Использование компьютерных технологий в
логопедической работе.
Внедрение компьютерных технологий сегодня
является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не
остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования
компьютерных технологий в своей практике.
Использование компьютера в своей работе
способствует активизации непроизвольного внимания, повышает мотивацию к учению,
расширяет возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению
поставленных целей и решению задач на логопедических занятиях и в целом
оптимизирует работу логопеда на занятиях.
Исследования, посвященные проблеме изучения и
коррекции общего недоразвития речи, показывает, что преодоление системного
речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
Поэтому применение в
коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных
технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим
недоразвитием речи позволит повысить эффективность коррекционного обучения,
ускорить процесс подготовки у обучению чтению и письму, предупредить у них
вторичные расстройства письменной речи, а, следовательно, снизить риск
социальной дезадаптации младших школьников. Компьютерные средства это не
часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей
коррекции нарушений в развитии ребенка.
Логопеду, применяющему в свой работе
компьютер, необходимо решить задачи специализированного обучения. Коррекционно -
воспитательная работа предполагает использование адаптированных компьютерных
программ ( диагностических и развивающих).
Используя в работе компьютерные технологии,
логопед обязан заботиться о снижении до минимума отрицательного воздействия
компьютера на детей.
Гигиенические
нормы и рекомендации при работе за компьютером.
·
Максимальная одноразовая
длительность работы на компьютере для детей шести-семи лет не более 15 минут.
·
Для детей восьми -десяти
лет не более 20 минут.
Рекомендуемое время дня для занятий
на компьютере:
·
Оптимально – первая
половина дня.
Рекомендуемая максимальная кратность
работы на компьютере в течение недели для детей шести-семи лет –два раза.
Рекомендуемые дни недели для
занятий :
·
Вторник, среда, четверг.
·
В пятницу заниматься на
компьютере не желательно, т.к. работоспособность к четвергу уже снижается, а к
пятнице происходит резкое снижение психических процессов: памяти, внимания,
мышления, в силу накопившейся усталости.
·
В целях профилактики
зрительного утомления целесообразно проводить офтальмотренажор( специальные
упражнения для глаз).
Важное значение в логопедической работе имеет
правильный подбор компьютерных игр, который зависит от возрастных возможностей
ребенка.
В процессе исправлений нарушений речи компьютерным
программам отводится значительная роль. В настоящее время существует большой
арсенал детских, общеразвивающих компьютерных игр: «Игры для Тигры», «Фраза»,
«Кроссворды», «Баба Яга учится читать», « Дельфа-140» и другие. Занимательные
истории придают обучению игровой характер, что очень важно для детей младшего
школьного возраста, ведь основной целью занятий с компьютерными программами
является не только приобретение новых и закрепление полученных раннее знаний,
но и эмоциональное раскрепощение детей, активизация и побуждение их к
продуктивной, познавательной деятельности. Таким образом, у ребенка развивается
самоконтроль, пространственная ориентировка, зрительное внимание и память.
Также на логопедических занятиях с применением
компьютерных технологий дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою
деятельность, оценивать результаты. Благодаря этому становится эффективным
обучение, через сочетание различных приёмов. Между ребенком и логопедом
устанавливается прочный эмоциональный контакт, так как логопед выступает в
качестве партнера ребенка, а контролирующую функцию берет на себя компьютер.
Это помогает создавать на логопедическом занятии атмосферу психологического
комфорта, что также способствует ускорению коррекционного процесса и улучшению
его результативности.
Занятия на компьютере имеют большое значение и
для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально в работе
с детьми, имеющих нарушения речи. В процессе выполнения компьютерных заданий им
необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать
пальчиками на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышью». Кроме
того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является
формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и
моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием
компьютера.
Таким образом, использование компьютерных
технологий в процессе коррекции нарушений речи, позволяет более эффективно устранять
речевые нарушения, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха.
Применение компьютерных технологий в процессе коррекции речи у детей позволяет
сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия,
учитывая закономерности и особенности психического развития ребенка.
Использование в обучающем процессе компьютерных технологий способствует
активизации компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия.
Работа по коррекции общего недоразвития речи, а также контроль над
результатами деятельности детей проводится с опорой на зрительное и слуховое
восприятие.
В процессе коррекционной логопедической работы
на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и
самоконтроль за своей речью.
Хотелось бы рассказать
о некоторых заданиях, проводимых мною, с использованием компьютерных
технологий:
·
«Бабочка».
На каждом
логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Вниманию детей
представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая
перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один
за другим слои, на которые приземляется бабочка и произносит , в итоге,
полученное слово.
·
«Игры для
Тигры»- 50упражнений,
объединенных в четыре тематических блока, которые представляют основные
направления коррекционной работы:
-Фонетика;
-Просодика;
- Лексика;
-Звукопроизношение.
«Дельфа-140».
·
Сценарий обучающей
программы кандидат педагогических наук Грибова.
Рекомендована для
младших школьников с нарушениями устной и письменной речи .Программа состоит из
двух блоков.
·
Первый блок помогает в
работе над интонационно-ритмической стороной речи, слоговой структурой слова,
устранением открытой гнусавости, закреплением произношения звуков в речи.
·
Второй блок посвящен
работе над письменной речью.
Упражнения начинаются
со знакомством с буквами алфавита, затем слогами, словами. Заканчивается –
программой над составлением рассказов по картинке, картинкам. Придумыванием
рифмовок, чистоговорок.
·
Онлайн-игра
«Алфавит- раскраска»
-Игра помогает
запомнить названия букв алфавита, а также развивает фонематическое восприятие.
Правила игры: ребенок
выбирает нужную букву, слышит ее название и видит на экране картинку, соответствующую
слову на выбранную букву. При выборе слова на согласную букву дополнительно
можно предложить определить – мягкий или твердый согласный в слове.
·
«Учимся-
играя» - Логопедическая игра
Программа состоит
из трех блоков
.
I .Блок игры предназначен для :
- развитию
фонематических представлений;
- формированию
правильного произношения;
- обучению звуковому
анализу и делению слов на слоги.
II.Блок предназначен для знакомства детей:
- с миром животных,
птиц, насекомых;
-расширением
лексического запаса;
-закреплению
обобщающих понятий по всем изучаемым лексическим темам;
- повышению учебной
мотивации на занятии.
III. Блок адресован ученикам начальных классов и
предназначен для:
-закрепления знаний и
практического применения, орфографических правил;
-развитию
орфографической зоркости;
-работе со звонкими
согласными на конце слова;
-йотированными
гласными;
-безударными гласными
Появление компьютера, активное применение его
в учебной деятельности, значительно экономит силы логопеда при подготовке к
уроку. Многие задания можно заранее выполнить на компьютере. Ранее приходилось
их готовить в качестве раздаточного и демонстрационного материала.
Кроме того, благодаря высокой скорости
обновления дидактического материала на экране, значительно экономится время на
уроке и появляется возможность получать хорошие результаты.
Так же с появлением компьютерных технологий
предоставляется возможность проводить многие занятия в игровой форме. Как
показывает опыт, многие дети в первом классе не могут сразу же перестроится на
учебную деятельность и их ведущей деятельностью остается игровая.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.