Конспект
консультации для родителей
на
тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”
Сформированная в России в течение многих
десятилетий система дошкольного образования в последнее время претерпела
серьёзные изменения. Вступил в силу Федеральный Государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были
необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для
дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения
качественного образования детей дошкольного возраста.
Одним из направлений образовательной
деятельности является речевое развитие детей. Речевое развитие дошкольников
предполагает овладение ими речью как средством общения и культуры, обогащение
их активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической
и монологической речи.
Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми
и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с
окружающими в рамках речевого этикета.
Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает
компоненты:
1.
Овладение
речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную
речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении
контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим);
обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда
дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей);
2.
Развитие
связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша
связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога. Строительным материалом
для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение
изменять слова, соединять их в предложения).
3.
Развитие
речевого творчества (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно
составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении
стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это
становится возможным, если мы создаем для этого условия).
4.
Знакомство
с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных
жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала
быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения -
слушания. Поэтому важно, чтобы книга снова стала спутником детей вместо
современных технологических гаджетов).
5.
Развитие
звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает
систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать
стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место
звука в слове).
Речевая развивающая среда направлена на
эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного
познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и
речи.
Речевая развивающая среда – это не только
предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия
собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.
Важным условием при формировании речевого
этикета дошкольников является грамотная речь взрослых - и родителей, и педагогов. Именно мы,
взрослые, закладываем основы культуры детской речи, формируем основы речевой
деятельности детей, приобщаем их к культуре устного высказывания. Речь педагога
ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество
её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь
родителей - залог богатства или отсутствия богатства речи детей, соответствия
речи детей социальным нормам, принятым в обществе, отсутствие или наличие
слов-паразитов, нецензурных выражений. Все это очень важно в современном
обществе.
Сейчас, когда виртуальная реальность для детей
является, к сожалению, единственной “реальностью”, очень важно приложить
родителям максимум усилий для того, чтобы наладить живое общение с детьми,
научиться слушать и слышать детей, а не предоставлять своих чад просторам сети
Интернет - только бы не мешали.
Одно из противоречий современного общества –
настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты,
культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой
этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства в семье, затем
- в ДОУ. Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве.
Из всего вышесказанного становится очевидным,
что именно в руках родителей находятся важные механизмы по формированию
речевого этикета дошкольников.
Речевой этикет предусматривает правила речевого
поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого
общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется
несколько:
● обращение и привлечение внимания;
● приветствие;
● знакомство;
● прощание;
● извинение;
● благодарность;
● поздравление;
● пожелание;
● соболезнование;
● сочувствие;
● приглашение;
● просьба;
● совет;
● одобрение;
● комплимент.
Сначала родители, затем педагоги своим примером
учат детей правилам речевого этикета в тех или иных речевых ситуациях. Поэтому,
образовательную деятельность по овладению речевым этикетом, грамматически
правильной речью нам, взрослым, начинать нужно в первую очередь с себя. В тот момент,
когда мы сами свою речь очистим от всего лишнего и добавим всё то, чего в речи
не достаёт до высокого культурного уровня, наши дети (абсолютные подражатели)
моментально потянутся за нами!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.