10 класс
Контрольная работа по теме «Причастие и деепричастие»
Вариант 1
А1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Говоря о богатстве языка,…
в аудитории началась дискуссия.
у меня возник интерес к этой проблеме.
требуются конкретные примеры.
мы имели в виду главным образом его словарный запас.
А2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
В целях содействия развитию литературы и литературного языка в ХVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
Во второй половине ХVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.
А3. Написание какого слова определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
магазинный;
странно;
одновременно;
запрятанную.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
1, 2, 3
2, 3, 4
1, 3
1, 2, 4
А5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
произнос..шь, преобразу..мый;
относ..шься, распуш..нный;
засмотр..шься, замет..вший;
перекин..шь, сломл..нный.
А6. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
Наступила осень с (не) скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам.
Взмахивая головою и (не) понижая голоса, Наташа говорила что-то от себя, ласково скользя глазами по лицам слушателей.
(Ни) кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не) забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.
А7. Укажите верное объяснение наличия или отсутствия запятой в предложении. (Знаки препинания не расставлены.)
Сопоставляя различные редакции мы имеем возможность проследить труд автора: его поиск наиболее точного слова.
1) Деепричастный оборот выделяется одной запятой.
2) Деепричастный оборот не выделяется запятой.
3) Причастный оборот стоит после определяемого слова и выделяется одной запятой.
4) Причастный оборот стоит перед определяемым словом и не выделяется запятой.
А8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Он пролез через частокол в сад, влез на дерево, раскинувшееся ветвями, упиравшимися в самую крышу дома.
Бедная старушка, лишённая последней надежды, уныло поплелась в хату.
Крик, двигавшейся в стороне, тучи диких гусей отдавался в дальнем озере.
Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, наполненный спящими, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, окружавший двор.
А9. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые.
Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5) обходиться без воды.
1, 3, 4
1, 2, 4
2, 3, 5
1, 4
А10. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые.
Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.
1, 4, 5
1, 2, 3, 4
3, 4, 5
2, 3, 5
В1. Из предложений 1-3 выпишите причастие:
(1)Ветер выл жалобно и тихо, во тьме ржали кони, из табора плыла нежная и страстная песня-думка. (2) Это пела красавица Нонка, дочь Макара. (3) Я знал ее голос густого, грудного тембра, всегда как-то странно, недовольно и требовательно звучавший - пела ли она песню, говорила ли "здравствуй". (М. Горький)
В2. Выпишите из предложения причастный оборот. (Знаки препинания не расставлены.)
Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли незадолго до вечера обильно смоченной дождем.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения (знаки препинания не расставлены):
Собрав свои вещи плававшие по реке мы выбрались на берег вытащили злополучную лодку разожгли костёр и до утра обогревались…
10 класс
Контрольная работа по теме «Причастие и деепричастие»
Вариант 2
А1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Повторяя орфографию,…
перед мной возникло много проблем.
мне пришлось ходить на дополнительные занятия.
приближалась контрольная работа.
семиклассник приводил примеры из поэтических произведений.
А2. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
Надо быть благодарным родителям за ту заботу, которую они проявляют о тебе.
Закон, который приняла Государственная дума РФ, поступил на утверждение Президента.
Учащиеся пользуются толковым словарём, который написал выдающийся лингвист Сергей Иванович Ожегов.
В августе в городе Жуковском, который расположен на юго-востоке Подмосковья, успешно прошёл авиасалон МАКС-2011.
А3. Написание какого слова определяется правилом «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН»?
нечаянно;
слепленный;
многочисленные;
мгновенно.
А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
В первых картинах И.Н. Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.
1
2
1, 2
1, 2, 3
А5. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
догон..шь, озадач..вший;
разбуд..шь, омыва..мый;
беспоко..шься, подстрел..нный;
шепч..шься, расчист..вший.
А6. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
Была какая-то (не) повторимая прелесть в редких Анютиных звонках.
Оставаться в экипаже было опасно, и мы, (не) смотря на грязь и дождь, должны были идти пешком.
Ярко сияло солнце, сверкала (не) просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.
Раскаты грома сковали нас и держали в состоянии (не) прекращающегося страха.
А7. Укажите верное объяснение наличия или отсутствия запятой в предложении. (Знаки препинания не расставлены.)
Тайга источала густой запах прелой древесины приправленный ароматом плесени.
Деепричастный оборот выделяется одной запятой.
Деепричастный оборот не выделяется запятой.
Причастный оборот стоит после определяемого слова и выделяется одной запятой.
Причастный оборот стоит перед определяемым словом и не выделяется запятой.
А8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Всю досаду, накопленную во время скучной езды путешественник вымещает на смотрителе.
В чём художественный смысл картинок на стенах «смиренной, но опрятной обители», изображающих историю о блудном сыне?
С детских лет отзывается в наших сердцах благородный голос Лермонтова, пробуждающий отвагу, утверждающий чувства долга и чести.
Д. С. Мережковский сравнивал стихи Лермонтова с «заученными с детства молитвами».
А9. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые.
Фонарь (1) одиноко стоявший (2) на земле (3) высветил (4) издающее (5) непонятные звуки (6) создание.
4, 5
1, 3
1, 4, 6
2, 5, 6
А10. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые.
Проходя (1) по залам музеев (2) люди (3) останавливаются у прекрасных картин художника И. Репина (4) восхищаясь (5) совершенством живописи.
2, 4
1, 4, 5
1, 3, 5
2, 3, 4
В1. Из предложений 1-2 выпишите причастия.
(1)Горы важно задумчивы. (2)С них на пышные зеленоватые гребни волн упали черные тени и одевают их, как бы желая остановить единственное движение, заглушить немолчный плеск воды и вздохи пены - все звуки, которые нарушают тайную тишину, разлитую вокруг вместе с голубым серебром сияния луны, еще скрытой за горными вершинами. (М. Горький)
В2. Выпишите из предложения деепричастный оборот. (Знаки препинания не расставлены.)
Один за другим к угасающему костру подходили кони и осмотрев нас большими умными глазами неподвижно останавливались…
В3. Выпишите грамматическую основу предложения (знаки препинания не расставлены):
По темно-синему небу золотым узором звезд написано нечто торжественное чарующее душу смущающее ум сладким ожиданием какого-то откровения.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Предлагаемая контрольная работа по теме "Причастие и деепричастие" предназначена для учащихся 10 класса и представляет собой тестовые задания с выбором одного правильного ответа из четырёх предложенных (задания типа А) и задания, требующие краткого ответа (задания типа В). Контрольная работа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по русскому языку, её можно проводить при работе с любым учебником по русскому языку из Федерального перечня учебников. Контрольный материал представлен двумя вариантами, способствует подготовке учащихся к итоговой аттестации.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 05.01.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | |
Просмотров | 9057 |
Номер материала | 34816 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: