I. Организационный момент (1 мин.)
Создание эмоционального настроя
Самооценка готовности к уроку
|
Встали ровно, прозвенел звонок. Начинаем наш урок.
Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло
ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.
Садитесь. (Проверка готовности класса к уроку.)
Проверь,
дружок, ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
1. Проверим на месте ли
- «разноцветные сестрицы, которые
заскучали без водицы» (гуашь). Покажите их.
2. Сегодня вам не обойтись без той, которая
- «Над бумажным над листом машет весело хвостом.
И не
просто машет, а бумагу мажет.
Красит
в разные цвета.
Ух,
какая красота!» (кисть). Покажите её.
3. А дневники на месте? Покажите их.
Настрой на урок.
|
Самооценка
готовности к уроку.
|
Регулятивные (правильность выбора учебных принадлежностей)
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения
нового способа действий.
I. Создание проблемной ситуации.
|
Учитель читает детям отрывок из песни З. Роот «Русская матрёшка»
и просит ответить на вопросы.
– Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили;
Своему искусству молодых учили.
– О ком эти строки? –
Что вас удивляет в названии «чудо-мастера», какой возникает
вопрос?
Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать
проблемный вопрос
|
Ученики отвечают на вопросы
(возможные варианты ответов): – О чудо-мастерах.
Почему мастеров называют чудо-
мастерами?
|
Личностные УУД ,
регулятивныеУУД(целеполагание, прогнозирование). Познавательные
УУД
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
|
3. Постановка учебной задачи
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели
урока.
II.
Формулирование проблемы.
|
Давным-давно, за дремучими лесами, за далёкими морями, на берегу
голубой реки Вятка, напротив города Кирова, расположилось большое село.
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из труб вился голубой дымок.
Домов много и дымков много. Вот и прозвали то село Дымково
Как вы думаете, чем знаменито Дымково
и о чем пойдет речь сегодня на уроке? –
(ответы детей)
Учитель записывает тему урока: «Дымковская игрушка»
-А почему игрушка называется дымковской?
Ребята, чего бы вы сами хотели добиться
на уроке?
Молодцы, вы сами для себя поставили цель урока.
|
Предполагают.
Первое
– это познакомиться с дымковской игрушкой. Научиться рисовать такую игрушку.
|
Личностные УУД
( проявляют познавательную инициативу);
Познавательные УУД
( осознанное и произвольное построение речевого высказывания)
коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества и
умение слушать и вступать в диалог.)
|
4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового
знания)
Цель: Построение детьми нового способа действий и формирование
способности к выполнению.
III. Выдвижение гипотез.
|
Знакомство с дымковской игрушкой мы начнем с презентации (показ
и обсуждение слайдов).
В облике дымковской игрушки невольно находит отражение природа
тех мест, где родились эти удивительные произведения искусства. Невольно
представляешь заснеженные сугробы.
На белом лице рисуют рот, над точками глазками
черные дужки бровей. На морозе лица людей украшает румянец.
Волосы окрашивают черным или коричневым цветом.
На фоне освещенного снега особенно ярко звучит цвет одежды.
Как правило роспись выполняется в такой последовательности: У
фигурок барынь, кормилец, кавалеров головные уборы и одежда имеют один яркий
цвет.
Широкие юбки и другие детали костюма украшают орнаментом.
Уши, копытца зверей, клювы, гребешки птиц обычно окрашивают
одним цветом, а всю остальную поверхность покрывают яркими узорами.
Возможности украшения Дымковской игрушки весьма разнообразны. (показ и
обсуждение слайдов)
Образы игрушек: разнаряженные щеголихи, няньки – кормилицы с
детьми на руках, лихие всадники, кони, важные индюки, и другие образы.
- Какая характерная отличительная особенность у Дымковской
игрушки?
- Какие элементы геометрического орнамента использовали
мастера?
- Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Учитель обобщает ответы, показ слайдов)
Цвета: желтый, синий, красный, зеленый, белый в фоне и черный
цвета.
- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым,
оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Орнамент: геометрический (круги, овалы, клетки, полоски, точки).
Ещё раз внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках .Что
же означают узоры на Дымковских игрушках?
|
Выдвижение
гипотез.
(Предполагают.)
Дымковская
игрушка – белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили
мелом, разведенным в молоке)
-Круги,
овалы, клетки, полоски, точки, линии)
-Желтый,
синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.
Кружочки,
солнышки – символ жизни
Точки,
крестики – начало жизни
Квадратики
– жилище
Квадратики
с точками – засеянное поле
Линии
– покой, волнистые линии – вода.
|
Познавательные (делают выводы, оперируя предметами
и их образами
выполняют задания с использованием материальных объектов, анализ
объектов); коммуникативные (умение слушать собеседника, вступать в диалог,
строить продуктивное взаимодействие);
регулятивные (взаимоконтроль, самоконтроль).
Личностные (духовно-нравственное развитие детей посредством
формирования особого отношения к мастерам)
|
5.Первичное закрепление во внешней речи
Цель: Усвоение нового способа действий.
IV. Поиск решения Работа с таблицей.
6.Физминутка «Маленький гном»
7. Включение «открытия» в систему знаний и повторение.
|
Работа по таблице «Образцы геометрического орнамента в
дымковской игрушке» (на доске, на партах).
Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
Где располагаются точки?
Каково цветовое сочетание элементов в узорах? .
А сейчас мы отдохнем, а затем продолжим
работу
Жил-был
маленький гном (приседают, встают)
У
гнома был маленький дом (изображают руками «крышу» над головой)
Гномик
игрушки лепил («помешивают»глину)
И
всем – всем - всем говорил (показывают друг на друга)
«Все
мы, и ты, и я – друзья! (кладут руку на плечо соседа)
В
гости ко мне прибегайте (бег на месте)
Ножки
вытирайте! («вытирают» ноги)
Садитесь
за стол (приседают)
И
работайте , и играйте,! (имитируют действия)
И
друг другу – улыбайтесь! (улыбаются)
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал?
Игра.
Найди узоры Дымки среди образцов других народных промыслов.
Я предлагаю вам рассмотреть образцы и выбрать те, которые
используются в дымковской росписи.
Выявляются победители с каждого ряда
Учитель предлагает внимательно рассмотреть
и проследить последовательность росписи
дымковской игрушки.
-Какие краски будем использовать?
|
1. Ученики рассматривают образцы,
отмечают отличия, особенности и отвечают на вопросы
В
ряд, в шахматном порядке, в клетке между линиями
Между
кольцами, на кольцах, по краю колец.
(не
более 4 – 10 цветов)
Выполняют.
Выполняют в парах
Яркие. (Возможно, назовут цвета)
|
Познавательные (ознакомление с многообразием орнамента, отделяют известное от неизвестного)
Личностные (развитие эстетических чувств)
Коммуникативные (формирование собственного мнения, договариваются
о правилах общения; учатся выполнять роли в группе)
|
8.Самостоятельная работа с самопроверкой
Цель: Применение нового способа действия, индивидуальная
рефлексия достижения цели. Создание ситуаций успеха.
V. Применение знаний (продуктивные
задания).
|
Учитель предлагает ребятам обвести образец
барыни на листе и расписать её, подражая мастерам дымковского
промысла.
Возьмите образцы и обведите образец барыни на листе.
Попробуйте расписать её, подражая мастерам дымковского промысла. Кроме кисточки для росписи применяют печатку – тычок для
рисования маленьких кружочков и точек.
Чтобы сделать тычок нужно свернуть полоску бумаги в трубочку.
Запомните. Узор наносить нужно сразу кистью, без
предварительного рисунка карандашом. Рисование узоров начинайте с крупных
элементов. Тонкие полоски наносите в последнюю очередь. Если темные и светлые
цвета расположены рядом, то начинайте со светлого. Не забывайте оставлять
белое поле, иначе игрушка потеряет нарядность. Завершить работу можно, наклеиванием
«золотинок».
|
Выполняют.
|
Личностные УУД (развитие самостоятельности в поиске решения
различных изобразительных задач.);
познавательные (выполняют задания с использованием материальных
объектов);
регулятивные (контролируют и оценивают процесс и результат
деятельности).
|
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: Самооценка результатов деятельности. Осознание метода
построения, границ применения новых знаний
|
Почему назвали Слободу Дымково?
Как называют мастера, который работает с глиной?
Назовите отличительные особенности дымковской игрушки?
В каких элементах росписи применяется тычок?
Выставка работ.
Учитель предлагает ученикам
оценить свою деятельность. Можно использовать цветные кружочки (зелёный – я
молодец, желтый– мне нужно ещё поработать, красный – сегодня не мой день).
|
Смайлики
|
Регулятивные УУД
( рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка
процесса и результатов деятельности).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.