Инфоурок Начальные классы КонспектыКонспекта урока по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и в середине слова" (2 класс)

Конспекта урока по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и в середине слова" (2 класс)

Скачать материал

Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:

 "Мягкий знак — показатель мягкости в конце и середине слов"

 

Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова.

Задачи урока:

Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова.

Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания.

Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка.

Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы. 

Тип: урок-закрепление

Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы.

Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.

Оборудование: презентация, мультимедия, карточки со словами и пословицами, отметки для рефлексии.

 

Ход урока.

I. Организационный этап.

Создание психологического комфорта. Чтение стихотворения. Слайд1

Прозвенел звонок веселый!

Все готовы? Все готово?

Мы сейчас не отдыхаем!

Мы работать начинаем!

Я желаю всем присутствующим, чтобы этот урок принес вам радость познания и подарил положительные эмоции и хорошее настроение.

-К какому уроку мы приготовились? (к уроку русского языка) Слайд 2

-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратить внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.)

-Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

-Верно. И поэтому для начала выполним гимнастику для пальчиков.

II. Пальчиковая гимнастика.

Исходное положение. Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами.

Фонарики зажглись!                                              Фонарики погасли!

(пальцы выпрямить)                                                          (пальцы сжать)

Мы фонарики зажжем,

А потом гулять пойдем!

Вот фонарики сияют,

нам дорогу освещают!

III. Минутка чистописания.

- Пальчики размяли, а теперь – минутка чистописания. Буква чистописания сегодня спряталась в лесу, поэтому нам надо отправиться в лес. Вы согласны погулять в лесу? (…) Тогда глазки закрыли и представляем зимний лес. (звучит музыка).

Слайд 3

- А теперь откройте глаза и посмотрите, кто нас встречают? (лось, рысь, снегирь)

- Что общего в этих словах? (на конце стоит мягкий знак)

- Тогда скажите какую букву будем писать? (мягкий знак)

Мы напишем мягкий знак 
Нежно капелькой 
Вот так: (показать написание)
Букву капелька смягчит 
Слово мягко прозвучит.
( А.Шибаев )

IV. Постановка проблемы

Словарная работа.

В лесах нашего края обитают разные животные и растут красивые полезные деревья. Узнаем по лексическому значению слова и запишем у доски и в тетради:

1.     Крупный зверь обитающий в наших лесах. Летом набирает жир, а зимой спит в берлоге. (медведь). Слайд 4(анимации 1-2)

2.     Лиственное небольшое дерево, чаще — крупный кустарник с гладкой корой ствола и синевато- или серовато-зелёными листьями, заострёнными на вершине; с маленькими шишечками. В нашей местности можно найти у берегов ручьев, т.к. любит влажные места. (ольха) Слайд 5 (анимации 1-2)

3.     В наших лесах живет очень красивая и интересная птица. В сильные морозы она прячутся в снег, в который они камнем падают с деревьев. (глухарь)

4.     Очень интересно наблюдать, как они погружаются в снег. Сначала один глухарь, сильно вытянет шею, сложит крылья и как бы «ныряет» в снег. Затем его примеру последуют остальные глухари. Слайд 6 (анимации 1-2)

 - Все ли слова написали правильно? Где сделали ошибку? Почему ошиблись?

- Попробуем сформулировать тему урока. (Слова с мягким знаком)

- Какие задачи поставим перед собой? (Научиться правильно писать слова с мягким знаком)

Физкультминутка

V. Работа над новым материалом.

- Я хочу вас ребята познакомить с сказкой. Вы послушайте её, а потом попробуем ответить на вопрос для чего нужен мягкий знак?

В Азбуке было много жителей-букв, но один из них не умел говорить, молчал и никто не хотел с ним дружить. Жилось ему плохо, одиноко. Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. А одно слово им даже загадку про себя загадало:

Любо-дорого взглянуть

Птичка – красненькая грудь!

Дом родной мой – Сибирь.

А зовут меня? (снигирь)

Слайды 7-10. Стали буквы составлять слово. Встали на нужные места и вышло: СНЕГИР. Решили помочь гласные. Пришла И получилось слово СНИГИРИ, пришла Я получилось СНЕГИРЯ. Решили позвать Ь получилось СНЕГИРЬ. С тех пор не обходятся буквы без Ь.

- Кто может сказать, для чего в русском языке мягкий знак?

- Прочитаем правило на с.124.

- Приведите примеры слов с Ь.

VI. Первичное закрепление нового материала.

- Ребята к вам заглянули в гости из сказки Н.Носова «Незнайка» Авоська и Небоська. Слайд 11. Им Знайка дал задание, а они не могут справиться с ним. Давайте поможем двум братьям. А чтобы работа шла быстрее, мы поработаем в группах. Правила работы в группе все знают? (прочитать правила с слайда)

- Прочитайте слова, которые лежат у вас на парте. На какие 2 группы их можно разделить? (“мягкий знак” - в середине, “мягкий знак” - на конце)

Карась, яблонька, апрель, альбом, лошадь, коньки;

лебедь, снегирь, васильки, пальто, медведь, галька;

львы, конь, радость, реченька, тюлень,

ступеньки; льдина, мальчик,

коньки, декабрь, мебель, огонь.

(обсудить все возможные деления слов на группы, вывести к нужному делению)

- Запишите слова в тетради, подчеркните “мягкий знак” и предшествующую согласную.

- А теперь эти слова отдадим Авоське и Небоське. Слова с мягким знаком в середине дадим Авоське, а слова с мягким знаком на конце – Небоське. (дети прикрепляют слова у доски в 2 столбика).

VII. Рефлексия

 На партах лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. Объясните смысл пословиц.

Повторять да учить - ум точить.

Мало уметь читать, надо уметь думать.
Учение — путь к умению.

         - Какая пословица говорит о том, что если будем повторять, то будем умными. Дома вы тоже повторите правило и выполните упражнение 204 (стр.125).

- А сейчас запишите любую пословицу по памяти. Подчеркните букву, которая не обозначает звук.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Что мы узнали на уроке о мягком знаке?

Стихотворение. (Читает заранее подготовленный ученик)

Мягкий знак – хитрый знак

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Почему у дома угол

Превратился сразу в уголь?

Без пожара, просто так?

Это сделал мягкий знак!

- Что понравилось на уроке?

- А что бы ещё хотели узнать?

- Что показалось трудным?

Слайд 12.

- Спасибо за урок!

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспекта урока по русскому языку "Мягкий знак - показатель мягкости в конце и в середине слова" (2 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Менеджер спортивного клуба

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: Закрепить умение смягчать согласный звук мягким знаком в конце и середине слова. Задачи урока: Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце и середине слова. Развивающая: развитие речи учащихся, орфографической зоркости, образного и логического мышления, слуховой памяти, внимания. Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы; воспитывать любовь к красоте русского языка. Планируемые результаты: учащиеся научатся обозначать мягкость согласных звуков на письме; наблюдать над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; сравнивать, анализировать, делать выводы. Тип: урок-закрепление Методы: мотивационный, частично-поисковый, практический, демонстрационный, метод самостоятельной работы. Формы: фронтальная работа, в группах, индивидуальная работа, коллективная.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 949 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.07.2020 172
    • DOCX 45.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Карамчакова Евгения Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 79633
    • Всего материалов: 237

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2675 человек из 84 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 456 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания курса «Шахматы» в общеобразовательных организациях в рамках ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 271 человек из 55 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 589 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 215 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 415 человек

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное планирование и управление временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 41 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 14 человек

Мини-курс

Вероятность и статистика в рамках обновленного ФГОС

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе