Духовный
мир человека и деятельность.
ВАРИАНТ
1.
Часть
А. Выберите правильный ответ.
1.
Главной задачей духовно – теоретической деятельности является
1)
производство духовных благ
2)
сохранение духовных благ
3)
потребление духовных ценностей.
4)
распределение духовных ценностей
|
2. Культура
в наиболее широком смысле слова означает
1)
уровень воспитанности отдельной личности
2) образ
жизни и стандарты поведения группы людей
3)
созданные человечеством материальные и духовные блага
4)
совокупность произведений изобразительного искусства
|
3. Верны
ли следующие суждения?
А. Там,
где невозможно по тем или иным причинам познание, нередко открывается широкое
поле деятельности для веры.
Б.
Убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения, но источники их различны.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения не верны
|
4. Наукой
о морали, нравственности является
1)
этика;
2)
экзистенция;
3)
эстетика;
4)
эклетика.
|
5. Какое
из перечисленных ниже определений не относится к определению морали?
1)
форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в
повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
2) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения
противоречий;
3) система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей для
обеспечения единства общественных и личных интересов;
4) форма общественного сознания, в которой отражаются и закрепляются
этические качества социальной действительности.
|
6.
Безусловное, принудительное требование (повеление), не допускающее
возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения,
положения, обстоятельств, называется
1) категорическим императивом
2) «золотым правилом нравственности»
3) научным мировоззрением
4) духовной потребностью.
|
7.
Верны ли следующие суждения?
А.
Создание, сохранение и распространение духовных ценностей направлены на
удовлетворение духовных потребностей людей.
Б.
Мода не оказывает на духовное потребление никакого большого влияния.
1) верно
только А
2) верно
только Б
3)
верны оба суждения
4)
оба суждения не верны
|
8.
Верны ли следующие суждения?
А.
Духовное производство осуществляется, как правило, особыми группами людей,
духовная деятельность которых является профессиональной.
Б.
Духовное производство наряду с профессиональной деятельностью включает в себя
и деятельность, постоянно осуществляемую
народом.
1) верно
только А 2) верно только Б
3)
верны оба суждения 4) оба суждения не верны
|
9.
Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о высших
моральных требованиях
1)
идеал; 2) ценность; 3) право; 4) религия.
|
10.
Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного;
2) добра и зла;
3) абсолютного и относительного;
4) идеального и материального.
|
|
|
|
|
|
|
Часть
В.
В1. Вам
представлена учреждения, которые способствуют сохранению и распространению
духовных ценностей, но одно из них является исключением из данного списка.
Архив, музей,
администрация, школа, СМИ, библиотека.
В2.
Выполните соотнесение.
Термин
|
|
Определение
|
1.
Духовное потребление
|
|
А.
Личностное следование нравственным ценностям, личное осознание необходимости
безусловного выполнения моральных требований.
|
2.
Ценности
|
|
Б.
Одобрение или осуждение деятельности человека с позиций тех требований,
которые содержатся в моральном сознании общества, этнической группы,
социальной общности людей, тех или иных личностей.
|
3. Долг
|
|
В. То,
что наиболее дорого, свято для индивида, для сообщества людей.
|
4.
Моральная оценка
|
|
Г.
Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших моральных
требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
|
5. Идеал
|
|
Д.
Процесс удовлетворения духовных потребностей людей
|
В3. Какой
смысл вкладывают обществоведы в понятие «нравственность»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о
нравственности.
В4.
Заполните пропуски в таблице. Запишите ответ в виде
Вопросы
|
Обыденное
мировоззрение
|
Религиозное
мировоззрение
|
Научное
мировоззрение
|
Характерные
черты
|
А.
|
Г.
|
Ж.
|
Сильная
сторона
|
Б.
|
Д.
|
З.
|
Слабая
сторона
|
В.
|
Е.
|
И.
|
Варианты
ответов:
1.опирается на
непосредственный жизненный опыт человека.
2. человек еще не
занял в научном мировоззрении преобладающего места.
3. нетерпимость к
другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки
4.основой являются
религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой культуры: Библия, Коран,
Талмуд и т.д.
5. мало использует
опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента
мировой культуры.
6. основана на
научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания
7. возникает
стихийно в результате практической деятельности человека
8. тесная связь с
мировым культурным наследием.
9. обоснованность,
реалистичность, связь с производственной и социальной деятельностью людей.
Часть
С.
Прочтите
текст и выполните задания С1-С3.
«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной <...> Здесь рождаются духовные
потребности, начиная с самых элементарных и
кончая утонченными <...>; здесь развертывается производство идей <...>; здесь в
значительной степени происходит и их потребление
<...>
Ради
удовлетворения духовных потребностей и осуществляется
духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства —
воспроизводство общественного сознания в его целостности.
Среди
функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность,
направленную на совершенствование всех
остальных сфер жизни общества (экономической, политической,
социальной).
Однако
процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и
фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в
производстве материальном: продукт
труда должен дойти до потребителя, то есть пройти
через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают
специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства
знания об этих идеях и распространении
(трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой
информации.
Есть
еще одна важная функция духовного производства — производство
общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как
бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы
подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен
идеологический момент».
(С.Э.
Крапивенский)
С1.
Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
С2.
Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного
производства.
С3.
Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на
совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной
жизни.
Духовный
мир человека и деятельность.
ВАРИАНТ
2.
Часть
А. Выберите правильный ответ.
1.
Основной задачей духовно-практической деятельности является
1)
производство духовных благ
2)
изменение сознания людей
3)
потребление духовных ценностей.
4)
распределение духовных ценностей
|
2. Верны
ли следующие суждения?
А.
Мировоззрение представляет собой взгляд человека на мир в целом.
Б.
Мировоззрение представляет собой отношение человека к окружающему миру.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения не верны
|
3.
Наукой о морали, нравственности является
1)
этика; 2) экзистенция;
3)
эстетика; 4) эклектика.
|
4. Качество
духовного потребления зависит от
1)
культуры субъекта деятельности;
2)
запросов государства;
3)
исследования социологов
4)
организации досуга
|
5.Понятие
«духовная культура личности» включает в себя
1)
сложившиеся в обществе стандарты поведения в политической жизни;
2)
представления человека о самом себе, о своем предназначении в мире;
3)
религиозные верования т ритуалы, отличающие одну конфессию от другой
4) научные
знания, накопленные человечеством за весь период его существования.
|
6.
Верны ли следующие суждения?
А.
Подходить к нравственной оценке необходимо исходя из конкретных условий, в
которых протекает деятельность человека.
Б.
Самовоспитание в сфере нравственности — это прежде всего самоконтроль,
предъявление высоких требований к самому
себе, по
всем видам своей деятельности.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения не верны
|
7.
Личностное ответственное следование нравственным ценностям, личное осознание
необходимости безусловного выполнения моральных требований в этике
определяется категорией
1)
долга; 2) совести;
3)
чести; 4) достоинства.
|
8.
Выберите определение, соответствующее понятию «мораль»:
1) совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представление о
наиболее возвышенном в человеке;
2) осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими
ценностными ориентациями;
3) форма информативно-оценочной ориентированности индивида, общностей в
повелении и духовной жизни, взаимовосприятии и самовосприятии людей;
4) узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения
противоречий.
|
9.
Понятие категорического императива было сформулировано
1) Д.
Дидро;
|
3)
Г.Ф. Гегелем;
|
2) И.
Кантом;
|
4) К.
Каутским
|
|
10.
Верны ли следующие суждения.
А.
Без совести нет нравственности.
Б.
Совесть — внутренний суд, который человек вершит над самим собой.
1) верно
только А 2) верно только Б
3) верны
оба суждения 4) оба суждения не верны
|
|
|
|
|
|
Часть
В.
В1. Вам
представлена классификация типов мировоззрения, но один из них не относится к
данной классификации. Выпишите лишний термин в виде ответа.
Теоцентризм,
социоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, мироцентризм.
В2.
Выполните соотнесение
Термин
|
|
Определение
|
1.
Духовное производство
|
|
А.
Системообразующее начало нравственных понятий.
|
2. Идеал
|
|
Б.
Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими
ценностными ориентациями.
|
3. Добро
|
|
В. Деятельность
людей по созданию духовных ценностей.
|
4.
Убеждение
|
|
Г.
Совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей
культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного
опыта.
|
5.
Менталитет
|
|
Д.
Совершенство, высшая цель человеческих стремлений, представления о высших
моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.
|
В3. Какой
смысл вкладывают обществоведы в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания
обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об
мировоззрении.
В4. Заполните
пропуски в таблице. Запишите ответ в виде
Вопросы
|
Обыденное
мировоззрение
|
Религиозное
мировоззрение
|
Научное
мировоззрение
|
Характерные
черты
|
А.
|
Г.
|
Ж.
|
Сильная
сторона
|
Б.
|
Д.
|
З.
|
Слабая
сторона
|
В.
|
Е.
|
И.
|
Варианты
ответов:
1.опирается на
непосредственный жизненный опыт человека.
2. человек еще не
занял в научном мировоззрении преобладающего места.
3. нетерпимость к
другим жизненным позициям, недостаточное внимание к достижениям науки
4.основой являются
религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой культуры: Библия, Коран,
Талмуд и т.д.
5. мало использует
опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента
мировой культуры.
6. основана на
научной картине мира, на обобщенных итогах достижений человеческого познания
7. возникает
стихийно в результате практической деятельности человека
8. тесная связь с
мировым культурным наследием.
9. обоснованность,
реалистичность, связь с производственной и социальной деятельностью людей.
Часть
С.
Прочтите
текст и выполните задания С1-С3.
«Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой
возвышенной <...> Здесь рождаются духовные
потребности, начиная с самых элементарных и
кончая утонченными <...>; здесь развертывается производство идей <...>; здесь в
значительной степени происходит и их потребление
<...>
Ради
удовлетворения духовных потребностей и осуществляется
духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства — воспроизводство
общественного сознания в его целостности.
Среди
функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность,
направленную на совершенствование всех
остальных сфер жизни общества (экономической, политической,
социальной).
Однако
процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новые идеи, прикладные и
фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в
производстве материальном: продукт
труда должен дойти до потребителя, то есть пройти
через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают
специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства
знания об этих идеях и распространении
(трансляции) этого знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой
информации.
Есть
еще одна важная функция духовного производства — производство
общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как
бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы
подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен
идеологический момент».
(С.Э.
Крапивенский)
С1.
Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенные автором.
С2.
Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного
производства.
С3.
Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на
совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной
жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.