г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
–
средняя общеобразовательная школа № 125
620137, Екатеринбург, Чекистов, 21. тел. 341-15-07
сайт http://125.uralschool.ru, e-mail: economschool-125@mail.ru
Конструкт
урока «Эмоции и чувства»
по дисциплине «Психология личности»
для 10 класса
Автор:
П. Г. Ворошилова,
педагог-психолог,
первая квалификационная категория,
МБОУ СОШ № 125
Екатеринбург,
2015
Цели урока:
Познакомить с понятием «эмоции», основными видами
эмоций; соотношением понятий «эмоции» и «чувства», через использование ИКТ.
Развитие
коммуникативных навыков, мышления, регулятивных навыков, рефлексии учащихся;
повышение интереса к своему внутреннему миру; развитие умения отражать свои
чувства, понимать чувства других.
Формирование
коммуникативной и психологической культуры, навыков совместной работы, работы в
сетевом пространстве.
Ожидаемые результаты урока:
- формируется способность устанавливать учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом (Зачем мне это надо?);
- формируется коммуникативная компетентность учащихся (умение
грамотно излагать свои мысли, слушать и слышать окружающих, вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении и пр.);
- формируется критическое отношение к информации, избирательность её
восприятия, уважение к мнению других людей.
- формирование умений соотносить
жизненный опыт и полученные знания, и на основе этого принимать адекватные и
адаптивные решения в общении и взаимодействии.
- формируется представление об основных
изучаемых понятиях: эмоции и чувства.
Оборудование:
·
проектор;
·
интерактивная
доска;
·
сетевые
сервисы «Google», YouTube;
·
презентация
PowerPoint «Эмоции и
чувства»;
·
нетбуки;
·
бланки
ответов.
Данное занятие
рассчитано на два академических часа.
Педагогическая технология:
При изучении данной темы я использовала технологию критического
мышления и проблемного обучения. ТРКМ позволяет
развить у учащихся способность к активному восприятию информации, готовность
рассматривать проблемы с разных точек зрения, умение отслеживать ход своих
мыслей и делать выводы, развивает способность к рефлексии, способность
применять полученный опыт в реальных жизненных ситуациях.
ТПО
учит людей мыслить, творчески усваивать знания, самостоятельно искать способы
решения.
Формировать
умение быть объективным, видеть разные стороны события, ситуации – одна из
задач программы курса «Психология личности», использование данных технологий
успешно позволяет с ней справится.
Время,
мин
|
Элементы
методической
структуры урока
|
Наглядный дидактический
материал (скриншоты интерактивной доски, слайды презентации, ссылки на
учебное видео и т.д.)
|
Содержание этапов занятия
|
Скриншот/слайд
|
Описание скриншота/слайда
|
Действия учителя
|
Действия учащихся
|
5
|
I
этап
Организационный
момент. Фаза вызова.
|
|
Приветственный слайд
|
Приветствие учеников.
Предлагает
послушать притчу «Игра
в прятки» и определить тему урока.
Вопросы:
- О чем эта притча?
- О каких
человеческих качествах идет речь в притче?
- Как вы думаете,
какая тема нашего сегодняшнего урока?
|
Приветствие учителя.
Выделяя ключевые
слова, определяют тему урока.
Формулируют
цель урока.
Перечисляют чувства и эмоции, которые были героями в
притче, вспоминают, какие эмоции они еще знают.
|
10
|
|
Фото девушки, переживающей разные эмоциональные
состояния
|
Предлагает ребятам, работая как индивидуально, так и в группе,
определить эмоции
человека.
Вопрос:
- Как удалось
определить эмоцию?
Важно, помочь учащимся заметить, что по-разному
работают определенные мышцы лица.
|
Сначала определяют эмоцию самостоятельно, потом происходит
обсуждение в группе.
Отвечают на вопрос. Аргументируют.
|
5
|
II
этап Осмысление.
|
|
Дается понятие «Эмоции» в психологии
|
Вопрос:
- Как вы понимаете смысл определения «Эмоции»?
Актуализация знаний учащихся, анализ информации
|
Исходя из определения, делают вывод (эмоции влияют
на наше поведение, связаны с прошлым опытом человека, бывают положительными и
отрицательными)
|
7
|
|
Интерактивная доска.
Рефреминг
|
На интерактивной
доске расположены в
произвольном порядке эмоции, учащиеся, определяя полюс эмоции, перемещают
положительные в правую, отрицательные в левую часть доски.
Вводится понятие
двувалентности эмоций.
Дискуссия о том,
всегда ли та или иная эмоция положительная или отрицательна?
|
Учащиеся определяют полюс эмоций и с помощью
интерактивной доски делят эмоции на «негативные» и «позитивные»
Приходят к выводу о
том, что в определенных
ситуациях «негативные» эмоции (страх, злость, агрессия) и состояния
оказываются полезными и конструктивными (способствуют выживанию индивида) и
наоборот.
|
8
|
|
Следующая характеристика - эмоции напрямую связаны с
инстинктами
|
Актуализирует знания учащихся. Дает понятие об
элементарных эмоциях (по Изарду).
|
Слушают.
Вспоминают, можно ли увидеть эмоции у животных. Если «да», то какие?
Высказывают мнение.
|
5
|
|
Формулировка понятия
|
Дается определение, предлагается обсудить, насколько
тождественны понятия.
|
Обсуждают, актуализируют свой жизненный опыт, анализируют
|
15
|
|
Работа с нетбуками в группах (по 3-4 человека) в Google-диске
Проблемная ситуация
|
Учитель актуализирует умение
пользоваться информацией, знания учащихся по данной теме.
Вам необходимо самостоятельно познакомиться с видами
чувств и эмоций, привести примеры, результаты работы занести в Google таблицу.
|
Классификация, анализ, синтез, обобщение и
систематизация.
Примеры учащиеся заносят в Google таблицу
|
7
|
|
Эмоциональное состояние человека
|
Представляет слайды с изображением доктора Лайтмана
из сериала «Обмани меня» (Пол Экман «Психология эмоций»).
Понятие микроэмоции, анализ мимики человека.
|
Дети выражают различные эмоции с помощью мимики,
отслеживают свое состояние.
Самооценка, рефлексия.
|
3
|
Просмотр ролика
|
|
Смена деятельности,
снятие усталости
|
Учитель предлагает просмотреть ролик (YouTube).
Вопросы:
- Опишите гамму эмоций девушки?
- Какие эмоции переживает парень, бабушки-соседки?
|
Учащиеся делятся своими наблюдениями.
Анализируют состояния героев ролика и аргументируют
свои высказывания.
|
15
|
III
этап – Рефлексия.
|
|
Заключительный слайд
|
Рефлексия
- Почему важно уметь отражать эмоции окружающих и
свои эмоции?
Стоит ли прислушиваться к своим эмоциям?
Приведите примеры.
|
Обсуждение проходит как в тренинговой работе, каждый
участник имеет право высказаться.
Формулируют итог урока.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.