Раздел: «Состав слова»
Тема: «Правописание парных согласных в корне слова»
Цель урока: осознание обучающимися
значимости самостоятельного формулирования правила о правописании парных
согласных в середине слова в совместной познавательной деятельности и коммуникации
для формирования навыков письма слов с этой орфограммой.
Задачи:
- обучающие:
организовать приобретение знаний о правописании парных
согласных в середине слова и формирование умений и навыков грамотного письма
слов с данной орфограммой.
Предметные знания:
- понятие «парные согласные»
Предметные умения:
- правильно писать слова с парными согласными в середине
слова;
- подбирать однокоренные слова;
- связно выражать свои мысли.
- развивающие:
управлять овладением универсальными учебными
действиями (учебно-познавательными, рефлексивными, личностного саморазвития) и
способами мыслительной и творческой деятельности.
Личностные
-ответственное
отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию
на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению;
-
освоение социальных норм, правил поведения;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками.
Регулятивные
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией и умение
оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Познавательные
-
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-воспитательные управлять овладением универсальными
учебными действиями (коммуникативными) и способами коммуникативной
деятельности с целью воспитания у обучающихся толерантности.
Коммуникативные
-
умение
организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать
индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Используемые технологии: технология позиционного
обучения с использованием КОЗ
Методы обучения: метод сравнения, метод конструирования
правил, решение проблемных ситуаций.
Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в
парах, групповая
Средства обучения: ПК, проектор с презентацией к уроку, конпетентностно-ориентированное задание по теме урока.
Структура урока: продолжительность урока – 40 мин.
Организационный момент – 1 мин;
Актуализация знаний – 5 мин;
Постановка учебной задачи – 5 мин;
Решение учебной задачи – 13 мин;
Первичное закрепление – 13 мин;
Подведение итога урока – 2 мин;
Домашнее задание – 1 мин.
Приложение 1: задания группам, задания индивидуальные
Приложение 2: презентация к уроку
Ход
урока
Цель этапа
|
Взаимодействие в образовательном процессе
|
Деятельность педагога
|
Деятельность учеников на уроке
|
1. Организационный момент
|
1. Включить детей в деятельность.
2. Организовать самооценку предстоящей деятельности
3. Воспитывать культуру поведения на уроке.
|
1. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
|
Настраиваются на предстоящую работу в классе, выдвигают
гипотезы по предлагаемой проблеме.
Учащиеся записывают число, классная работа.
|
II. Актуализация знаний
|
1. Активизировать знания, умения и навыки по теме урока.
2. Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности.
3. Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке.
|
- К нам сегодня на урок пришел Художник-грамотейка и
принес загадку. (слайд 1-2)
Отгадайте что это?
Этот пло… едва обнимешь,
Если сла…, то не поднимешь,
Круглый, сла…кий,
С полосатой кожей гла…кой,
А разрежешь – посмотри:
Красный, красный
Он внутри.
(Арбу...)
- Вставьте пропущенные буквы и запишите эти слова в
тетради. Какой темой можно объединить данные слова?
|
Читают загадку. Называют отгадку.
Записывают слова с пропущенными буквами.
Выдвигают предположения по теме.
|
III. Постановка учебной задачи
|
1. Определить тему и цель урока.
2. Добиться понимания и принятия учебной задачи урока.
|
- С какой трудностью вы встретились при записи слов? О чем
задумались?
- Какие буквы надо вставлять в словах?
- Какую тему мы уже изучили?
Эту тему я изображу в круге (круги Эйлера)
- Как можно сформулировать тему, на которую у вас
встретились слова в загадке? Я ее изображу туже в круге.
- О чем мы должны узнать на уроке? Чему научиться?
(слайд 3)
|
Называют проблему, с которой столкнулись.
Называют буквы, которые, по их мнению, нужно вставить в
слова сладкий, гладкий.
Формируют тему и цель урока.
|
IV. Решение учебной задачи
|
1. Включить детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы.
2. Решать проблему с помощью выбранного метода.
|
- Сегодня на уроке вы будете работать в группах (слайд 4)
1 группа – «Следопыты». Должны сравнить произношение с
написанием, привести пример и сделать вывод.
2 группа – «Затейники». Придумайте игры со словами по
новой теме.
3 группа – «Сказочники». Сочините сказку о парных
согласных в середине слова и проинсценируйте ее.
4 группа – «Эксперты». Проверьте написание слов в
карточках, найдите ошибки в тексте и исправьте их.
- После решения своей проблемы выберите выступающего,
напишите ответ на доске.
|
Учащиеся работают в группах, ответы записывают на доске.
Презентация решения своего выполненного задания учащимися
каждой группы. Остальные учащиеся записывают в тетради слова, записанные на
доске каждой группой.
Делают общий вывод по теме урока.
(Парную согласную проверяй,
Рядом гласную подставляй.)
|
V. Первичное закрепление.
|
1. Решать типовые задания.
2. Закреплять способ их решения по алгоритму, если это
возможно.
|
- Художник-грамотейка предлагает вам порисовать. Но прежде
чем начнете рисовать, вам нужно выполнить задание, которое дано в таблице. А
затем расшифруете свой рисунок.
- Что у вас получилось?
|
Учащиеся выполняют индивидуально задание на карточке.
|
VI. Итог урока.
|
1. Рефлексия деятельности на уроке.
2. Самооценка собственной деятельности
|
- Какая была сегодня тема урока?
- Какую ставили цель перед собой на урок?
- Какой способ проверки мы нашли?
Обращение к кругам Эйлера
- Оцените свою работу на уроке, вспомните, как работали на
уроке.
Поняли ли вы тему урока? Научились проверять слова с
парными согласными в середине слова?
- Над чем еще необходимо поработать?
- С помощью Светофора оцените свою работу сегодня на уроке
Зеленый свет – «Я
сегодня успешен. Мне все понятно. Могу научить друга»
Желтый свет – « У меня
сегодня не все получалось. Нужно еще поработать над этой темой»
Красный свет –«Мне сегодня
было очень трудно. Мне нужна помощь товарища или учителя»
|
Ученики делают вывод по теме урока.
Определяют, над чем еще нужно поработать.
Оценивают свою работу на уроке.
|
VII. Домашнее задание
|
|
Запишите домашнее задание на выбор.
1.- Составить кроссворд со словами по новой теме.
2.- Из учебника чтения выписать 10 слов по новой теме
|
|
Приложение к уроку.
Задания группам
Группа «Следопыты»
Составьте транскрипцию слов и сравните ее с написанием.
дорожка
пирожки
морошка
салазки
тетрадка
грядка
шубка
Группа «Затейники»
Придумайте игру со словами, в которых есть парные
согласные учебник стр. 95 упр. 3, 4.
Группа «Сказочники».
Придумайте и проинсценируйте сказку о парных согласных
«ж - ш» в середине слова «пиро…ки» и Королеве Орфограмме.
Группа «Эксперты»
Проверти, правильно ли записаны
слова:
трафка
избужка
глазки
Найдите ошибки в тексте и исправьте
их.
Около бесетки стоит круглый стол на трех ношках. Над
ним раскачивается, роняет серешки стройная гипкая береска.
Задание Художника-Грамотея.
Вставьте пропущенные буквы. Соедините цифры, которые
написаны в столбике под вставленной буквой.
слова
|
Д
|
Т
|
З
|
С
|
Гря…ка
|
1-5
|
1-3
|
|
|
Бесе…ка
|
5-7
|
6-5
|
|
|
Се…ка
|
8-14
|
7-8
|
|
|
Яго…ка
|
8-9
|
10-14
|
|
|
Гла…ки
|
|
|
2-9
|
2-4
|
Поло…ка
|
|
|
7-9
|
9-10
|
Кра…ка
|
|
|
11-14
|
10-12
|
Бере…ка
|
|
|
2-12
|
3-10
|
Ре…кий
|
|
|
1-9
|
2-15
|
2
. 4 .
3 . 15
.
14 .
12 .
10
.
1.
9 . 8.
13 .
6 . 11
.
5
. 7 .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.