Конспект урока по ОБЖ
Тема: Водитель, формирование качеств безопасного
водителя
Предмет:
ОБЖ.
Класс:
8_
Дата
проведения: «____» _____________ 20___ г.
Составитель:
учитель ОБЖ Лопин С.А.
Тип
урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель – ознакомиться с общими обязанностями водителя;
рассмотреть правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя
мопеда.
Ход урока
I.
Повторение
пройденного материала.
Беседа по вопросам:
- Что такое дорога и каковы её составные части?
- Для чего предназначено регулирование дорожного
движения и при помощи чего оно осуществляется?
- Кто является участниками дорожного движения и какие
общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?
- Какие меры безопасности необходимо соблюдать
пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?
II.
Изложение
программного материала.
Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного
движения.
Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт
рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится
больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет
приходиться 330-440 автомобилей (в 2002-2003 гг. этот показатель составлял
230-250 единиц автомобилей).
Следовательно, также быстро растёт и число водителей.
При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области
безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной
мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению
безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70%
ДТП происходит по вине водителей).
Поэтому безопасность дорожного движения в первую
очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства
ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.
По каким духовным и физическим качествам водителя
можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения?
По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:
1.
Соответствие состояния
здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим
нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях
современных дорог.
2.
Глубокие знания ПДД, их
осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на
дороге.
3.
Постоянное
совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.
4.
Воспитание в себе чувства
высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения
(пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности
жизнедеятельности.
Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут
они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны
воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки
современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями
транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация
страны.
Целенаправленно эти качества должны формироваться с
момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он
должен начать постигать азы ПДД и формировать убеждение в необходимости
соблюдения их постоянно.
Первым транспортным средством, которым человек
начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и
необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.
Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса
и более и приводимое в движение мускульной силой человека.
ВНИМАНИЕ!
Управлять велосипедом при движении по дорогам
Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не
моложе 16 л6т. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может
снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять
велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в
возрасте 14 лет.
Движение на велосипеде не разрешается на большинстве
улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как
транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в
движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно,
его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых,
велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется
недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на
велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на
дороге.
ЗАПОМНИТЕ!
Велосипедист является водителем транспортного
средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому
водителю.
Это должен знать каждый
Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в
пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Основные требования к техническому состоянию
велосипеда:
- Велосипед всегда должен иметь исправные
тормоза и звуковой сигнал (звонок).
- При движении на дорогах в тёмное время суток
велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади
фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон
световозвращателями оранжевого или красного цвета.
Водителям велосипеда запрещается:
- Двигаться при неисправности тормозной системы
или рулевого управления.
- Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя
бы одной рукой.
- Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в
возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными
подножками.
- Перевозить груз, который выступает более чем
на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.
- Двигаться по проезжей части улицы при наличии
рядом велосипедной дорожки.
- Поворачивать налево или разворачиваться на
дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для
движения в данном направлении.
- Обучаться езде на велосипеде на улицах города
и автомобильных дорогах.
- Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам
(тротуар – это дорога для пешеходов).
Основные обязанности велосипедиста:
- На дороге необходимо держаться крайней правой
полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит
безопасность велосипедисту.
- Выполнять левый поворот или разворачиваться
можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не
имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую
ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот
или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с
трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном
направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая
правила, установленные для пешеходов.
- При намерении повернуть или остановиться
необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью
сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку
или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону
правую руку или согнутую в локте левую руку.
- На нерегулируемом пересечении велосипедной
дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по
пересекаемой дороге.
Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении
велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила
дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных
средств.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995
г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.
По состоянию на 1 января 2004
г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов
России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская,
Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская,
Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие
образовательные учреждения.
Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ
России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного
поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.
Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений
дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают
профессиональную подготовку водителей транспортных средств.
Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:
- 3-годичное обучение с 14 лет;
- 2-годичное обучение с 15 лет;
- 1-годичное обучение с 16-16,5-летнего
возраста.
Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную
учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты
для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее
время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200
грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100
автомобилей.
В заключение отметим, что снижение количества
дорожно-транспортных происшествий, травматизма и гибели людей на дорогах
зависит от каждого человека – участника дорожного движения. Снизить
отрицательное влияние «человеческого фактора» на безопасность дорожного
движения можно при условии коренного изменения отношения участников дорожного
движения к выполнению Правил дорожного движения и соблюдения общеизвестных мер
безопасности на дорогах, при осознании каждым человеком факта, что жизнь и
здоровье зависят во многом от его поведения.
III.
Итог урока.
- Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния
уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного
движения?
- Какие качества характеризуют уровень общей культуры
водителя в области безопасности дорожного движения?
- Какую роль может сыграть велосипед для подготовки
будущего водителя транспортного средства?
- Какие основные требования предъявляются к
техническому состоянию велосипеда?
- Перечислите основные обязанности велосипедиста.
IV.
Домашнее задание.
Из ПДД выберите и запомните основные положения того,
что запрещено водителю велосипеда.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.