Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко
г.Сальска
Заочная игра – путешествие по
стране туризма «Маршруты интересные, маршруты
полезные»
Разработал: Артюшина Н.Н., методист
туристско-
краеведческого структурного
подразделения
ДПШ
2014 г.
Цель — воспитание личности безопасного типа.
Задачи:
-
Систематизировать и отрабатывать полученные теоретические знания, умения и
необходимые туристские навыки в практической игровой форме.
- Формировать
индивидуальный стиль здорового образа жизни.
- Создать условия
для приобретения обучающимися личного социального опыта и способности к
самовоспитанию.
- Прививать любовь
к родному краю, бережное отношение к природе.
-Создать теплую
дружескую обстановку, содействующую формированию общечеловеческих качеств
личности: взаимовыручке, доброте, отзывчивости, умению позитивно
взаимодействовать в игровом развивающем процессе.
Игровая ситуация: отряд отправился в поход.
Дидактический
материал:
·
Слайдовые презентации по темам «Если
с другом вышел в путь», «Природные ориентиры», «Посидим у костра», «Лекарство
из лукошка», «Съедобное и не съедобное», «Акклиматизация и меры безопасности
жизнедеятельности»; слайдовая презентация «Не рвите цветы»;
·
таблички с вариантами ответов:
1, 2,3 ( 6 комплектов) к тесту;
·
вопросы и задания ( билетики);
·
бумага, авторучки ( 6 шт);
Оборудование: ПК, экран, магнитофон, аудиокассета; 9 игровых
столов ( полукругом); стол и стулья для жюри.
ХОД
Звучит фрагмент детской песни «Если с другом вышел в путь»
в сочетании с показом фото - слайдов «Поход» ( 1)
Ведущий:
- На такой позитивной музыкальной ноте я приветствую всех туристов-многоборцев
и руководителей туристских объединений Сальского района в нашем уютном и
приветливом зале Дома пионеров и школьников. Какую удивительную природу дарит
нам матушка – Земля! Да разве усидишь в хорошую погоду дома? Вероятно, вы уже
поняли, что мы сейчас отправимся с вами в заочное путешествие ( или поход) в
совершенно неизведанное место. Но, как известно, для туриста любое место – дом
родной. Маршрут предстоит интересный и полезный. Но без чего мы не можем выйти
в путь, без какого самого важного качества? ( без дружбы) В таком случае, предлагаю
всем встать в один большой круг и поприветствовать друг друга как это могут
сделать только настоящие туристы. Создание
дружеской обстановки ( круг друзей): приветствие» - кричалка с движениями «Здравствуй,
солнце золотое»:
- Здравствуй, Солнце золотое, Здравствуй,
Небо голубое,
Здравствуй, Легкий ветерок, Здравствуй,
Маленький
цветок,
Здравствуй, друг или подруга – Мы
приветствуем друг
друга!
Все друг к другу повернемся, И
все разом улыбнемся. ( дети садятся)
- А теперь присаживайтесь на свои места.
Ведущий:
- Туризм – один из самых активных видов спорта и отдыха людей во всем мире.
Однако, вместе с положительными эмоциями, каждого из нас в путешествии могут
подстерегать и не предвиденные опасности. Поэтому опытный бывалый турист их
должен своевременно не только предвидеть и предугадать, но и предупредить. Отправляясь
в поход, важно не просто смотреть, важно – видеть, примечать и даже запоминать.
Отправляясь в поход, важно не просто радоваться жизни – вырвался на природу!
Важно – уметь вести себя в ней, чтобы польза получилась обоюдная. И самое
важное, из каждого похода нужно выносить для себя что-нибудь полезное, чтобы
ваш жизненный опыт постоянно пополнялся новой информацией, которую вы потом при
необходимости сможете использовать по назначению.
А оценивать ваши знания, умения и туристские навыки будут…(представление)
Ведущий: - Итак, сейчас вы отправитесь в путешествие
по самым разнообразным маршрутам. А мы посмотрим, насколько хорошо вы к ним
подготовлены. Ведь вам предстоит побывать а разных климатических зонах земного
шара. Как вы думаете, что самое важное нужно успешно пройти, чтобы потом
отдыхать в удовольствие? ( акклиматизацию)
Открывается слайдовая
презентация по акклиматизации «Поход – дело серьезное». Выбрал дело – шагай
смело! ( 2)
1.
Ролевая игра
«Акклиматизация и меры безопасности жизнедеятельности» (играют команды парами,
предварительно вытащив свои роли – туристов или экспертов по отдыху)
- в условиях горной местности;
- пустыни;
- крайнего севера;
- тропического климата;
- тайги
Ведущий: -
Обратите внимание, фотографии содержат как положительные моменты отдыха, так и
потенциальные опасности, которые необходимо предупредить.
Условия проведения: играет по 2 команды одновременно, получая роли «Туристы и
эксперты». Эксперты задают вопросы, а туристы отвечают на них. Ведущий-рефери
имеет право остановить игру, если видит, что обе команды отлично справились,
или одна из команд не может отвечать или задавать вопросы.
Предварительно дается минута для подготовки: одни обдумывают ответ, а др. придумывают вопросы.
Общее время игры- диалога команд – 1 мин. Жюри подводит итог: оценивает количество и качество
вопросов и количество правильных ответов. Каждый вопрос и ответ приравнивается
к 1 баллу.
Ведущий: - 27 сентября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА.
В честь этого
дня проводятся, как правило, соревнования. Соревнования у нас успешно пройдены
( 8 октября). А поэтому сделаем заслуженный туристский привал.
ТУРИСТСКИЙ ПРИВАЛ
Открывается слайдовая
презентация «Посидим у костра» ( 3 ) слайд № 1-2
Снова чай в котелке закипел,
Досыхает рюкзак у костра,
И гитарой бивак зазвенел,
Ну а завтра - в дорогу с утра...
Ведущий: - Кто значит для путешественника костер? (
это тепло, возможность обогреться, просушить одежду и обувь; он необходим для
приготовления пищи; один из вариантов подачи сигнала спасателям; костер
отпугивает хищников)
Слайд № 3 – 4: - Почему площадку для костра выбирают на
открытом, но защищенном от ветра месте, недалеко от воды, на вытоптанном месте,
желательно, на старом костровище? ( может по неосторожности возникнуть пожар) - Почему нельзя отходить от
костра, пока он окончательно не прогорит? - Как погасить
костер?
Делимся советом: - Как
бывалые туристы, вы наверняка знаете, как сохранить спички сухими даже в
дождливую погоду? ( дети делятся секретами) слайд № 5
Ситуация: - А что делать, если вы вдруг все таки забыли дома спички ? - Какие подручные средства можно
использовать для добычи огня? Слайд № 6
Ведущий: - А теперь пора соорудить костер и я приглашаю на
рабочую площадку по а игрока – костровых от команды.( выходят к столам с
пачкой фломастеров или карандашей). Выбор формы костра – дело серьезное,
поскольку каждый тип костра имеет свое назначение. Обратите внимание на экран ( слайд № 7). Работаем все одновременно по предложенной
ситуации: ( ведущий задает ситуацию, а участники выкладывают тип костра
)
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ТИПЫ КОСТРОВ»
Ситуация: № 1: - Это костер для души, для хорошего настроения,
для туристских песен. Имеет скорее эстетическое назначение, нежели
общепринятое, потому как требует постоянного присмотра и частой подкладки дров.
( ЗВЕЗДНЫЙ)
Ситуация № 2: - Данный тип костра имеет жаркое пламя вверху и
предназначен для быстрого приготовления одного вида пищи ( вскипятить чай или
приготовить что-то из еды в одном котелке, ведре) ( ШАЛАШ)
Ситуация № 3: - Этот костер горит долго и хорош для прохладной
сырой ночи. Несколько часов для отдыха вам обеспечено. Какой тип костра вы
выберете? ( НОДЬЯ)
Ситуация № 4: - Универсальный тип костра, потому что хорош как
для приготовления ужина не менее чем из двух блюд одновременно, для просушки
одежды и обогрева. (КОЛОДЕЦ)
Ситуация № 5: - Этот костер не требует частой подкладки дров,
но пододвигать их все-таки придется. К тому же легко горит из-за хорошего
доступа воздуха. ( ТАЕЖНЫЙ)
Ведущий:
- Человек обожает смотреть не только на воду, огонь так же завораживает его... Сдайд № 8
Просто так посиди у костра
И подумай немного о вечном.
Удивительна жизнь и проста:
За разлукою следует встреча,
За низиною будет гора,
За потерею будет удача.
Просто так посиди у костра
И не думай, что будет иначе.
ПРИМЕЧАНИЕ: После
каждого выполненного задания ведущий сообщает членам жюри, кто из команд
выполнил задание правильно, а кто ошибся. Количество правильных ответов
приравнивается к кол-ву заработанных баллов.
3. «ПОРА УЖИНАТЬ!» ( нетрадиционная кухня – пути выживания в экстремальных
условиях)
Ведущий: - Представьте себе такую ситуацию, что вещмешок, в
котором хранились ваши пищевые запасы, утащила лиса. Беда?! Да ничего
подобного! Вокруг столько вкусного!
Открывается слайдовая презентация
«Съедобное и не съедобное» ( 4 ) слайд № 1
Ведущий просит команды
приготовить листы и ручки, подойти к столам.
Ведущий: - Внимание на экран. Посмотрите и определите, каких
животных и растения можно добывать в пищу в Ростовской области? Выпишите их на
лист.
Демонстрация
слайдов № 2-3 ( дети выполняют
задание)
Проверка
задания: слайд № 4
Ведущий
задает по одному вопросу каждой команде, уточняет способы приготовления, делает
поправки к ошибкам с пояснением.
Примечание для ЖЮРИ: каждый
правильный ответ приравнивается к 1 баллу.
4. «ЛЕКАРСТВО из ЛУКОШКА»
Открывается слайдовая
презентация «Лекарство из лукошка» ( 5 )
слайд № 1-2
Ведущий: - Вдруг, выясняется, что в отряде много захворавших.
У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. ( каждая команда берет на
листочке «условную болезнь» ) Вспомним, что произрастает в лесу, какие
целебные травы. ( ответы детей)
Например:
·
У Светы
заболело горло — полоскание горла. ( настой ромашки)
·
У Коли пропал
аппетит (настой одуванчика)
·
Миша сидел
близко к костру и обжег немного руку — накладывается марлевая салфетка,
смоченная настоем шалфея
·
У Вити заболел
зуб - полоскание настоем шалфея
·
Ира натерла
ногу — к ране прикладывается промытый лист подорожника
·
Люда сильно
кашляет — отвар мать-и-мачехи или чабреца
·
Люба
расстроилась, потеряла ключ от дома — напоить настоем валерианового корня.
·
Саша отравился
грибами — отвар коры дуба
·
Юра промочил
ноги и к вечеру у него поднялась температура ( чай из листьев и ягод лесной
малины и земляники)
ПРОВЕРКА
правильности выполненного задания ( слайд № 3)
ПРИМЕЧАНИЕ: На
обдумывание вопроса командам дается 30 сек. Каждый по очереди называет свою
«болезнь» и лекарственное растение, которое бы помогло «больному». ( в отряде
можно выбрать «доктора». В этом случае отвечает он)
Ведущий
уточняет: - Какую именно часть
растения необходимо использовать для лечения и каким способом приготовить
лекарство?
Оценка ЖЮРИ: в 1 балл оценивается правильно названое растение + 1 балл за
правильно приготовленное лекарство.
Сдайд № 4 «ВОДОПАД - РЕЛАКС» ( для нервной системы)
5.«ПОРА
ДОМОЙ» ( ПРИРОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ)
Открывается слайдовая
презентация «Природные ориентиры» ( 6 )
слайд № 1-3
Ведущий:
- И еще одна экстремальная ситуация для туристов, которые не боятся трудностей.
Готовы? Проше всего ориентироваться по топографическим картам, туристским
схемам и планам с помощью компаса. Согласны? Куда сложнее обстоит дело,
если карта потерялась или по каким-либо причинам пришла в
негодность. - Какие живые и неживые объекты помогут найти
дорогу домой? Не отвечайте все и сразу. Лучше возьмите по 3 сигнальные карточки
и приготовьтесь пройти заключительный тест. ( раздает сигнальные карточки
командам)
ВОПРОСЫ ТЕСТА:
-
Ориентируемся по солнцу: Летом солнце находится на Юге примерно
в 1/ в 12.00 час. по местному времени
2/ в 13.00 час. по
местн.времени 3/
в 14.00 час. по мест.времени
- В полдень
тень от крыльев бабочки
направлена
1/ с Севера на Юг 2/ с Запада на
Восток
3/ с Востока на Запад
- Грибы и лишайники растут в
основном
1/ с южной стороны деревьев, пней,
кустарников 2/с
северной стороны деревьев, пней,
кустарников
3/ с любой стороны, главное, чтобы питания для роста хватало
- Годовые кольца на спиле пня отдельно
стоящего дерева располагаются 1/
неравномерно, с северной стороны они обычно
толще 2/ равномерно, ведь
объем дерева симметричен относительно центра ствола 3/
неравномерно, с южной стороны кольца обычно толще с южной стороны они обычно
толще.
- Муравейники
располагаются:
1/
с северной стороны деревьев, пней, камней,
кустов 2/ с
южной стороны деревьев, пней, камней,
кустов 3/
муравьям без разницы, где строить свой дом
- На открытой лесной поляне и на
пригорке ягоды раньше созревают 1/
с западной
стороны 2/
с восточной
стороны
3/с южной стороны
- В течение дня, даже если на небе тучи,
подсолнух поворачивает свою готовку 1/ с севера на
юг
2/ с востока на запад 3/
с юга на север
- Правильно определить направление в
степи поможет норка суслика. Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают
1/ с южной стороны
2/
с восточной стороны 3/с
западной стороны
- С какой стороны растительность на
склонах гор и высоких холмов гуще?
1/ с западной 2/
с
восточной
3/ с южной
Ведущий по ходу теста дает
правильный ответ и сообщает членам жюри, кто правильно ответил
ПРИМЕЧАНИЕ:
Если у двух команд – призеров набралось одинаковое кол-во баллов, для них
проводится «КОНКУРС ПОХОДНЫХ ПОВАРОВ» ( готовим рыбный супчик – УХУ.
«Поварам» - по 1 чел. от команды, выдается 2 набора продуктов «Условной кухни»
и 1 мин. времени, чтобы их отобрать)
Жюри подводит итоги
Показ слайдовой презентации «Цветы России»( звучит песня «Не
рвите цветы» Ю.Антонова)
СЛОВО ЖЮРИ..............................
Награждение.
- Для подведения итогов слово предоставляется
членам жюри ( награждение команд)
Команды награждаются грамотами и призами.
Ведущий прощается
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.