Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонструкт урока по теме: «Формы естественного отбора» биология 9 класс? презентация

Конструкт урока по теме: «Формы естественного отбора» биология 9 класс? презентация

Скачать материал
Скачать материал "Конструкт урока по теме: «Формы естественного отбора» биология 9 класс? презентация"

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель научной организации

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Формы естественного отбора

    1 слайд

    Формы естественного отбора

  • Цель урока: Создать условия для формирования знаний о разных формах естествен...

    2 слайд

    Цель урока: Создать условия для формирования знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
    Вид урока – изучение нового материала. Проблемный.
    Форма организации работы учеников: групповая.
    Планируемы результаты обучения:
    Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: выявление причин изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания.

  • Формы естественного отбораЕстественный отбор - это избирательное воспроизведе...

    3 слайд

    Формы естественного отбора
    Естественный отбор - это избирательное воспроизведение генотипов, или дифференциальное размножение.
    Ч. Дарвин

  • Формы естественного отбораДвижущий
Стабилизирующий 
Дизруптивный (разрывающий...

    4 слайд

    Формы естественного отбора
    Движущий
    Стабилизирующий
    Дизруптивный (разрывающий)
    Половой 

  • Движущий отборЭто форма естественного отбора, которая действует при направлен...

    5 слайд

    Движущий отбор
    Это форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды.

  • 6 слайд

  • Стабилизирующий отборЭто форма естественного отбора, при которой его действи...

    7 слайд

    Стабилизирующий отбор

    Это форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

  • Дизруптивный отборЭто форма естественного отбора, при котором условия благоп...

    8 слайд

    Дизруптивный отбор

    Это форма естественного отбора, при котором условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака.

  • 9 слайд

  • Половой отборЭто естественный отбор на успех в размножении.

    10 слайд

    Половой отбор

    Это естественный отбор на успех в размножении.

  • 11 слайд

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конструкт урока

по теме:

«Формы естественного отбора»

биология 9 класс

Конончук Людмила Николаевна

учитель биологии и химии

I категории

МБОУ СОШ №86

Г.Екатеринбурга

 

 Разработка урока составлена на основе требований к результатам освоения образовательной программы.

Урок предполагает использование учебника: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006.

 Урок входит в тему:   Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 ч.) В разделе 1 - Эволюция живого мира на Земле (21ч.)

Цель урока: Создать условия для формирования знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.

Задачи урока.

Обучающая: сформировать у учащихся представления о формах естественного отбора;

Развивающая: способствовать дальнейшему развитию учащихся делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умению работать с разными источниками биологической информации.

 

Воспитывающая: заинтересовать учащихся  процессами, происходящими в природе и продолжить развитие ценностных ориентаций.

 

Вид урока – изучение нового материала.  Проблемный.

Форма организации работы учеников: групповая.

Оборудование:  самодельные таблицы «Филогенетический ряд лошади», «Живые ископаемые», «Графики отображающие разные формы отбора», таблички с терминами: движущий отбор, стабилизирующий отбор, дизруптивный отбор, половой отбор.

На каждую парту (для группы): Распечатка статьи, бланк- отчета (таблица), таблица – самоанализ.

У учителя: ноутбук, проектор. Презентация по теме: «Формы естественного отбора».

Планируемы результаты обучения:

 Предметные: В познавательной (интеллектуальной) сфере: выявление причин изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания.

В ценностно-ориентационной сфере:анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.

 В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные:наблюдать,делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.

Личностные: интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к живым объектам.

 

 

Универсальные учебные действия: 

 

Познавательные.

1.Общеучебные: преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта  и  преобразование модели с целью выявления общих законов; умение структурировать знания.

2. Логические: анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Коммуникативные.

Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;  умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока 

Тема: Формы естественного отбора.

Биология 9 класс.

 

Этап урока

Задача

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1-2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный

этап

Цель:

Мотивация к учебной

деятельности

включение в учебную

деятельность на

личностно значимом

 уровне.

 

 

Разделить класс на группы  «по выбору лидера».

 «Лидеры» выбирают  одноклассников, которые  действительно способны работать и достигать результата.

1. Быстрое включение всех учащихся в деловой ритм и организации внимания у всех учащихся;

2. Полная готовность класса и оборудования к уроку.

2-3 мин.

 

Этап актуализация опорных

 знаний

 

Цель: готовность и осознание потребности к построению нового способа действий.

(чаще всего через фиксацию коллективного затруднения).

Задачи:1. Повторение основных процессов, происходящих в процессе эволюции;

2. выявление причин изменчивости организмов.

 

Учитель.

   На предыдущих уроках мы     познакомились с главными движущими силами эволюции. Вспомните, что является главными движущими силами эволюции по Ч. Дарвину?

    Что является результатом эволюционного процесса?

  Одним из доказательств этого может служить филогенетический ряд лошади.

На доске в презентации открывается таблица «Филогенетический ряд лошади» и дается пояснение к нему.(Рисунок1)

 

  Ответ учеников:    наследственная изменчивость, борьба за существования, естественный отбор.

 

  Появляются новые более приспособленные виды живых организмов.

 

 

Актуализация знаний прошлых уроков.

2-3 мин.

Этап целеполагания

(этап постановки учебной проблемы)

 

Цель: Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности.

Задачи:

1.  Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи.

2.  Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, рисунки.

3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

 

Затем открывается таблица «Живые ископаемые» (Рисунок 2) На ней изображены кистеперая рыба латимерия, гаттерия и древнее голосеменное растение гинкго.

Учитель.

Как можно объяснить, что некоторые виды живых организмов эволюционируют и дают начало новым видам, а другие сохраняют свою стабильность на протяжении многих миллионов лет и не изменяются?

  Так какую тему мы с вами запишем на доске?

 

 

Учащиеся начинают выдвигать свои предположения, возникает противоречие.

1. Определение границы использования старых  знаний и способов  действий. 2.Формулирование учебной проблемы учащимися и учителем

3.Фиксация новой задачи.

10-15 мин.

Этап открытия нового знания

 

Цель: Построение проекта выхода из затруднения (цель, способ, план, средство), т.е построение детьми нового способа действий и формирование способностей к его выполнению.

Задача:

1.Создать условия поиска учащимися в источниках информации ответа на проблемный вопрос.

 

 

 

На доске записываем с тему урока (учащиеся помогают формулировать тему).

Итак, наша с вами задача сегодня на уроке, работая с текстом учебника  и дополнительной литературой, познакомиться с разными формами естественного отбора, выяснить при каких условиях внешней среды они действуют, каковы результаты этих форм отбора.

Предоставление учащимся необходимых консультаций по оформлению таблиц или уточнению вопросов, связанных с темой урока.

 

Учащимся предлагается познакомиться с текстом учебника и статьей «Формы естественного отбора в популяции».

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия ( в группах) составляют отчет в виде таблицы с проговариванием алгоритма  вслух. С разными формами отбора, в зависимости от статьи и иллюстративных карточек.

 

 1.Выявление причин изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания.

2. Работать с разными источниками биологической информации,

4-5 мин.

Этап первичного закрепления.

 

Цель: Первичное закрепление нового способа действий с проговариванием во    внешней речи.

Задачи:

1. Установить осознанность усвоения содержания нового учебного материала;

 
2.Усвоение связей и отношений между фактами, явлениями, процессами;
3.Установить выявленные пробелы и на этой основе решить можно ли переходить к следующему этапу.

 

Составление кластера на доске с помощью результатов работы групп. Каждая группа составляет свою часть кластера по формам естественного отбора.

 «Лидер» от группы выходит и составляет «свою» часть кластера на доске (по форме естественного отбора). Группа помогает- аргументирует свои выводы.

 

1.Умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения.  

2.Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

 

5-6 мин.

Этап самостоятельной работы

 

Цель: Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой,

закрепление нового способа действий; рефлексия достижения цели.

Задачи:

1. Организация деятельности по воспроизведению, выделению существенных признаков конкретизации знаний.

2. Самооценка результатов деятельности.

 

 

 

Работа с графическим изображением различных форм отбора.
А) Определить, какая форма естественного отбора изображена на графике.
Б) Дать краткую характеристику данной форме естественного отбора.

Работа с таблицей по определению форм естественного отбора.

 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание на новый способ действий;

самостоятельная проверка по алгоритму;

заполнение таблицы самоанализа работы на уроке.

 

1. Применять новые знания к объяснению явлений, к решению задач;

2.  Выявление и устранение недостатков в знаниях и умениях;

 

4-5 мин.

Этап  рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

 

Цель: Рефлексия учебной деятельности на уроке (осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания).

Задачи:

1.  Дать общую характеристику работы класса;

2. Показать успешность овладения содержанием урока;

3. Вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.

В конце урока возвращаемся к таблицам «Филогенетический ряд лошади» и «Живые ископаемые» , отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока. Как можно объяснить, что некоторые виды живых организмов эволюционируют и дают начало новым видам, а другие сохраняют свою стабильность на протяжении многих миллионов лет и не изменяются?

Заполните листы самооценки.

 

Вывод делают сами учащиеся.

 Это можно объяснить тем, что при разных условиях внешней среды, естественный отбор идет по- разному: эволюция лошади- это пример движущей формы естественного отбора, существование на Земле латимерии, гаттерии, дерева гинкго- это пример стабилизирующей формы естественного отбора.)

Движущая и стабилизирующая формы естественного отбора являются в природе основными, но, кроме этого, в природе, при определенных условиях может происходить дизруптивный, а также половой отбор.

Заполнение листов самооценки.

 

1. Вычленение в изучаемом наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания учащихся;

2. Использование приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации.

 

2 мин.

Информация о домашнем задании.

Задача:

1.Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Сообщить домашнее задание, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока.

Записать домашнее задание в дневник.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 1.

Отчет в виде таблицы. (на этапе открытия новых знаний). У каждой группы – своя.

 

Форма отбора

Условия среды обитания

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

ФОРМЫ ЕСТЕВСТВЕННОГО ОТБОРА В ПОПУЛЯЦИИ.

Интенсивность давления отбора – его количественная характеристика, направление естественного отбора определяет качественное его влияние на эволюцию. В зависимости от направления выделяют разные формы естественного отбора.

Генетической основной любой формы естественного отбора является наследственная изменчивость, а причиной – влияние условий среды. Мутанты, бывшие прежде менее приспособленными по сравнению с нормальным генотипом, при благоприятном для них изменении условий среды получают преимущество и постепенно вытесняют прежнюю норму. Результатом длительного действия отбора является преобразование популяционного генофонда, замена одних, количественно преобладающих, генотипов другими.

Движущая форма естественного отбора. Движущий отбор был описан еще Ч. Дарвином. Само название «движущий» говорит о том, что такой отбор выступает в качестве творческой силы эволюции. При движущей форме отбора происходит отсев мутаций с одним значением среднего признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака. Эта форма отбора выявляется легче других. В итоге действия движущей формы отбора, например, возникает увеличение размеров потомков по сравнению с предками (в эволюционном ряду лошадиных от имевшего размеры с лисицу ископаемого фенакодуса до современных осла, зебры, лошади). Другие формы могут уменьшаться в размерах. Так, на остров Средиземного моря попали в конце третичного периода слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами. Мутации карликовости подхватывались движущей формой отбора, а исходные аллели, определявшие нормальный для слонов размер, отсеивались вследствие гибели крупных особей. В результате на островах Средиземноморья возникли карликовые слоны ростом до полутора метров (они были истреблены первыми охотниками, заселившими эти острова). Ч. Дарвин объяснял происхождение многих бескрылых насекомых, живущих на океанических островах, действием движущего отбора.

Классическим примером действия движущего отбора в природе служит так называемый индустриальный меланизм. В районах, не подвергавшихся индустриализации, у бабочки березовый пяденицы белая окраска соответствует светлой березовой коре. Среди светлых бабочек на стволах берез встречались и темные, но они были хорошо заметны и склевывались птицами. Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха, и белые березы покрылись слоем копоти. Теперь на темных стволах птицы гораздо легче замечали не темных, а типичных светлых бабочек. Постепенно в загрязненных районах частота встречаемости темных (мутантных) особей резко возросла и они стали преобладающим, хотя еще сравнительно недавно встречались исключительно редко.

Убедительный пример движущего отбора – выработка у микроорганизмов, насекомых, мышевидных грызунов устойчивости к антибиотикам и ядохимикатам. Многочисленными исследованиями установлено, что воздействие на микроорганизмы различными антибиотиками обусловливает за относительно короткий срок устойчивости к дозам, во много раз превышающим исходную. Это объясняется тем, что антибиотики выступают в качестве фактора отбора, способствующего выживанию устойчивых к нему мутантных форм. Благодаря быстрому размножению микроорганизмов мутантные особи увеличиваются в числе и образуют новые популяции, невосприимчивые к действию антибиотиков. Увеличение дозы или применение более сильных препаратов вновь создает условия для действия движущего отбора, в результате которого образуются все более и более устойчивые популяции микроорганизмов. Вот почему в медицине неуклонно идет поиск новых форм антибиотиков, к которым еще не приобрели устойчивости патогенные микробы.

В странах с передовой сельскохозяйственной культурой все чаще отказываются от химических средств защиты растений от вредителей (насекомых, грибков). Поскольку через ограниченное число поколений движущим отбором фиксируются у вредителей мутации устойчивости к химическим веществам. Вместо химической обработки признано целесообразным через 10-12 лет заменять старый сорт новым, которого еще «не нашли» вредители.

Стабилизирующий отбор. Известно, что реликтовое растение гинкго и потомок первоящера гаттерия, а также кистеперая рыба – латимерия существуют почти без изменения миллионы лет. Как объяснить такую стабильность видов, если в природе постоянно совершается мутационный период? Ответ на этот вопрос дает учение о стабилизирующем отборе, разработанное крупнейшим эволюционистом И.И. Шмальгаузеном.

Стабилизирующий отбор наблюдается в том случае, если условия внешней среды длительное время остаются достаточно постоянными. В относительно неземной среде преимуществом обладают типичные, хорошо приспособленные к ней особи со средним выражением признака, а отличающиеся от них мутанты погибают. Известно много примеров стабилизирующего отбора. Так, после снегопада и ильных ветров в Северной Америке было найдено 136 оглушенных, полуживых домовых воробьев, 72 из них выжили, а 64 погибли. Погибшие птицы имели или очень длинные, или очень короткие крылья. Особи со средними, «нормальными», крыльями оказались более выносливыми.

В результате действия стабилизирующей формы отбора мутации с широкой нормой реакции замещаются мутациями с тем же значением средней, но более узкой нормой реакции.

Стабилизирующий отбор ведет к большой фенотипической однородной популяцией. Если он действует длительное время, то создается впечатление, что популяция или вид не изменяются. Однако эта неизменность кажущаяся и касается лишь внешнего облика популяции, генофонд же ее продолжает изменяться на основе появления мутации с тем же значением средней, но с более узкой нормой реакции.

Стабилизирующая форма отбора характерна и для человека. Известно, что нарушения по самым мелким 21-22-й парам хромосом ведут к тягчайшему наследственному заболеванию – синдрому Дауна. Если возникнут отклонения в числе и форме более крупных хромосом, это приведет к гибели оплодотворенных яйцеклеток. Самопроизвольные (спонтанные) аборты часто вызваны гибелью эмбрионов с ненормальностями в хромосомах средних размеров.

Таким образом, стабилизирующая форма отбора в течение сотен тысяч и миллионов поколений оберегает виды от существенных изменений, от разрушающего влияния мутационного процесса, выбраковывая мутантные формы. Без стабилизирующего отбора не было бы устойчивости (стабильности) в живой природе.

Стабилизирующий и движущий отборы взаимосвязаны и представляют две стороны одного процесса. Популяции постоянно вынуждены приспосабливаться к изменениям условий среды. Движущий отбор будет сохранять генотипы, которые наиболее соответствует изменениям среды. Когда условия среды стабилизируются, отбор приведет к созданию хорошо приспособленной к ней формы. С этого момента в действие вступает стабилизирующий отбор, который будет поддерживать типичные, преобладающие генотипы и устранять от размножения уклоняющейся от средней нормы мутантные формы.

Дестабилизирующий отбор. Стабилизирующий отбор сужает норму реакции. Однако в природе нередки случаи, когда экологическая ниша вида со временем может оказаться более широкой. В этом случае селективное преимущество получают особи и популяции с более широкой нормой реакции, сохраняющие вместе с тем тоже среднее значение признака. В итоге идет процесс, обратный стабилизирующему отбор: преимущество получают мутации с более широкой нормой реакции. Так, популяции озерных лягушек, живущие в прудах с разнородной освещенностью, с чередованием участков, заросших ряской, тростником, рогозом, с «окнами» открытой воды, характеризуются широким диапазоном изменчивости окраски (итог дестабилизирующего отбора. Наоборот, в водоемах с однородной освещенностью и окраской (пруды, сплошь заросшие ряской, или открытые пруды) диапазон изменчивости окраски лягушек узок (итог действия стабилизирующего отбора). Таким образом, дестабилизирующая форма отбора ведет к расширению нормы реакции.

Разрывающий (дизруптивный) отбор. Для многих популяций характерен полиморфизм – существование двух или нескольких форм по тому или иному признаку. Полиморфизм нельзя объяснить только возникновением новых мутаций. Причины его могут быть разными. В частности, он может быть обусловлен повышенной относительной жизнеспособностью гетерозигот. В других случаях полиморфизм может быть результатом действия особой формы отбора, получившей название разрывающего или дизруптивного. Эта форма отбора осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года. Хорошо изучен случай с преимущественным выживанием в зимний сезон «красных», а в летний «черных» форм двухточечной божьей коровки. Дизруптивный отбор благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних промежуточных форм. Он как бы разрывает популяцию по данному признаку на несколько групп, встречающихся на одной территории, и может при участии изоляции привести к разделению популяции на две и более.

 

Приложение 3.

 

Филогенетический ряд лошади


Описание таблицы «Филогенетический ряд лошади».

Предком ствола современных лошадей считается животное, жившее в эоцене - эогиппус. Эогиппус был высотой до 30 см, жил во влажных тропических лесах и, судя по строению зубов, питался семенами и плодами. При беге опирался на все фаланги четырех пальцев (у его предков было еще пять пальцев) передней ноги и трех пальцев задней.

Прошло несколько миллионов лет, и эогиппуса в находках сменяет миогиппус. У него только три пальца на передней ноге, причем средний палец развит значительно сильнее боковых. Но он тоже пока еще не похож на современную лошадь.

В результате изменения климата на Земле сократилась площадь тропических лесов и расширилась зона саванн. Именно в этот период предки лошадей вышли из леса на открытые пространства. В горных породах, возраст которых на несколько миллионов лет меньше пород, вмещавших остатки миогиппуса, палеонтологи находят парагиппуса .

Парагиппус жил небольшими стадами на открытых пространствах, при беге опирался лишь на средний палец, хотя второй и четвертый были еще заметно развиты; судя по строению зубов, питался лишь травой.

В плиоцене- периоде, отдаленном от нашего времени всего на 10- 15 миллионов лет,- происходит дальнейшее расширение зоны степей и саван. В это время возникает две ветви непарнокопытных: современные лошади и трехпалые гиппарионы . Гиппарионы достигнут расцвета в своем развитии, полностью вымерли несколько миллионов лет назад. Непосредственный предок современных лошадей- плиогиппус, живший около двух миллионов лет назад.

Сравнивая эогиппуса с современной лошадью, трудно установить их историческую, филогенетическую связь. Но если заполнить пространство между ними многочисленными формами ископаемых копытных, живших в разное время в Северной Америке и Евразии, то возникает непрерывный филогенетический ряд, и хорошо видно в каком направлении шла эволюция этих животных.

 

 

гаттерия

 

 

 

 

 

гинкго

Приложение 4.

Лист самооценки

Ф. И. _____________________

Моя успешность на уроке

Вид работы

Знак (!  ? ᴖ)

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

Итоговый балл

 

  1. На уроке я работал                активно/пассивно
  2. Своей работой я                         доволен/недоволен
  3. Урок для меня показался        коротким/длинным
  4. За урок я                                не устал/устал
  5. Мое настроение                         стало лучше/стало хуже
  6. Материал урока мне был        понятен/непонятен

                                        Полезен/бесполезен

                                        Интересен/неинтересен

  1. Домашнее задание                легкое/трудное

                                        Интересное/неинтересное

                                        Полезное/бесполезное

Достигли ли мы цели?___________________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Приложение 5.

  1. Работа с таблицей по определению форм естественного отбора.

Примеры

Форма естественного отбора

1. Исчезновение глаз у крота

 

2. Устойчивость (неизменность) размеров и форм цветка у насекомоопыляемых растений.

 

3. Изменение вредителей под воздействием ядохимикатов.

 

4. Кистеперая рыба латимерия.

 

5. У большинства зайцев в популяции средний размер ушей.

 

6. Насекомые, попавшие на океанический остров, стали бескрылыми.

 

7. Редукция (исчезновение) листьев у растений – паразитов.

 

8. На острове Средиземного моря в конце третичного периода попали слоны. В условиях ограниченных ресурсов островных лесов преимущество имели особи с небольшими размерами, слоны нормальных размеров гибли. Так возникли карликовые слоны.

 

9. Существование в Африке в долине реки Семилики древовидных папоротников.

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 866 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация научно-исследовательской работы "Лишайники, как индикаторы экологической обстановки окружающей среды района"
  • Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.
  • Тема: Группа Лишайники
  • 30.09.2020
  • 865
  • 7
«Биология. Многообразие живых организмов», Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1789
    • PPTX 2.1 мбайт
    • 27 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Конончук Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Конончук Людмила Николаевна
    Конончук Людмила Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4567
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 19 регионов

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Культурное наследие России: язык и фольклор

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе