формировать социальные
контакты и развивать способность к совместным действиям;
o вырабатывать положительные
черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию;
o создавать условия для
развития творческих способностей и воображения.
Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движений
руки и сенсомоторное развитие учащихся с отклонениями в развитии » разработана
для учащихся 1-2 классов и включает в себя ряд этапов.
1. Подготовительный
этап.
2. Диагностический этап.
3. Коррекционно-развивающий
этап.
4. Прогнозирование
развития ребенка.
Составление
индивидуального маршрута развития.
Подготовительный этап предусматривает изучение
личных дел учащихся, протоколов ПМПК, продуктов деятельности ребенка (тетради,
рисунки и т. д.), характеристики на ранее обучавшихся детей. Знакомство с
документацией позволяет выявить особенности развития ребенка, которые
необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. Только после тщательного
изучения всех материалов документации можно приступать к личному знакомству с
ребенком.
Диагностический этап начинается со знакомства с
ребенком. Начало обучения ребенка в школе - сложный и ответственный период в
его жизни. Дети переживают психологический кризис, связанный с
необходимостью адаптации к школе. Для полноценного включения ребенка в
учебно-воспитательный процесс необходимо укреплять его психику, развивать
мышление и эмоционально-волевую сферу, нейтрализовать страхи и эмоционально –
отрицательные переживания. С этой целью используются игровые моменты,
направленные на создание доброжелательного, благоприятного климата в классе.
Все это способствует достоверному определению уровня развития мелкой моторики
и сенсорно-перцептивного развития ребенка. Результаты заносятся в
диагностическую таблицу с последующей постановкой коррекционных задач с
учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Основные методы диагностики:
1. наблюдение;
2. изучение продуктов
деятельности (рисунков и т.д.);
3. беседа;
4. тестирование.
Диагностика проводится с опорой на следующую методическую
литературу:
§
Марцинковская
Т.Д. «Диагностика психического развития детей».
§
Забрамная
С.Д. «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей»
§
ГавринаС.Е.,
Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. «Развиваем руки - чтоб учиться
и писать, и красиво рисовать»
Коррекционно-развивающий этап.
Коррекционные занятия проводятся учителем еженедельно в рамках
коррекционной подготовки. (1 час в неделю, 34 часа в год).
Занятия строятся с учетом индивидуальных психофизических особенностей
детей с отклонениями в умственном развитии и носят охранительный характер.
Формы коррекционной работы разнообразны: индивидуальная, групповая, фронтальная,
в парах. Выбор формы обусловлен нарушением познавательной деятельности
ребенка.
Структура занятия:
1. Организационный
момент.
2. Пальчиковая
гимнастика.
3. Основная часть.
4. Подведение итогов.
Каждое занятие начинается с упражнений для кисти и пальцев
рук. Это активизирует работу головного мозга и подготавливает руку к
дальнейшей практической деятельности. Литературы по организации пальчиковой
гимнастики достаточно много. Право выбора вида упражнений предоставляется
учителю. Эффективно включать в работу кистевой массажер «Каштан».
Каждое занятие включает в себя смену разнообразных видов
деятельности: игры и упражнения на развитие сенсорно-перцептивной сферы и
совершенствование движений руки (обводка по шаблону и трафарету, графические
упражнения, аппликационные работы, лепка, конструирование, работа с ножницами,
рисование). Итоговое занятие проводится 1 раз в полугодие и представляет собой
коллективную работу учащихся.
Физминутки проводятся с целью здоровьесбережения учащихся. Они
позволяют предотвратить утомление, способствуют развитию общей моторики и
формируют умение ориентироваться в пространстве. Физминутки так же обогащают
словарь учащихся и развивают речь.
Подведение итогов в конце занятия является обязательным. Этот
этап занятия позволяет приучать детей к осуществлению самоконтроля и
исправлению допускаемых ошибок.
Прогнозирование
развития ребенка.
Составление
индивидуального маршрута развития.
Повторная диагностика проводится в конце учебного года.
Результаты заносятся в диагностическую таблицу. Анализ и сравнение результатов
диагностики позволяют составить индивидуальный маршрут развития ребенка и
сделать прогноз на будущее.
Систематическая практическая работа по развитию мелкой моторики и
сенсорики на коррекционных занятиях позволяет достичь определенных результатов.
Учащиеся должны уметь:
o различать и называть геометрические
фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
o различать и называть цвета
(красный, жёлтый, синий, зелёный, оранжевый, фиолетовый, розовый, голубой);
o группировать, обобщать и
классифицировать предметы по размеру, форме, цвету;
o ориентироваться в
пространстве и на листе бумаги, употреблять в речи слова, обозначающие пространственные
признаки: верх, низ, право, лево;
o конструировать из цветных
полосок, палочек, геометрических фигур, составлять картинку из четырех частей;
o обводить по шаблону и
трафарету, штриховать в заданном направлении;
o рисовать знакомые детям
предметы и раскрашивать с соблюдением контура;
o правильно писать элементы
букв, буквы, соединения букв;
o работать с пластилином,
владеть приемами лепки;
o работать с ножницами (резать
по прямым и кривым линиям);
Способом проверки результатов являются итоговые
коллективные работы, промежуточная и итоговая диагностики.
Литература:
Рубинштейн С.Я. Психология
умственно отсталого школьника. - М., 1986
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая
диагностика умственного развития детей. – М., 1995
Воронкова В. В. Воспитание и
обучение детей во вспомогательной школе. – М.,
Воронкова В.В Обучение
грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. – М., 1995
Воронкова В. В. Подготовка к
обучению грамоте умственно отсталых старших дошкольников // Дефектология. –
1997. - № 5
Аксенова А. К. Методика
обучения русскому языку во вспомогательной школе. – М., 1986
Марцинковская Т.Д.
Диагностика психического развития детей. – М., 1998
Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л.,
Топоркова И.Г., Щербинина С. В., Развиваем руки – чтоб учиться, и писать и
красиво рисовать. – Ярославль 2005
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.
И., Ялпаева Н. В. Основы коррекционной педагогики. – М.,2002
Кинаш Е. А. Особенности
готовности к письму умственно отсталых детей, воспитывающихся в условиях ДОУ
компенсирующего вида // Дефектология. – 2002. - № 6
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л.
Чего на свете не бывает. – М., 1991
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.