Инфоурок Литература КонспектыКонспект+презентация урока по литературе "В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского» (6(класс)

Конспект+презентация урока по литературе "В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского» (6(класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ В.Г.Распутин страницы биографии. Уроки французского.docx

В.Г.Распутин: страницы биографии.  Рассказ «Уроки французского»

 

На доске: эпиграф  урока.

Оформление доски:

Эпиграф

«Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня» (В.Г.Распутин)

 

Ход урока

    I.            Организационный момент.                              

1.     Объявление темы урока, определение его целей.                      (слайд № 1)

¾  Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с удивительным миром русской литературы. На уроке мы познакомимся с творчеством В.Г.Распутина, узнаем историю создания рассказа «Уроки французского» и какие уроки доброты получил главный герой рассказа от своей учительницы.  

Эпиграфом урока стали слова Валентина Распутина:

 «Мне нужно было вернуть людям то добро,

которое в свое время они сделали для меня».

(слайд № 2)

II.            Работа с эпиграфом.

¾  Обратите внимание на эпиграф  урока. Прочитайте его: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня». ( В.Распутин.)

¾  Как вы понимаете эти слова? Назовите ключевое слово эпиграфа.

     III.    Проверка домашнего задания.                                               (слайд №3)

¾   В качестве домашнего задания вам было предложено поразмышлять над 3-я вопросами:

Ø Где границы добра?

Ø Почему надо помогать людям?

Ø Как понимаете слово «добро»?

Словарь                                                                                                       (слайд № 4)

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

 

IV.          Изучение нового материала

    1. Рассказ учителя о времени и месте действия                      (слайд № 5)

А теперь представьте себе трудное послевоенное время. Везде разруха, голод, неустроенность. Детям рано приходилось взрослеть, принимать на себя взрослые обязанности. 1948 год. Сибирь. Маленький герой рассказа «Уроки французского» -  11-ий мальчик- сталкивается с жестокой нуждой, испытывая тягостные муки голода. Находясь на грани отчаяния, он в одиночку борется за свое существование, не принимая милостыни и помощи от окружающих. Лишь молоденькой учительнице удалось обмануть его бдительность, проигрывая ему небольшие деньги в азартные и запрещенные в послевоенной школе игры. Учительница за этот  поступок была с позором изгнана из школы, напомнив мальчику о последнем уроке доброты посылкой с яблоками, которых он никогда не видел.

2.  Теория литературы                                                          (слайд № 6)

Рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое.

¾  Что такое автобиография? (ответы учащихся)

Словарь

Автобиография - последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

¾  Чем автобиография отличается от автобиографического рассказа? (ответы учащихся)

¾  Не зная о том, как прошло детство писателя, чем оно было заполнено, невозможно глубоко, с полным пониманием читать его произведения.  

3.Биография В.Г.Распутина                                                  (слайд № 7)

 

¾   Послушайте сообщения, подготовленные учениками вашего класса, о детстве и творчестве В.Г.Распутина

 Детские годы.

 В.Г.Распутин родился в 1937 году в Сибири. Детские годы будущего писателя пришлись на трудные военные и послевоенные годы. Детство в глухой сибирской деревне Аталанка, что недалеко от Усть-Уды, было безрадостным. Ребятишки были лишены всех маленьких радостей и удовольствий, доступных современным детям. Особенно плохо было с питанием. Денег не было. Питались тем, что удавалось запасти летом: картошкой, грибами, хлебом. Часто до весны этих запасов не хватало. Тогда начинали есть, что придётся: глазки проросшей картошки, ростки молодой травы, какие-нибудь съедобные корешки. Одежду перешивали из обносков одежды взрослых, обувь тоже донашивали чужую, а летом обходились и без неё. Не было учебников, тетрадей, ручек, но было жадное желание учиться, желание постичь этот огромный мир во всех его проявлениях. Учиться, во что бы то ни стало.

 Творчество В.Г.Распутина.

 И он учился. Окончил школу, потом Иркутский государственный университет, работал журналистом, уже в первых сборниках повестей и рассказов стремился создать обобщённый образ молодого человека 60-х годов, участника великих сибирских строек. Известность приходит к писателю с публикацией повести «Деньги для Марии». Появление каждой из последующих повестей: «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» — становится событием в литературной жизни страны. За повесть «Живи и помни» писатель удостоен Государственной премии. В. Распутин живёт Иркутске и продолжает писать.

 

3. Работа с учебником.

·       Чтение статьи В.Распутина «Уроки доброты».                    (слайд № 8)

Словарь

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

¾  Ребята, свою статью об истории создания рассказа «Уроки французского» Распутин назвал «Уроки доброты».

¾  Что заставило В. Распутина написать рассказ «Уроки французского»?

¾  О каких законах доброты говорит автор в статье «Уроки доброты»? 

                                                                                                              (слайд № 9)

                                                                                                                

а) Истинное добро со стороны того, кто его творит, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает;

б) добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила;

в) добро возвращается добром.

 

¾  Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.

 

·       Чтение отрывка из статьи В.Распутина «Из истории создания рассказа " Уроки французского».                                      (слайд № 10)

 

Словарь

Прототип - первоначальный образец,  человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.                                         (слайд № 11)

 

¾   Кому посвящает Распутин свой рассказ? Кто является прототипом учительницы французского?

Итак, рассказ «Уроки французского» - произведение автобиографическое, посвящено Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери друга А.Вампилова, но прототипом учительницы французского стала настоящая учительница Лидия Михайловна Молокова.                                                  (слайд № 12)

 

 V.            Итог урока.

¾   Урок подошел к концу. Что нового и полезного вы узнали?

Работа с кластером.

Итак, мы с вами пойдем дорогою Добра по страницам произведения.

VI.          Домашнее задание: прочитать рассказ, ответить на вопросы викторины.                                                                                                          (слайд № 13)

 

Закончить урок хочется небольшим стихотворением (подготовленный ученик):                                                                                   (слайд № 11)

 

 Как хорошо, что доброта

 Живет на свете вместе с нами.

 Без доброты –ты сирота,

 Без доброты – ты серый камень.

Спасибо за урок!

 


Приложение 1

 

 

Викторина

 

1.Как называется произведение, в котором автор пишет о себе?

2. Назовите реку, на которой жил герой произведения?

3. Что прислала учительница в первой посылке?

4. Из чего были перешиты штаны героя?

5. Назовите главного игрока в деньги?

6. Что во второй посылке герой никогда не видел в реальной жизни?

7. Что не давалось мальчику в изучении французского языка?

8. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь мальчика?

9.Сколько денег нужно было герою, чтобы купить молоко?

- Сможете ли вы по описанию героев узнать, кто они?

10. Крикливая, замотанная женщина, которая одна мыкалась с тремя ребятишками?

11. «Быстрым движением головы он забрасывал съехавшую челку наверх, небрежно сплевывал в сторону, показывая, что дело сделано…».

12. «Однажды (…), в общем – то скупой, прижимистый старик, выиграв четыреста рублей, сгоряча нагреб мне ведро картошки – под весну  это было немалое богатство». 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                   


Приложение 2

Фамилия ученика__________________________________

 

Где границы добра?_________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Почему надо помогать людям?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

Как понимаете слово «добро»?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект+презентация урока по литературе "В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского» (6(класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Портной

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ распутин.ppt

Скачать материал "Конспект+презентация урока по литературе "В.Г. Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского» (6(класс)"

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • в 6 классеУрок литературыВ.Г.Распутин: страницы биографии.          «Уроки фр...

    1 слайд

    в 6 классе
    Урок литературы
    В.Г.Распутин: страницы биографии. «Уроки французского».

  • Валентин Григорьевич РаспутинМне нужно было вернуть людям то добро, 
которое...

    2 слайд

    Валентин Григорьевич Распутин
    Мне нужно было вернуть людям то добро,
    которое в свое время они сделали для меня.
    В.Распутин
    (15 марта 1937 г.)

  • ПоразмышляемГде границы добра?


Почему надо помогать людям?


Как понимаете...

    3 слайд

    Поразмышляем
    Где границы добра?


    Почему надо помогать людям?


    Как понимаете слово «добро»?

  • Словарь
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

    4 слайд

    Словарь

    Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

  • Рассказ «Уроки французского»1948 годДобро - нечто положительное, хорошее, пол...

    5 слайд

    Рассказ «Уроки французского»
    1948 год
    Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

  • Рассказ «Уроки французского»Что такое автобиография?

Автобиография –  послед...

    6 слайд

    Рассказ «Уроки французского»
    Что такое автобиография?

    Автобиография – последовательное изложение самим говорящим или пишущим основных этапов его жизни.

  • Валентин Григорьевич Распутин1. Детские годы

2. Творчество В.Г.Распутина

    7 слайд

    Валентин Григорьевич Распутин
    1. Детские годы

    2. Творчество В.Г.Распутина

  • В.Распутин «Уроки доброты»
Что такое доброта? 

Доброта - отзывчивость, душев...

    8 слайд

    В.Распутин «Уроки доброты»

    Что такое доброта?

    Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

  • Законы добротыИстинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую п...

    9 слайд

    Законы доброты
    Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает.

    Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила.

    Добро возвращается добром.

  • Из истории создания рассказа «Уроки французского» « …Рассказ, героиней которо...

    10 слайд

    Из истории создания рассказа «Уроки французского»
    « …Рассказ, героиней которого стала Лидия Михайловна, я посвятил другой учительнице – Анастасии Прокопьевне Копыловой…
    Рассказ «Уроки французского» был впервые опубликован в 1973 г. в нашей иркутской комсомольской газете «Советская молодежь» в номере, посвященном памяти Александра Вампилова. Анастасия Прокопьевна – его мать. Глядя в лицо этой удивительной женщине, нестареющей, доброй и мудрой, не раз вспоминал я и свою учительницу и знал, что детям было хорошо и с той и с другой».
    В.Г.Распутин

  • Лидия Михайловна Молокова –прототип  героини Распутина Прототип - первоначал...

    11 слайд

    Лидия Михайловна Молокова –
    прототип героини Распутина
    Прототип - первоначальный образец, человек из реальной жизни, с которого создан литературный образ.

  • Лидия  Михайловна  Молокова. Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутин...

    12 слайд

    Лидия Михайловна Молокова

    .
    Героиня знаменитого рассказа Валентина Распутина "Уроки французского" жила в последнее время в Нижнем Новгороде.

  • В.Г.Распутин «Уроки французского»    Домашнее задание:

Прочитать рассказ.
От...

    13 слайд

    В.Г.Распутин «Уроки французского»
    Домашнее задание:

    Прочитать рассказ.
    Ответить на вопросы викторины.

  • Спасибо за урок! Как хорошо, что доброта 
 Живет на свете вместе с нами....

    14 слайд


    Спасибо за урок!

    Как хорошо, что доброта
    Живет на свете вместе с нами.
    Без доброты –ты сирота,
    Без доброты – ты серый камень.
    19 июля
    Международный день добра.

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект и презентация урока по литературе В.Г.Распутин: страницы биографии. Рассказ «Уроки французского»Цели: 1. Познакомить учеников с некоторыми чертами личности писателя, с главными темами его творчества.2. Познакомить учащихся с историей создания рассказа.3. Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В. Распутина. 4. Воспитать в детях такие чувства, как доброта, милосердие, бережное отношение к окружающим.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 398 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 17.09.2020 2743
    • RAR 4.5 мбайт
    • 687 скачиваний
    • Рейтинг: 4 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Коршунова Вера Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Коршунова Вера Сергеевна
    Коршунова Вера Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80552
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: индивидуализированное образование и коррекционная работа

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Интеллектуальная собственность: медиа и фотографии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 24 регионов