Инфоурок Биология Другие методич. материалыКонспенкт урока по биологии на тему "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания" (8 класс)

Конспенкт урока по биологии на тему "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания" (8 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания (8 класс).docx

Волкова Татьяна Викторовна,

учитель биологии,

специалист высшей категории  высшего уровня,                                                                                                                                                                                                                                                                               ГУ «Средняя школа № 19 отдела образования                                                                                                                                                                                                                                                                        акимата города Костаная»

         Класс: 8

Поурочный план                                 Дата                                                                  

Урок               биологии

Тема урока: Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания (флипчарт, страница  1-  документ Microsoft Office Word).        

(флипчарт, страница  2) Цель урока познакомить с гигиенической характеристикой воздушной среды,  причинами заболеваний и правилами гигиены органов дыхания.

Задачи урока:

Образовательные:  сформировать знания о  влиянии окружающей среды на органы дыхания человека; дать представление о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания; выяснить  меры профилактики этих заболеваний; актуализировать знания о вреде курения;

Развивающие: развить креативное и  логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; способствовать развитию логического мышления учащихся,  навыков монологической речи и умения вести диалог; активизировать мыслительные процессы сравнения, анализа, синтеза, обобщения.

 Воспитательные: формировать экологическую компетентность и стремление к здоровому образу жизни.

Тип урока: комбинированный урок с элементами беседы, с использованием ИКТ.

Методы урока: словесные (частично-поисковая, беседа, объяснение),  проблемный,  самостоятельная работа с дополнительным материалом, наглядные,  практические (постановка опыта).

Форма обучения: индивидуальная, фронтальная,  в парах  и в группах.

Оборудование: флипчарт, торс человека с внутренними органами,   «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2), интерактивная доска, компьютер, карточки для индивидуальной работы, плакаты, иллюстрации о  вреде курения и загрязнении атмосферы, ватно-марлевая повязка, оборудование для проведения эксперимента «Курение».

Куда не поступает свежий воздух, часто заходит врач.

Итальянская поговорка

 

Ход урока.

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на разви-тие функ-циональной гра-мотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг.

момент

 

 

 

 

 

 

 

II.  Актуализация знаний:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

Мотивация

 

 

 

 

I IV. Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепле

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов.

 

 

 

 

VII. Домашнее задание

 

 

 

 

 

 

VIII.

Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

       Я пришла к вам на урок с прекрасным настроением, которое можно сравнить с солнцем  (показываю изображение солнца)!

А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей и тучи. Покажите, какое у вас настроение. Я Рада, что у вас хорошее настроение, но говорить нам придется о серьёзных, значимых вещах для  здоровья человека.

 Экономический рост и процветание государства зависит от здоровья людей, поэтому наша задача сохранить и укрепить наше здоровье.

   Но прежде чем мы прейдем к дальнейшему изучению дыхательной системы, давайте   повторим с вами раннее изученный материал.

 

А). Индивидуальная работа по карточкам (флипчарт, страница 3)

Карточка 1.

 Вставьте пропущенные слова:

При вдохе  межрёберные  мышцы  …,  рёбра  …,  а диафрагма  … . Это приводит к  … объёма грудной полости. Лёгкие при этом   …  и в них поступает … .

Затем диафрагма и межрёберные мышцы  … , грудная клетка  …, её объём  … .  И воздух выходит из  … . Происходит … .

(Ответ: Приподнимают, плоской, увеличивается, растягиваются, воздухом, вдох, уменьшается, расслабляются, выдох).

Карточка 2. 

Решите задачу:

Сколько воздуха (м3) расходует на дыхание класс из 25 человек в течение 45 минут урока, если один восьмиклассник в среднем делает 16 вдохов в 1 минуту по 500 см3 воздуха? 

 (9 000 000см3= 9,0м3).

 

Б). Фронтальный опрос:

1.             Как происходит газообмен в легких?

2.             Каков механизм газообмена в тканях?

3.             Каким образом совершаются дыхательные движения?

4.             Что такое жизненная емкость легких?

5.             Как регулируется дыхание?

 

В). Биологический диктант (работа с терминами)

1.             К органам дыхания относятся:…

2.             Надгортанник

3.             Бронхиальное дерево

4.             Плевра

5.             Альвеола

6.             Диафрагма

7.             Голосовые связки

Предполагаемые ответы:

1.             Носовая полость, носоглотка, гортань, трахея, бронхи и легкие.

2.             Особый эластичный и гибкий хрящ, он закрывает вход в гортань, когда мы глотаем пищу, предохраняя дыхательные пути от попадания в них пищевых частичек.

3.             Ветвление главных бронхов.

4.             Тонкая оболочка покрывающая снаружи легкое.

5.             Тонкостенные легочные пузырьки.

6.             Мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. Участвует в дыхательных движениях.

7.             Складки слизистой оболочки, натянутые, как струны.

Г). Соотнесите органу дыхания выполняемую функцию (флипчарт, страница 4) :

1.        Носовая полость

2.        Альвеолы

3.        Хрящевые полукольца

4.        Бронхи

5.        Гортань

6.        Трахея

7.        Надгортанник

8.        Легочная плевра

9.        Пристеночная  плевра

 

А.  Не пропускает пищу в гортань

Б. Орган, имеющий стенки, состоящие из хрящевых полуколец

В.  Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов, согревает его

Г. Не дают трахее  сужаться

Д.  Покрывает стенку грудной полости изнутри

Е.  Внутри содержит голосовые связки

Ж.  Место газообмена между легкими и кровью

З.  Воздухоносные пути,  являющиеся продолжением трахеи ,  и состоят из хрящевых полуколец

И. Выстилает наружную поверхность легких.

1- В,     2 - Ж,     3 - Г,

4 - З,     5 - Е,      6 - Б,

7 - А,    8 - И,      9 - Д.

 

Д). Решение биологических задач по теме  «Дыхательная система» (флипчарт, страница 5):                              1 группа:

1. К. П. Бутейко считает, что глубокое дыхание вовсе не добавляет в кровь кислород, а более того, оно уносит из организма углекислоту, уменьшая её содержание в лёгких, тканях, органах. Какую положительную роль в организме выполняет углекислый газ?

2. Для преодоления стометровой дистанции бегуну нужно 125-150л воздуха. За 10-15 с его легкие не могут пропустить через себя такое количество воздуха. Каким образом возмещается его дефицит у бегуна?

2 группа:

1. В больницу был доставлен человек, грудная клетка которого была пробита с двух сторон. Легкие при этом остались неповрежденными. Через некоторое время больной умер от удушья. Почему это произошло?

2. Водолазы могут спускаться на глубину 100 м без скафандра и до 3000 м в тяжелом скафандре, используя специальные газовые смеси. Почему на глубине 1 нельзя дышать обычным атмосферным воздухом? Почему поднимать водолазов с большой глубины необходимо очень медленно?

3   группа:

1. 15 апреля 1875 г. воздушный шар «Зенит», на борту которого находились 31 воздухоплавателя, достиг высоты 8000м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. Предположите причины гибели людей.

2. У альпинистов на большой высоте начинается головокружение, слабость,  иногда происходит потеря сознания — наступает «горная болезнь». Эти признаки при частой тренировке со временем проходят. Предположите, какие  изменения происходят при этом в крови человека?

4 группа:

1. При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1%. Почему возникает удушье?

2.  Перед тем как нырнуть в воду, нужно набрать в легкие как можно больше воздуха или сделать ряд быстрых глубоких вдохов и выдохов. В каком случае человек дольше продержится под водой? Ответ поясните.

 

Проблемный вопрос:  Почему говорят: «Дыхание – это жизнь?»

Действительно, для жизнедеятельности организма, нужна энергия.  Поэтому, очень важно, суметь сохранить здоровыми органы дыхания.

Мы знаем, что одними из самых распространённых заболеваний человека являются заболевания органов дыхания.

 

Итак,  начинаем наш урок, посвященный болезням органов дыхания. Запишите, пожалуйста, в тетради число и тему урока: Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.

(флипчарт, страница 6)

Цели и задачи урока:

1.Расширить знания о составе воздушной среды; необходимости проветривания

    помещений;

2.Изучить возможные заболевания  органов дыхания; причины их возникновения; меры

   профилактики этих заболеваний.          

3. Обосновать вредное воздействие курения.

А). Воздушная среда жилых помещений (Флипчарт, страница 7).

  В дыхательном центре имеются клетки, чувствительные к малейшему изменению содержания СО2 в межклеточном веществе. Избыток СО2 возбуждает дыхательный центр и вызывает учащение дыхания.

Пребывание человека в закрытом помещении приводит к изменению химического состава воздуха: в выдыхаемом человеком воздухе содержится 16% О2, до 4 % СО2 и много водяных паров.

  В плохо проветриваемом помещении накапливаются летучие продукты жизнедеятельности, которые снижают работоспособность, вызывают головную боль и приводят к разнообразным заболеваниям у человека.                                                                          

Борьба с пылью (сообщение учащихся)

    Но больше всего воздух загрязняет пыль. Пыль есть почти везде. Только в море, в 1000 - 1200 км от берега, и на очень большой высоте пыли нет. Даже на вершинах Альп в мл воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объеме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. В деревне пыли меньше, но и там, в 1 мл воздуха до 5 тыс. частичек пыли. Ветер переносит ее на очень далекие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль пустыни Сахары.                           

   В  воздухе  есть много бактерий. В магазинах, театрах, на выставках, где бывает очень много людей, в 1 мл воздуха может быть до 12 млн. бактерий и более. Бактерии не носятся в воздухе свободно. Они "пассажиры" частиц пыли и переносятся только с нею. В комнатах пыли в 10-20 раз больше, чем на улице.                                                                                                                                       

   Флипчарт, страница 8     Содержание в воздухе пыль представляет опасность, так как может механически травмировать стенки альвеол и воздухоносных путей, способствует затруднению газообмена. Так же на пылинках могут оседать микробы и вирусы, которые могут стать причиной инфекционных заболеваний. Для того, чтобы воздушная среда в помещении соответствовала норме, необходимо его регулярно проветривать. Все эти факторы оказывают негативное влияние на органы дыхания человека, вызывая отклонения в их работе.

   Вот почему борьба за чистый воздух - это борьба с заразными болезнями. Чем меньше пыли, тем меньше бактерий в воздухе, а, следовательно, тем меньше их попадет к нам в дыхательные пути и легкие.

-Какие еще факторы окружающей среды очень сильно влияют на дыхательную систему?

За чистый воздух необходимо бороться. Большую роль в оздоровлении воздуха выполняют  зеленые насаждения. В пробах воздуха, взятых в сквере и на улице, оказалось разное количество вредных примесей: в воздухе сквера их вдвое меньше, чем в воздухе улицы. Поэтому необходимо охранять  зеленые насаждения, ежегодно проводить посадку деревьев и кустарников, так как они являются поставщики атмосферного кислорода и сохраняют  наше здоровье.

  Так же для уменьшения пыли в городах, в том числе и нашем,  проводят поливку улиц, дворов, садов. И тогда даже  днем, когда в воздухе очень много пыли, количество ее, а, следовательно, и бактерий  уменьшается наполовину.

       О целительной силе чистого воздуха очень убедительно говорит врач Комов в романе Павленко «Счастье»: «...ваша бо­лезнь требует простого лекарства - воздуха. Побольше его и на­яву и во сне. Нужно насквозь продуть себя, омыть каждую клет­ку свою свежим воздухом. Есть на открытом воздухе. А спать непременно... Итак, начните принимать воздух в самых неогра­ниченных дозах. Научитесь дышать. Привыкайте относиться к воздуху, как к пище, пережевывайте его носоглоткой, ощущайте на вкус, на запах, наслаждайтесь им, как гурман... Пейте только проточный воздух... Держитесь в своей болезни политики от­крытых дверей».

Проблемный вопрос:

Объясните, для чего необходимо проветривать классные и жилые помещения на переменах?

В 1м2 воздуха жилого помещения – 15-20 микробов.

В 1м2 на улице – до 5000 микробов.

В 1м3 воздуха школьного кабинета

          до начала занятий 2600 микробов

          к концу 6 урока – 13500 микробов.

 (Проветривание уносит не только пыль, но и другие вредные примеси, например углекислый газ. Доказано, что в классе, если помещение не проветривается, углекислого газа к 11 часам становится почти в три раза больше, чем перед началом занятий).

Б). Болезни и профилактика органов дыхания.

1. Работая в группах, составьте кластер на тему:  причины  заболеваний органов дыхания? (флипчарт, страница  9).

(Ответ: микроорганизмы, переохлаждение, курение, экология, авитаминозы, гиподинамия).

2.Какой метод исследования грудной клетки вам знаком?

Правильно, это флюорография.                                                                                                                                                   Флюорография – это исследование грудной клетки путем фотографирования изображения со светящегося рентгеновского экрана, за которым находится обследуемый. Отснятые пленки исследуют специалисты. Если они обнаруживают отклонения от нормы, больного приглашают в соответствующее учреждение для более детального обследования.

3. Назовите наиболее распространенные заболевания органов дыхания?

(флипчарт, страницы 10 - 14)

(К болезням органов дыхания относятся гайморит, грипп, пневмония, туберкулёз, рак легких).

Работа в группах по заданию

1  группа - грипп, ОРЗ,

2 группа - пневмония,

3группа - туберкулез

4 группа  -  рак легкого.

План подготовки ответа для групп:

Название болезни.

Причины возникновения.

Путь передачи (если имеется).

Симптомы, по которым можно определить болезнь.

Лечение.

Профилактика.

По ходу ответов групп, учащиеся заполняют таблицу «Характеристика наиболее распространенных заболевания органов дыхания»:

Название болезни

Причины

Путь передачи

Симптомы

Лечение

Профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В). Влияние курения на органы дыхания .

Как вы думаете, а курение можно отнести к факторам, загрязняющим атмосферу?                                    (Пассивное курение сокращает жизнь на 5 лет).                                                                                                                   Врачи уже давно   выяснили, что рост числа курящих параллельно увеличивает количество опасных болезней.   Посмотрите на (флипчарт, страница  15), сколько ядовитых веществ содержит табачный дым. Как же  они влияют на организм человека?

Человек часто сам себе злейший враг.

                                                    Цицерон

Колумб Америку открыл,

Великий был моряк.

Но плохо тем, что приучил

Он всех курить табак.

От трубки мира у костра,

Раскуренной с вождём,

Привычка вредная пошла

В масштабе мировом.

В дыме содержится более 4 тысяч химикатов, включая высокотоксичные и вещества, вызывающие рак (формальдегид, бензол, мышьяк и прочие).

Сердце, легкие  больны:

В этом нет сомнения.

Я здоровьем заплатил

За свое курение.

Никотин – опасный яд,

Сердце поражает,

А смола от сигарет

В бронхах оседает.

Но курение влияет не только на дыхательную систему, но и на остальные. Особенно страдает репродуктивная система, плод ребенка во время беременности ,да и после тоже. Вам, как будущим родителям ,об этом стоит задуматься.

Табачный дым содержит боле трёхсот вредных веществ и часто является причиной возникновения рака лёгких.

Действие продуктов курения на организм человека (флипчарт, страница  16).

(флипчарт, страница  17).

Опыт: Курение – эксперимент, в ходе которого посмотри как происходит загрязнение легких человека.

Берем стеклянную трубку, в один конец которой засовывается сигарета, а в другой- резиновая груша. В середины трубки помещается кусок ваты.  Затем зажигаем сигарету и при помощи груши делаем одну затяжку. Наблюдаем за загрязнением ваты за одну затяжку.

Физкультминутка.

Что входит в понятие "общее укрепление организма"? Прежде всего, прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, в том числе и дыхательные. Некоторые несложные упражнения, которые займу немного времени, но окажут организму большую помощь, я вам сейчас покажу. Выполняйте вместе со мной.

1 упражнение

Руки в стороны, затем вверх - вдох.
Руки в стороны, затем вниз - выдох.

2 упражнение

Руки к плечам, вверх - вдох.
Руки к плечам, вниз - выдох.

3 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.
На счет - три, четыре - выдох.

4 упражнение

Руки на поясе. На счет раз, два - вдох.
На счет - три - резкий выдох.

Гигиена дыхания (флипчарт, страница 18 )                                                                                                              Составьте по теме «Рекомендации по гигиене дыхания»:

·         Отказ от вредных привычек – курения.

·         Проветривать помещение, делать влажную уборку .

·         Чаще прогуливаться на свежем воздухе в скверах и парках.

·         Витаминизированное питание.

·         Занятие физической культурой.

 

 

1.Работа с флипчартом, страницей 19)                                                                                                                           Объясните, чем отличаются легкие курящего и не курящего человека?

247445_lyogkie-kuryaschego-i-ne-kuryaschego-cheloveka

2. Прослушав отрывок из  книги, попытайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем говорится:  «Высадившись на берег, мы отправились вглубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обвертку и при каждой остановке зажигали её. Затем каждый делал из неё три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри».                                                                                                                                                        (Ответ: встреча Колумба и его команды с туземцами).

 3. Найди ошибку:                                                                                                                                                   1. Болезни органов дыхания в той или иной степени приводят к улучшению здоровья человека.              2. Физические упражнения ухудшают работу дыхательной системы.                                                             3. Здоровый  человек должен дышать носом, так как в полости носа воздух согревается, осушается и  загрязняется.  

4. Составить буриме на тему ЗОЖ:                                                                                                                     …………………….. лежать.                                                                                                                …………………….дышать.                                                                                                                   ……………………улыбаться.                                                                                                          …………………   заниматься!                                                                                                                                  Например:   

Долго на диване нельзя лежать,                                                                                                                           Надо свежим воздухом дышать,                                                                                                              Давайте друг другу улыбнемся,                                                                                                                             И дружно спортом заниматься!

Дыхание – жизнь. Ныне это совершенно бесспорно. Здоровье закладывается в детстве, любое отклонение в развитии организма, любая болезнь сказываются в дальнейшем на состояние здоровья взрослого человека. Надо воспитывать в себе привычку анализировать свое состояние даже тогда, когда самочувствие хорошее, учиться упражнять свое здоровье, понимать его зависимость от состояния окружающей среды.

 

 

 (флипчарт, страница  20)

Прочитать парагаф 39

Творческое задание (по желанию):

·      напишите 3 вещи, которые человек не может делать, одновременно куря сигарету;

·      выполните словесный портрет курильщика;

·      придумайте новый слоган, агитирующий за отказ от курения, который можно разместить на пачках сигарет.

·      изучите домашнюю аптечку. Подберите и запишите названия лекарственных средств, применяемых при гриппе, ангине, бронхите, насморке.

(флипчарт, страница  21).

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения:

1.              1.Моя мыслительная активность на уроке была …………………………………………………

2.              2. Больше всего мне понравилось …………………………………………………………………

3.              3. Сегодня я понял(а), что курение……………………………………………………………

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МКР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

ИП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

Р

НО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПП

ИП

НО

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НО

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

НО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИП

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

Коллек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индтвид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтал

 

 

 

 

 

 

 

Фронтал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллект

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

 

Приложение                                                                                                                                                                                                                                                                       Таблицу «Характеристика наиболее распространенных заболевания органов дыхания»:

Название болезни

Причины

Путь передачи

Симптомы

Лечение

Профилактика

Грипп

 

Вирусная инфекция

Воздушно –

капельный

Повышение

температуры.

Головокружение

Потеря аппетита.

Иногда – носовое кровотечение, рвота.

Антибиотики не помогут, так как не действуют на вирус.

Интерферрон.

Постельный режим.

Горячее питье.

Прививка.

Оксалиновая мазь.

Интерферрон.

Изоляция больных.

Влажная уборка.

ОРЗ

Вирусы. Бактерии.

 

Воздушно - капельный

 

Повышение температуры.

Насморк.

Покраснение слизистой глаз.

Ангина. Пневмония.

Антибиотики на вирус не действуют.

Постельный режим.

Симптоматическое лечение.

Жаропонижающие

Вакцинация.

Для профилактики вируса гриппа можно использовать ремантадин.

Пневмания

Вирусы

пневмо- и

стафилококки. Другие

микроорга

низмы

 

Озноб. Высокая температура.

Боль в грудной

клетке при дыхании.

Иногда кашель со слизисто- гнойной мокротой.

Антибиотики.

Общеукрепляющие

препараты. Стационар.

 

Своевременное лечение ОРЗ.Не

переохлаждаться.

Туберкулез

 

Бактерия – палочка «Коха».

 

Воздушно – капельный. Бытовой: посуда, мочалка, дверная ручка и др.

Длительное, ежедневное незначительное повышение температуры.

Кашель с мокротой

Специальными препаратами в стационаре.

 

Не курить. Изоляция больных.  Ежегодное флюорогафия.

Соблюдение личной гигиены. Влажная уборка.ПроветриваниеПрививки.

Рак легкого

 

Опухоль  на покровном эпителии, вследствие действия курения или канцерогенов

 

На ранних стадиях – никаких.

Позднее – упорный кашель с отхаркиванием слизи, крови и кровавой мокроты. Боль в груди. Одышка.

Хрипы в легких. Охриплость голоса.

Потеря аппетита и/или веса.

Зависит от размеров и стадии, а также от общего состояния больного. Стандартные  методы – облучение, химиотерапия, операция.

 

Правильное питание (овощи, фрукты, витамины). Занятие спортом. Отказ от курения.

 

 

Дополнительный материал о наиболее распространенных заболеваниях органов дыхания:                                                                                                                       Грипп.

С гриппом хоть однажды в своей жизни сталкивались, пожалуй, все. И это неудивительно, ведь грипп – одно из самых распространенных инфекционных заболеваний, способное приводить к массовым вспышкам и даже эпидемиям почти ежегодно. Поэтому так важно знать «врага в лицо»: чем он опасен, как от него защищаться, и как легче всего перенести. Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей.   

Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара. Первые упоминания о гриппе были отмечены много веков назад - еще в 412 году до н.э. описание  гриппоподобного заболевания было сделано Гиппократом. Печально известная "Испанка",  в 1918-1920 гг. Это самая сильная из известных пандемий, унесшая по самым скромным подсчетам более 20 млн. жизней.

Грипп  острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом гриппа. Входит в группу острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Периодически распространяется в виде эпидемий и пандемий. В настоящее время выявлено более 2000 вариантов вируса гриппа, различающиеся между собой антигенным спектром.

Предположительно, название болезни происходит от русского слова «хрип» — звуки, издаваемые больными.

 Грипп  вирусное заболевание, отно­сящееся к воздушно-капельной инфекции. Быстро распростра­няется, т.к. вирус устойчив в окружающей среде, и заражение производиться за счет капелек слизи больных, попавших в воз­дух при кашле и чихании. Грипп опасен возможными осложне­ниями. Больные и здоровые люди при общении должны закры­вать нос и рот марлевыми повязками, большое значение в про­филактике гриппа имеет соблюдение чистоты помещений и воз­духа.

           Вирус гриппа поражает людей всех возрастов. Это самая распространенная болезнь из всех ныне существующих. Вирус гриппа под воздействием лекарств меняет свою форму. Эпиде­миологи все время обновляют сыворотку в соответствии с изме­нениями вируса, чтобы не происходило возникновение массо­вой эпидемии гриппа, врачи рекомендуют вам сделать прививку от гриппа заблаговременно.

   Ребята, для защиты органов дыхания во время эпидемии гриппа, существуют определенные индивидуальные средства защиты, к которым относится ватно - марлевая повязка (показать).  Ватно - марлевую повязку можно сшить в домашних условиях из подручных средств.                         

 

Пневмония

Пневмони́я  (воспале́ние лёгких) — воспаление лёгочной ткани инфекционного происхождения с преимущественным поражением альвеол ткани лёгкого. Наиболее частой причиной заболевания является проникновение микроорганизмов из окружающей среды, переселение их из верхних отделов дыхательной системы в лёгочную ткань. Распространение микроорганизмов за пределы бронхиол вызывает воспаление лёгочной ткани — пневмонию.  Нарушается проходимость бронхов. Рефлекторно,  с помощью кашля и чихания, организм пытается восстановить проходимость бронхов, но в результате происходит распространение инфекции на здоровые ткани, и образуются новые очаги пневмонии. Заболевание сопровождается резким подъемом температуры, кашлем с выделение гнойной мокроты.

Для диагностики  применяют флюораграфию

 

Что представляет собой «туберкулез»?

Туберкулез (от лат. tuberculum- бугорок, заболевание человека и животных (чаще крупного рогатого скота, свиней, кур), вызываемое несколькими разновидностями кислоустойчевых микробактерий (устаревшее название – палочка Коха.)

Первооткрыватель палочки Коха

Немецкий врач и бактериолог Генрих Герман Роберт Кох (Robert Koch) вошел в историю мировой медицинской науки после 24 марта 1882 г., когда объявил о выделенной им бактерии, вызывающей туберкулез. В то время туберкулез являлся одной из важнейших причин смерти. Возбудитель туберкулезапалочка Коха. Она может попасть в организм через дыхательные пути, а также вместе и пищей, например с непрокипяченным молоком, полученным от больной туберкулезом коровы. В неблагоприятных условиях болезнетворные микробы активизируются. Они проникают в лёгкие (чаще) или другие органы и там размножаются, что ведет к заболеванию.

Рак лёгкого. Это заболевание наиболее часто встречается у курящих людей. Болезнь начинается с того, что эпителиальная ткань некоторых бронхов перерождается и начинает разрастаться. Опухоль оказывает угнетающее влияние на жизнедеятельность организма, ведет к его крайнему истощению, а затем к смерти. Флюорография должен проходить каждый человек хотя бы раз в два года. Лицам, работа которых связана с людьми, а также учащимся флюорографию необходимо проходить ежегодно. Различают 2 основные группы причин, способствующих развитию рака лёгкого. Первая – это те канцерогенные (вызывающие рак) вещества, которые попадают в ткани бронхов и лёгких из внешней среды с дыханием. Вторая – эта большая группа хронических воспалительных заболеваний лёгких.

Наиболее высока заболеваемость раком лёгких среди курящих людей, лиц, работающих на производствах, связанных с использование мышьяка, хрома, никеля, тяжелых металлов. В возникновении опухоли играют роль и хронический воспалительные процессы в ткани лёгких и бронхов.

                                                

Список  использованных источников и Интернет – ресурсов:

1. Алимкулова  Р. Биология.  Алматы: «Атамура», 2008г. - 288 с.

2. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочник. М.: «АСТ - ПРЕСС». 2001г. - 815 с.

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М.: «Просвещение», 1978г. -239 с.

4. Липченко В.Я., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. М.: «Медицина», 1988г. -320с.

5. Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. Биология человека в таблицах и схемах. М.: «Издат - Школа», 1998г. - 204с.

6. Марисая О.В. «Влияние окружающей среды  на дыхательную систему. Профилактика заболеваний органов дыхания»

Интернет – ресурсы:

 1. «Электронное пособие по биологии. 8 класс» (Волкова Т.В., ISBN 978-601-7438-01-2),

 2. www.yandex.ru -поиск -картинки

 3.www.imfan.kz <http://www.imfan.kz> - персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А.

 4.www.kiwi.kz <http://www.kiwi.kz> - видео файлы

 5.<http://mirbiologii.ru/8-klass>

 6.<http://www.uchportal.ru>

 7.<http://oksanavorobyova.ucoz>

 8.myshared.ru›slide/778318/

 9.nsportal.ru›…razrabotka…uroka…znachenie-stroenie-i

 10.www.uchportal.ru/

 11.festival.1september.ru/

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспенкт урока по биологии на тему "Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания" (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Садовод-декоратор

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цели и задачи урока: 1. Расширить знания учащихся о составе воздушной среды; необходимости проветривания помещений;                                       2. Изучить наиболее распространенные заболевания органов дыхания, причины их возникновения, меры профилактики этих заболеваний; 3. Обосновать вредное воздействие курения.  Исходя из этих целей и задач, разработан данный урок. Используя разнообразные задания разного характера, учащиеся знакомятся с данной темой.

 

               

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Контроль знаний по биологии в 10 классе. Контрольные работы
  • Учебник: «Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: Глава 2. Структура и функции клетки
  • 01.10.2020
  • 6978
  • 67
«Биология (базовый уровень)», Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др. / Под ред. Беляева Д.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.01.2015 774
    • RAR 2.7 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Волкова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Волкова Татьяна Викторовна
    Волкова Татьяна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 25
    • Всего просмотров: 3813563
    • Всего материалов: 448

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 57 человек

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Биология» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 392 человека

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 183 человека из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Основы русского языка: морфология, синтаксис, лексика

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Влияние внешних факторов на психологическое развитие личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе