Инфоурок Другое Другие методич. материалыКоррекционная программа по пескотерапии, с детьми имеющими интеллектуальные нарушения.

Коррекционная программа по пескотерапии, с детьми имеющими интеллектуальные нарушения.

Скачать материал

Государственное казенное образовательное учреждение Свердловской области

«Качканарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании школьного

методического объединения

«              »____________20        г.

 

Согласовано заместитель директора

__________________

/_______________/

Утверждаю: приказ №    

 «            »______________20         г.

Директор школы:                  

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

« Песочная терапия как средство коррекции и развития эмоциональной сферы

у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью»

 

                                                                                                                                               Составитель: Макушина Ю.Н.

                                                                                                                           педагог-психолог

 

                                                                                                                             

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

I.  Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

- ФГОС для умственно отсталых обучающихся;

- Учебный план ОУ.

 

 

II. Настоящая программа составлена в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на учащихся начальной школы с 1-4 класс с  умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

для 1 сд. класса – 34 часа;

для 2 сд. класса – 34 часа;

для 3 сд.  класса – 34 часа;

для 4 сд. класса – 34 часа;

 

Продолжительность занятий 15-20 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

 

III. Пояснительная записка.

 

Одним из методов психокоррекции является игротерапия. Игры оказывают огромное влияние на развитие личности любого ребенка. Пескотерапия — одна из разновидностей игротерапии. Метод пескотерапии строится на теории Юнга, о том, что каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного. Этот вид терапии психологи используют при коррекции замкнутости, необщительности, фобиях, эмоциональных перегрузках,  психотравмах.

Психопрофилактический и развивающий аспекты песочной терапии проявляются в постановке сказок, историй в песочнице.

Для детей – это игровой способ рассказать о своих проблемах, раскрыть свои страхи и избавится от них, а также снять эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка – это необходимая, природная и любимая деятельность. 

Игра ребенка, имеющего умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, имеет огромное значение, т.к. является ведущим видом деятельности. Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка форма деятельности. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь

приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с

этим специалисты утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. 

Важное значение работы с песком имеет развитие мелкой моторики у детей. Тактильная форма ощущений является у детей с ОВЗ очень значимой. Это одна из форм познания окружающего мира. 

Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте; познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т.д.; проективные игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивают его творчество.

Радость и успех необходимы детям-инвалидам гораздо в большей степени, чем другим воспитанникам, поскольку достижения и продвижения даются несравнимо большими усилиями, и поддержать их может только чувство радости и удовлетворения.

Песочная терапия это необычная техника, благодаря которой ребенок, или группа детей строят собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Они с удовольствием используют миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов. В процессе игры дети могут смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыши выражают на песке то, что спонтанно возникает в их сознании. Игра с песком предоставляет детям возможность избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации фантазий и формирования ощущения связи контроля над своими внутренними побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчает здоровое функционирование психики.

 

Важнейшая роль в организации песочной игротерапии отводится индивидуальному подходу к каждому играющему. Дети-инвалиды остро чувствуют интерес к себе, к своим возможностям и достижениям, поэтому нужно находить такие педагогические средства, которые позволяют уделить внимание персонально каждому, осуществляя при этом глубоко личностный подход. Разнообразие песочных игр открывает путь к индивидуальному подходу, и это оказывается важным педагогическим условием эффективности песочной терапии.

 

Песочную терапию нельзя проводить в следующих случаях:

- Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);

- эпилепсия или шизофрения;

- дети с очень высоким уровнем тревожности;

- детям с аллергией на пыль и мелкие частицы;

- кожные заболевания и порезы на руках.

