Контрольная
работа по теме «Лексика»
6
класс
1
вариант
I.
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Лексика - это …
2. Замените
определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено
территорией, называются …
Б. Устойчивые сочетания слов называются …
В. Слова одной части речи, одинаковые по звучанию и
написанию, но разные по лексическому значению и употреблению в речи, называются
…
3. Продолжи мысль:
А. По сфере употребления лексика делится на …
Б. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются
…
В. Профессионализмами называются …
4. Восстановите
определение:
Устаревшие
слова, вышедшие из активного употребления вместе с предметом (явлением),
называются … . Слова, заменившие старое название
предмета на новое, называются … .
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А.
обл. Б. перен. В. спец.
II.
Практическая часть
1.
Какую букву нужно
вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не ошибиться при
написании данных слов?
Пос..деть
на скамейке, пол..скать бельё, прим..рять друзей, язык разв..вается, сп..ши в
школу, посв..тить фонариком.
2.
Распредели слова на две
группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Каменный
дом, светлый день, каменное сердце, провалиться на экзамене, хвост павлина, занавешенное
окно, светлые мысли, окно в Европу, провалиться под землю, плестись в хвосте
колонны.
3.
Выбери пары, где верно
указаны синонимы:
Реформа
- обсуждение, чуткий - стыдливый, скорбь - покой, пламенный - страстный, почёт
- уважение, надменный - слабый, жребий - участь.
4.
Найдите среди следующих
пар слов антонимы:
Хитрый
- лукавый, соперник - конкурент, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать,
скорбь - покой, вспыльчивый - сдержанный, недруг - враг.
5.
В какой строке все
слова являются эмоционально окрашенными?
А. продукты, спектакль, книжный, аптека, двигаться;
куст;
Б. паркет, печенье, молоко, вредина, мчаться,
дубинноголовый;
В. девчонка, голосить, кукиш, невежда, комичный,
благоухание.
6. Найдите
пару русскому слову:
Перерыв,
языкознание, независимость, покровитель, исключительный, притворство,
украшение.
Слова для
справок: лингвистика,
эксклюзивный, спонсор, антракт, суверенитет, симуляция, декор.
7. Укажите
предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно употребил
его:
А. Фотограф приготовил фиксаж.
Б. Маляр размешал палитру в ведре.
В. Полотёр вышел из строя.
Г. Солдаты атаковали форд.
8. Замените
фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами
предложения, правильно употребив их.
Обвести
вокруг пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.
Контрольная
работа по теме «Лексика»
6
класс
2
вариант
I.
Теоретическая часть
1. Дайте определение:
Фразеологизмы - это …
2. Замените
определение термином:
А. Слова, распространение которых ограничено
специальностью, называются …
Б. Слова, пришедшие в русский язык из других языков,
называются …
В. Слова одной части речи, разные по звучанию и
написанию, но одинаковые или близкие по своему лексическому значению, называются
…
3. Продолжи мысль:
А. По происхождению лексика делится на …
Б. Слова, имеющие одно лексическое значение,
называются …
В. Диалектизмами называются …
4. Восстановите
определение:
Слова в русском языке могут употребляться в … и в …
значении.
5. Что означают следующие пометки, данные в толковом словаре?
А. обл. Б. перен. В.
спец.
II.
Практическая часть
1. Какую
букву нужно вставить? Укажи проверочные слова. Что необходимо знать, чтобы не
ошибиться при написании данных слов?
Пос..деть к старости, пол..скать ребёнка, прим..рять
платье, разв..вается флаг, сп..ши задание, посв..тить рассказ.
2. Распредели
слова на две группы (столбика): прямое - переносное значение слова.
Живое слово, тихий шёпот, тёплый вечер, живой
крокодил, крыло самолёта, тёплый приём, свежая новость, куриное крыло, шёпот
листьев, свежие овощи.
3.
Выбери пары, где верно
указаны синонимы:
Добродушный - доблестный, радушный - гостеприимный,
обет - клятва, отрицать - утверждать, соперник - конкурент, робкий - скупой,
ликовать - торжествовать.
4.
Найдите среди следующих
пар слов антонимы:
Могучий - глупый, презирать - уважать,
отчаяние - упадок, жажда - увлечение, притеснять - угнетать, благородный -
подлый, чужбина - родина, друг - приятель.
5.
В какой строке все
слова являются эмоционально окрашенными?
А. улыбаться, ходить, реветь, домик, зверюшка, небо,
осенний;
Б. кукситься, хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица,
душенька;
В. страстный, хитрый, каменный, рубить, дать,
мальчишка.
6. Найдите
пару русскому слову:
Общительный, подарок, азбука, случайный, представление, мнимый,
мировоззрение.
Слова для справок: алфавит, сувенир, коммуникабельный, презентация,
фиктивный, менталитет, спонтанный.
7. Укажите
предложение, в котором ученик, не зная лексического значения слова, неверно
употребил его:
А. Тубус телескопа повреждён.
Б. На мшарах много клюквы.
В. Хирург скальпом разрезал кожу.
Г. Стрелы лежали в колчане.
8. Замените
фразеологические обороты словами-синонимами. Составьте с фразеологизмами
предложения, правильно употребив их.
Рукой подать, как снег на голову, набрать в рот воды,
ловить на слове.
Ключи к
контрольной работе по теме «Лексика». 6 класс.
1 вариант
Теоретическая часть
- Лексика - все слова
языка, его словарный состав.
2. А. диалектизмами.
Б. фразеологизмы.
В. Омонимы.
3. А. общеупотребительную и ограниченную в употреблении.
Б. многозначными.
В. Слова, употребляемые людьми той или иной специальности
(профессии).
4. историзмы, архаизмы.
5. А.областное (диалектизм).
Б. переносное значение.
В. Специальное (профессионализм).
Практическая часть
1. ПосИдеть на
скамейке, полОскать бельё, примИрять друзей, язык развИвается, спЕши в школу,
посвЕтить фонариком. Необходимо учитывать лексическое значение слова.
2. Прямое: каменный
дом, хвост павлина, занавешенное окно, провалиться под землю, светлый день, Переносное:
каменное сердце, провалиться на экзамене, светлые мысли, окно в Европу,
плестись в хвосте колонны.
3. синонимы:
жребий - участь, пламенный - страстный, почёт - уважение
4. антонимы: вспыльчивый
- сдержанный, даровитый - бездарный, отрицать - утверждать.
5. В (девчонка,
голосить, кукиш, невежда, комичный, благоухание)
6. Перерыв -
антракт, языкознание - лингвистика, независимость - суверенитет, покровитель -
спонсор, исключительный - эксклюзивный, притворство - симуляция, украшение -
декор.
7. Б. Маляр
размешал палитру в ведре.
8. Обвести вокруг
пальца, яблоку негде упасть, с гулькин нос, держать язык за зубами.
2 вариант
Теоретическая часть
1. Фразеологизмы - устойчивые сочетания слов.
2. А. профессионализмами.
Б. заимствованными.
В. синонимами.
3. А. исконно русскую и заимствованную.
Б. однозначными.
В. Слова, употребляемые людьми той или иной местности.
4. прямом и переносном значениях.
5. А.областное (диалектизм).
Б. переносное значение.
В. Специальное (профессионализм).
Практическая часть
1. ПосЕдеть к
старости, полАскать ребёнка, примЕрять платье, развЕвается флаг, спИши задание,
посЯтить рассказ. Необходимо учитывать лексическое значение слова.
2. Прямое: тихий
шёпот, тёплый вечер, живой крокодил, тёплый приём, куриное крыло, свежие овощи.
Переносное: живое слово, крыло самолёта, свежая новость, шёпот листье.,
3. синонимы:
радушный - гостеприимный, обет - клятва, соперник - конкурент, ликовать -
торжествовать.
4. антонимы:
презирать - уважать, благородный - подлый, чужбина - родина.
5. Б (кукситься,
хрипеть, отчаянный, ручища, пигалица, душенька.
6. Общительный -
коммуникабельный, подарок - сувенир, азбука - алфавит, случайный - спонтанный,
представление - презентация, мнимый - фиктивный, мировоззрение - менталитет,
7. В. Хирург
скальпом разрезал кожу.
8. Рукой подать,
как снег на голову, набрать в рот воды, ловить на слове.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.