В.А. Синицын
КОНСТРУКТОР РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Проектная технология
с использованием пошаговых лингвистических действий
ученика
Примеры заданий
Условные обозначения
подсказка
проверь себя
выполни сам
работай в паре, обсуди с другом
выполни дома со взрослыми
первоклассники Маша и
Саша – друзья и
помощники
профессор Любомудров
! запомни
образец
· Из рабочей тетради для 1 класса
Дорогой ученик!
В руках у тебя рабочая тетрадь с
увлекательным названием «Конструктор развития речи».
Слово «конструктор» имеет
несколько значений. Во-первых, конструктор – это специалист, который
создаёт конструкцию какого-нибудь сооружения. Во-вторых, конструктор –
это детская игра – набор деталей для конструирования.
Новое учебное пособие поможет тебе
конструировать свою речь, то есть создавать, строить
необычные конструкции: слова, словосочетания, предложения, тексты.
Конструирование или развитие устной
и письменной речи – дело нужное и полезное. Ты научишься правильно читать,
отгадывать слова по их значению, писать слова и рисовать их, собирать из слова
новые слова, придумывать с ними тексты – рассказы. Как? А вот так, например.
В слове КОНСТРУКТОР 11 букв,
некоторые из них повторяются. Поменяем местами отдельные буквы - получим новые
слова: рот, торт, стук, сок, ус, трус, нос, сон, тур, кусок, сор, сорт,
куст, утро, нутро, сук, кон, кок, руно, крот, корт, рост…
А теперь с некоторыми словами
придумаем текст – по смыслу связанные предложения. Вот что получилось:
Утро. Сон
прошёл. На столе любимый сок и вкусный торт. Скушай маленький кусок!
Пора в школу. Помни: ТЫ НЕ ТРУС,
А ВОЛШЕБНЫЙ КОНСТРУКТОР!
Развивай свою речь! Не всё
получается? Не вешай нос! Огорчения и неудачи складывай на куст
или на сук и беги на корт. Отдыхай.
Думай, играй, упражняйся,
развивай свою речь сам, с друзьями и родителями.
Удачи в умных действиях и
добрых поступках!
Твои друзья и помощники:
профессор Любомудров, первоклассники Маша и Саша.
Профессор
Любомудров:
Дорогой первоклассник!
В гости РЕЧЬ к тебе пришла,
РЕЧЬ волшебницей была,
Конструировать заставит,
Добрый след оставит.
Выполняй всё по порядку,
Делай всё, что есть в
тетрадке.
Чудо сможешь сотворить,
Всех приятно удивить.
·
Что такое РЕЧЬ? Почему
РЕЧЬ называют волшебницей?
·
Докажи, что для человека
РЕЧЬ является настоящим чудом? Приведи примеры.
·
Попытайся изобразить
волшебницу РЕЧЬ в рисунке.
·
Объясни,
что ты изобразил. Составь по рисунку короткий рассказ.
По лексическому значению угадай слово, запиши и
нарисуй его!
Задание №…
Профессор Любомудров: Прочитай информацию.
Сообрази. Угадай слово и правильно запиши его в квадратике. Сколько точек – столько
и букв в слове – отгадке. Внимание! Жирная точка – ошибкоопасное место! Не
ошибайся в написании слов! Посмотри образец.
Из него появляются детёныши
птиц и некоторых других животных. Что это?
·
Нарисуй слово-отгадку.
1. В нём мы рисуем,
храним фотографии, наклеиваем марки. Его дарят нам, и мы дарим друзьям в день
рождения. Что
это?
·
Нарисуй слово-отгадку.
2. Он маленький и большой,
спелый и не совсем спелый, круглый с зелёными полосками. Вкусный и сладкий, в
нём много сока. Что это?
·
Нарисуй
слово-отгадку.
3. Лиственное дерево с белой
корой. Самое любимое дерево русских, символ России. Что это?
·
Из
рабочей тетради для 2 класса
Собирай из букв слова, предложения, текст!
Профессор Любомудров: Маша, Саша и я приготовили для тебя и твоих
друзей интересные задания. Работай по плану один, с друзьями, дома с
родителями.
План действий
шаг №1: Угадай слово по буквам.
Из количества букв «собери» и запиши слово.
шаг №2: Определи смысл (лексическое значение) слова.
Самостоятельно или с помощью толкового словаря назови лексическое
значение слова.
шаг №3: Собери из количества букв слова как можно больше разных
слов.
Переставляй буквы. Составь как можно больше новых слов, которые
отвечают на вопросы КТО или ЧТО. Запиши.
шаг №4: Составь из слов текст (3-4 связанных по смыслу
предложения). Запиши. Прочитай выразительно!
·
Используй подсказки Маши и
Саши. Попробуй!
Задание №…
Угадай слово!
Три подсказки от Маши и Саши
o Его ставят в гараж.
o Это самоходная машина для перевозки пассажиров и
грузов.
o Из букв этого иноязычного (иностранного) слова можно
составить более 5 (пяти) новых слов.
·
Вставь в квадратики буквы.
Прочитай слово.
·
«Собери» из букв этого
слова новые слова. Запиши.
А В Т О
М О Б И Л Ь, ________________________________
___________________________________________________
·
Посчитай слова.
·
Оцени себя (нужное
подчеркни!): 1 слово – не очень хорошо; 3 слова – хорошо; 4
слова – очень хорошо; 5 слов – умница!
·
«Собери» из записанных
слов маленький текст. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
МОЛОДЕЦ!
Подбирай
к словам ассоциации!
Задание №…
Профессор Любомудров: В
заголовке новой главы рабочей тетради подчеркни «взрослое» слово,
которое, наверное, в своей жизни ты ещё никогда не произносил. Что это слово
обозначает? Сверь свой ответ с подсказкой.
Подсказка. Ассоциация
(латинское associatio - соединение) – 1.
Объединение лиц или учреждений одного рода деятельности.
Научная ассоциация. Ассоциация учителей русского языка. 2. Связь между
отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое. Ассоциация
по сходству.
·
Обрати
внимание на правильное написание этого слова.
В
слове АССОЦИАЦИЯ четыре (4)
ошибкоопасных места, то есть четыре случая, когда пишущий может допустить
орфографическую ошибку.
Профессор Любомудров: Ассоциации словесные – это
связи между словами по смыслу, которые возникают в сознании отдельного человека
или большинства людей, говорящих на одном языке. Например, ты произносишь слово
ОВОЩИ. У одного в сознании сразу же возникает слово ОГУРЕЦ, у
другого – ПОМИДОР. Слово ПОГОДА вызывает ассоциации со словами ХОРОШАЯ,
ПЛОХАЯ, ХОЛОДНАЯ, ТЁПЛАЯ и так далее.
Задание №…
Для своего доклада Маша в
Интернете нашла интересный материал. Прочитай внимательно.
Ассоциации
проявляются в изменении хода мыслей человека. Ассоциации - это когда что-то
заставляет человека думать о чём-то другом.
Что
же такое ассоциации? Это наши мысли, наши представления о добре и зле, о свете
и тьме. Они позволяют нам понять самих себя и нашу роль в этом мире. Словесные
ассоциации рождаются из детских сказок, повествований, рассказов и небылиц. Они
сопровождают нас в наших волшебных снах.
Ассоциации отбираются,
откладываются и укрепляются в нашем сознании. Процесс формирования ассоциаций
непрерывен. Изо дня в день мы начинаем узнавать что-то новое. Общение с
природой, интересными людьми и чтение книг способствуют накоплению ассоциаций.
·
Что такое ассоциации?
·
Как проявляются ассоциации?
·
Что позволяют ассоциации?
·
Как ассоциации рождаются?
·
Где ассоциации откладываются?
·
Что способствует накоплению ассоциаций?
·
Перескажи текст. Запомни информацию.
Задание
№…
Машу и Сашу в течение 5 (пяти) минут попросили
подобрать и записать к слову ассоциации. Прочитай, какие словесные ассоциации
вызвало у Маши и Саши одно и то же слово БАБУШКА.
Маша: БАБУШКА - дедушка, хорошая,
добрая, старенькая, любимая, родная, бабуся, бабуля, дом, кактус, дача,
блинчики, ласковая, заботливая, конфеты, пирог, очки, книга, радость, школа,
уроки, шутка, сказки, учитель, рукодельница, пылесос, парк, отдых, дружить,
молодец, поливать, грядки, велосипед, каток, каникулы, праздник, борщ, сметана,
лес, птицы, платье, цветы, дневник, кошка, смородина, крыжовник, яблоня, грибы,
консервы, банка, родительское собрание, сбербанк, пенсия, путешествие.
Саша: БАБУШКА –
любимая, умница, хорошая, дорогая, певунья, бабуля, модница, фигурное катание,
бассейн, хочу, слепая, газета, телевизор, сериалы, зоопарк, карусель, огород,
корова, земляника, варенье, пирожки, рыбки, аквариум, убирается, заботливая,
почемучка, школа, валенки, папа и мама, подружки, телефон, заболела, лотерейный
билет, газетный киоск, метро, жареная курочка, компьютер, окно, грядки, хоккей,
магазин, пенсия, Египет, Красное море, хомячок Пикс, продукты, глажка,
бессовестный, библиотека, концерт, цирк, доброта.
·
Проведи наблюдение. Выпиши
слова, которые
повторяются у Маши и Саши как слова ассоциации к слову бабушка.
БАБУШКА - ________________________________________
___________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
.
·
Какие слова – ассоциации
Маши и Саши вызвали у тебя
непонимание, удивление? Почему?
·
Можно ли по словам –
ассоциациям Маши и Саши
утверждать, что дети любят своих бабушек? Докажи.
·
Докажи, как слова –
ассоциации Маши и Саши помогают
определить характер деятельности их бабушек.
·
Какие слова из
ассоциативного поля Маши
подтверждают, что её бабушка – хорошая хозяйка.
·
Докажи, что бабушка Саши
любит спорт.
·
Докажи, что бабушка Маши
следит за учёбой внучки.
·
Докажи, что бабушка Саши
любит читать.
·
Докажи, что бабушка Маши
любит природу.
·
Ещё раз внимательно
прочитай записанные Машей слова.
Смотри на слова Маши и пытайся создать рассказ о бабушке девочки.
Назови свой рассказ так: «Бабушка Маши». Расскажи.
·
Внимательно прочитай
записанные Сашей слова. Смотри
на слова Саши и пытайся создать рассказ о бабушке мальчика. Назови свой
рассказ так: «Бабушка Саши».
·
Из слов – ассоциаций Маши
составь маленький текст –
несколько предложений, связанных по смыслу. Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо.
·
Из слов – ассоциаций Саши
составь маленький текст –
несколько предложений, связанных по смыслу. Запиши.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо.
Задание №…
Продолжи цепочку слов Маши. Допиши к слову дом свои
ассоциации.
Дом – уют, тепло, балкон,
_________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
·
Объясни смысловую связь
слов-ассоциаций Маши.
·
Объясни, почему со словом дом
у тебя ассоциируются
слова, которые ты записал.
Задание №…
Продолжи цепочку слов Саши. Допиши к слову мир свои
ассоциации.
Мир – Земля, солнце,
радость_______________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
·
Объясни смысловую связь
слов-ассоциаций Саши.
·
Почему слово Земля Саша
написал с большой буквы?
·
Объясни, почему со словом мир
у тебя ассоциируются
слова, которые ты записал.
Задание №…
«Вырасти» плоды дерева ассоциаций.
Подбери к слову земля свои слова – ассоциации и впиши в прямоугольники.
Постарайся заполнить все пустые места.
·
Объясни,
почему слово земля ассоциируется у тебя
именно с теми словами, которые ты
разместил на рисунке.
·
Постарайся
со словами, которые ты разместил на
рисунке, придумать и записать
маленький рассказ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Молодец.
·
Устно
озаглавь свой текст. Сформулируй основную
мысль, которую ты хотел выразить
своим рассказом.
Задание №…
Размести ассоциации в домике.
Подбери к слову окно свои слова – ассоциации и впиши в прямоугольники.
Постарайся заполнить все пустые места.
·
Объясни,
почему слово окно ассоциируется у тебя
именно с теми словами, которые ты
разместил на рисунке.
·
Постарайся
со словами, которые ты разместил на рисунке, придумать и записать
маленький рассказ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Молодец.
·
Из рабочей тетради
для 3 класса
Учись конструировать биографию одного слова!
Профессор Любомудров: У каждого человека своя биография.
Что такое биография? В школьном словаре иностранных слов читаем: «БИОГРАФИЯ
(греческое «биос» жизнь + греческое «графо» - пишу). 1. Описание чьей-либо
жизни, деятельности. 2. Чья-нибудь жизнь».
Биографию можно составить, написать,
рассказать. Составитель биографии – это биограф.
Если ты хочешь стать автором
увлекательного и полезного проекта «Биография одного слова», превратиться из
обычного ученика в проектировщика – конструктора, прислушивайся к нашим
рекомендациям.
Внимание! Тебе предлагается
выступить в роли биографа, то есть составителя биографии. Ты должен составить
необычную биографию – описание одного слова.
Новый проект по языкознанию ты
можешь выполнить один или вместе с другом.
Для выполнения задания могут
понадобиться надёжные помощники – разные словари: толковый,
словообразовательный, синонимов, антонимов, иностранных слов.
Для грамотного конструирования тебе
предстоит выполнить определённые лингвистические действия.
Познакомься с памяткой - планом
своих конструкторских действий.
Задание №1.
Действие 1.
·
По
лексическому значению угадай слово и правильно
впиши его в прямоугольник. Сколько
точек – столько и букв в слове - отгадке. Внимание! Жирная точка –
ошибкоопасное место! Не ошибайся в написании слова!
Весёлое чувство, ощущение
большого душевного удовлетворения, удовольствия; счастливое событие. Что это?
·
Нарисуй
образ слова.
Действие 2.
·
Проведи
звуко-буквенный анализ (фонетический разбор)
слова РАДОСТЬ. Определи количество букв, количество и
качество звуков.
РАДОСТЬ - ______ слога
Р - [ ] - _______________________________
А - [ ] -
_______________________________
Д - [ ] -
_______________________________
О - [ ] -
_______________________________
C - [ ] -
_______________________________
Т - [ ] -
________________________________
Ь - [ ]
__ букв __звуков
Действие 3.
·
Разбери слово
РАДОСТЬ по составу (проведи морфемный разбор).
Р А Д О С Т Ь
Действие 4.
·
Подбери к
слову РАДОСТЬ однокоренные слова. Как
можно
больше «родственников» размести в домике. Впиши родственные слова в окошечки.
Действие 5.
·
Найди слову
РАДОСТЬ «друзей» - синонимы (близкие по
значению,
но разные по звучанию и написанию
слова). Запиши.
Радость - __________________________________________
___________________________________________________
Действие 6.
·
Познакомь
слово с «врагами» - антонимами. Подбери к
слову
РАДОСТЬ антонимы - слова с противоположным значением.
Радость - __________________________________________
___________________________________________________
Действие 7.
·
Постарайся
подобрать к слову РАДОСТЬ рифмующиеся
слова или
сочетания слов.
Радость - _________________________________________
___________________________________________________
Действие 8.
·
Составь со словом РАДОСТЬ разные словосочетания.
Запиши. Докажи, что ты
составил словосочетания, а не предложения.
______________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Действие 9.
·
Используй
слово РАДОСТЬ в качестве какого-нибудь
члена
предложения. Придумай предложение, запиши и графически разбери его по членам.
______________________________________________________________________________________________________
Действие 10.
·
Составь о
слове РАДОСТЬ короткий письменный рассказ.
Начать,
например, можно так: «Радость – это….».
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________
МОЛОДЕЦ!
·
Из рабочей тетради
для 4 класса
Учись
«притягивать» к слову к другие слова!
Задание №…
Профессор Любомудров: Думаю, ты хорошо
знаешь, что произнесённое слово может вызывать разные ассоциации, то есть
представления. Например, произносишь слово книга, а в сознании сразу же
возникают самые разные слова: страница, мир, герой, человек, удовольствие,
интересная, скучная, чудо, путешествие, доброта, зло, любовь, предательство,
надежда и так далее.
Одно слово как бы притягивает
множество самых разных слов по определённой логической (смысловой) цепочке.
Поэтому мы и сравниваем самостоятельное слово (существительное, прилагательное,
глагол, наречие) с магнитом. Магнит притягивает к себе металлические предметы.
И слово может к себе притягивать, присоединять другие слова. Учись притягивать,
присоединять к опорному слову другие слова! Учись создавать «магнитное поле
слов» и с его помощью создавать свой авторский текст!
Задание №…
Представь, что слово улица превратилось в
магнит. «Притяни», присоедини к слову-магниту улица семь (7) - десять
(10) своих слов – ассоциаций. Создай ассоциативный ряд – «магнитное поле
слов». Слова впиши в прямоугольники.
·
Используя
свои слова – ассоциации и другие слова,
составь небольшой текст. Запиши.
·
Выразительно
прочитай текст. Перескажи.
·
Можешь ли
ты найти и подчеркнуть в тексте наиболее
важное по смыслу предложение? Объясни
свой выбор.
·
Если хочешь,
сделай к своему тексту рисунок.
Учись конструировать речь с
использованием пословиц и поговорок!
Профессор Любомудров: Народная мудрость гласит:
«ПОСЛОВИЦА – ВСЕМ ДЕЛАМ ПОМОЩНИЦА».
Сегодня, как из рога изобилия,
слова льются из Интернета, со страниц газет и журналов, наружной рекламы,
плакатов, афиш, всевозможных телепрограмм…Казалось бы, чем больше слов, тем
удобнее. Но следует помнить, что избыток слов, зачастую непонятных и
неправильных, приводит к утрате их силы, первоначально заложенного в них
содержания.
При бережном и разумном подборе и
сочетании слов им можно вернуть эту силу. И здесь нам на помощь приходят пословицы
и поговорки.
В пословицах и поговорках скрыта
великая сила народной мудрости, накоплен богатейший опыт жизни человечества.
Русские народные пословицы и
поговорки наполнены глубочайшим жизненным смыслом. Это настоящий клад
словотворчества.
Задание №…
Прочитай обращение к тебе Маши и
Саши.
Маша: Дорогой четвероклассник! Мы
предлагаем тебе новое увлекательное и полезное дело – конструирование
собственной устной и письменной речи на основе осмысления русских народных
пословиц и поговорок.
Саша: Мы хотим, чтобы ты научился понимать
смысл пословиц и поговорок, умел их разумно и уместно использовать в своей
устной и письменной речи. Почему? Да потому что использование в речи пословиц и
поговорок развивает мышление, делает общение с собеседником более остроумным,
не поверхностным, а глубоким.
Маша: Создай
свой авторский речевой проект. Например, ты можешь стать
составителем специальной тетради речевого творчества «От пословицы к своему
авторскому тексту», автором маленьких статей – комментариев по толкованию
пословиц и поговорок, составителем текстов с использованием русских народных
пословиц и поговорок.
·
Какое новое
увлекательное и полезное дело предлагают Маша и Саша?
·
Почему твои
сверстники хотят, чтобы ты научился понимать смысл пословиц и поговорок?
·
К чему
призывает тебя и твоих друзей Маша?
·
Как, по мнению
Маши, на основе пословиц и поговорок можно конструировать свою речь?
·
Считаешь ли ты
для себя полезным обращение Маши и Саши? Объясни свою позицию.
Задание №…
Прочитай рассказ – объяснение
следующих пословиц и поговорок.
1. Без меня меня женили.
Данную поговорку используют в
ситуации, когда решили что-то за человека без его ведома и согласия.
Говорится взрослым (чаше всего о
самом себе), когда человек узнал, что ему поручили какое-нибудь дело, не
спросив его согласия.
2.
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Данную пословицу
используют в ситуации, когда
необходимо пристыдить, усовестить
ленивого человека.
Говорится, когда для получения
какого-либо результата требуется большая работа, упорный труд.
Пословица ориентирует на
воспитание в самом себе волевых, физических и других усилий для достижения
результата.
3.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Данная
пословица – напутствие молодому человеку в
начале его жизненного пути.
Совет молодым с
юности дорожить своей честью,
добрым именем (так же, как и одежду
следует беречь снову, т.е. пока она новая).
Говорится молодому человеку, если
он пытается сделать что-либо, что ему ещё не положено по возрасту, или вставить
свою реплику в спор старших и т.п., говорят с иронией.
·
Кем и в
когда используется в речи поговорка «Без меня меня женили»?
·
В каких
ситуациях используют в речи пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»?
·
Почему и
когда взрослые произносят пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»?
Задание №…
Попытайся провести краткий смысловой анализ помещённых
ниже пословиц и поговорок. В виде небольшого текста дай объяснение следующим
пословицам и поговоркам. Смотри образец в предыдущем упражнении.
1.
Взялся
за гуж, не говори, что не дюж.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Готовь сани летом, а телегу
зимой.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.