Использование
здоровьесберегающих технологий в дошкольной организации
Использование
здоровьесберегающих технологий является необходимым условием повышения качества
дошкольного образования. Они представляют собой систему мер по сохранению и
укреплению здоровья детей в ДОУ и включают методы, приемы и комплексные способы
решения задач здоровьесбережения. Использование здоровьесберегающих технологий
в ДОУ предполагает наличие двух блоков: здоровьесберегающих и
здоровьеукрепляющих технологий. Они реализовываются с целью становления
осознанного отношения детей к здоровью и жизни человека, накопления знаний о
здоровье, а также умений сберегать, поддерживать и сохранять его. Кроме того, у
детей формируются навыки эффективного решения задач здорового образа жизни,
безопасного поведения, умения оказания элементарной медицинской и
психологической помощи.
Использование
здоровьесберегающих технологий в ДОУ: их виды и особенности
Можно выделить три вида
здоровьесберегающих технологий:
Ø Технологии сохранения и стимулирования здоровья – стрейчинг, ритмопластика, динамические паузы, гимнастика
для глаз, релаксация, пальчиковая гимнастика, подвижные спортивные игры,
гимнастика дыхательная, бодрящая, корригирующая и ортопедическая;
Ø Технологии обучения здоровому образу жизни, которые чаще используются в детских садах с традиционной
педагогикой. К ним относятся физкультурные занятия, проблемно-игровые тренинги,
игротерапия, самомассаж, коммуникативные игры, точечный массаж, биологическая
обратная связь и т.д.
Ø Коррекционные технологии – арт-, сказко-, цветотерапия, коррекция поведения,
технология музыкального воздействия, психогимнастика, фонетическая гимнастика.
В каждом
детском саду медико-профилактическая работа выделяется в отдельный большой
блок. В него входят мониторинг здоровья, создание здоровьесберегающей среды,
профилактические мероприятия, медико-педагогический контроль, организация
рационального питания, система закаливания, культура сна и разнообразные
прогулки. Если рассматривать организацию физкультурно-оздоровительной работы,
то в соответствии с особенностями возраста, сезона, здоровья в каждой группе
должен разрабатываться и внедряться дифференцированный двигательный режим. Как
его грамотно составить описано в книге М.А. Руновой «Двигательный режим в
детском саду». Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ предполагает,
что воспитатели должны целенаправленно и постоянно организовывать работу по
развитию детей: их волевых и физических качеств, самостоятельности и
произвольности, элементов творческого мышления в двигательной деятельности.
Также физкультурно-оздоровительная работа включает использование разнообразных
приемов по профилактике нарушения костно-мышечной системы.
Практическое
использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Рассмотрим
более детально некоторые технологии сохранения и стимулирования здоровья,
которые используются в ДОУ.
Стрейчинг – набор упражнений, позволяющих развить или вернуть
гибкость, которая способствует лучшей координации, дарит возможность легко
воспроизводить сложные движения.
Ритмопластика – это музыкально-ритмический психотренинг, который развивает
у ребенка волю, внимание, творческое воображение, подвижность, эмоциональность,
память, гибкость мыслительных процессов, музыкальность. Ритмопластика
базируется на простых, но разнообразных движениях: имитационных,
общеразвивающих, танцевальных. Ее можно свести в создание образа или сюжета в
движении. Развивая навык пластической интерпретации музыки, ребенок получает
новые умения и навыки и вместе с тем развивает способность творческого
осмысления и понимания музыки.
Динамические
паузы должны быть включены в режим дня. К ним
относятся хороводные, подвижные игры, упражнения для осанки, пальчиковые игры,
физкультурные минутки, массаж лица, кистей рук, в том числе пшеном, рисом,
пальцами, ритмические упражнения, игры в уголке валеологии, ходьба по ребристым
дорожках, пробках, пуговицам. Использование здоровьесберегающих технологий в
ДОУ, включает также релаксацию, которая подразумевает общее расслабление и
успокоение, например, прослушивание звуков моря или леса, ветерка, пения
птичек. Это полезно детям слушать перед сном. Также воспитатель может
погладить, похвалить ребенка, помочь ему расслабиться словами. Расслабляющие
упражнения можно делать с использованием мяча фитбола. На нем можно покачивать
ребенка взад-вперед и пр.
Подытоживая,
следует отметить, что использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ должно
быть реализовано в виде взаимодействия всех структур и технологий, а также
создание условий, которые способствуют эффективному здоровьесбережению. Кроме
того, постоянно должен происходить их анализ, диагностика, коррекция.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.