 

IV. Основные задачи программы:

 

- развитие тактильно-кинетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- формирование у ребенка представлений об окружающем мире;

- снятие эмоционального напряжения;

- снижение агрессии и тревожности;

- воспитание чувства успешности и уверенности в себе;

- коррекция самооценки, преодоление комплекса «плохого художника», с помощью композиций из песка при помощи готовых фигурок;

- развитие зрительного восприятия, память, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии;

- совершенствование зрительно-пространственной ориентировки, речевые возможности;

 

 

IV. Предметно-пространственная среда.

 

Для организации игр с песком требуется специальная предметно-пространственная среда:         

- специальная парта-песочница, оборудованная экраном со светодиодной подсветкой, карманом для песка. Преимущество такой парты, что за ней могут заниматься сразу несколько детей.

Предметы, используемые в процессе создания песочных картин:

- люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям;

-  наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

- летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

- обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

- жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

- домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

- деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

- транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастический;

- объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

-  аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

- естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, стеклышки и пр.);

- фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

-  злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

 

V. Результативность  программы

 

В результате работы на занятиях с песком обучающиеся, с интеллектуальной недостаточностью, должны научиться:

   

- Моделировать различные истории, сказки, с использованием мелких игрушек;

- уметь контролировать свои  внутренние побуждения;

- верить в свои силы;

- устанавливать дружеский контакт с другими детьми в игре;

В процессе реализации программы у детей должен снизиться уровень тревожности и агрессивности; должны развиться моторные навыки, расширится кругозор и словарный запас.

 

 

III. Методы и средства оценки результативности программы.

 

Влияние проведенных песочных игротерапевтических занятий на отношения между школьниками с нарушениями интеллекта возможно  проверить социометрическим исследованием.

Отслеживание уровня благополучия взаимоотношений детей (принятые, популярные, не популярные, отвергнутые) в классном коллективе.

- Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н.Лутошкина, предназначена для изучения особенностей эмоционального состояния ребенка; 

- Цветовой тест Люшера предназначен для исследования особенностей эмоционального состояния;

- Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек" позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Список используемой литературы:

 

1.     Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под редА. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М., 1997.

2.     Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002.

3.     Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. — М.: Речь, 2003.

4.     Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.

5.     Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб..Речь, 2006.

 

 

VI. Анализ эффективности песочной терапии в коррекции межличностных отношений умственно отсталых школьников.

 

В результате песочных игротерапевтических занятий детей, имеющих умеренную и тяжелую степень умственной отсталости, наблюдается  повышение уровня благополучия взаимоотношений как в группе сверстников, так и в общении со взрослыми.

Статус «отверженных», «непринятых» в детском коллективе к концу учебного года не имеет ни один испытуемый.

Коэффициент взаимности (KB) - индекс групповой сплоченности, выражает различный характер отношений, существующих в группе. В классах где проводились песочные игротерапевтические занятия, дети стали более сплоченные, не смотря на то, что в группах наблюдаются несколько лидеров. Наладились достаточно тесные связи между членами группы.

Дети стали замечать и выделять лучшие человеческие качества при выборе друзей и товарищей: «Я дружу с ним, потому, что он веселый, добрый, честный».

Повышенный уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Все это имеет огромное значение в развитии межличностных отношений детей с интеллектуальной недостаточностью, имеющих грубые нарушения ЭВС.

В дальнейшей работе психолог и педагоги не должны оставлять без внимания непопулярных детей. Необходимо выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений.

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  (1-4 сд.класс)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

Дата занятия

 

часы

 

Раздел. Тема.

Коррекционная направленность

Учебно-методическое, материально-техническое

обеспечение

 

2 ч.

 

Обследование детей. Входящая диагностика.

Исследование психоэмоционального состояния детей.

Методики:
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;

- Цветовой тест Люшера;

- Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

 

8 ч.

 

Тема: Введение ребенка в песочную среду. Ознакомление с песком, правилами поведения в песочнице.

Снижение психофизического напряжения.

Развитие тактильных ощущений.

 

 

 

Игра «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности песка дети и психолог по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Упражнения:

-  «поскользить» ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения,

-  выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,

-  «пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,

-  создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),

-  «пройтись» по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).

Игра « Волшебная поляна».

Дети строят в песке вымышленную ими страну.

Игра «Что же спрятано в песке?»

Игра «Отгадай загадку»  

Детям читают загадки и просят их отгадать, но ответ не просто сказать вслух, а найти его в песке

Игра «Узоры на песке»

Игра «Песочные строители»

Игра «Мы создаем мир»

Построение в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров.

Игра «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»

Игра «Второй урок волшебства: море, река, озеро и их обитатели»

Игра «Третий урок волшебства: город и его жители, профессии и службы».

Игра «Четвертый урок волшебства: деревня и его жители»

Игра « Космическое путешествие»

Игра « Большой дом»

 

 

Упражнения для развития мелкой моторики; Пальчиковая гимнастика.

 

«Носик».

«Здравствуйте ручки».

«Червячки».

«Паучок».

«Рыбки»».

«Апельсин».

«Чашка».

«У кошечки».

«Маленькая мышка».

«Зайка».

«Похлопаем в ладоши».

«Мои вещи».

«Поросята».

«Капуста».

«Обезьянки» и т.д.

 

 

Аудиозапись «Звуки природы»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

 

 

7 ч.

 

Тема: «Знакомство с мокрым песком»

 

Снижение психофизического напряжения, усталости. Развитие тактильных ощущений.

 

 

 

Игра «Свойство мокрого песка»

Игра « Сказочный город»

Игра « Нападение пиратов»

Игра «Морское путешествие»

Игра «На дне морском»

Игра «Волшебный остров»

Игра «Загадочные обитатели океанов»

 

Упражнения для  релаксации (расслабление мышц)

Упражнение «Сосулька»
Упражнение «Шалтай-Болтай»

Этюд «Котята»

Этюд «Что слышно?»

Этюд «Скучно, скучно так сидеть» и т.д.

 

Аудиозаписи «Звуки окружающего мира»; деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок, вода.

 

 

 

Тема: «Путешествие в сказку»

 

Развитие воображения, речи, развитие коммуникативных навыков, межличностных отношений.

 

 

8 ч.

Игра «Отгадай загадку»

Игра « Выбери правильно фигурки»

Психолог читает детям сказку и по ходу прочтения и появления в сказке героев, начинает их выставлять в песочнице, затем просит детей самостоятельно из предложенного набора сказочных фигурок продолжать выставление их в песочнице.

Игра « Нарисуйте сказку»

Игра «Чудная полянка»

Игра «Времена года»

Игра « Построй волшебную страну»

Игра « Угадай, чей след»

 

Упражнения для коррекции речи: «Скажи наоборот»

«Составь новые слова»

«Составь предложение» и т.д.

 

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок,

 

 

 

Тема: « Наше творчество»

 

Реализации творческого потенциала, развитие коммуникативных навыков, развитие межличностных отношений в группе.

,

 

7 ч.

Игра « Маленькие картины» Рисование различных картин на песке.

Игра «Страна настроения»

Игра « Подарок для товарищей»

Игра «Большая семья»

Игра « Дружный зоопарк»

Просто свободное творчество детей.

 

Деревянный ящик с песком, коллекция миниатюрных фигурок

 

2 ч.

 

Обследование детей. Итоговая диагностика.

Исследование психоэмоционального состояния детей.

Методики:
- эмоционально-цветовой аналогии А. Лутошкина;

- Цветовой тест Люшера;

- Рисуночный тест Дж.Бука

"Дом. Дерево. Человек"

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Коррекционная программа по пескотерапии, с детьми имеющими интеллектуальные нарушения."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор музея

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 421 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.12.2020 834
    • DOCX 103 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ефанова Ирина Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ефанова Ирина Сергеевна
    Ефанова Ирина Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 108934
    • Всего материалов: 247

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 19 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 282 человека из 66 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 458 человек из 66 регионов

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Подготовка менеджеров по продажам: аспекты телефонных переговоров

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Сохранение и продвижение традиционных российских ценностей и культуры

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе