Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:
"Мягкий знак — показатель мягкости в конце и
середине слов"
Цель: Закрепить умение смягчать согласный
звук мягким знаком в конце и середине слова.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах
обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения
согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.
Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости,
образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.
Воспитательная: создать условия для
формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости,
умения работать в парах; воспитывать чувство
товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте
русского языка.
Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость
согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости
согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком
для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать,
анализировать, делать выводы.
Тип: урок-закрепление
Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический,
демонстрационный, метод самостоятельной работы.
Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа,
коллективная.
Оборудование: презентация, мультимедия, карточки со словами и
пословицами, отметки для рефлексии.
Ход урока.
I.
Организационный этап.
Создание психологического комфорта. Чтение
стихотворения. Слайд1
Прозвенел звонок веселый!
Все готовы? Все готово?
Мы сейчас не отдыхаем!
Мы работать начинаем!
Я желаю всем присутствующим, чтобы этот урок принес
вам радость познания и подарил положительные эмоции и хорошее настроение.
-К какому уроку мы приготовились? (к
уроку русского языка) Слайд 2
-Давайте откроем тетради и запишем
число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и
правильную посадку за партами.)
-Как мы учимся писать на уроке
русского языка? (Красиво и правильно)
-Верно. И поэтому для начала
выполним гимнастику для пальчиков.
II. Пальчиковая гимнастика.
Исходное положение. Расположить ладони перед собой,
выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках
одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.
Фонарики зажглись!
Фонарики погасли!
(пальцы выпрямить)
(пальцы сжать)
Мы фонарики зажжем,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
нам дорогу освещают!
III. Минутка чистописания.
- Пальчики размяли, а теперь –
минутка чистописания. Буква чистописания сегодня спряталась в лесу, поэтому нам
надо отправиться в лес. Вы согласны погулять в лесу? (…) Тогда глазки закрыли и
представляем зимний лес. (звучит музыка).
Слайд 3
- А теперь откройте глаза и
посмотрите, кто нас встречают? (лось, рысь, снегирь)
- Что общего в этих словах? (на
конце стоит мягкий знак)
- Тогда скажите какую букву будем писать? (мягкий
знак)
Мы напишем мягкий знак
Нежно капелькой
Вот так: (показать написание)
Букву капелька смягчит
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )
IV.
Постановка проблемы
Словарная работа.
В лесах нашего края обитают разные животные и растут
красивые полезные деревья. Узнаем по лексическому значению слова и запишем у
доски и в тетради:
1. Крупный зверь обитающий в наших лесах. Летом
набирает жир, а зимой спит в берлоге. (медведь). Слайд 4(анимации 1-2)
2. Лиственное небольшое дерево, чаще — крупный кустарник с гладкой
корой ствола и синевато- или серовато-зелёными листьями, заострёнными на
вершине; с маленькими шишечками. В нашей местности можно найти у берегов
ручьев, т.к. любит влажные места. (ольха) Слайд 5 (анимации 1-2)
3. В наших лесах живет очень красивая
и интересная птица. В сильные морозы она прячутся в снег, в который они камнем
падают с деревьев. (глухарь)
4.
Очень интересно наблюдать, как они погружаются в снег.
Сначала один глухарь, сильно вытянет шею, сложит крылья и как бы «ныряет» в
снег. Затем его примеру последуют остальные глухари. Слайд 6 (анимации 1-2)
- Все ли слова
написали правильно? Где сделали ошибку? Почему ошиблись?
- Попробуем
сформулировать тему урока. (Слова с мягким знаком)
- Какие задачи поставим
перед собой? (Научиться правильно писать слова с мягким знаком)
Физкультминутка
V. Работа над новым материалом.
- Я хочу вас ребята
познакомить с сказкой. Вы послушайте её, а потом попробуем ответить на вопрос
для чего нужен мягкий знак?
В Азбуке было много
жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним
дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова.
Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:
Любо-дорого взглянуть
Птичка – красненькая
грудь!
Дом родной мой –
Сибирь.
А зовут меня? (снигирь)
Слайды 7-10. Стали буквы составлять слово.
Встали на нужные места и вышло: СНЕГИР. Решили помочь гласные. Пришла И получилось
слово СНИГИРИ, пришла Я получилось СНЕГИРЯ. Решили позвать Ь получилось СНЕГИРЬ.
С тех пор не обходятся буквы без Ь.
- Кто может сказать,
для чего в русском языке мягкий знак?
- Прочитаем правило
на с.124.
- Приведите примеры
слов с Ь.
VI. Первичное закрепление нового
материала.
- Ребята к вам заглянули
в гости из сказки Н.Носова «Незнайка» Авоська и Небоська. Слайд 11. Им
Знайка дал задание, а они не могут справиться с ним. Давайте поможем двум
братьям. А чтобы работа шла быстрее, мы поработаем в группах. Правила работы в
группе все знают? (прочитать правила с слайда)
- Прочитайте слова, которые лежат у вас на парте. На
какие 2 группы их можно разделить? (“мягкий знак” - в середине, “мягкий
знак” - на конце)
Карась,
яблонька, апрель, альбом, лошадь, коньки;
лебедь,
снегирь, васильки, пальто, медведь, галька;
львы, конь, радость, реченька,
тюлень,
ступеньки; льдина,
мальчик,
коньки,
декабрь, мебель, огонь.
(обсудить все
возможные деления слов на группы, вывести к нужному делению)
- Запишите слова в тетради, подчеркните “мягкий знак”
и предшествующую согласную.
- А теперь эти слова
отдадим Авоське и Небоське. Слова с мягким знаком в середине дадим Авоське, а
слова с мягким знаком на конце – Небоське. (дети прикрепляют слова у доски в
2 столбика).
VII. Рефлексия
На партах лежат
карточки с пословицами. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.
Повторять да
учить - ум точить.
Мало уметь
читать, надо уметь думать.
Учение — путь к умению.
- Какая
пословица говорит о том, что если будем повторять, то будем умными. Дома вы
тоже повторите правило и выполните упражнение 204 (стр.125).
- А
сейчас запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не
обозначает звук.
-
Над какой темой мы работали сегодня на уроке?
-
Что мы узнали на уроке о мягком знаке?
Стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик)
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак!
-
Что понравилось на уроке?
-
А что бы ещё хотели узнать?
-
Что показалось трудным?
Слайд 12.
-
Спасибо за урок!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.