Этапы
урока
|
Цели
на этапе
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Планируемые результаты
|
Предметные
|
Личностные
|
Метапредметные
|
I.Организационно-мотивационный
этап.
|
Организовать
рабочее место,
обеспечить
мотивацию
|
Приветствует
учащихся.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
- Откройте тетради,
запишите число. Классная работа.
|
Самоконтроль
готовности к уроку
|
|
Мотивация
к
учебной
деятельности
и
самоопределение
|
Регулятивные:
самоорганизация.
Высказывать
своё предположение относительно способов решения учебной задачи
|
II.Актуализация
опорных знаний обучающихся.
Постановка целеполаганий.
Чистописание.
|
Обеспечить
включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного
занятия
|
На доске
записаны буквосочетания: бб, пп, кк, сс, нн, мм, жж, лл
- Что
общего в цепочках букв вы видите?
(Они
записаны парами)
-
Определите закономерность написания букв в цепочках и продолжите строчку до
конца.
- Оцените
свою работу.
- Обратите
внимание, все буквы, которые мы с вами записали, какие обозначают звуки?
(согласные)
-Подчеркните самое красивое
соединение.
|
Слушают
педагога.
Отвечают
на вопросы.
Учащиеся
размышляют, анализируют сравнивают.
|
|
Самооценка,
мотивация
|
Высказывать
своё предположение относительно способов решения учебной задачи
|
Цель:
быстрое включение в работу
|
|
- Дети,
вы сегодня готовы совершить открытия? Приступим к работе.
1)
Распределительный диктант.
- Я вам
буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика - знакомые
орфограммы и нет.
Диктую
слова: бочка, столб, касса, рукав, класс, тучка.
-
Проверим, как вы распределили эти слова в два столбика. Слайд 1
На
доске: бочка касса
столб класс
рукав
тучка
-
Прочитайте слова, написание которых вы затрудняетесь объяснить (касса, класс).
- Какова
причина вашего затруднения? (У нас нет знаний о написании слов с двумя
одинаковыми буквами.)
- Можно
ли сказать, что написание слов с двумя одинаковыми буквами - есть орфограмма?
(Да)
- Вам важно знать, как пишутся слова с
двумя одинаковыми буквами? (Да. Мы должны уметь грамотно писать диктанты,
сочинения)
|
Слушают
и записывают слова, называют орфограммы. Называют слова, которые вызвали
затруднения.
|
умение
находить
орфограммы.
|
соотносить
результат
действия
с поставленной
целью,
способность к
организации
самостоятельной учебной деятельности.
Сохранять
мотивацию к учёбе проявлять интерес к новому учебному материалу.
|
Регулятивные:
выполнять
учебныедействия; контроль, оценка, самооценка.
|
III.
Постановка задачи и цели урока
|
Учить
ставить цель и задачи на урок.
|
- Какую
цель поставите на уроке? (Учиться правильно писать слова с двумя
одинаковыми буквами.)
- Что
нам поможет узнать, какие слова пишутся с двумя буквами? (Правило или
алгоритм.)
-Значит,
какая наша задача? (Составить алгоритм или вывести правило.)
- Какой способ мы будем использовать
при выведении правила? (Обычно мы выводим правило на основе наблюдения и
сравнения.)
|
Формулируют
цель и задачи урока
|
|
проявлять
интерес к новому учебному материалу.
|
Высказывать
своё предположение относительно способов решения учебной задачи
|
IV.
Высказывание гипотез решения задачи и планирование решения.
|
поиск оптимального
решения учебной задачи.
|
- А как
вы думаете, где и как вы сможете сами узнать о новой орфограмме и постараться
ответить на ваши вопросы?
(Надо
вернуться к нашим словам и попробовать исследовать их.)
- Тогда
начнем наше исследование.
1)
Понаблюдаем над словами с двумя одинаковыми буквами.
- Будем
работать в тетрадях и на доске.
Вы уже
знаете, что количество звуков и букв в словах не всегда совпадает. Назовите
примеры слов, когда букв больше, чем звуков (вероятнее всего, дети приведут
примеры слов с мягким знаком - показателем мягкости).
-
Сегодня мы узнаем еще об одной особенности написания слов, когда количество
звуков и букв может не совпадать.
-
Запишите в транскрипции слово «масса»
[маса]
-
Сколько звуков? (4) Сколько букв? (5)
- Значит,
у нас появилась проблема: звук один, а буквы две!
- Так
как можно назвать тему нашего урока?
(Звук
один, а буквы две.) Слайд 2
- Что вы
предлагаете, чтобы решить эту проблему? (ответы детей)
-
Проговорите ещё раз слово и уточните, как произносится согласный звук на
месте двух одинаковых букв? (Долго.)
- Какую
орфографическую задачу задает нам при письме долгий согласный звук?
- А как
вы думаете, всегда ли на месте двух букв мы слышим долгий согласный звук?
(Ответы детей)
2)
Наблюдение над словами с удвоенной
согласной.
– Я
называю слово, а вы будете интонировать его и записывать в тетрадь
транскрипцию.
Слова:
[ало],
[крос], [касса], [субота].
-
Определим, в какой части слова находится удвоенная согласная. ( В середине
корня и в конце корня.)
- Как
определили? (Подобрали однокоренные слова.)
-
Выделите корень.
-
Запишите данные слова буквами, используя орфографический словарь.
- Что
заметили? (В них две согласные буквы).
-
Подчеркните в этих словах новую орфограмму.
-Сколько
букв подчеркнули?
- Так
как по-другому можно назвать тему нашего урока?
(Ответы детей).
|
Наблюдение
над словами с удвоенными согласными, запись слов в транскрипции, сравнение
звуков и букв в словах
|
дать представление о словах с двойными
согласными.
|
ориентироваться
на понимание причин успеха в учёбе
|
проговаривать вслух последовательность
производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
|
V.
Физкультминутка
|
Слайд 3-5
|
|
|
|
|
VI.
Закрепление
Цель: поиск
оптимального решения учебной задачи.
|
формирование
умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи
|
2) работа по учебнику
-
Проверим наши предположения по учебнику, и выясним, как там формулируется
тема урока. Название темы совпадает с нашим предположением. А чтобы
проверить, как по-другому можно назвать тему урока, сначала выполним задания
в учебнике на с. 84 упр. 457 (тетрадь – задачник с. 60 упр. 457)
Вместо
шапки на ходу
Он надел
сковороду.
Вместо
валенок перчатки
Натянул
себе на пятки.
Вот
какой рассеянный
С улицы
Бассейной!
-
Вспомни автора и подпиши строки.
- Найди
орфограммы и отметь их.
- Где можете,
рядом докажите выбор букв.
- В
древнем русском палец назывался словом перст.
-
Полезна ли тебе такая подсказка? Чем?
- Как ты
думаешь, к каким словам отрывка относится название этой части учебника?
-
Выпишите их в тетрадь.
- Как
узнать, как пишутся эти слова?
-
Проведём ещё один опыт, а потом проверим, как по – другому можно назвать тему
урока. Подсказку найдём в сообщении, данном в учебнике на странице 84
упражнение № 458.
-
Сравните звуки и буквы в словах, что заметили?
Чтение
детьми правила.
-Запомните
правило!
1.
Чтение правила.
Прочитайте
правило про себя.
-Прочитает
правило вслух (один ученик читает)
- Как
называются слова, в которых на месте одного звука пишутся две буквы.
- Как
называется тема этого урока по-другому?
- Наши
предположения совпали.
- Что
надо знать, чтобы правильно писать такие слова?
(Их надо
запоминать)
-
Проверяемая или непроверяемая это орфограмма?
- Всегда
ли удвоенные согласные пишутся, когда звук произносится долго?
- Можно
ли согласный звук обозначать двумя буквами, если он не произносится долго?
4.
Задания – «ловушки»
- Как
отличить удвоенные согласные от двойных? (Это одно и тоже.)
-
Докажите, что примеры данные в правиле действительно относятся к орфограмме
«двойные согласные».
- Я тоже
приведу свои примеры:
1) Я
считаю, что в слове синяя орфограмма двойные согласные, т.к. здесь две
буквы яя.
(В этом
слове есть две буквы, но они гласные – здесь нет орфограммы двойные
согласные.)
2) Я
считаю, что в словах с удвоенной согласной всегда совпадает количество звуков
и букв.
( Вы
неправы, т.к. в этой орфограмме две одинаковые буквы обозначают один звук.)
-
А теперь ваша очередь привести слова с двойными согласными.
|
Чтение
задания в учебнике и рабочей тетради, решение орфографических задач, поиск
правильного решения.
|
закрепить знания о правописании безударных
гласных и парных согласных
.
|
проявлять
интерес к новому учебному материалу
|
Познавательные: работа с
информацией.
Целеполагание, - уметь
ориентироваться в своей системе знаний:
Регулятивные:
осуществлять
контроль
и самоконтроль по результату.
Высказывать
своё предположение относительно способов решения учебной задачи
|
|
|
-
Продолжим наше исследование.
- на с.
84 Антон задаёт вам вопрос.
- А
почему на месте одного звука бывают две буквы?
-
Попробуйте ответить на вопрос Антона.
- А
теперь прочитаем текст на с 84 внизу и проверим наши предположения.
- Совпали наши
предположения?
|
Самостоятельно
ищут ответ на вопрос, поиск информации из учебника.
|
|
|
Высказывать
своё предположение относительно способов решения учебной задачи
|
|
|
1)Упр.
460, с 85 письменно. Работа в парах.
Дети
выписывают слова с двойными согласными.
Отмечается
работа детей.
|
Обсуждение
в парах, самостоятельная запись слов
|
|
|
|
Цель: освоение
новых способов действий
|
|
3)
Самостоятельная работа
-Я
приготовила для вас испытание. Выберите, пожалуйста, кто какое задание
будет выполнять. Выбрали?
-
Запишите слова с удвоенными согласными.
|
Творческая
работа: замените, одним словом
словосочетания.
Место,
где продают билеты.
Спортивный
бег.
Большое
желание есть.
Дорога,
покрытая асфальтом.
|
|
Списать,
вставить пропущенные буквы.
Вся
гру…а заболела гри…ом.
Хо…еист
должен быть а…уратным.
Мама
накормила ребят а…етитными пирогами.
Ми…ионы
людей любят спортивные игры.
|
|
Исправь
ошибки.
Идёт
урок руского языка. Ана Ивановна
диктует
слова. Ребята пишут субота, расказ,
Алла,
аппетит, сора. Учитель доволен.
|
Проверка.
Слайд 6.
-
Сверьте с образцом.
- Молодцы, ребята! Вы постарались и
справились с моими заданиями.
|
Выбор
задания, самостоятельное выполнение в тетрадях. Самопроверка.
|
|
|
|
VII.
Рефлексия.
Цель: Соотнесение поставленных задач с
достигнутым результатом.
Самооценка
учащихся.
|
Выявить
качества знаний учащихся.
|
- Какое
открытие сделали сегодня на уроке? Слайд 8
-Посмотрите,
с каким большим количеством слов познакомились на уроке.
Оцените
свою работу: Слайд 9
Я
научился ...
Я узнал
…
Я
запомнил …
Я
сделал открытие …
|
Отвечают
на вопросы учителя. Анализируют материал урока. Обобщают полученные сведения.
|
|
Развивать
способность к самооценке
|
|
VIII.
Домашнее задание. Итог урока
|
|
·
записать
имена с двойными согласными.
·
составить
рассказ, в котором много новых слов.
·
упражнение
463.
- Всем
знать правило с. 76
-
Вы меня порадовали, были такими сообразительными, деловыми. Спасибо за то,
что вы становитесь пытливыми и любознательными.
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.