Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыКонспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Скачать материал

Цель проекта: формировать практические знания по теме «Экономика», навыки работы в команде и работы с информацией.

Задачи:

 1.научить пользоваться программами Microsoft Power Point

2.кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3.развивать коммуникативные способности учащихся;

4.воспитывать уважение к людям труда.

5.познакомить с основными условиями , необходимыми для развития экономики.

Сроки проведения: 3 недели.

Работа велась по следующим этапам:

1 этап. Выбор темы.

2 этап. Деление класса на группы по 7-8 человек. (1 урок вводный, 10 мин.)

3 этап. Постановка проблемного вопроса (1 урок вводный, 10 мин.)

4 этап. Распределение и организация работы внутри групп по листу самостоятельной деятельности учащихся (1 урок вводный, 10 мин.)

5 этап. Алгоритм работы каждой группы в течение 1 недели:

  1. поиск материала,
  2. социологический опрос,
  3. интервьюирование,
  4. анализ материала,
  5. оформление выводов.

6 этап. Представление результатов (2 урок, 35 мин.)

7 этап. Рефлексия. (2 урок, 5 мин.)

Описание проекта.

Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед  ними поставлен основополагающий вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследованием определённой теме:

Экологи«Значение природных богатств  для экономики».

 Экскурсоводы«Вклад предприятий в экономику нашей станицы»;

Журналисты - «Значение труда для человека. Важность и нужность профессий»;

Результатами работы детей стали:

  1.журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

2 .Мультимедийная презентация о предприятиях нашей станицы.

3.Плакаты по охране труда.

В конце урока дети с помощью шкалы самооценки отметили уровень своей деятельности.

Отметки стояли либо на уровне выше среднего, либо на высоком уровне. Это и было рефлексией урока.

1.Организационный момент урока .Слайд№1

          Прежде , чем начать урок, определим – с каким настроением вы пришли . Отметим галочкой  того «пушистика», который соответствует вашему настроению .Слайд № 2

Мы продолжаем путешествие по экономике. Слайд № 3

Экономика  - это всё хозяйство людей, а также наука , которая  его изучает.

v   Назовите задачу – ЭКОНОМИКИ?

Задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Вступительное слово учителя

Учитель В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах или на трёх слонах. Цифра три считалась волшебной, а слоны или киты выбирались из-за их силы. Только очень сильные животные , по представлению людей , могли удержать Землю. Шли годы, наука развивалась, люди узнали,  о том, как устроена Земля. Но выражение « три кита» прочно осталось в нашей речи, которое означает основу, фундамент чего –то. Слайд № 4

Основа жизни – три кита-

Об этом помните всегда.

v  Есть  свои три кита  и у экономики, без которых она не может существовать  ? Слайд №5

v  Откроем учебник на стр.40 и узнаем, что же является китами экономики?

А в экономике основа-

Три важных и полезных слова:

Природные богатства, капитал и труд.    

Всю сущность этой темы увидеть можно тут. Слайд №6

Об этих «трёх китах» пойдёт речь на уроке. Это  то, что требуется для производства товаров и услуг.

v    Вспомним:

v  Что такое товар?

 Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

v  Что такое услуга?

Это работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить свои потребности.

 

v  Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед вами был поставлен вопрос: « Что требуется для производства товаров и услуг?»

Приглашается руководитель группы « Экологов »

Наша группа работала над темой « Значение природных богатств  для развития экономики».  Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Слайд №7

Первый кит - Природные богатства

 К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.

v  Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Сейчас во многих странах движение воздуха - ветер используется для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки.                              Слайд№8

Воздух нам необходим.
Чистый воздух, а не дым.
Свежий воздух, а не газ.
Всё в этом мире зависит от нас!

v  А теперь посмотрим, а была бы жизнь без воды? Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдёт в экономике? Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные, школы, детские сады .Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика Слайд № 9  

                                    

Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?

v  Полезные ископаемые широко  используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике . В нашем Краснодарском крае более 60 видов полезных ископаемых : газ, нефть, мергель, минеральные источники и другие. Слайд №10

 

Учитель. Может ли Земля давать полезные ископаемые бесконечно ? За исключением небольшого числа благ- воздуха, солнечного тепла, дождя, - все остальное имеется в природе в ограниченном количестве. Например, ученые установили, что в недрах Земли находится около 120 миллиардов тонн нефти. Колоссальная цифра сама по себе. Но надо помнить, что люди всех стран, на территории которых есть это полезное ископаемое, добывают её. Когда – нибудь должен наступить день, когда нефть кончится.

Залежи нефти, руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!

v  Почва – это особое природное тело. Основное свойство почвы - это плодородие. Без почвы невозможно ведения сельского  хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Итак, вы видите, что земля – наша кормилица. Слайд №11

Пашни, угодья, луга и поля,
Всё это кормилица наша - земля!
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим тогда мы земле пустовать!

v  Большое значение для экономики имеют растения и животные. Мир растений даёт человеку пищевые продукты, корм, сырьё. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов. Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, рыбный промысел человек использует в пище и в изготовлении лекарств. Мех животных используется в легкой промышленности. Слайд №12

Зелёная планета – планета доброты.
Здесь в мире и согласии
Живём и я, и ты.
Растенья и животные так радуют наш глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!

- Как сделать так, чтоб не гибли растения?
- Чтоб уголь и нефть сохранить навсегда?
- Природа – наш дом, наше спасение.
- Не допустим беды никогда, никогда! Слайд №13

Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства. Но их необходимо разумно расходовать и охранять .   Слайд №14

 Учитель. Итак, 1 кит экономики - это природные богатства

( Стр.41-43 прочитаем , подчеркните ) Какие природные богатства использует человек?

          Естественная природа - это кладовая экономики. Из неё экономика черпает сырьё для изготовления всего, в чём нуждается человек.

Приглашаются руководитель  и члены группы «Экскурсоводов»

Член группы  Слайд №15

v  Наша группа экскурсоводов работала над проблемой «Влияние предприятий на экономику станицы». Мы должны были выяснить, что такое «капитал» и как предприятия влияют на экономику нашей станицы.

v  Для этого мы провели социологический опрос учащихся и анкетирование, чтобы выяснить, о каких предприятиях  они знают, о каких хотели бы узнать. Провели интервью с работниками некоторых предприятий, чтобы узнать подробнее, как работает предприятие. Нашли фотографии с изображением этих предприятий.

v  Мы рассмотрели несколько вариантов определений, что такое капитал. Больше всех нам понравилось такое:

v  Капитал – это всё, что способно приносить доход, давать прибыль. Слайд № 16

v  В нашей  станице существует много различных предприятий, о которых мы готовы вам рассказать. Слайд№17

Член группы  Почта. Слайд №18

- В нашей станице, как и во всех городах России, есть почтовое отделение связи. Оно обеспечивает быструю пересылку почты, что помогает предприятиям и жителям нашей станицы  получить нужную информацию быстро и в срок. На почте работают операторы почтовой связи и почтальоны. Почтальоны осуществляют доставку газет и журналов по подписке, писем, извещений на заказные письма, посылки и бандероли. Почтальоны доставляют на дом пенсию и оформляют подписку на газеты и журналы ..На почте работает 3 почтальона, 2 оператора, 2 связиста, 1 уборщица . Всё о работе почтового отделения мне рассказала и показала  начальник  почты  Гольцова  Вера Алексеевна.

Член группы.  Частные предприниматели. Слайд №19 -20

- Частные предприниматели поддерживают экономику государства тем, что платят налоги в федеральный бюджет. Также они платят подоходный налог. Эти деньги расходуют на нужды нашей станицы.. Предприниматели предоставляют рабочие места, чем тоже поддерживают экономику. Это сокращает численность безработных. Частные предприниматели, в основном, оказывают потребительские услуги.

Член группы   ООО «Антей»  Слайд №21

- Предприятие «Антей» занимается заготовкой и деревообработкой древесины. Оно велико по своему масштабу и значению. Здесь на новом германском оборудовании делают мебель, оконные блоки всех размеров, дверные блоки. А ещё шьют одежду, шторы. Скамейки на 2 и 3 этажах школы сделали рабочие этого предприятия. В производстве задействованы люди разных профессий:  столяры,  мебельщики, сварщики, слесари, водители, швеи и другие.

 

Учитель. Президент  в своём послании Федеральному собранию уделил большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах. Малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения: это рабочие места, налоги, это решение многих социальных проблем.

Член группы.  Агрофирма « Южная»      Слайд № 22- 23

Самым крупным  предприятие м является Агрофирма « Южная».На территории Агрофирмы  находится множество цехов :кирпичный завод, автогараж, винзавод и другие. На предприятии работает 320 работников. Это люди разных профессий: операторы, ремонтники, учетчики, инженерно - технические работники., водители, формовщики, трактористы. Продукция предприятия пользуется спросом не только у нас в крае , но и за его пределами.

v  Мы поняли, что появление новых предприятий, новых цехов, современное оборудование  увеличивают бюджет станицы и рост её благосостояния.

Вывод группы. Для производства  новых товаров и услуг необходимы:                     Слайд №24

  1. Здания заводов, фабрик, ферм, складов, дороги , порты.
  2. Современное оборудование .

v  Учитель. Итак , 2 кит экономики -  это капитал.

( стр.44.прочитатьКапитал и найти ответ на вопрос Что называется капиталом?)

 

v  Учитель    

Капитал - это имущество, благодаря которому производят новые товары. Капиталом могут быть и деньги. Капитал - это всё, что приносит доход, прибыль.

Проблема????

Учитель .Представьте, что вы директор фабрики. Что бы вы сделали, чтобы увеличить капитал?

( Можно построить новый цех, приобрести современное оборудование, выучить своих рабочих, пригласить молодых специалистов с высшим образованием, внедрять нанотехнологии)

Учитель.  А теперь вы - директор школы. Чтобы вы сделали, чтобы школа выпускала грамотных молодых людей, которые бы поступали в высшие учебные заведения, могли бы их закончить и увеличить капитал страны?

(Нужны : новые книги, столы, компьютеры, оборудование для кабинетов, отличные специалисты)

                            Физминутка  

Приглашается руководитель   группы «Журналистов»

Слайд №25

-Последним фактором экономики является труд. Группа журналистов работала над проблемой: «Значение труда для человека». Результат нашей работы буклет и презентация.

Труд в жизни человека играет огромную роль и существует много разных определений. Одно из них вы видите на слайде № 26

 

v  Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд самых разных профессий .

v  Социологический опрос показал, что наши родители - это врачи, продавцы, частные предприниматели, строители, медсёстры, водители, учителя, рабочие. Слайды № 27-28

v  А дети нашего класса хотят стать художниками, воспитателями, врачами, учителями, военными, строителями, изобретателями. Слайд №29

Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный. Слайд №30

Учитель. Сказать о том, какой из них тяжелее или важнее - нельзя. Каждый вид труда особенный и необходимый. Прежде, чем кто-то из специалистов начал работать, его обучали в институте техникуме.

Делали это люди какого труда   ?( Умственного- преподаватели). А чтобы вы могли учиться в чистом кабинете, его надо привести в порядок, убрать. Это делает уборщица. Какой это труд? ( Физический) Любой труд надо ценить.

Учитель. Отчего зависит успех труда?

v  Успех труда людей во многом зависит от их образования.

Современной экономике требуется всё больше образованных людей. И ученики нашего класса тоже стремятся хорошо учиться, чтобы в дальнейшем получить хорошее образование и обеспечить себя отличной работой. Так у нас на отлично учатся 2 ученика, на хорошо- 14 человек. Слайд №31

v  Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно заботиться всегда о своём здоровье с детства. Слайд №32

И поэтому учащимся мы говорим: «Каков мастер, такова и работа» а для этого:

1. Берегите своё здоровье.
2. Добросовестно учитесь в школе.
3. Помните, что всякой вещи своё место.
4. Помогайте родителям.

- В нашей жизни есть с кого брать пример. Это наши родители. Слайд № 33

О них мы сегодня и расскажем ( Сочинения) Слайд №34, 35,36

В буклете под названием: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны» вы найдёте сочинения о родителях, пословицы о труде, рисунки.Слайд№37

- Одну страничку журнала мы оживим.

                   Живой микрофон

v  -Это моя мама. Она медсестра. Работает уже 20 лет.

 Скажи, а  работа у неё интересная? Слайд№38

v  - Конечно, не только интересная, но и трудная.Она лечит детей.   Каждому надо найти свой подход, сказать приветливое слово. Сделать так, чтобы дети не болели.

v  - Мой папа – шофёр .Слайд№39

     Он  изъездил много дорог, повидал немало городов и республик от севера до юга .Работа у него опасная, потому что на дорогах случаются аварии, особенно зимой, когда гололёд.

Папа, ведь  твой папа за рулём более 10 лет, значит, он опытный водитель 

v  .-Да, он старается быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения.А я мечтаю быть менеджером. Хочу, чтобы мама и папа гордились мной. И для достижения своей мечты я стараюсь хорошо учиться в школе и участвовать в разных мероприятиях.

Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.

Вывод группы: Труд призван создавать продукцию, товары, услуги, знания, информацию, духовные ценности. Для производства товаров и услуг необходимо получить профессию. Слайд №40

Итак, 3 кит экономики - это труд.


( стр. 44-45, прочитать, Прочитать и ответить на вопрос

 Отчего зависит успех труда?)

3 Закрепление.

 

ü  Назовите три кита зкономики Слай № 41

ü  Работа в тетрадях стр.24.Задание№1.

ü  Что же нужно для производства товаров и услуг?

ü  ( Ответ на  стр.46 учебника)

 

3.      Тестирование.  Выделить пушистика

4.      Домашнее задание.учебник стр.40-46, тетрадь стр.24-25

5.      Выставление оценок

1.     Самооценка ( поставьте сами себе оценку, учитывая свою работу)

2.     Учитель выставит за тест.

 

III. Рефлексия.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Таргетолог

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 10.01.2015 548
    • DOCX 48.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гришаева Вера Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гришаева Вера Александровна
    Гришаева Вера Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 763
    • Всего материалов: 1

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Видеотехнологии и мультипликация в начальной школе

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 257 человек из 51 региона
  • Этот курс уже прошли 1 263 человека

Курс профессиональной переподготовки

Подготовка детей к школьному обучению в условиях вариативного дошкольного образования и реализации ФГОС НОО

Учитель по подготовке к школе (педагог)

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 306 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 611 человек

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2688 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 482 человека

Мини-курс

Wildberries: от управления заказами до продвижения товаров

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 26 регионов

Мини-курс

Управление стрессом и эмоциями

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 74 человека

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе