Методическая разработка внеклассного
мероприятия
Коррекционно-развивающее
занятие, посвященное 70-летию Великой Победы
Тема
«Журавлик памяти»
ФИО автора:
Семенова Виктория Геннадьевна
Название
образовательного учреждения:
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение «Средняя общеобразовательное учреждение № 9»
Должность:
педагог-психолог
E-mail:
vystavka29@yandex.ru
Аннотация
Психолого-педагогическое сопровождение одна из важнейших составляющих воспитательно-образовательного
процесса.
Создание благоприятных условий для
формирования психического здоровья учащихся, разработка индивидуальных
образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной
образовательной среды – основные направления психолого-педагогической модели
сопровождения учащихся.
При этом большое внимание уделяется
коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими
проблемы в обучении, поведении и личностном развитии.
Коррекционно-развивающая
работа целостно структурирует деятельность ребенка. Эффективность доказывают
коррекционно-развивающие программы, включающие детей в разнообразную
деятельность: творческую, игровую, трудовую, исследовательскую.
Коррекционно-развивающие
занятия направлены на развитие и совершенствование психических процессов (внимания,
памяти, воображения, мышления), пространственных представлений, формирование
умственного плана действий и речевых функций, развитие произвольности
психической деятельности, коммуникативных навыков.
Цель психологического
сопровождения: создание благоприятных социально-психологических условий для
развития личности обучающихся и их успешного обучения.
Основное содержание коррекционно-развивающих
групповых занятий с младшими школьниками составляют игры и психотехнические
упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение
конкретных проблем.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
·
профилактика возникновения
проблем развития ребенка (психолого-педагогическое сопровождение процесса
адаптации учащихся в переходные периоды);
·
содействие ребенку в решении
актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, трудности
с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения
эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками,
учителями, родителями);
·
развитие
психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, учителей;
·
построение индивидуальной
образовательной траектории развития ребенка на основе формирования устойчивой
мотивации познания в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи коррекционно-развивающего занятия:
·
Развитие психофизиологических
функций, обеспечивающих учебную деятельность (зрительного анализа, мелкой
моторики руки, пространственной, количественной, временной ориентации).
·
Формирование и дальнейшее
развитие:
- учебных умений – общедеятельностных (умение определять и
осознавать учебную задачу, строить решение, план деятельности на основе
сознательной ориентировки в условиях, удерживать учебную задачу на протяжении
всего цикла деятельности, осуществлять самоконтроль и самооценку);
-
интеллектуально-познавательных (умения вычленять и логически перерабатывать на
основе анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения информацию,
воспринимаемую зрительно и на слух из различных источников знаний).
-
личностных
компонентов познавательной деятельности: познавательной активности,
самостоятельности.
-
социально-нравственных
качеств учащихся, формирование чувства патриотизма.
-
навыков
эффективного взаимодействия в группе сверстников, со взрослыми.
-
обогащение кругозора и развитие речи.
Оборудование:
Мультимедиа
для показа слайдов презентации.
Музыкальное
сопровождение (песня «Журавли» М. Бернес, военная музыка).
Домино
с датами, событиями (разноцветные листы формат А4).
Текст
для корректурной пробы.
Материал
для упражнения «Найди соответствия».
Орудия
поисковика (металлоискатель, навигатор, компас, ведро, совок, лопатка, щуп).
Инструменты
для изготовления поделки: ножницы, нитки, цветной картон, схема рисунка, скотч.
Возраст
участников:10-11 лет
Время:
45 мин.
Ход
занятия
Война не закончена,
пока не похоронен последний солдат
I.
Приветствие.
Нацеливание
на занятие, тему.
На
слайде - 1941-1945 годы
Гремят над землею раскаты.
Идет за раскатом раскат.
Лежат под землею солдаты.
И нет безымянных солдат…
В родимую землю зарыты,
Там самые храбрые спят.
Глаза их победой закрыты.
Их подвиг прекрасен и свят…
У каждого личное имя,
Какое с рождения дают.
Равняясь незримо с живыми,
Погибшие рядом встают.
Михаил Дудин
Ведущий:
- Что обозначают
эти даты? (Годы ВОВ)
- С кем воевал наш
советский народ? (Фашистская Германия)
Упражнение
«Домино» (Приложение 1)
Каждому ребенку выдана одна «доминушка» (лист
с написанной датой и событием):
- 22 июня 1941 вероломное нападение
фашистской Германии на СССР
- 10 июля 1941 год Смоленское сражение
- 30 сентября 1941 год – 20 апреля 1942
год Битва за Москву
- 1942 год Сталинградская битва
- 27 января 1944 снятие блокады Ленинграда
- 9 мая 1944 год Освобождение Севастополя
- 5 июля — 23
августа 1943 года Курская
битва
- 9 мая 1945 год День Победы
Ведущий:
- Составляем на
доске, порядок соответствия событиям.
