Мамедова И. В. - учитель
Коррекционно-развивающие
логические упражнения, используемые на общеобразовательных уроках
в школах II вида
На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психическом развитии детей. Для детей
с проблемами в развитии остро встаёт вопрос об отклонениях в психическом развитии и об их потенциальных возможностях. Экспериментальные исследования позволили определить возможности психического развития детей с нарушениями слуха.
Важнейшей особенностью таких детей является сниженный уровень развития речи или её полное отсутствие. Это отражается
на формировании всех познавательных процессов ( внимания, восприятия, памяти, воображения), а особенно мышления,
т. к. логическое мышление есть мышление речевое, в котором слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Отсюда вытекает необходимость проведения специально организованной работы, непосредственно направленной на формирование у слабослышащих учащихся приёмов логического мышления.
Анализ программ по русскому языку, математике, природоведению, а также анализ соответствующих учебников показал, что у глухих и слабослышащих детей для полноценного усвоения знаний должны быть сформированы следующие логические знания и умения:
1) оперирование признаками предметов;
2) владение логическим действием классификации;
3) определение знакомого понятия через род и видовое отличие;
4) понимание смысла и правильное употребление логических
связок «и», «или», «не»;
5) понимание смысла и навык правильного употребления
логических слов «все», «некоторые»;
6) умение сделать простейшие умозаключения, опираясь на
данные посылки.
Работа учителя по развитию логического мышления детей с недостатками слуха строится на определённых принципах:
- моделирование логических форм и отношений, осуществляемое с помощью реальных предметов и их свойств, а также с помощью использования различного наглядного материала;
- целенаправленное, достаточно длительное, распределенное во
времени формирование логических приёмов мышления, происходящее с помощью системы логических упражнений и игр, обеспечивающих постепенность становления общелогических умений;
- использование в упражнениях ситуаций, знакомых детям из
жизненного опыта, а также материала различных учебных предметов;
- практическое овладение логическими умениями без использования специальной терминологии, без заучивания каких-либо правил и определений;
- понимание учащимися значимости логических умений и действий, их независимости от конкретного содержания материала, на котором строятся упражнения.
Логические упражнения, представленные ниже являются типовыми. На их основе учителя и воспитатели могут составлять аналогичные учебные задания, используя разнообразный дидактический материал, меняя способы предъявления заданий, что обеспечит возможность творческой работы. Однако последовательность выполнения упражнений и логика их построения должны при этом оставаться неизменными.
Пропедевтика формирования логических умений
в подготовительном классе
Мышление учащихся подготовительных классов является образным, опирается на реальные действия с предметами. Для того
чтобы придать мышлению детей обобщенность, подвести их к конкретно-понятийным формам мышления , необходимо научить:
оперировать отдельными признаками предметов, обобщать и конкретизировать житейские понятия, группировать объекты по одному и двум признакам.
Выделение признаков предметов ( цвет, форма, величина)
1. На наборном полотне ставятся геометрические фигуры различных форм, разного цвета, разной величины. К каждой фигуре дети должны подобрать аналогичную и поставить рядом.
2. Дети учатся практически сравнивать ( путём наложения) контрастные и одинаковые по величине предметы, устанавливают отношение равенства-неравенства: длиннее-короче, одинаковые по длине; шире-уже, одинаковые по ширине; выше-ниже, одинаковые; больше-меньше, одинаковые.
3. Узнавание предмета по данным признакам.
Сладкий, белый, кладут в чай.
Холодное, сладкое, на палочке.
Пушистый, ходит, мяукает.
Дождь, пасмурно, листопад.
Слова-подсказки написаны на табличках, дети выбирают нужную.
Обобщение и конкретизация житейских понятий
1. Детям предлагаются наборы картинок с изображением разных тарелок (глубокая, мелкая, большая, маленькая и т. д. ); разных столов ( обеденный, письменный, игрушечный и т. д. ); разных шкафов ( платяной, книжный, кухонный). Эти предметы предлагается назвать одним словом или подобрать табличку со словом тарелки, столы, шкафы.
2. Имеются три круга ( обруча), над которым лежат таблички: цветы, деревья, птицы.
К этим кругам прилагается набор картинок: мак, дуб, гвоздика, роза, берёза, голубь, ель, воробей, василёк, синица. Эти картинки следует поместить в соответствующие круги, ориентируясь на прикреплённые словесные таблички.
Группировка объектов по отдельным признакам
1. Классификация букв строчных и заглавных - большие и
маленькие. Перед ребёнком выкладываются таблички с надписями: Большая буква. Маленькая буква. Предлагается соответствующий набор букв, который дети должны разложить по группам.
2. Даются примеры на сложение и вычитание в пределах пяти и две таблички с числами 4 и 3. Дети должны все примеры разбить на две группы, в одной из которых результат равен трём, в другой – четырём.
Классификация по двум признакам является сложным логическим умением, поэтому для глухих и слабослышащих детей шестилетнего возраста подбираются наиболее элементарные группировки объектов по цвету и форме; по цвету и величине.
3. Имеется набор геометрических фигур, которые различаются по величине и по цвету. К набору геометрических фигур даются таблички с надписями: «Большой и красный», «Маленький и зелёный», «Большой и зелёный», «Маленький и красный». Дети должны, ориентируясь на таблички, разделить предлагаемые фигуры на 4 группы, учитывая одновременно два признака – цвет и величину геометрических фигур.
Упражнения по развитию логического мышления в I- VI классах
Оперирование признаками предметов
1. Назовите признаки треугольника, квадрата, пятиугольника.
2. Сколько букв имеют слова: снег, кит, метр? Сколько в них слогов? Сколько слогов имеют слова: окно, ветер?
3. Чем похожи эти слова:
а) кошка, книга, крыша;
б) число, буква, цифра?
4. Назовите общие признаки:
а) яблока и арбуза;
б) кошки и собаки;
в) окуня и карпа.
Классификация
1. Даны слова, записанные в два столбика:
ваза кот
ухо стол
перо гриб
яма ель
Нужно выбрать верное утверждение:
1) Слова разделены по числу букв.
2) Слова разделены по числу слогов.
3) Слова разделены по родам.
2. Назови каждую группу одним словом.
а) Вера, Оля, Аня, Света;
б) а, г, д, н;
в) понедельник, вторник, среда;
г) 2, 4, 6, 8;
д) январь, февраль, март.
3. Прочитай числа: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15.
Эти числа надо разбить на однозначные и двузначные. Выбери запись, где числа разделены на группы правильно. ( 4 варианта)
Объясни, почему в других строчках числа разделены неправильно.
4. Детям даётся готовая классификация слов: существительные единственного числа и множественного числа; глаголы настоящего и прошедшего времени; прилагательные женского и мужского рода; числительные простые и составные и т. д.
Каждый раз учеников просят объяснить, почему слова разделены таким образом и дополнить своими примерами.
Определение понятия через род и видовое отличие
1. Упражнения на родо-видовые отношения можно проводить по типу игры «Рыбы, птицы, звери». Учитель поочередно бросает мячик кому-нибудь из учеников с одним из слов рыба, птица, зверь. Поймавший мяч должен подобрать видовое понятие к данному родовому. Например: « Рыба – карп; птица – голубь; зверь – волк».
Аналогичным образом можно провести игры « Цветок, дерево, фрукт»; « Мебель, посуда, одежда» и т. п.
2. Учеников спрашивает педагог, чего больше в лесу.
- берёз или деревьев?
- земляники или ягод?
- ежей или зверей?
- деревьев или растений?
- цветов или ландышей?
- насекомых или мух?
- птиц или дятлов?
3. Ученикам предлагается самостоятельно заполнить пропуски в следующих предложениях:
Сахарница – это посуда для … .
Сковородка – это посуда, на которой … .
Существительное – это часть речи, которая … .
Берлога - это дом для … .
Яблоня – это дерево, на котором … .
Приставка – это часть слова, которая … .
Аквариум – это дом для … .
4. Даны два предложения:
Щенок – это маленькая собака.
Щенок – это детёныш собаки.
Ученикам предлагается задание – в каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое и определить, какое из новых предложений верное.
Логические связки и, или, не
1. Дано задание:
1) Выпиши все слова, в которых шесть букв и есть буква т.
2) Выпиши все слова, в которых пять букв и две буквы а.
3) Выпиши все слова, в которых четыре буквы и есть буква л.
К этому заданию имеется ряд слов: сом, трава, нитка, собака, нос, ваза, сено, голубь, стул, ручка, нота.
2. Даны синий, красный и зелёный кубики. Сложи из кубиков башню так, чтобы было можно использовать следующие предложения:
1) Красный кубик выше зелёного.
2) Синий кубик выше красного и ниже зелёного.
3) В середине находиться красный или зелёный кубик.
3. Имеется ваза, тарелка, яблоко, груша, слива.
1) Сделай так, чтобы в тарелке лежала не слива.
2) Сделай так, чтобы в тарелке лежала не груша и не яблоко.
3) Сделай так, чтобы в вазе лежало не яблоко или не груша.
Логические слова «все», «некоторые» (кванторы)
1. На дворе играют ребята. Все мальчики катаются на велосипедах, а девочки прыгают через скакалки. Сколько было мальчиков, если они все катались на велосипедах, а велосипедов было 7 штук?
Если всего было 10 ребят, то сколько было девочек?
2. Какие из следующих предложений правильные? Исправь неверные предложения.
1) Все четырёхугольники – квадраты.
2) Некоторые фигуры – многоугольники.
3) Некоторые чётные числа состоят из 4 цифр.
4) Все времена года состоят из трёх месяцев.
5) Все животные живут в лесу.
6) Некоторые ученики – отличники.
Простейшие умозаключения
1. Все имена прилагательные изменяются по родам, падежам и числам.
Слово «весёлый» - имя прилагательное.
Следовательно, … .
2. Високосный год состоит из 366 дней.
2008 год – високосный.
Сколько дней в 2008 году?
3. Если число делится на 4, то оно делится на 2.
Число 120 делится на 4.
Следовательно, … .
3.Более сильным учащимся можно предложить задания на проведение простейших доказательств. Например, докажите, что предложение Поезд ушел не является распространенным.
Образец доказательства:
Если предложение является распространенным, то оно имеет хотя бы один второстепенный член.
В данном предложении второстепенных членов нет.
Следовательно, предложение Поезд ушел не является распространённым.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.