Муниципальное казённое специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
г. Усть-Катав
Коррекционно-развивающее
занятие по психологии
с элементами
тренинга и сказкотерапии
«Гномы-Ощущения»
Цель:
·
Развитие
слухового и зрительного восприятия.
·
Развитие
целенаправленного внимания и памяти.
·
Создание
дружеской атмосферы между участниками занятия.
Задачи:
·
Развивать
у детей зрительные, осязательные, слуховые, вкусовые ощущения.
·
Закрепить
знания об ощущениях.
·
Тренировать
навыки взаимодействия в группе.
Материал:
-
Четыре кувшина, в которых находятся камешки, вода, семечки, кусочки меха; -
цветные карандаши;
-
листы бумаги формата А4 (по 2 на каждого ребёнка);
-
бубен;
-
угощение (порционные кусочки яблока, моркови, конфеты);
-
шпажки для бутербродов;
-
полотенце;
-
детали костюма для гномов-ощущений: очки (без стёкол) для
Глазастика, длинный нос для Носастика, большие перчатки для
Рукастика, сумка с продуктами для Вкусняшки, большие уши (как у Чебурашки)
для Ушастика; - повязка на глаза каждому ребёнку;
-
столы и стулья по количеству детей на занятии.
1. Ход
занятия
Приветствие
Я сейчас скажу Вам
«волшебное» слово – «Здравствуйте!»
- ты скажешь
человеку, «Здравствуйте!»
- улыбнётся он в
ответ.
И наверно, не
пойдёт в аптеку.
И здоровый будет
много лет.
Когда люди говорят
«Здравствуйте!»,
они не только
приветствуют друг друга, но и желают здоровья.
Вот и я Вам сейчас
всем пожелала здоровья.
Дети
встают в круг, передают мягкую игрушку медвежонка друг другу, произнося слова: «Здравствуй
медвежёнок, я рад (рада) тебя видеть на занятии, меня зовут…».
Психолог: Ребята, сегодня мы с вами
познакомимся с Гномами-ощущениями: Ушастиком, Вкусняшкой, Глазастиком,
Рукастиком, Носастиком.
2. Разминка
Дети
стоят в кругу.
Психолог: Ребята, представьте, что вы
сейчас в лесу, я кричу вам всем: «Ау!»
Дети
отвечают: «Ау!»
Психолог: (обращаясь к одному из детей). Дима,
глазки закрывай, кто позвал тебя, узнай и скажи, как он одет.
Ребёнок
закрывает глаза, а в это время психолог молча подаёт знак другому ребёнку,
который произносит: «Дима, ау!»
Дима
слушает, кто его позвал, угадывает позвавшего, описывает, как он одет.
Игра
повторяется 2,3 раза.
Психолог: Дети, какой гном-ощущение
больше всех участвует в этой игре?
Правильно, Ушастик. А почему вы так думаете.
Дети: (ответы детей) Ушами мы слышим разные
слова и разные звуки. Это особенно важно, когда глаза закрыты.
3. Работа по
теме
Психолог: Ребята, сегодня на занятие к
нам пришли в гости Гномы-ощущения. Встречайте.
Под
весёлую музыку заходят дети, переодетые в гномов (подготовиться им помогает
ассистент).
У
Ушастика - большие уши.
Вкусняшка
- несёт сумку с продуктами.
Глазастик
- в очках.
Носастик
- с большим носом.
У
Рукастика - большие руки.
Гномы
здороваются со всеми.
Психолог: Ребята, догадались ли вы,
какие имена у этих гномов?
Дети
отвечают (называют, как зовут гномов).
Психолог: А как вы догадались?
С помощью чего получает ощущения Глазастик? А
Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
(Психолог
обобщает ответы детей).
Психолог: Они к нам пришли не просто
так, а хотят с нами поиграть.
Игра: «Угадай, что
находится в кувшинах»
Психолог: Ребята, нужно рукой
дотронуться до дна кувшина и догадаться, что там лежит. Как вы думаете, какой
гном придумал эту игру?
Дети: Рукастик.
Психолог: Ребята вы сейчас все по
очереди опускаете руки в кувшины, и называете, что же находится в каждом
кувшине.
(После
опускания руки в кувшин с водой дети получают за ранее подготовленное
полотенце).
Игра «Рисование
вслепую»
Психолог: Сейчас мы будем играть в игру,
которая называется «Рисование в слепую».
Психолог: Ребята, прошу всех сесть за
столы.
(На столах лежат по два листа бумаги,
простой карандаш, цветные карандаши, повязка на глаза). И давайте ручками
покажем, где право, а где лево.
Психолог: Сейчас Гномы-ощущуеия вам
завяжут глаза, и вы попробуйте нарисовать то, что я вам скажу.
(Гномы
завязывают глаза детям).
Психолог: Возьмите простой карандаш.
На листе в середине (в центре) нарисуйте круг, в
правом верхнем углу – треугольник, в левом нижнем углу – квадрат.
Психолог: Снимите повязку с глаз,
посмотрите, правильно ли вы выполнили предложенные задания? Трудно ли вам было?
Представьте себе, как трудно тем людям, которым не помогает гном Глазастик. Но
им помогают тогда другие гномы – ощущения, а какие (Ушастик и рукастик).
4. Коммуникативное
упражнение
«Костёр»
Ребята,
сейчас мы с вами проведём разминку, которая называется «Костёр»
Дети
и гномы садятся на ковёр вокруг «костра» и выполняют соответствующую команду
психолога. По команде (словесной инструкции)
*
«жарко» - все должны отодвинуться от «костра»,
*
по команде «руки замёрзли» - протянуть руки к «костру»,
*
по команде «ой, какой большой «костёр» - встать и махать руками,
*
по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши,
*
по команде « костёр принёс дружбу и веселье» - взяться за руки и ходить вокруг
«костра».
(После проведения этой игры участники должны
взбодриться и расслабиться).
Игра:
«Что помогает ощущать?»
Психолог: Ребята, сейчас мы с вами
поиграем в игру: «Что помогает ощущать?»
Займите свои места за столами. Возьмите
лист чистой бумаги, положите перед собой. Нарисуйте те части тела гномов, с
помощью которых они ощущают (глаза, уши, руки, нос, язык).
Психолог
включает музыку.
(Молодцы
ребята, все справились).
Упражнение:
«Угощение»
Психолог: А сейчас, мы проведём упражнение,
которое называется «Угощение».
Ребята, посмотрите: гном Вкусняшка нам
что-то принёс! Но что именно, вы это должны определить сами – на вкус. Сейчас
Гном-Вкусняшка будет вас угощать, глазки закрывайте. Перед вами тарелочки вы из
них берёте угощение и отгадываете что это такое.
(Гномы-ощущения
помогают).
(Дети
закрывают глаза, и гном-вкусняшка каждому кладёт в рот по маленькому кусочку
угощения: морковь, яблоко, конфету – порционные кусочки).
Психолог: Ну вот, мы с вами
познакомились со всем тем, что принесли гномы-ощущения, мы поиграли с ними.
5. Подведение
итогов, процедура прощания
Психолог: Ребята, давайте встанем в
общий круг вместе с гномами. Попрощаемся с Медвежонком.
(Дети
передают игрушку друг другу со словами: «До свидания, Медвежонок, я рад (а),
что ты был у нас на занятии. Приходи ещё»).
Психолог: Ребята, а какое у вас сейчас
настроение? Такое (показывает большой палец вверх)? Или такое (показывает
большой палец вниз?)
Обычно
дети показывают палец вверх, значит у них настроение хорошее.
С
какими гномами-ощущениями мы сегодня познакомились?
(Дети
называют гномов: Глазастик? Носастик? Рукастик? Ушастик? Вкусняшка?
При
названии гномов: Гномы выходят к доске и кланяются.
(Во
время заключительного слова, гномы раздают всем гостям вкладыши).
Заключительное
слово
Сейчас я снова
скажу Вам «Волшебные слова»
«До свидания!»,
«Спасибо!», «Простите!»
Щедро дарите.
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе, в
парке, и в школе и дома.
Слова эти очень
важны.
Они человеку, как
воздух нужны.
Без них невозможно
на свете прожить.
Слова эти нужно с
улыбкой дарить.
«До свидания!»
Всем спасибо.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.