Консультация для родителей
Опыты и наблюдения за снегом и льдом
Особое значение для развития личности
дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой помогает
развивать познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение
логически мыслить и обобщать. Существенную роль в этом направлении играют
эксперименты, которые легко провести с малышом во время прогулок по нашему
зимнему городу.
Простейшие опыты со снегом и льдом чем-то
напоминают ребенку фокусы, главное – дать маленькому человечку возможность все
сделать самому. Вначале проведения опыта предложите ребенку высказать свои гипотезы
об ожидаемых результатах, а в конце обязательно обсудите их.
Опыты для детей 4-5 лет
1. Нужен ли зимой растениям снег? Выясняем необходимость некоторых
изменений в природе.
Оборудование: пластиковые
бутылки с водой.
Вынесите две емкости с водой, одну из которых поставьте на снег, а
другую – под снег, чтобы выяснить, как чувствуют себя растения под снегом.
Понаблюдав за водой в обеих бутылках, сделайте выводы: под снегом вода замерзла
не полностью, там теплее, поэтому растениям нужен снег как одеяло. Не будет
снега – могут погибнуть и замерзнуть корешки. Найдите места на газонах, где
снег выдувается и где его много, предложите ребенку запомнить эти места. Весной
можно понаблюдать за появлением растительности на этих участках.
2. Почему тает снег? Устанавливаем зависимость изменений в природе
от сезона.
Оборудование: емкости для снега.
Разместите колобки снега в местах с разной температурой.
Вывод: в тепле снег превратился в воду.
Опыты для детей 5-7 лет со снегом и
льдом
1. Выясняем, с чем связано появление снега и льда, откуда они
берутся.
Оборудование: емкости
со снегом и льдом.
Вывод: с понижением температуры до 0 C вода превращается в
снег или лед. Снег и лед – это твердая вода.
2. Сравниваем цвет снега и льда.
Оборудование: емкости со снегом и льдом, полоски цветной бумаги.
Вывод; снег – белого цвета, чистый лед – прозрачный.
3. Определяем прозрачность снега и льда.
Оборудование: емкости со снегом и льдом, цветные картинки.
Вывод: через лед можно увидеть картинку как через стекло. Лед
прозрачный, снег – нет.
4. Выясняем, обладает ли снег и лед рыхлостью и хрупкостью.
Оборудование: емкости со снегом и льдом, маленький молоток.
Вывод: снег – рыхлый. Лед – твердый, но хрупкий. Лед колется как
стекло, а снег нет.
5. Наблюдаем, что произойдет со снегом и льдом, помещенными в
теплое место. Что быстрее растает? Где быстрее наступит весна?
Оборудование: емкости со снегом и льдом.
Вывод: снег тает быстрее, чем лед, поэтому весна придет быстрее на
полянку, чем на реку.
6. Выясняем, где быстрее растают снег и лед: в теплой комнате, в
варежке или батарее, и почему?
Вывод: снег и лед быстрее растают на батарее, где температура
выше, а позже всех в варежке – там закрыт доступ теплого воздуха.
7. Выясняем, что произойдет, если в один стакан с водой положить
снег, а в другой – лёд.
Вывод: снег тонет, так как он рыхлый и тяжелый, а лёд плавает, он
твердый, плотный и легкий.
8. Выясняем, что произойдет, если емкости со снегом и льдом
поставить в теплое место поближе к батарее.
Вывод: снег и лед растаяли. Снег растаял быстрее, так как он
рыхлый, а лед позже, он более плотный.
9. Измерение глубины снежного покрова в разных местах с помощью
подручного материала (палочек, сухих веток, ручки детской лопатки и др.).
Выясняем, где больше снега: под деревом или на открытом месте? Где снег рыхлый,
а где — утоптанный? Как ребенок думает, почему?
Хороших прогулок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.