Государственное казенное образовательное
учреждение Свердловской области
«Качканарская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа»
Рассмотрено
на заседании школьного
методического
объединения
«
»____________20
г.
|
|
Согласовано
заместитель директора
__________________
/_______________/
|
Утверждаю:
приказ №
«
»______________20
г.
Директор
школы:
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
« Песочная терапия как средство коррекции и развития эмоциональной сферы
у детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью»
Составитель: Макушина Ю.Н.
педагог-психолог
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
I. Рабочая программа составлена на основании
следующих нормативных документов:
- ФГОС для умственно отсталых обучающихся;
- Учебный план ОУ.
II.
Настоящая
программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учащихся
начальной школы с 1-4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
для 1 сд. класса – 34 часа;
для 2 сд. класса – 34 часа;
для 3 сд. класса – 34 часа;
для 4 сд. класса – 34 часа;
Продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
III.
Пояснительная записка.
Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры
оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия —
одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга,
о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине
бессознательного. Этот вид терапии психологи используют при коррекции замкнутости,
необщительности, фобиях, эмоциональных перегрузках, психотравмах.
Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной
терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.
Для детей – это игровой способ рассказать о своих
проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоциональное
напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая
деятельность.
Игра ребенка, имеющего умеренную и тяжелую степень
умственной отсталости, имеет огромное значение, т.к. является ведущим видом
деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка форма
деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью, часто словами не
может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь
приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его
ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из
песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок обладает свойством пропускать
воду. В связи с
этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую
энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует
эмоциональное состояние.
Важное значение работы с песком имеет развитие мелкой
моторики у детей. Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень
значимой. Это одна из форм познания окружающего мира.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают
процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают
возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего
города, страны и т.д.; проективные игры открывают потенциальные возможности
ребенка, развивают его творчество.
Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в
большей степени, чем другим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения
даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство
радости и удовлетворения.
Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой
ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и
небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей,
животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут
смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты.
При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра
с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с
помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над
своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными
побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической
форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.
Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится
индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес
к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие
педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально
каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных
игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным
педагогическим условием эффективности песочной терапии.
Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:
- Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ);
- эпилепсия или шизофрения;
- дети с очень высоким уровнем тревожности;
- детям с аллергией на пыль и мелкие частицы;
- кожные заболевания и порезы на руках.
IV.
Основные задачи программы:
- развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой
моторики рук;
- формирование у ребенка представлений об окружающем мире;
- снятие эмоционального напряжения;
- снижение агрессии и тревожности;
- воспитание чувства успешности и уверенности в себе;
- коррекция самооценки, преодоление комплекса «плохого
художника», с помощью композиций из песка при помощи готовых фигурок;
- развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи,
творческого мышления, воображения и фантазии;
- совершенствование зрительно-пространственной
ориентировки, речевые возможности;
IV. Предметно-пространственная среда.
Для организации игр с песком требуется специальная предметно-пространственная
среда:
- специальная парта-песочница, оборудованная экраном со
светодиодной подсветкой, карманом для песка. Преимущество такой парты, что за
ней могут заниматься сразу несколько детей.
Предметы, используемые в процессе создания песочных картин:
- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и
национальной принадлежности, профессиям;
- наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);
- обитатели водного мира (разнообразные рыбы,
млекопитающие, моллюски, крабы);
- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки,
мебель различных эпох, культур и назначения);
- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства
стола);
- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники,
зелень и пр.);
- транспортные средства (наземный, водный, воздушный
транспорт гражданского и военного назначения, фантастический;
- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты,
ворота, дорожные знаки);
- аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки,
ювелирные изделия и пр.);
- естественные природные предметы (кристаллы, камни,
раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.);
- фантастические предметы и персонажи мультфильмов,
фэнтези, фигурки-оборотни;
- злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
V. Результативность программы
В результате работы на занятиях с песком обучающиеся, с
интеллектуальной недостаточностью, должны научиться:
- Моделировать различные истории, сказки, с использованием
мелких игрушек;
- уметь контролировать свои внутренние побуждения;
- верить в свои силы;
- устанавливать
дружеский контакт с другими детьми в игре;
В процессе реализации
программы у детей должен снизиться уровень тревожности и агрессивности; должны
развиться моторные навыки, расширится кругозор и словарный запас.
III.
Методы и средства оценки результативности программы.
Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на
отношения между школьниками с нарушениями интеллекта возможно проверить
социометрическим исследованием.
Отслеживание уровня благополучия взаимоотношений детей
(принятые, популярные, не популярные, отвергнутые) в классном коллективе.
- Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н.Лутошкина,
предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка;
- Цветовой тест Люшера предназначен для исследования
особенностей эмоционального состояния;
- Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек"
позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к
себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в
общении, депрессивности.
IV.
Список используемой литературы:
1.
Психосинтез и другие
интегративные техники психотерапии / Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.,
1997.
2.
Грабенко Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. —
СПб.: Детство-Пресс, 2002.
3.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,
Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.
4.
Баряева Л. Б., Кондратьева
С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.:
2008.
5.
Сакович Н.А. Технология
игры в песок. Игры на мосту. – СПб..Речь, 2006.
VI. Анализ эффективности песочной
терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников.
В
результате песочных игротерапевтических занятий детей, имеющих умеренную и
тяжелую степень умственной отсталости, наблюдается повышение уровня
благополучия взаимоотношений как в группе сверстников, так и в общении со
взрослыми.
Статус
«отверженных», «непринятых» в детском коллективе к концу учебного года не имеет
ни один испытуемый.
Коэффициент
взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер
отношений, существующих в группе. В классах где проводились песочные
игротерапевтические занятия, дети стали более сплоченные, не смотря на то, что
в группах наблюдаются несколько лидеров. Наладились достаточно тесные связи
между членами группы.
Дети
стали замечать и выделять лучшие человеческие качества при выборе друзей и
товарищей: «Я дружу с ним, потому, что он веселый, добрый, честный».
Повышенный
уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей
группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении,
признании сверстниками. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется
желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как
второстепенные. Все это имеет огромное значение в развитии межличностных
отношений детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих грубые нарушения
ЭВС.
В
дальнейшей работе психолог и педагоги не должны оставлять без внимания
непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества,
поднять заниженную самооценку, чтобы улучшить их положение в системе
межличностных отношений.
КАЛЕНДАРНО
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (1-4 сд.класс)
Дата занятия
|
часы
|
Раздел. Тема.
|
Коррекционная направленность
|
Учебно-методическое, материально-техническое
обеспечение
|
|
2 ч.
|
Обследование детей. Входящая диагностика.
|
Исследование психоэмоционального состояния детей.
|
Методики:
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;
- Цветовой тест Люшера;
- Рисуночный тест
Дж.Бука
"Дом. Дерево. Человек"
|
|
8
ч.
|
Тема:
Введение ребенка в песочную среду. Ознакомление с песком, правилами поведения
в песочнице.
|
Снижение психофизического напряжения.
Развитие тактильных ощущений.
|
|
|
|
Игра «Отпечатки наших рук»
На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди
делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать
руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Упражнения:
- «поскользить» ладонями по поверхности песка,
выполняя зигзагообразные и круговые движения,
- выполнить те же движения, поставив ладонь на
ребро,
- «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя
на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков,
костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на
поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего
мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
- «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым
пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только
указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -
мизинчиком).
Игра « Волшебная поляна».
Дети
строят в песке вымышленную ими страну.
Игра «Что же спрятано в песке?»
Игра «Отгадай загадку»
Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не
просто сказать вслух, а найти его в песке
Игра «Узоры на песке»
Игра «Песочные строители»
Игра «Мы создаем мир»
Построение в песочнице разнообразных живых и неживых
сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров.
Игра «Первый урок волшебства: лес,
поляна и их обитатели»
Игра «Второй урок волшебства: море,
река, озеро и их обитатели»
Игра «Третий урок волшебства: город и
его жители, профессии и службы».
Игра «Четвертый урок волшебства:
деревня и его жители»
Игра « Космическое путешествие»
Игра « Большой дом»
|
Упражнения для развития мелкой моторики; Пальчиковая
гимнастика.
«Носик».
«Здравствуйте ручки».
«Червячки».
«Паучок».
«Рыбки»».
«Апельсин».
«Чашка».
«У кошечки».
«Маленькая мышка».
«Зайка».
«Похлопаем в ладоши».
«Мои вещи».
«Поросята».
«Капуста».
«Обезьянки» и т.д.
|
Аудиозапись «Звуки
природы»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок.
|
|
7 ч.
|
Тема: «Знакомство с мокрым песком»
|
Снижение психофизического напряжения, усталости. Развитие
тактильных ощущений.
|
|
|
|
Игра «Свойство мокрого песка»
Игра « Сказочный город»
Игра « Нападение пиратов»
Игра «Морское путешествие»
Игра «На дне морском»
Игра «Волшебный остров»
Игра «Загадочные обитатели океанов»
|
Упражнения для релаксации (расслабление мышц)
Упражнение «Сосулька»
Упражнение
«Шалтай-Болтай»
Этюд «Котята»
Этюд «Что слышно?»
Этюд «Скучно, скучно так
сидеть» и т.д.
|
Аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; деревянный ящик с
песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.
|
|
|
Тема:
«Путешествие в сказку»
|
Развитие воображения, речи, развитие коммуникативных
навыков, межличностных отношений.
|
|
|
8 ч.
|
Игра «Отгадай загадку»
Игра « Выбери правильно фигурки»
Психолог читает детям сказку и по ходу прочтения и
появления в сказке героев, начинает их выставлять в песочнице, затем просит
детей самостоятельно из предложенного набора сказочных фигурок продолжать
выставление их в песочнице.
Игра « Нарисуйте сказку»
Игра «Чудная полянка»
Игра «Времена года»
Игра « Построй волшебную страну»
Игра « Угадай, чей след»
|
Упражнения для коррекции речи: «Скажи наоборот»
«Составь новые слова»
«Составь предложение» и т.д.
|
Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок,
|
|
|
Тема: « Наше творчество»
|
Реализации творческого потенциала, развитие
коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе.
|
,
|
|
7 ч.
|
Игра « Маленькие картины» Рисование различных картин на песке.
Игра «Страна настроения»
Игра « Подарок для товарищей»
Игра «Большая семья»
Игра « Дружный зоопарк»
Просто свободное творчество детей.
|
|
Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок
|
|
2 ч.
|
Обследование детей. Итоговая диагностика.
|
Исследование психоэмоционального состояния детей.
|
Методики:
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;
- Цветовой тест Люшера;
- Рисуночный тест
Дж.Бука
"Дом. Дерево. Человек"
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.