Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Математика / Консультация на тему: Дифференцированная работа на уроках математики в начальных классах"

Консультация на тему: Дифференцированная работа на уроках математики в начальных классах"

Дифференцированная работа на уроках математики в начальных классах.


Поиск новых технологий с целью развития положительной мотивации к учению, повышению интереса к предмету и созданию условий для развивающего обучения подтолкнул меня использовать нетрадиционные методы проведения уроков и технологию разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение является актуальным для большинства учителей начальной школы, т.к. оно направлено на преодоление многих трудностей:

  • шаблон и формализм в преподавании;

  • потеря интереса к предмету;

  • снижение навыков вычислительной техники у уч-ся;

  • недостаточное развитие логического мышления уч-ся;

  • обучение детей на одном уровне;

  • низкая культура математической речи уч-ся.


Изучив статьи многих учителей – новаторов, разработала подход к реализации разноуровневой технологии разноуровневого обучения .

В своей работе использую понятия « уровни сложности».

Одним из путей повышения эффективности процесса обучения математики является дифференцированная работа, основанная на разных уровнях деятельности и усвоения учебного материала.

По мнению Ж.А. Караева «обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организованно по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление».

Опираясь на исследования Ж.А. Караева, мною разработаны разно уровневые задания по математике. При составлении я придерживалась следующих уровней: ученического, алгоритмического, эвристического и творческого, так как введение таких уровней предполагает, что усвоение материала будет достигаться не за счет увеличения содержания изучаемого материала, а за счет последовательного продвижения по уровням знаний.

Рассмотрим возможности каждого уровня использования разно уровневых заданий.

1 уровень -ученический.

Репродуктивные умения в стандартной ситуации;

Расчёт по предложенной теме и формуле;

Решение аналогичных, типовых задач, требующих прямого использования формул;

Пересказ текста в том же виде и без комментарий.

Формируется качество знаний - правильность.

Сложность заданий предполагает выработку первичных навыков. Цель самостоятельной работы - выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках. Самопроверка. Коррекция. В ходе проверки самостоятельной работы составляю диагностическую карту.

Задания первого уровня обеспечивают обязательный минимум, не требуют трансформирования полученных знаний, собственных комментариев.

2 уровень – алгоритмический

Сложность заданий предполагает привлечение знаний из других тем, использование более сложных методов, применение первичных навыков в новых условиях.

Репродуктивные умения в изменённой ситуации;

Решение аналогичных задач, требующих не прямого использования знаний;

Изложение текста со своим комментарием;

Самостоятельный подбор формул, схем (сравнение, наблюдение, описание и вывод).

Формируется качество знаний -полнота. Оценка «3» (закрепление, обобщение); Оценка «4» (обучение).


Выполнение заданий второго уровня сложности предусматривает применение полученных знаний и умений в изменённой ситуации.

3 уровень - эвристический.

Творческое применение умений и навыков самостоятельно формулировать задания, анализировать, делать выводы.

Частично-поисковые умения;

Решение не типовых заданий и задач, требующих применения специальных приёмов;

Самостоятельный подбор формул, схем (анализ, синтез, выделение главного, сравнение, рефлексия).

Формируется качество знаний - осознанность. Оценка «4»

Третий уровень сложности предполагает выполнение нестандартных заданий, требующих применения специальных знаний, приёмов, таких как: анализ, синтез, выделение главного, сравнение, рефлексия.

Можно предложить детям кроссворды, таблицы. Опираясь на частично - поисковый метод-основу эвристического уровня, целесообразно предложить детям задания такого плана, как работа с алгоритмами.

4 уровень - творческий

Формирование творческих умений;

Постановка цели - самостоятельно находить решение проблемы, получая новую информацию;

Формируется качество знаний - системность и прочность.

Оценка «5» (зона ближайшего развития).

Задания четвёртого уровня сложности формируют творческие умения обучаемого. Ученик самостоятельно находит решение проблемы, получая новую информацию. Примерными задания данной ступени является создание детьми ребусов, кроссвордов, шарад, различного вида текстов, карточек и т.д. Цель таких заданий -будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

Таким образом, каждый ученик последовательно продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Выполнив задания всех уровней, он награждается почетным званием «помощник учителя» и вместе с педагогом консультирует своих товарищей. Происходит постоянное вытеснение модели обучения (учитель-ученик-учитель), используется модель взаимообучения (ученик-ученик- необходимая помощь и коррекция учителя и реализуется механизм самообучения.

Главными достоинствами разноуровневых самостоятельных работ являются:

1) полная занятость всех учащихся;

2) развитие индивидуальных способностей каждого в отдельности;

3) повышение качества знаний;

4) овладение приёмами самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

5) формирование познавательной активности;

6) гибкая система оценивания знаний школьников.

Систематический учет позволяет значительно повысить качество знаний уч-ся, школьники приучаются трудиться систематически, а не от случая к случаю, у них вырабатывается трудолюбие. Ведение специальной тетради учета знаний дает возможность всесторонне изучить возможность каждого ученика; учитель всегда имеет под рукой сведения об его успехах и недоработках, что крайне необходимо при подготовке к урокам.

Тех, кто усвоил материал первого уровня сложности, перевожу на второй, а кто не усвоил – с теми работаем над устранением пробелов в знаниях.

Таким образом, эта система дает каждому ученику – и сильному, и среднему, и слабому – в учебном плане подняться на шаг выше, т.к. в основе лежит восхождение от простого к сложному с учетом возможностей зоны ближайшего развития каждого ребенка, - что и будет развивающим обучением.






  • Математика
Описание:

Дифференцированная работа на уроках математики в начальных классах.

Поиск новых технологий с целью развития положительной мотивации к учению, повышению интереса к предмету и созданию условий для развивающего обучения подтолкнул меня использовать нетрадиционные методы проведения уроков и технологию разноуровневого обучения.

Разноуровневое обучение является актуальным для большинства учителей начальной школы, т.к. оно направлено на преодоление многих трудностей:

-шаблон и формализм в преподавании;

-потеря интереса к предмету;

-снижение навыков вычислительной техники у уч-ся;

-недостаточное развитие логического мышления уч-ся;

-обучение детей на одном уровне;

-низкая культура математической речи уч-ся.

Изучив статьи многих учителей – новаторов, разработала подход к реализации разноуровневой технологии разноуровневого обучения .

В своей работе использую понятия « уровни сложности».

Одним из путей повышения эффективности процесса обучения математики является дифференцированная работа, основанная на разных уровнях деятельности и усвоения учебного материала.

По мнению Ж.А. Караева «обучение будет развивающим только в том случае, когда будет организованно по траектории, устремляющейся от низкого уровня к высшему, поскольку при этом развиваются умения, мотив, активность, качества знания и мышление».

Опираясь на исследования Ж.А. Караева, мною разработаны разно уровневые задания по математике. При составлении я придерживалась следующих уровней: ученического, алгоритмического, эвристического и творческого, так как введение таких уровней предполагает, что усвоение материала будет достигаться не за счет увеличения содержания изучаемого материала, а за счет последовательного продвижения по уровням знаний.

Рассмотрим возможности каждого уровня использования разно уровневых заданий.

1 уровень -ученический.

• Репродуктивные умения в стандартной ситуации;

• Расчёт по предложенной теме и формуле;

• Решение аналогичных, типовых задач, требующих прямого использования формул;

• Пересказ текста в том же виде и без комментарий.

Формируется качество знаний - правильность.

Сложность заданий предполагает выработку первичных навыков. Цель самостоятельной работы - выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках. Самопроверка. Коррекция. В ходе проверки самостоятельной работы составляю диагностическую карту.

Задания первого уровня обеспечивают обязательный минимум, не требуют трансформирования полученных знаний, собственных комментариев.

2 уровень – алгоритмический

Сложность заданий предполагает привлечение знаний из других тем, использование более сложных методов, применение первичных навыков в новых условиях.

• Репродуктивные умения в изменённой ситуации;

• Решение аналогичных задач, требующих не прямого использования знаний;

• Изложение текста со своим комментарием;

• Самостоятельный подбор формул, схем (сравнение, наблюдение, описание и вывод).

Формируется качество знаний -полнота. Оценка «3» (закрепление, обобщение); Оценка «4» (обучение).

Выполнение заданий второго уровня сложности предусматривает применение полученных знаний и умений в изменённой ситуации.

3 уровень - эвристический.

Творческое применение умений и навыков самостоятельно формулировать задания, анализировать, делать выводы.

• Частично-поисковые умения;

• Решение не типовых заданий и задач, требующих применения специальных приёмов;

• Самостоятельный подбор формул, схем (анализ, синтез, выделение главного, сравнение, рефлексия).

Формируется качество знаний - осознанность. Оценка «4»

Третий уровень сложности предполагает выполнение нестандартных заданий, требующих применения специальных знаний, приёмов, таких как: анализ, синтез, выделение главного, сравнение, рефлексия.

Можно предложить детям кроссворды, таблицы. Опираясь на частично - поисковый метод-основу эвристического уровня, целесообразно предложить детям задания такого плана, как работа с алгоритмами.

4 уровень - творческий

• Формирование творческих умений;

• Постановка цели - самостоятельно находить решение проблемы, получая новую информацию;

Формируется качество знаний - системность и прочность.

Оценка «5» (зона ближайшего развития).

Задания четвёртого уровня сложности формируют творческие умения обучаемого. Ученик самостоятельно находит решение проблемы, получая новую информацию. Примерными задания данной ступени является создание детьми ребусов, кроссвордов, шарад, различного вида текстов, карточек и т.д. Цель таких заданий -будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника, формировать активное отношение к процессу познания.

Таким образом, каждый ученик последовательно продвигается от уровня к уровню со своей скоростью. Выполнив задания всех уровней, он награждается почетным званием «помощник учителя» и вместе с педагогом консультирует своих товарищей. Происходит постоянное вытеснение модели обучения (учитель-ученик-учитель), используется модель взаимообучения (ученик-ученик- необходимая помощь и коррекция учителя и реализуется механизм самообучения.

Главными достоинствами разноуровневых самостоятельных работ являются:

1) полная занятость всех учащихся;

2) развитие индивидуальных способностей каждого в отдельности;

3) повышение качества знаний;

4) овладение приёмами самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;

5) формирование познавательной активности;

6) гибкая система оценивания знаний школьников.

Систематический учет позволяет значительно повысить качество знаний уч-ся, школьники приучаются трудиться систематически, а не от случая к случаю, у них вырабатывается трудолюбие. Ведение специальной тетради учета знаний дает возможность всесторонне изучить возможность каждого ученика; учитель всегда имеет под рукой сведения об его успехах и недоработках, что крайне необходимо при подготовке к урокам.

Тех, кто усвоил материал первого уровня сложности, перевожу на второй, а кто не усвоил – с теми работаем над устранением пробелов в знаниях.

Таким образом, эта система дает каждому ученику – и сильному, и среднему, и слабому – в учебном плане подняться на шаг выше, т.к. в основе лежит восхождение от простого к сложному с учетом возможностей зоны ближайшего развития каждого ребенка, - что и будет развивающим обучением.

Автор Ховрина Светлана Александровна
Дата добавления 14.02.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 310
Номер материала MA-070192
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: