Инфоурок Логопедия, Дефектология Другие методич. материалыКонсультация для родителей, логопедов, учителей начальных классов

Консультация для родителей, логопедов, учителей начальных классов

Скачать материал

 

     

       Использование  компьютерных технологий в логопедической работе.

 

Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования компьютерных технологий в своей практике.

 Использование компьютера в своей работе способствует активизации непроизвольного внимания, повышает мотивацию к учению, расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом оптимизирует работу логопеда на занятиях.

 

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи,  показывает, что преодоление системного речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих  закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки у обучению чтению и письму, предупредить у них вторичные расстройства письменной речи, а, следовательно, снизить  риск социальной  дезадаптации  младших школьников. Компьютерные средства это не часть содержания  коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции нарушений в развитии ребенка.

 

Логопеду, применяющему в свой работе  компьютер, необходимо решить задачи специализированного обучения. Коррекционно - воспитательная работа  предполагает использование адаптированных компьютерных программ ( диагностических и развивающих).

Используя в работе компьютерные технологии, логопед  обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного воздействия компьютера на детей.

 

Гигиенические нормы и рекомендации при работе за компьютером.

 

·        Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере для детей  шести-семи лет не более 15 минут.

·        Для детей  восьми -десяти лет не более 20 минут.

 

         Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:

·        Оптимально – первая  половина  дня.

    Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение      недели для детей  шести-семи лет –два раза.

 

 

Рекомендуемые дни недели  для  занятий :

·        Вторник, среда, четверг.

·        В пятницу заниматься на компьютере не желательно, т.к. работоспособность к четвергу уже снижается, а к пятнице происходит резкое снижение психических процессов: памяти, внимания, мышления, в силу накопившейся усталости.

·        В целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить  офтальмотренажор( специальные упражнения для глаз).

 

Важное значение в логопедической работе имеет правильный подбор компьютерных игр, который зависит от возрастных возможностей ребенка.

В процессе исправлений нарушений речи компьютерным программам отводится значительная роль. В настоящее время существует большой арсенал детских, общеразвивающих компьютерных игр: «Игры  для Тигры», «Фраза», «Кроссворды», «Баба Яга учится читать», « Дельфа-140» и другие. Занимательные истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей младшего школьного возраста, ведь основной целью занятий с компьютерными программами является не только приобретение новых и закрепление полученных раннее знаний, но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к продуктивной, познавательной деятельности. Таким образом, у ребенка развивается самоконтроль, пространственная  ориентировка, зрительное внимание и память.

Также на логопедических занятиях с применением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным обучение, через сочетание различных приёмов. Между ребенком и логопедом устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как логопед выступает в качестве партнера ребенка, а контролирующую функцию берет на себя компьютер. Это помогает создавать на логопедическом занятии атмосферу психологического комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению его результативности.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально в работе с детьми, имеющих нарушения речи. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальчиками на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышью». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

 

Таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи, позволяет более эффективно устранять речевые нарушения, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха. Применение  компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия, учитывая закономерности  и особенности психического развития ребенка. Использование в обучающем процессе компьютерных технологий способствует активизации компенсаторных  механизмов на основе сохранных видов восприятия. Работа  по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над результатами деятельности детей проводится с опорой на зрительное и слуховое восприятие.

В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей  формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью.

 

Хотелось бы рассказать о некоторых заданиях, проводимых мною, с  использованием  компьютерных  технологий:

·        «Бабочка».

На каждом логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Вниманию детей представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слои, на которые приземляется бабочка и произносит , в итоге, полученное слово.

 

·        «Игры для Тигры»- 50упражнений, объединенных в четыре тематических блока, которые представляют основные направления коррекционной работы:

 

-Фонетика;

-Просодика;

- Лексика;

-Звукопроизношение.

 

                   «Дельфа-140».

·         Сценарий обучающей программы кандидат педагогических наук Грибова.

 

Рекомендована  для младших школьников с нарушениями устной и письменной речи .Программа состоит из двух блоков.

·        Первый блок помогает в работе  над интонационно-ритмической стороной речи, слоговой структурой слова, устранением открытой гнусавости, закреплением произношения  звуков в речи.

·        Второй блок посвящен работе над письменной речью.

Упражнения начинаются со знакомством с буквами алфавита, затем слогами, словами. Заканчивается – программой над составлением рассказов по картинке, картинкам. Придумыванием рифмовок, чистоговорок.

 

·                  Онлайн-игра      «Алфавит- раскраска»

-Игра помогает запомнить названия букв алфавита, а также развивает фонематическое восприятие.

Правила игры: ребенок выбирает нужную букву, слышит ее название и видит на экране картинку, соответствующую слову на выбранную букву. При выборе слова на согласную букву дополнительно можно предложить определить – мягкий или твердый согласный в слове.

 

·              «Учимся- играя»  -  Логопедическая игра

 

     Программа состоит из трех блоков

.

I .Блок   игры   предназначен   для :

  - развитию  фонематических  представлений;

- формированию  правильного произношения;

- обучению звуковому анализу и делению слов на слоги.

 

II.Блок предназначен для  знакомства   детей:

- с миром животных, птиц, насекомых;

-расширением лексического запаса;

-закреплению обобщающих  понятий по всем изучаемым лексическим темам;

- повышению учебной мотивации на занятии.

 

III. Блок адресован ученикам начальных классов и предназначен для:

-закрепления знаний и  практического применения, орфографических правил;

-развитию орфографической зоркости;

-работе со звонкими согласными на конце слова;

-йотированными гласными;

-безударными гласными

 

Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности, значительно экономит силы логопеда при подготовке к уроку. Многие задания можно заранее выполнить на компьютере.  Ранее приходилось их готовить в качестве раздаточного и демонстрационного материала.

Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране, значительно экономится время на уроке и появляется возможность получать хорошие результаты.

Так же с появлением компьютерных технологий предоставляется возможность проводить многие занятия в игровой  форме. Как показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроится  на учебную деятельность и их ведущей деятельностью остается игровая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Консультация для родителей, логопедов, учителей начальных классов"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 Современное логопедическое занятие невозможно провести без привлечении информационно-коммуникационных технологий.

ИКТ помогают  улучшить качество образования, позволяют превратить занятие  из монотонного( механическое повторение за логопедом звуков, слогов, слов) в интересное и многогранное, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи , тем самым значительно повысить эффективность урока. На логопедических занятиях с мприменением компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность оценивать результаты.

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 124 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 28.12.2014 605
    • DOCX 59 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Михальчук Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Михальчук Елена Ивановна
    Михальчук Елена Ивановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2903
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Налоговая грамотность: налоговые отношения и исполнение налоговых обязательств в РФ

180 ч.

2490 руб. 1490 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация деятельности педагога-дефектолога с детьми с интеллектуальными нарушениями

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 557 человек

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии успешного B2C маркетинга: от MoSCoW до JTBD

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 27 человек из 19 регионов

Мини-курс

История педагогических идей: основатели и теоретики

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе