Инфоурок Другое КонспектыКонсультация для родителей на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”

Консультация для родителей на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”

Скачать материал

Конспект консультации для родителей

на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”

 

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в последнее время претерпела серьёзные изменения. Вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Одним из направлений образовательной деятельности является речевое развитие детей. Речевое развитие дошкольников предполагает овладение ими речью как средством общения и культуры, обогащение их активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими в рамках речевого этикета.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает компоненты:

1.     Овладение речью как средством общения и культуры (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим); обогащение активного словаря (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от словаря педагога и родителей);

2.     Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (наша связная речь состоит из двух частей: диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения).

3.     Развитие речевого творчества (работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия).

4.     Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы (главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания. Поэтому важно, чтобы  книга снова стала спутником детей вместо современных технологических гаджетов).

5.     Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха (ребенок усваивает систему ударений, произношение звуков, умение выразительно говорить, читать стихи; ребенок учится называть слова с определенным звуком, определяет место звука в слове).

 

Речевая развивающая среда направлена на эффективное воспитательное воздействие, на формирование активного познавательного отношения к окружающему миру и к явлениям родного языка и речи. 

Речевая развивающая среда – это не только предметное окружение, важна и роль взрослого в организации воздействия собственной речи на становление разных сторон речи дошкольника.

Важным условием при формировании речевого этикета дошкольников является грамотная речь взрослых - и родителей, и педагогов. Именно мы, взрослые, закладываем основы культуры детской речи, формируем основы речевой деятельности детей, приобщаем их к культуре устного высказывания. Речь педагога ДОУ имеет обучающую и воспитывающую направленность. Главным является качество её языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Речь родителей - залог богатства или отсутствия богатства речи детей, соответствия речи детей социальным нормам, принятым в обществе, отсутствие или наличие слов-паразитов, нецензурных выражений. Все это очень важно в современном обществе.

Сейчас, когда виртуальная реальность для детей является, к сожалению, единственной “реальностью”, очень важно приложить родителям максимум усилий для того, чтобы наладить живое общение с детьми, научиться слушать и слышать детей, а не предоставлять своих чад просторам сети Интернет - только бы не мешали.

Одно из противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства в семье, затем - в ДОУ. Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве.

Из всего вышесказанного становится очевидным, что именно в руках родителей находятся важные механизмы по формированию речевого этикета дошкольников.

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:

      обращение и привлечение внимания;

      приветствие;

      знакомство;

      прощание;

      извинение;

      благодарность;

      поздравление;

      пожелание;

      соболезнование;

      сочувствие;

      приглашение;

      просьба;

      совет;

      одобрение;

      комплимент.

Сначала родители, затем педагоги своим примером учат детей правилам речевого этикета в тех или иных речевых ситуациях. Поэтому, образовательную деятельность по овладению речевым этикетом, грамматически правильной речью нам, взрослым, начинать нужно в первую очередь с себя. В тот момент, когда мы сами свою речь очистим от всего лишнего и добавим всё то, чего в речи не достаёт до высокого культурного уровня, наши дети (абсолютные подражатели) моментально потянутся за нами!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Консультация для родителей на тему: “Роль семьи и ДОУ в формировании речевого этикета дошкольников”"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Флорист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Сейчас, когда виртуальная реальность для детей является, к сожалению, единственной “реальностью”, очень важно приложить родителям максимум усилий для того, чтобы наладить живое общение с детьми, научиться слушать и слышать детей, а не предоставлять своих чад просторам сети Интернет - только бы не мешали.Одно из противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми и дефицит доброты, культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства в семье, затем - в ДОУ. Поэтому так важно обучать речевому этикету в дошкольном детстве.Из всего вышесказанного становится очевидным, что именно в руках родителей находятся важные механизмы по формированию речевого этикета дошкольников. Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 267 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.12.2020 102
    • DOCX 16.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Елескина Наталья Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Елескина Наталья Геннадьевна
    Елескина Наталья Геннадьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 81414
    • Всего материалов: 223

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 475 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 324 человека

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 847 человек

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Принципы эффективного использования аграрных ландшафтов

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие педагога: успехи и карьера в образовании

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе