Главная / Начальные классы / Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

Три кита экономики


Цель проекта: формировать практические знания по теме «Экономика», навыки работы в команде и работы с информацией.

Задачи:

1.научить пользоваться программами Microsoft Power Point

2.кратко излагать свои мысли устно и письменно;

3.развивать коммуникативные способности учащихся;

4.воспитывать уважение к людям труда.

5.познакомить с основными условиями , необходимыми для развития экономики.

Сроки проведения: 3 недели.

Работа велась по следующим этапам:

1 этап. Выбор темы.

2 этап. Деление класса на группы по 7-8 человек. (1 урок вводный, 10 мин.)

3 этап. Постановка проблемного вопроса (1 урок вводный, 10 мин.)

4 этап. Распределение и организация работы внутри групп по листу самостоятельной деятельности учащихся (1 урок вводный, 10 мин.)

5 этап. Алгоритм работы каждой группы в течение 1 недели:

  1. поиск материала,

  2. социологический опрос,

  3. интервьюирование,

  4. анализ материала,

  5. оформление выводов.

6 этап. Представление результатов (2 урок, 35 мин.)

7 этап. Рефлексия. (2 урок, 5 мин.)

Описание проекта.

Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед ними поставлен основополагающий вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследованием определённой теме:

Экологи«Значение природных богатств для экономики».

Экскурсоводы«Вклад предприятий в экономику нашей станицы»;

Журналисты - «Значение труда для человека. Важность и нужность профессий»;

Результатами работы детей стали:

1.журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

2 .Мультимедийная презентация о предприятиях нашей станицы.

3.Плакаты по охране труда.

В конце урока дети с помощью шкалы самооценки отметили уровень своей деятельности.

Отметки стояли либо на уровне выше среднего, либо на высоком уровне. Это и было рефлексией урока.

1.Организационный момент урока .Слайд№1

Прежде , чем начать урок, определим – с каким настроением вы пришли . Отметим галочкой того «пушистика», который соответствует вашему настроению .Слайд № 2

Мы продолжаем путешествие по экономике. Слайд № 3

Экономика - это всё хозяйство людей, а также наука , которая его изучает.

  • Назовите задачу – ЭКОНОМИКИ?

Задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.

Вступительное слово учителя

Учитель В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах или на трёх слонах. Цифра три считалась волшебной, а слоны или киты выбирались из-за их силы. Только очень сильные животные , по представлению людей , могли удержать Землю. Шли годы, наука развивалась, люди узнали, о том, как устроена Земля. Но выражение « три кита» прочно осталось в нашей речи, которое означает основу, фундамент чего –то. Слайд № 4

Основа жизни – три кита-

Об этом помните всегда.

  • Есть свои три кита и у экономики, без которых она не может существовать ? Слайд №5

  • Откроем учебник на стр.40 и узнаем, что же является китами экономики?

А в экономике основа-

Три важных и полезных слова:

Природные богатства, капитал и труд.

Всю сущность этой темы увидеть можно тут. Слайд №6

Об этих «трёх китах» пойдёт речь на уроке. Это то, что требуется для производства товаров и услуг.

  • Вспомним:

  • Что такое товар?

Это вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

  • Что такое услуга?

Это работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить свои потребности.



  • Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед вами был поставлен вопрос: « Что требуется для производства товаров и услуг?»

Приглашается руководитель группы « Экологов »

Наша группа работала над темой « Значение природных богатств для развития экономики». Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. Слайд №7

Первый кит - Природные богатства

К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.

  • Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Сейчас во многих странах движение воздуха - ветер используется для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. Слайд№8

Воздух нам необходим.
Чистый воздух, а не дым.
Свежий воздух, а не газ.
Всё в этом мире зависит от нас!

  • А теперь посмотрим, а была бы жизнь без воды? Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдёт в экономике? Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные, школы, детские сады .Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика Слайд № 9

Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?

  • Полезные ископаемые широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике . В нашем Краснодарском крае более 60 видов полезных ископаемых : газ, нефть, мергель, минеральные источники и другие. Слайд №10



Учитель. Может ли Земля давать полезные ископаемые бесконечно ? За исключением небольшого числа благ- воздуха, солнечного тепла, дождя, - все остальное имеется в природе в ограниченном количестве. Например, ученые установили, что в недрах Земли находится около 120 миллиардов тонн нефти. Колоссальная цифра сама по себе. Но надо помнить, что люди всех стран, на территории которых есть это полезное ископаемое, добывают её. Когда – нибудь должен наступить день, когда нефть кончится.

Залежи нефти, руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!

  • Почва – это особое природное тело. Основное свойство почвы - это плодородие. Без почвы невозможно ведения сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания. Итак, вы видите, что земля – наша кормилица. Слайд №11

Пашни, угодья, луга и поля,
Всё это кормилица наша - земля!
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим тогда мы земле пустовать!

  • Большое значение для экономики имеют растения и животные. Мир растений даёт человеку пищевые продукты, корм, сырьё. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов. Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, рыбный промысел человек использует в пище и в изготовлении лекарств. Мех животных используется в легкой промышленности. Слайд №12

Зелёная планета – планета доброты.
Здесь в мире и согласии
Живём и я, и ты.
Растенья и животные так радуют наш глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!

- Как сделать так, чтоб не гибли растения?
- Чтоб уголь и нефть сохранить навсегда?
- Природа – наш дом, наше спасение.
- Не допустим беды никогда, никогда! Слайд №13

Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимы природные богатства. Но их необходимо разумно расходовать и охранять . Слайд №14

Учитель. Итак, 1 кит экономики - это природные богатства

( Стр.41-43 прочитаем , подчеркните ) Какие природные богатства использует человек?

Естественная природа - это кладовая экономики. Из неё экономика черпает сырьё для изготовления всего, в чём нуждается человек.

Приглашаются руководитель и члены группы «Экскурсоводов»

Член группы Слайд №15

  • Наша группа экскурсоводов работала над проблемой «Влияние предприятий на экономику станицы». Мы должны были выяснить, что такое «капитал» и как предприятия влияют на экономику нашей станицы.

  • Для этого мы провели социологический опрос учащихся и анкетирование, чтобы выяснить, о каких предприятиях они знают, о каких хотели бы узнать. Провели интервью с работниками некоторых предприятий, чтобы узнать подробнее, как работает предприятие. Нашли фотографии с изображением этих предприятий.

  • Мы рассмотрели несколько вариантов определений, что такое капитал. Больше всех нам понравилось такое:

  • Капитал – это всё, что способно приносить доход, давать прибыль. Слайд № 16

  • В нашей станице существует много различных предприятий, о которых мы готовы вам рассказать. Слайд№17

Член группы Почта. Слайд №18

- В нашей станице, как и во всех городах России, есть почтовое отделение связи. Оно обеспечивает быструю пересылку почты, что помогает предприятиям и жителям нашей станицы получить нужную информацию быстро и в срок. На почте работают операторы почтовой связи и почтальоны. Почтальоны осуществляют доставку газет и журналов по подписке, писем, извещений на заказные письма, посылки и бандероли. Почтальоны доставляют на дом пенсию и оформляют подписку на газеты и журналы ..На почте работает 3 почтальона, 2 оператора, 2 связиста, 1 уборщица . Всё о работе почтового отделения мне рассказала и показала начальник почты Гольцова Вера Алексеевна.

Член группы. Частные предприниматели. Слайд №19 -20

- Частные предприниматели поддерживают экономику государства тем, что платят налоги в федеральный бюджет. Также они платят подоходный налог. Эти деньги расходуют на нужды нашей станицы.. Предприниматели предоставляют рабочие места, чем тоже поддерживают экономику. Это сокращает численность безработных. Частные предприниматели, в основном, оказывают потребительские услуги.

Член группы ООО «Антей» Слайд №21

- Предприятие «Антей» занимается заготовкой и деревообработкой древесины. Оно велико по своему масштабу и значению. Здесь на новом германском оборудовании делают мебель, оконные блоки всех размеров, дверные блоки. А ещё шьют одежду, шторы. Скамейки на 2 и 3 этажах школы сделали рабочие этого предприятия. В производстве задействованы люди разных профессий: столяры, мебельщики, сварщики, слесари, водители, швеи и другие.



Учитель. Президент в своём послании Федеральному собранию уделил большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах. Малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения: это рабочие места, налоги, это решение многих социальных проблем.

Член группы. Агрофирма « Южная» Слайд № 22- 23

Самым крупным предприятие м является Агрофирма « Южная».На территории Агрофирмы находится множество цехов :кирпичный завод, автогараж, винзавод и другие. На предприятии работает 320 работников. Это люди разных профессий: операторы, ремонтники, учетчики, инженерно - технические работники., водители, формовщики, трактористы. Продукция предприятия пользуется спросом не только у нас в крае , но и за его пределами.

  • Мы поняли, что появление новых предприятий, новых цехов, современное оборудование увеличивают бюджет станицы и рост её благосостояния.

Вывод группы. Для производства новых товаров и услуг необходимы: Слайд №24

  1. Здания заводов, фабрик, ферм, складов, дороги , порты.

  2. Современное оборудование .

  • Учитель. Итак , 2 кит экономики - это капитал.

( стр.44.прочитатьКапитал и найти ответ на вопрос Что называется капиталом?)



  • Учитель

Капитал - это имущество, благодаря которому производят новые товары. Капиталом могут быть и деньги. Капитал - это всё, что приносит доход, прибыль.

Проблема????

Учитель .Представьте, что вы директор фабрики. Что бы вы сделали, чтобы увеличить капитал?

( Можно построить новый цех, приобрести современное оборудование, выучить своих рабочих, пригласить молодых специалистов с высшим образованием, внедрять нанотехнологии)

Учитель. А теперь вы - директор школы. Чтобы вы сделали, чтобы школа выпускала грамотных молодых людей, которые бы поступали в высшие учебные заведения, могли бы их закончить и увеличить капитал страны?

(Нужны : новые книги, столы, компьютеры, оборудование для кабинетов, отличные специалисты)

Физминутка

Приглашается руководитель группы «Журналистов»

Слайд №25

-Последним фактором экономики является труд. Группа журналистов работала над проблемой: «Значение труда для человека». Результат нашей работы буклет и презентация.

Труд в жизни человека играет огромную роль и существует много разных определений. Одно из них вы видите на слайде № 26



  • Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд самых разных профессий .

  • Социологический опрос показал, что наши родители - это врачи, продавцы, частные предприниматели, строители, медсёстры, водители, учителя, рабочие. Слайды № 27-28

  • А дети нашего класса хотят стать художниками, воспитателями, врачами, учителями, военными, строителями, изобретателями. Слайд №29

Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный. Слайд №30

Учитель. Сказать о том, какой из них тяжелее или важнее - нельзя. Каждый вид труда особенный и необходимый. Прежде, чем кто-то из специалистов начал работать, его обучали в институте техникуме.

Делали это люди какого труда ?( Умственного- преподаватели). А чтобы вы могли учиться в чистом кабинете, его надо привести в порядок, убрать. Это делает уборщица. Какой это труд? ( Физический) Любой труд надо ценить.

Учитель. Отчего зависит успех труда?

  • Успех труда людей во многом зависит от их образования.

Современной экономике требуется всё больше образованных людей. И ученики нашего класса тоже стремятся хорошо учиться, чтобы в дальнейшем получить хорошее образование и обеспечить себя отличной работой. Так у нас на отлично учатся 2 ученика, на хорошо- 14 человек. Слайд №31

  • Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно заботиться всегда о своём здоровье с детства. Слайд №32

И поэтому учащимся мы говорим: «Каков мастер, такова и работа» а для этого:

1. Берегите своё здоровье.
2. Добросовестно учитесь в школе.
3. Помните, что всякой вещи своё место.
4. Помогайте родителям.

- В нашей жизни есть с кого брать пример. Это наши родители. Слайд № 33

О них мы сегодня и расскажем ( Сочинения) Слайд №34, 35,36

В буклете под названием: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны» вы найдёте сочинения о родителях, пословицы о труде, рисунки.Слайд№37

- Одну страничку журнала мы оживим.

Живой микрофон

  • -Это моя мама. Она медсестра. Работает уже 20 лет.

Скажи, а работа у неё интересная? Слайд№38

  • - Конечно, не только интересная, но и трудная.Она лечит детей. Каждому надо найти свой подход, сказать приветливое слово. Сделать так, чтобы дети не болели.

  • - Мой папа – шофёр .Слайд№39

Он изъездил много дорог, повидал немало городов и республик от севера до юга .Работа у него опасная, потому что на дорогах случаются аварии, особенно зимой, когда гололёд.

Папа, ведь твой папа за рулём более 10 лет, значит, он опытный водитель

  • .-Да, он старается быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения.А я мечтаю быть менеджером. Хочу, чтобы мама и папа гордились мной. И для достижения своей мечты я стараюсь хорошо учиться в школе и участвовать в разных мероприятиях.

Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.

Вывод группы: Труд призван создавать продукцию, товары, услуги, знания, информацию, духовные ценности. Для производства товаров и услуг необходимо получить профессию. Слайд №40

Итак, 3 кит экономики - это труд.


( стр. 44-45, прочитать, Прочитать и ответить на вопрос

Отчего зависит успех труда?)

3 Закрепление.



  • Назовите три кита зкономики Слай № 41

  • Работа в тетрадях стр.24.Задание№1.

  • Что же нужно для производства товаров и услуг?

  • ( Ответ на стр.46 учебника)



  1. Тестирование. Выделить пушистика

  2. Домашнее задание.учебник стр.40-46, тетрадь стр.24-25

  3. Выставление оценок

  1. Самооценка ( поставьте сами себе оценку, учитывая свою работу)

  2. Учитель выставит за тест.



III. Рефлексия.

8


Конспект урока по окружающему миру на тему"Три кита экономики"(4 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Я считаю, что в проектной деятельности у учащихся формируется опыт работы с современными телекоммуникационными средствами, совершенствуется навык работы с компьютерной техникой, развивается способность к творческому использованию информации.

В результате исследовательской деятельности дети познакомились с предприятиями нашей станицы и профессиями родителей. А это в свою очередь является формой профориентационной работы в начальных классах. Как показала моя практика, на таких уроках дети легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки в выступления одноклассников. Всё это способствует развитию критического мышления.

Я думаю, что именно использование проекта преобразит преподавание учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. А самое главное, повысит интерес детей к учёбе.

Автор Гришаева Вера Александровна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 623
Номер материала 52780
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