Ведущий:
-
Мы составили Ленту времени – хронологию основных событий Великой Отечественной
войны.
- Что знаете об
этой войне? (Ответы детей)
Ведущий:
-
Много погибло на той жестокой войне (29 миллионов жизней), но и сейчас есть
семьи, которые не знают, как погиб их дед, где он захоронен. Есть люди, которые
ищут погибших солдат, возвращают семьям память о героях. Этих людей называют
поисковиками.
Ведущий:
- Мы совершим
сегодня поисковую экспедицию в прошлое.
- На раскопках
поисковики находят медальоны. Посмотрите (показать медальон). В этом году в поисковой
экспедиции в республике Карелия были подняты останки 110 солдат. Были найдены 8
солдатских медальонов, которые удалось прочитать и установить имя солдат. (Показ
слайдов из экспедиции)
- Сегодня мы
получили письма с фронта, в которых написаны задания на урок.
II.
Основная специфическая часть
1. Задание
из письма: «Самый внимательный»
(Упражнение «Корректурная проба». Приложение
2)
Ведущий читает текст о журавле.
Ведущий:
- Журавль является
символом памяти о погибших солдатах, которые отдали свою жизнь ради нашей
жизни.
Задание: Вычеркнуть в тексте указанные
буквы.
Ведущий:
- Что поняли из текста? Символом чего
является журавль?
2. Задание
из письма: «Расположить правильно слово»
Ведущий:
- Расположите
слева направо слова так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее
справа – самым частным, а расположенное посередине – промежуточным по общности.
(Приложение 3)
ПТИЦА
|
ПОЛЕВАЯ
ПТИЦА
|
ЖУРАВЛЬ
|
3.
Задание из письма: «Изобразить
журавля» (темпо-ритмические и двигательные упражнения, цель
- снятие напряжения).
Ведущий:
-
Вы сейчас посмотрите на полет журавлей и услышите их крик. (Кадры полета
журавля)
- Дети, как выстроились птицы в полете? (Клином)
- Давайте построимся так же и изобразим
журавлей в полете, издавая их характерный крик.
4. Задание
из письма: «Найди подходящее слово»
Упражнение «Найти соответствия» (Приложение
4) (по два человека на выполнение задания)
Ведущий:
- У вас на карточках написано слово, к
которому надо подобрать подходящее слово, выражающее его суть.
Война
земля, мир, солдаты, разруха, смерть
Солдат
защитник, оружие, Армия, форма, Отечество
9 мая
Победа, мир, парад, ветераны, память
Оружие
Стрелять, защищать, нападать, чистить,
смотреть
5. Задание
из письма: «Определи назначение предмета»
Ведущий:
(на отдельном столе разложены предметы,
заранее прикрытые покрывалом)
-
Перед вами предметы, как вы думаете, каково назначение этих предметов, для чего
их используют поисковики? (Орудия поисковика – совок, лопата, миноискатель,
карта, навигатор, щуп, ведро, мешок)
6. Задание
из письма: «Сложи мозаику»
Упражнение «Складывание мозаики»
(звезда) по группам (по 2 человека) (выдать разрезанную звезду, дети
складывают)
Ведущий:
-
Вы получили разрезную картинку, разложите ее части. Как вы думаете, что должно
получиться при складывании? Одного элемента у вас не будет доставать, он
находится у наших гостей. Используя полученные навыки общения со взрослыми,
найдите свой элемент.
- Как думаете,
почему мы складывали именно звезду? Что это за символ?
7. Дополнительно.
Задание из письма.
Ведущий:
- Охарактеризуйте одушевленный
и неодушевленный предмет. Какие эпитеты можно подобрать к слову?
журавль
|
звезда
|
красивый
|
яркая
|
длинноногий
|
космическая
|
белый
|
красная
|
умный
|
морская
|
верный
|
сияющая
|
8. Задание
из письма: «Изготовление журавлика в технике изонити»
Упражнение
«Лишний предмет» (выбрать из набора
предметов те, которые будут нужны для изготовления изонить (рисунок нитями).
Ведущий:
-
Мы сегодня изготовление журавлика в память о погибших воинах.
Изготавливать будем в технике изонить.
- Как думаете, какие инструменты нам
потребуются? (Ножницы, нитки, иголка, бумага, схема)
Детям выдаются плотные листы бумаги
голубого цвета со схемой вышивания журавлика. (См. фото с занятия)
Дети по схеме изготавливают поделку.
9. Итог
занятия:
Без сохранения
памяти прошлого нет будущего.
Мы наших
журавликов делаем в память о погибших солдатах.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.