Конспект
занятия с элементами тренинга
(занятие
на сплочение коллектива)
«Я и мой
коллектив»
Куратор: Спешилова
О.В.
Цель: сплочение
группы и построение эффективного командного взаимодействия
Задачи:
1. формирование
благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение
сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. развитие осознания
каждым участником своей роли, функций в группе, умения работать в команде
Ход
занятия:
1.
Вступление
Время: 5
мин.
- Приветствие
членов тренинговой группы
«В
каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от
других людей, а то, что у нас с ними общего…»
Эти слова принадлежат английскому
писателю, художнику, литературному критику и поэту Джону Рескину.
Чем
больше вы сможете найти общего между собой, тем сплоченней будет ваш педагогический
коллектив.
Сплочение
– это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей
и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все Вы нуждаетесь в
поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Сегодня
мне бы хотелось, чтобы вы немного побыли вместе, вне работы, проблем,
постарайтесь получить удовольствие от общения друг с другом.
2.
А начнем мы с игры «Поменяйтесь
местами»
Время: 5 мин.
Описание упражнения:
Участники сидят на
стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу:
«Поменяйтесь местами те, кто считает себя веселым,…кто знает больше пяти
вежливых слов, … В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех,
кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего -
успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится
новым водящим.
Обсуждение:
- возникали ли у водящих сложности в выборе
задания?
- по какому принципу вы выбирали задания?
- все ли поменяли место?
Заметьте, что все из вас поменяли место, а
это значит что у каждого есть что-то общее с другими.
3.
Упражнение
«Поворот в прыжках»
Время: 5 -7
минут
Описание
упражнения: Участники
рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между
соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении.
Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте.
В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам
решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый
следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в
которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после
очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну
сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Психологический
смысл упражнения: Подобное задание не удается успешно
выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на
действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае
можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме
того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает
напряженность.
Обсуждение:
-
Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя?
Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться
понять замыслы соседей и не передать им свой замысел.
4. Игра «Цифра-группа»
Время: до 10 минут.
Ход игры
— Начинаем спонтанное движение по комнате. Не
сталкиваемся! Уступаем друг другу дорогу. Избегаем даже касания с партнерами!
Время от времени я буду называть цифру. После
того как цифра прозвучала, ваша задача — в кратчайший срок разбиться на
группы, равные по числу участников названной цифре. Прозвучала цифра «пять» —
все с максимально возможной скоростью разбиваются на пятерки, «семь» — разбились
на группы по семь участников в каждой. Те, кто остался в неполной группе, тоже
объединяются вместе.
Еще одно условие: нельзя выбирать себе
партнеров. Группы выстраиваются спонтанно из людей, находящихся в этот момент
по соседству.
Есть вопросы? Все готовы? Начинаем движение!
Увеличьте, пожалуйста, темп! Всячески избегаем касаний и столкновений с
товарищами! «Семь!»
Распределяемся по группам! Молодцы, эта
семерка справилась первой. Эта группа закончила второй, а эта задержалась. В
«остатке» у нас оказалось два человека. Прекрасно! Видно, что вы поняли законы
и правила игры. Попробуем еще раз!
После трех-четырех раундов останавливаем игру и вновь
ужесточаем правила:
-Пожалуйста, вспомните, как в горячке игры вы толкались,
хватали друг друга руками, перетаскивая из группы в группу. Так вот, сейчас то
же самое задание вы выполните, абсолютно не используя руки. Уберите их за
спину! Тот, кто забудет об ограничении и начнет пользоваться руками при
распределении по группам, приведет к проигрышу всю свою команду. Я вынужден
буду расформировать группу, и ей придется объединиться уже с другими
участниками. Понятно, что фактор времени будет работать против вас.
Все готовы? Начали!
Еще четыре-пять попыток, которые мы контролируем
(насколько верно понято и исполняется задание, его быстрота и точность).
Следим за тем, чтобы при распределении на группы участники не пользовались
руками. Объявляем последний этап:
— Вы хорошо
справились с заданием — научились быстро распределяться по группам, не
используя при этом руки и почти не толкаясь. Но шум, который вы производите,
сравним с шумом реактивного самолета или восточного базара. Давайте попытаемся
выполнить то же задание в абсолютной тишине. Единственное средство связи между
вами — это взгляд партнера.
Надеюсь, что все запомнили: руками не пользуемся, они
спрятаны у нас за спиной, не разговариваем и при этом максимально быстро
разбиваемся на группы в соответствии с называемой ведущим цифрой. Начали!
В самом конце игры, куратор объявляет цифру 5.
5.Упражнение
«Цепочка»
Время: до 10
минут.
Ход
упражнения
Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в
среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на уровне пояса ладонями вперед. Так
вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то?
Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите
движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще
одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, не забыли?) и
продолжаем ходьбу.
Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда,
когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не
открывая глаз!
— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных
людей. Все вы сейчас принадлежите к одной, единой
группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность
рук!.. А теперь откройте глаза.
Поблагодарите своих соседей слева и справа за
сотрудничество!
Присаживайтесь на стулья.
6. Куратор
зачитывает притчу
Стоял колодец
посреди деревни.
Водою родниковой всех поил.
Ведро с верёвкой в нём служили верно,
Ему «спасибо» каждый говорил.
В какой-то день ведро забунтовало.
Кричит верёвке: - Отцепись, репей!
Всю жизнь свободы ты мне не давала!
Пусти! Быть без тебя хочу теперь!
Верёвка тут же мигом разорвалась.
Ведро в колодец сорвалось на дно.
Достали. А верёвки, что остались,
Связать концами было решено.
Мешает узел тот теперь в колодце.
Зацепится – и из ведра ручей.
Вот так и с дружбою: коли порвётся,
Как ни свяжи – мешает узел ей.
Обсуждение:
- что
символизируют колодец, ведро и веревка?
- как вы думаете,
легко ли восстановить отношения если, они разорвались?
- почему? Что
мешает?
Рефлексия
У меня к вам пожелание, всегда думайте о последствиях
ваших слов и действий, вдруг они могут кого -то обидеть, причинить боль! И как
приятно, когда ваши слова несут другим радость и хорошее настроение, давайте
пожелаем друг другу всего самого хорошего. Возьмите в ваших файлах зеленые
листочки и ручки, напишите пожелание соседу (пусть это будет что-то приятное),
написав, сложите записки и передайте их соседу справа. Развернуть записки можно
будет, когда вы будете свободны, наедине. Прочитаете, улыбнетесь и вспомните
это занятие.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.