Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыКонтрольная работа по русскому языку по теме "Лексика" (6 класс)

Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика" (6 класс)

Скачать материал

Контрольная работа по теме «Лексика»

6 класс

1 вариант

 

                                                                                                                                               I.      Теоретическая часть

1. Дайте определение:

Лексика - это …

 

2. Замените определение термином:

А. Слова, распространение которых ограничено территорией, называются …

Б. Устойчивые сочетания слов называются …

В. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению и употреблению в речи, называются …

 

3. Продолжи мысль:

А. По сфере употребления лексика делится на …

Б. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются …

В. Профессионализмами называются …

 

 4. Восстановите определение:

            Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),

называются … . Слова, заменившие старое название предмета на новое, называются … .

 

5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?

            А. обл.                         Б. перен.                     В. спец.

 

                                                                                                                                             II.      Практическая часть

 

1.                  Какую букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?

            Пос..деть на скамейке, пол..скать бельё, прим..рять друзей, язык разв..вается, сп..ши в школу, посв..тить  фонариком.

 

2.                  Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.

            Каменный дом, светлый день, каменное сердце, провалиться на экзамене, хвост павлина, занавешенное окно, светлые мысли, окно в Европу, провалиться под землю, плестись в хвосте колонны.

 

3.                  Выбери пары, где верно указаны синонимы:

            Реформа - обсуждение, чуткий - стыдливый, скорбь - покой, пламенный - страстный, почёт - уважение, надменный - слабый, жребий - участь.

 

4.                  Найдите среди следующих пар слов антонимы:

            Хитрый - лукавый, соперник - конкурент, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать, скорбь - покой, вспыльчивый - сдержанный, недруг - враг.

 

5.                  В какой строке все слова являются эмоционально окрашенными?

А. продукты, спектакль, книжный, аптека, двигаться; куст;

Б.  паркет, печенье, молоко, вредина, мчаться, дубинноголовый;

В. девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание.

 

6.         Найдите пару русскому слову:

            Перерыв, языкознание, независимость, покровитель, исключительный, притворство, украшение.

Слова для справок:  лингвистика, эксклюзивный, спонсор, антракт, суверенитет,  симуляция, декор.

 

7.         Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:

А. Фотограф приготовил фиксаж.

Б. Маляр размешал палитру в ведре.

В. Полотёр вышел из строя.

Г. Солдаты атаковали форд.

 

8.         Замените фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами предложения, правильно употребив их.

            Обвести  вокруг пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.

 

Контрольная работа по теме «Лексика»

6 класс

2 вариант

 

                                                                                                                                               I.      Теоретическая часть

1. Дайте определение:

Фразеологизмы - это …

 

2. Замените определение термином:

А. Слова, распространение которых ограничено специальностью, называются …

Б. Слова, пришедшие в русский язык из других языков, называются …

В. Слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, но одинаковые или близкие по своему лексическому значению, называются …

 

3. Продолжи мысль:

А. По происхождению лексика делится на …

Б. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются …

В. Диалектизмами называются …

 

4. Восстановите определение:

 Слова в русском языке могут употребляться в … и в … значении.

 

5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?

            А. обл.                         Б. перен.                     В. спец.

 

                                                                                                                                             II.      Практическая часть

 

1.         Какую букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при написании данных слов?

Пос..деть к старости, пол..скать ребёнка, прим..рять платье, разв..вается флаг, сп..ши задание, посв..тить рассказ.

 

2.         Распредели слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.

Живое слово, тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, крыло самолёта, тёплый приём, свежая новость, куриное крыло, шёпот листьев, свежие овощи.

 

3.                   Выбери пары, где верно указаны синонимы:

Добродушный - доблестный, радушный - гостеприимный, обет - клятва, отрицать - утверждать, соперник - конкурент, робкий - скупой, ликовать - торжествовать.

 

4.                   Найдите среди следующих пар слов антонимы:

Могучий - глупый, презирать - уважать, отчаяние - упадок, жажда - увлечение, притеснять - угнетать, благородный - подлый, чужбина - родина, друг - приятель.

 

5.                   В какой строке все слова являются эмоционально окрашенными?

А. улыбаться, ходить, реветь, домик, зверюшка, небо, осенний;

Б.  кукситься, хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица, душенька;

В. страстный, хитрый, каменный, рубить, дать, мальчишка.

 

6.         Найдите пару русскому слову:

Общительный, подарок, азбука, случайный, представление, мнимый, мировоззрение.

Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация, фиктивный, менталитет, спонтанный.

 

7.         Укажите предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил его:

А. Тубус телескопа повреждён.

Б. На мшарах много клюквы.

В. Хирург скальпом разрезал кожу.

Г. Стрелы лежали в колчане.

 

8.         Замените фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами предложения, правильно употребив их.

Рукой подать, как снег на голову, набрать в рот воды, ловить на слове.

 

 

Ключи к контрольной работе по теме «Лексика». 6 класс.

 

1 вариант

 

Теоретическая  часть

  1. Лексика - все слова языка, его словарный состав.

2.   А. диалектизмами.

Б. фразеологизмы.

В. Омонимы.

3.   А. общеупотребительную и ограниченную в употреблении.

      Б. многозначными.

      В. Слова, употребляемые людьми той или иной специальности (профессии).

4.   историзмы, архаизмы.

5.   А.областное (диалектизм).

      Б. переносное значение.

      В. Специальное (профессионализм).

 

Практическая  часть

1. ПосИдеть на скамейке, полОскать бельё, примИрять друзей, язык развИвается, спЕши в школу, посвЕтить  фонариком. Необходимо учитывать лексическое значение слова.

2. Прямое: каменный дом, хвост павлина, занавешенное окно, провалиться под землю, светлый день, Переносное: каменное сердце, провалиться на экзамене, светлые мысли, окно в Европу, плестись в хвосте колонны.

3. синонимы: жребий - участь, пламенный - страстный, почёт - уважение

4. антонимы: вспыльчивый - сдержанный, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать.

5. В (девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание)

6. Перерыв - антракт,  языкознание - лингвистика, независимость - суверенитет, покровитель - спонсор, исключительный - эксклюзивный, притворство - симуляция, украшение - декор.

7. Б. Маляр размешал палитру в ведре.

8. Обвести  вокруг пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.

 

2 вариант

 

Теоретическая  часть

1. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.

2.   А. профессионализмами.

Б.  заимствованными.

В. синонимами.

3.   А. исконно русскую и заимствованную.

      Б. однозначными.

      В. Слова, употребляемые людьми той или иной местности.

4.   прямом и переносном значениях.

5.   А.областное (диалектизм).

      Б. переносное значение.

      В. Специальное (профессионализм).

 

Практическая  часть

1. ПосЕдеть к старости, полАскать ребёнка, примЕрять платье, развЕвается флаг, спИши задание, посЯтить рассказ. Необходимо учитывать лексическое значение слова.

2. Прямое: тихий шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, тёплый приём, куриное крыло, свежие овощи. Переносное: живое слово, крыло самолёта, свежая новость, шёпот листье.,

3. синонимы: радушный - гостеприимный, обет - клятва, соперник - конкурент, ликовать - торжествовать.

4. антонимы: презирать - уважать, благородный - подлый, чужбина - родина.

5. Б (кукситься, хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица, душенька.

6. Общительный - коммуникабельный, подарок - сувенир,  азбука - алфавит, случайный - спонтанный, представление -  презентация, мнимый - фиктивный, мировоззрение - менталитет,

7. В. Хирург скальпом разрезал кожу.

8. Рукой подать, как снег на голову, набрать в рот воды, ловить на слове.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Контрольная работа по русскому языку по теме "Лексика" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Дефектоскопист

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная работа проверяет знания учащихся по теме "Лексика". Она состоит из 2-х частей: теоретической (проверяет знание определений, понятий, умение их формулировать) и практической, включающей восемь заданий на различные разделы темы: прямое и переносное значение слова, нейтральные и эмоционально окрашенные слова, исконно русские и заимствованные слова, устаревшие слова (архаизмы, историзмы) и новые слова (неологизмы), синонимы, антонимы, профессиональные (специальные) слова, фразеологизмы. Кроме того, первое задание практической части  проверяет знания детей по орфографии. Данная контрольная работа составлена на два варианта и имеет ключи для проверки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 275 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Краткосрочные курсы" Происхождения фамилии"
  • Учебник: «Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор
  • 30.09.2020
  • 410
  • 0
«Русский язык», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 4585
    • DOCX 54.5 кбайт
    • 73 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цедрик Елена Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цедрик Елена Станиславовна
    Цедрик Елена Станиславовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 138076
    • Всего материалов: 29

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Основы преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 58 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по русскому языку у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 45 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 481 человек

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии бизнес-развития

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе