Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект заочной игры-путешествия по стране туризма

Конспект заочной игры-путешествия по стране туризма

Скачать материал

Муниципальное бюджетное образовательное  учреждение дополнительного образования детей Дом пионеров и школьников им. Н.И.Филоненко г.Сальска

 

 

 

 

 

                                

 

 

Заочная  игра – путешествие по стране туризма                                             «Маршруты интересные, маршруты полезные»

 

 

                                                                           Разработал: Артюшина Н.Н., методист                                                               

                                                                                туристско- краеведческого  структурного

                                            подразделения ДПШ

 

 

 

 

 

 

 

 

2014 г.

Цель — воспитание личности безопасного типа.

Задачи:         

 - Систематизировать  и отрабатывать  полученные  теоретические знания, умения и необходимые туристские  навыки  в практической игровой форме.

 - Формировать индивидуальный стиль  здорового образа жизни.

- Создать условия для  приобретения обучающимися личного социального опыта и способности  к самовоспитанию.

-  Прививать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

 -Создать теплую дружескую обстановку, содействующую формированию общечеловеческих качеств личности: взаимовыручке, доброте, отзывчивости, умению позитивно взаимодействовать в игровом  развивающем процессе.

Игровая ситуация: отряд отправился в поход.

Дидактический материал:

·         Слайдовые презентации по темам «Если с другом вышел в путь»,  «Природные ориентиры», «Посидим у костра», «Лекарство из лукошка», «Съедобное и не съедобное», «Акклиматизация и меры безопасности жизнедеятельности»; слайдовая  презентация «Не рвите цветы»;

·         таблички с вариантами ответов: 1, 2,3 ( 6 комплектов) к тесту;

·         вопросы и задания  ( билетики);

·         бумага, авторучки ( 6 шт);

Оборудование: ПК, экран, магнитофон, аудиокассета; 9 игровых столов ( полукругом); стол и стулья для жюри.

ХОД

Звучит фрагмент детской песни «Если с другом вышел в путь» в сочетании с показом фото -  слайдов «Поход» ( 1)

Ведущий: - На такой позитивной музыкальной ноте я приветствую всех туристов-многоборцев и руководителей  туристских объединений Сальского  района в нашем уютном и приветливом зале Дома пионеров и школьников. Какую удивительную природу дарит нам матушка – Земля! Да разве усидишь в хорошую погоду дома? Вероятно, вы уже поняли, что мы сейчас отправимся с вами в заочное путешествие ( или поход) в совершенно неизведанное место. Но, как известно, для туриста любое место – дом родной. Маршрут предстоит интересный и полезный. Но без чего мы не можем выйти в путь, без какого самого важного качества? ( без дружбы) В таком случае, предлагаю всем встать  в один большой круг  и поприветствовать друг друга как это могут сделать  только настоящие туристы.                                                                                                               Создание  дружеской обстановки ( круг друзей): приветствие» - кричалка с движениями «Здравствуй, солнце золотое»:                                                                                                    - Здравствуй, Солнце золотое,                                                                                         Здравствуй, Небо голубое,                                                                                                Здравствуй, Легкий ветерок,                                                                                                     Здравствуй, Маленький цветок,                                                                                          Здравствуй, друг или подруга –                                                                                                         Мы приветствуем друг друга!                                                                                                            Все друг к другу повернемся,                                                                                                                  И все  разом  улыбнемся.     ( дети садятся)                                                                                                                - А теперь присаживайтесь на свои места.

Ведущий: - Туризм – один из самых активных видов спорта и отдыха людей во всем  мире. Однако,  вместе с положительными эмоциями, каждого из нас в путешествии могут подстерегать и не предвиденные опасности. Поэтому опытный бывалый турист их должен своевременно  не только  предвидеть и предугадать, но и предупредить. Отправляясь в поход, важно не просто смотреть, важно – видеть, примечать и даже запоминать. Отправляясь в поход, важно не просто радоваться жизни – вырвался на природу! Важно – уметь вести себя в ней, чтобы польза получилась обоюдная. И самое важное, из каждого похода нужно  выносить для себя что-нибудь полезное, чтобы ваш жизненный опыт постоянно пополнялся новой информацией, которую вы потом при необходимости сможете использовать по назначению.                                                                                                             А оценивать ваши знания, умения и туристские навыки будут…(представление)

Ведущий: - Итак, сейчас вы отправитесь  в путешествие по  самым разнообразным маршрутам. А мы  посмотрим, насколько хорошо вы к ним подготовлены. Ведь вам предстоит побывать а разных климатических зонах земного шара. Как вы думаете, что самое важное нужно успешно пройти, чтобы потом  отдыхать в удовольствие? ( акклиматизацию)

Открывается слайдовая презентация по акклиматизации «Поход – дело серьезное». Выбрал дело – шагай смело! ( 2)

1.     Ролевая игра «Акклиматизация и меры безопасности жизнедеятельности» (играют команды парами, предварительно вытащив свои  роли – туристов или экспертов по отдыху)

  1. в  условиях горной местности;  
  2. пустыни;
  3. крайнего севера;
  4. тропического климата;
  5. тайги

Ведущий: - Обратите внимание, фотографии  содержат как положительные моменты отдыха, так и потенциальные опасности, которые необходимо предупредить.

Условия проведения:  играет по 2 команды одновременно, получая роли   «Туристы и эксперты». Эксперты задают вопросы, а туристы отвечают на них. Ведущий-рефери имеет право остановить игру, если видит, что обе команды отлично справились, или одна из команд  не может отвечать или задавать вопросы.

Предварительно дается минута для подготовки: одни обдумывают ответ, а др. придумывают вопросы.

Общее время игры- диалога команд – 1 мин.    Жюри подводит итог: оценивает количество и качество  вопросов и количество правильных ответов. Каждый вопрос и ответ приравнивается к 1 баллу.

Ведущий: - 27 сентября ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТУРИЗМА. В честь этого дня проводятся,  как правило, соревнования. Соревнования у нас успешно пройдены ( 8 октября). А поэтому сделаем заслуженный  туристский привал.

                                       ТУРИСТСКИЙ  ПРИВАЛ

Открывается слайдовая презентация  «Посидим у костра» ( 3 ) слайд № 1-2

Снова чай в котелке закипел,
Досыхает рюкзак у костра,
И гитарой бивак зазвенел,
Ну а завтра - в дорогу с утра...

   Ведущий: - Кто значит для путешественника костер? ( это тепло, возможность обогреться, просушить одежду и обувь; он необходим для приготовления пищи; один из вариантов подачи сигнала спасателям; костер отпугивает хищников)

                                                           Слайд № 3 – 4: - Почему площадку для костра выбирают на открытом, но защищенном от ветра месте, недалеко от воды, на вытоптанном месте, желательно, на старом костровище? ( может по неосторожности возникнуть пожар) -  Почему нельзя отходить от костра, пока он окончательно не прогорит?        - Как погасить костер?                                                                                                                      Делимся советом:  - Как бывалые туристы, вы наверняка знаете, как сохранить спички сухими даже в дождливую погоду? ( дети делятся секретами) слайд № 5

Ситуация: - А что делать, если вы вдруг  все таки забыли дома спички ?                           - Какие подручные средства можно  использовать для добычи огня? Слайд № 6

Ведущий: - А теперь пора соорудить костер и я приглашаю на рабочую площадку по а игрока – костровых от команды.( выходят к столам с пачкой фломастеров или карандашей). Выбор формы костра – дело серьезное, поскольку каждый тип костра имеет свое назначение. Обратите внимание на экран ( слайд № 7). Работаем все одновременно по предложенной ситуации: ( ведущий задает ситуацию, а  участники выкладывают тип костра )

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА «ТИПЫ КОСТРОВ»

Ситуация: № 1: - Это костер для души, для хорошего настроения, для туристских песен. Имеет скорее эстетическое  назначение, нежели общепринятое, потому как требует постоянного присмотра и частой подкладки дров. ( ЗВЕЗДНЫЙ)

Ситуация № 2: - Данный тип костра имеет жаркое пламя вверху и предназначен для быстрого приготовления одного вида пищи ( вскипятить чай или  приготовить что-то из еды в одном котелке, ведре) ( ШАЛАШ)

Ситуация № 3: - Этот костер горит долго и хорош для  прохладной сырой ночи. Несколько часов для отдыха вам обеспечено. Какой тип костра вы выберете? ( НОДЬЯ)

Ситуация № 4: - Универсальный тип  костра, потому что хорош как для приготовления ужина не менее чем из двух блюд одновременно, для просушки одежды и обогрева. (КОЛОДЕЦ)

Ситуация № 5: - Этот костер не требует частой подкладки дров, но пододвигать их все-таки придется. К тому же  легко горит из-за хорошего доступа воздуха. ( ТАЕЖНЫЙ)

Ведущий: - Человек обожает смотреть не только на воду, огонь так же завораживает его... Сдайд № 8

Просто так посиди у костра
И подумай немного о вечном.
Удивительна жизнь и проста:
За разлукою следует встреча,
За низиною будет гора,
За потерею будет удача.
Просто так посиди у костра
И не думай, что будет иначе.

ПРИМЕЧАНИЕ: После каждого выполненного задания ведущий сообщает членам жюри, кто из команд выполнил задание правильно, а кто ошибся. Количество правильных ответов приравнивается к кол-ву заработанных баллов.

3. «ПОРА УЖИНАТЬ!» ( нетрадиционная кухня – пути выживания в экстремальных условиях)

Ведущий: - Представьте себе такую ситуацию, что вещмешок, в котором хранились ваши пищевые запасы, утащила лиса. Беда?! Да ничего подобного! Вокруг столько вкусного!

Открывается слайдовая презентация  «Съедобное и не съедобное» ( 4 ) слайд № 1
Ведущий просит команды приготовить листы и ручки, подойти к столам.

Ведущий: - Внимание на экран. Посмотрите и определите, каких животных и растения можно добывать в пищу в Ростовской области? Выпишите их на лист.

Демонстрация  слайдов  № 2-3  ( дети выполняют задание)

Проверка задания: слайд № 4

Ведущий задает по одному вопросу каждой команде, уточняет способы приготовления, делает поправки к ошибкам с пояснением.

Примечание для ЖЮРИ: каждый правильный ответ приравнивается к 1 баллу.

4. «ЛЕКАРСТВО из  ЛУКОШКА»

Открывается слайдовая презентация  «Лекарство из лукошка» (  5  ) слайд № 1-2

Ведущий: - Вдруг, выясняется, что в отряде много захворавших. У кого-то заболело горло, у кого-то голова и т.д. ( каждая команда  берет на листочке «условную болезнь» ) Вспомним, что произрастает в лесу, какие целебные травы. ( ответы детей)

Например:

·         У Светы заболело горло — полоскание горла. ( настой ромашки)

·         У Коли пропал аппетит (настой одуванчика)

·         Миша сидел близко к костру и обжег немного руку — накладывается марлевая салфетка, смоченная настоем шалфея

·         У Вити заболел зуб -  полоскание настоем шалфея

·         Ира натерла ногу — к ране прикладывается промытый лист подорожника

·         Люда сильно кашляет — отвар мать-и-мачехи или чабреца

·         Люба расстроилась, потеряла ключ от дома — напоить настоем валерианового корня.

·         Саша отравился грибами — отвар коры дуба

·         Юра промочил ноги и к вечеру  у него поднялась температура ( чай из листьев и ягод лесной малины и земляники)

ПРОВЕРКА правильности выполненного задания ( слайд № 3)

ПРИМЕЧАНИЕ: На  обдумывание вопроса командам дается 30 сек. Каждый по очереди называет свою «болезнь» и  лекарственное растение, которое бы помогло «больному». ( в отряде можно выбрать «доктора». В этом случае отвечает он)

Ведущий  уточняет: -  Какую именно часть растения необходимо использовать для лечения и каким способом приготовить  лекарство?

Оценка ЖЮРИ:  в 1 балл оценивается  правильно названое растение + 1 балл за  правильно приготовленное лекарство.

Сдайд № 4  «ВОДОПАД - РЕЛАКС» ( для нервной системы)

5.«ПОРА ДОМОЙ» ( ПРИРОДНЫЕ ОРИЕНТИРЫ)

Открывается слайдовая презентация  «Природные ориентиры» (  6  ) слайд № 1-3

Ведущий: - И еще одна экстремальная ситуация для туристов, которые не боятся трудностей. Готовы? Проше всего ориентироваться по топографическим картам, туристским схемам и  планам с помощью компаса. Согласны?  Куда сложнее обстоит дело,  если  карта потерялась или по каким-либо причинам пришла в негодность.                - Какие живые и неживые объекты помогут  найти дорогу домой? Не отвечайте все и сразу. Лучше возьмите по 3 сигнальные карточки и приготовьтесь  пройти заключительный  тест. ( раздает  сигнальные карточки командам)

ВОПРОСЫ ТЕСТА:

- Ориентируемся по солнцу: Летом солнце  находится на Юге примерно  в                                    1/ в 12.00 час. по местному времени                                                                                              2/ в 13.00 час. по местн.времени                                                                                                                 3/ в 14.00 час. по мест.времени

- В полдень тень от крыльев бабочки направлена                                                                               1/ с  Севера на Юг                                                                                                                                                2/  с Запада на Восток                                                                                                                                         3/ с Востока на Запад

- Грибы и лишайники  растут в основном                                                                                                      1/ с южной стороны деревьев, пней, кустарников                                                                                        2/с северной стороны   деревьев,  пней, кустарников                                                                                 3/ с любой стороны, главное, чтобы  питания для роста хватало

- Годовые кольца на спиле пня  отдельно стоящего дерева располагаются                                 1/ неравномерно,    с северной стороны они обычно толще                                                      2/ равномерно, ведь объем дерева симметричен относительно центра ствола                            3/ неравномерно, с южной стороны кольца обычно толще с южной стороны они обычно толще.

- Муравейники располагаются:                                                                                                                   1/ с северной стороны деревьев, пней, камней, кустов                                                                 2/ с южной стороны деревьев, пней, камней, кустов                                                                       3/ муравьям без разницы, где строить свой дом

- На открытой лесной поляне и на пригорке ягоды раньше созревают                                           1/ с западной стороны                                                                                                                         2/ с восточной стороны                                                                                                                         3/с южной стороны

- В течение дня, даже если на небе тучи, подсолнух поворачивает свою готовку                 1/ с севера на юг                                                                                                                                     2/ с востока на запад                                                                                                                            3/  с юга на север

- Правильно определить направление в степи поможет норка суслика. Грызуны, как правило, вход в своё жилище делают                                                                                            1/ с южной стороны                                                                                                                                     2/ с восточной стороны                                                                                                                          3/с западной стороны

- С какой стороны растительность на склонах гор и высоких холмов гуще?                                  1/ с  западной                                                                                                                                            2/ с восточной                                                                                                                                           3/ с южной

Ведущий по ходу теста дает правильный ответ и сообщает членам жюри, кто правильно ответил

ПРИМЕЧАНИЕ: Если у двух  команд – призеров  набралось одинаковое кол-во баллов, для них проводится  «КОНКУРС ПОХОДНЫХ ПОВАРОВ» ( готовим  рыбный супчик – УХУ.  «Поварам» - по 1 чел. от команды,  выдается 2 набора продуктов «Условной кухни» и 1 мин. времени, чтобы их отобрать)

Жюри подводит итоги

 Показ слайдовой  презентации   «Цветы России»( звучит песня «Не рвите цветы» Ю.Антонова)

 

СЛОВО  ЖЮРИ.............................. Награждение.
- Для подведения итогов слово предоставляется членам жюри ( награждение команд)

Команды награждаются грамотами и призами. Ведущий прощается

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект заочной игры-путешествия по стране туризма"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Научный руководитель

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

      Представленная разработка прежде всего будет интересна педагогам дополнительного образования, руководителям детских объединений по туризм. Содержание представленной формы -  заочная игра-путешествие,   направленная на  систематизацию теоретических  знаний и отработку практических умений и навыков по детскому туризму в игровой форме. Данная игра способствует формированию у обучающихся индивидуального стиля здорового образа жизни, приобретению личного социального опыта и способности к самовоспитанию, умению позитивно взаимодействовать в игровом развивающем процессе. Мероприятие проводится в любое время года, в любых   подходящих условиях не зависимо от погоды.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 839 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 389
    • DOCX 75 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Артюшина Наталья Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Артюшина Наталья Николаевна
    Артюшина Наталья Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 117810
    • Всего материалов: 121

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 326 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Развитие мотивации к обучению

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 156 человек из 48 регионов
  • Этот курс уже прошли 159 человек

Мини-курс

Расстройства пищевого поведения: обзор и основы психологической работы

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 39 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 21 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек