МКОУ АГО «Артинская средняя общеобразовательная школа №6»
Конструкт библиотечного урока
По теме: Каталоги
Разработала:
Патрунова Татьяна Васильевна,
Педагог-библиотекарь
Арти
2013
Тема урока: «Каталоги»
Тип урока: Урок изучения новых знаний.
Цель урока: формирование представлений о видах и назначении каталогов. Обучение работе с каталогами.
Задачи:
Образовательные: показать различные виды каталогов, их назначение.
Формировать у учеников умение работать с каталогами.
Развивающие: формировать умения и навыки работать с информационными источниками, развивать мыслительные приемы сравнения, анализа, синтеза.
Воспитательные: развивать коммуникативные способности обучающихся.
Виды деятельности обучающихся:
самостоятельная работа, беседа, просмотр презентации, групповая работа, работа с различными информационными источниками (учебником, словарем, каталогом).
Планируемые результаты
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Что такое каталог;
Назначение алфавитного и систематического каталогов;
Учащиеся должны уметь:
Различать виды каталогов;
Объяснять, по какому принципу расположены карточки в каталогах.
Находить нужную книгу, автора в каталоге.
Метапредметные результаты
Познавательные:
Общеучебные:
Применение методов информационного поиска;
Поиск и выделение необходимой информации;
Умение строить речевое высказывание в устной форме;
Контроль и оценивание результатов деятельности.
Выделение и формулирование познавательных целей;
Логические: Анализ объектов с целью выделения признаков;
Подведение под понятия.
Коммуникативные:
Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с учителем;
Умение строить монологическое высказывание.
Умение слушать и вступать в диалог с одноклассниками, учителем.
Регулятивные:
Волевая саморегуляция (организация рабочего места);
Целеполагание как постановка учебной задачи,
Выделение границ знания и незнания;
Планирование, выстраивание алгоритма деятельности.
Умение ориентироваться в учебнике, словаре;
Сличение результата с эталоном;
Коррекция, внесение необходимых дополнений.
Личностные результаты:
Понимание смысла предстоящей деятельности
Интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия.
Любознательность и интерес к изучению каталогов
Осознание значения учебной деятельности
Дидактическое обеспечение: Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1/[Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.] – М. : Просвещение, 2011.
Справочная литература.
Ресурсы сети Интернет.
Техническое обеспечение: компьютер с возможностью выхода в Интернет, проектор, интерактивная доска.
Оборудование: Конверты с заданиями, учебники, словари, каталоги.
Структура занятия
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формирование УУД
Организационный момент.
Цель: включение детей в учебную деятельность.
Вступительное слово. Организация рабочего места.
Подготовка к активной учебной деятельности.
Регулятивные: волевая саморегуляция (организация рабочего места)
I. Этап мотивации и целеполагания
Цель:
Определение цели и задач урока.
Учитель задает вопросы: Вы часто бываете в школьной библиотеке? В каких еще библиотеках вы бывали? Много ли там книг? Как можно узнать, есть ли нужная книга в данной библиотеке? Что такое каталог? Какие бывают каталоги и для чего они нужны?
Учитель предлагает выступить ученикам, получившим опережающее задание, организует просмотр презентации.
Вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке?
Сегодня мы познакомимся с видами каталогов, выясним, для чего каждый из них нужен и научимся ими пользоваться.
Озвучивают имеющиеся знания о библиотеках.
Ученики читают стихи о каталогах (Приложение №1).
Слушают стихи.
Определяют границы знания и незнания.
Озвучивают тему урока. Проектируют цели и задачи по реализации образовательных задач урока.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, выстраивание алгоритма деятельности.
Личностные:
Понимание смысла предстоящей деятельности
Коммуникативные: планирование взаимодействия со сверстниками и учителем.
III. Изучение нового материала
Цель:
Ввести новое понятие «каталог»; познакомить учащихся с назначением различных видов каталогов, с алгоритмом работы с каталогом.
Учитель ведет краткий рассказ по плану:
1.Что такое каталог;
2.Виды каталогов и их назначение;
3.Как пользоваться каталогом.
Использует слайдовую презентацию.
Активно слушают устный рассказ.
Смотрят слайдовую презентацию.
Познавательные:
Выделение необходимой информации, умение структурировать знания
Коммуникативные:
активное слушание учителя, понимание смысла его речи.
Личностные:
интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия.
Проведение физминутки (игра Неделька)
IV. Первичное закрепление материала
Цель:
Обеспечить повышение глубины понимания нового материала, создать условия для самокоррекции и самооценки знаний
Организует индивидуальную работу с учебником.
Можно ли назвать каталогом содержание учебника?
Используя учебник, попытайтесь выполнить задания.
Следит за работой учащихся, консультирует, проверяет выполнение задания. Организует проверку выполнения задания с помощью слайда.
Чем вы пользовались для выполнения задания? По какому принципу размещены слова в словарике учебника?
Работают с учебником, выполняют задания (Приложение №2). Озвучивают результаты работы (по желанию). Активно слушают ответы одноклассников, при необходимости дополняют и вносят коррективы.
Проверяют правильность выполнения заданий по эталону.
Познавательные: вычленение необходимой информации; контроль и оценивание результатов деятельности.
Регулятивные: умение ориентироваться в учебнике, сличение результата с эталоном; коррекция, внесение необходимых дополнений.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.
V. Обобщение знаний и контроль
Цель:
Включение новых знаний в систему знаний и первичный контроль
Организует выполнение задания в группах:
поиск книг/авторов в каталогах.
Каждая группа получает конверт с вопросом. (Приложение 3).
Какими каталогами вы пользовались для выполнения этого задания?
работа с орфографическими словарями русского языка (Приложение 4)
Как размещены слова в словаре?
Консультирует, помогает, контролирует выполнение заданий.
Организует проверку с помощью слайдов.
Знакомит с электронным каталогом библиотеки им. Белинского
Работают в группах с каталогами и словарями.
Афишируют результаты работы. Комментируют свои ответы.
Обсуждают результаты работы с одноклассниками и учителем
Сверяют ответы своей и других групп с эталоном. Знакомятся с электронным каталогом библиотеки им. Белинского.
Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации;
умение осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные:
участие в коллективном обсуждении проблемы, построение продуктивного взаимодействия со сверстниками.
Личностные:
определение своего места и роли в группе; понимание смысла учебной деятельности
VI. Рефлексия
Цель:
Обобщить результаты деятельности и подвести итог
Корректирует выводы учащихся с помощью слайдов.
Предлагает ответить на вопросы:
Итак, что такое каталог? Для чего нужны каталоги?
Что из материала урока вы знали раньше? Что узнали и чему вы научились на уроке? Где эти знания и умения вам могут пригодиться?
Организация самооценки и взаимооценки деятельности учеников на уроке.
Формулируют выводы согласно цели и задачам урока.
Отвечают на вопросы
Оценивают свою работу на уроке, оценивают деятельность одноклассников
Познавательные:
контроль и оценивание результатов деятельности;
Коммуникативные:
умение строить монологическое высказывание
Регулятивные:
выделение границ знания и незнания
Личностные:
осознание значения учебной деятельности
Информационные источники
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования; М., «Просвещение», 2013 год.
Фундаментальное ядро содержания общего образования, М., «Просвещение», 2013 год.
Е.А. Ковалёва Сельскохозяйственный труд: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Е.А. Ковалёва. – М.: Просвещение, 2006.
Интернет ресурс «Сад своими руками» http://sadsamslabo.ru
Интернет ресурс «Garden Star» информационный портал для садоводов и дачников http://gardenstar.ru
Приложение 1
Алфавитный каталог:
В Алфавитном каталоге
Можно автора узнать.
Стоит только с нужной буквой
Сразу карточку достать.
Систематический каталог:
Каталог Систематический поможет
Любую книжку отыскать вам тоже.
А чтоб найти скорее, без заминки,
На карточке наклеены картинки.
Вместе:
Приходите к нам, девчонки и мальчишки,
Выбирайте замечательные книжки!
Познакомьтесь с каждым Каталогом.
Стать Читателями вам они помогут.
Приложение 2
Работа с учебником
Найти в учебнике раздел Русские писатели;
Определить к какому разделу относится отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Поет зима – аукает…»;
Найти в словарике значение слов чулан, веретено, кудель.
Приложение 3
Работа с каталогами
Какие видеофильмы по трудовому обучению есть в школьной библиотеке? Вышивки крестом и вышивка по картону.
Какие статьи по теме это интересно есть в школьной библиотеке? Птицы: гиганты и карлики; разговорчивые рыбы.
О чем говорится в книге Льва Николаевича Толстого «Былины»?
Есть ли произведения Самуила Яковлевича Маршака в школьной библиотеке?
Какие произведения Петра Павловича Ершова есть в школьной библиотеке?
Приложение 4
Разыскание информации по справочной литературе:
Найти в словаре русского языка слова (чулан, веретено, кудель).
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Предлагаемый конструкт библдиотечного урока разработан с учетем требований ФГОС.
Данная разработка может быть использована библиотекарями и учителями начальной школы для проведения уроков с целью формирования у обучающихся представлений о видах и назначении каталогов. В процессе урока младшие школьники знакомятся с различными видами каталогов, их назначением, учатся работать с каталогами и другими информационными источниками.
Для организации урока необходимо следующее техническое оборудование: компьютер с возможностью выхода в Интернет, проектор, интерактивная доска.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 09.01.2015 |
Раздел | Другое |
Подраздел | |
Просмотров | 2089 |
Номер материала | 47301 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: