Конспект
занятия с детьми подготовительной
к школе группы
( логопедическая, ОНР )
Тема: “ Зима “
Тип: Интеллектуально-развивающее
Вид: Развитие речи.
Составитель: Светличная Валентина Евгеньевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
(детский сад
комбинированного вида № 372 , г. Волгоград).
Цель:
1. Обобщить представления о признаках
зимы. Активизировать
словарный
запас детей по данной теме.
2. Упражнять
детей в согласовании прилагательных с
существительными в роде; употреблять в речи антонимы.
3. Обогащать
лексику действительными причастиями
настоящего
времени.
4. Закреплять
умение детей согласовывать местоимение с
глаголами,
правильно изменять форму глаголов в
зависимости
от числа.
5. Формировать навык печатания слов и
выработку
смыслового
чтения.
6. Упражнять
детей в составлении рассказа по картинно-
графическому
плану.
7. Развивать
индивидуальные способности детей в творческой
речевой
деятельности (отвечать на вопросы, рассуждать);
познавательные процессы (восприятие, память, внимание).
8. Воспитывать
инициативность и активность на занятии;
доброжелательность при оценке действий других детей.
Наглядный
материал.
Демонстрационный:
д/игра “Говорящие кадры”, “льдинки” (6-7
штук), набор
картинок к
упражнению “Скажи наоборот”, картина к
упражнению
“Нелепица”, наборное полотно, магнитная
доска.
Раздаточный:
д/игра
“Говорящие сосульки”, фломастеры, предметы –
подарки по
количеству детей.
Предварительная
работа:
Чтение
стихов, рассказов, сказок о зиме; рассматривание
иллюстраций
к данным произведениям, картин о зиме;
экскурсии,
наблюдения в природе; беседы о зиме;
проведение
д/игр “Четвертый лишний”, “Скажи наоборот”,
“Назови
ласково”, “Нелепица” и др.
Ход
занятия:
1.
Организационный
момент. Психогимнастика
Воспитатель:
- Дети, отгадайте загадку “В дверь, в окно стучать не будет,
а взойдет и всех разбудит” – Что это?
- Как ласково можно назвать солнце?
- Представьте, что наступило утро, вы просыпаетесь, за окном
мороз, а в комнате тепло, на вас смотрит ласковое солнышко. Солнышко
ласкает своими лучами ваше лицо, руки. Вам приятно, вы потягиваетесь,
улыбаетесь и просыпаетесь. – Встали дети все, ура! Поиграть пришла
пора.
2. –
А игру начнем с загадки.
“Он
летает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
Он и белый и мохнатый, и пушистый, как медведь.
Раскидай его лопатой, назови его, ответь?... (снег)
- В какое время года бывает снег?
- Назовите зимние месяцы.
- А как называется месяц, который у нас сейчас?
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам пройти по этим льдинкам
на стульчики. И идя по льдинкам сказать о том, что бывает в
природе только зимой. Будьте внимательны и старайтесь не повторяться.
(Например: “Зимой идет снег, ветер гонит по земле снежную поземку”;
“Зимой зимующие птицы прилетают к человеческому жилью”…)
3.
Воспитатель:
- Дети, сейчас я буду называть слова, а вы хлопать в ладоши
и проговаривать слова только тогда, когда услышите слово, относящееся
к зимним приметам: мороз, вьюга, листопад, снег, снегирь, журчит,
ледоход, метель, заснеженный, снеговик, метелица, тепло, жара, скрипит,
щиплет (нос), цветы, проталина, пурга, снежинка, поземка.
4. а)
Дидактическая игра “Подбери признаки”.
- А сейчас
давайте вспомним и скажем:
Зима
(какая?) – холодная, снежная, морозная…
Снег
(какой?) – белый, пушистый, мягкий…
Мороз
(какой?) – злой, сильный, крепкий, трескучий…
Утро (какое?)
– зимнее, пасмурное, солнечное…
б) Дидактическая
игра “Образуй признак”.
Снег блестит на
солнце – снег какой? – блестящий
Снег сверкает на
солнце – снег какой? – сверкающий
Снег искрится под
лучами солнца – снег какой? – искрящийся
Снег хрустит под
ногами – снег какой? – хрустящий
Снег скрипит под
ногами – снег какой? – скрипящий
Снег падает на
землю – снег какой? – падающий
Снег кружится в
воздухе – снег какой? – кружащийся.
5. Физпауза.
- Ребята, давайте
вспомним стихотворение про снег.
Снег, снег, белый
снег. (Дети машут руками перед собой.)
Осыпает он нас
всех.
Дети все на лыжи
встали (встают на “лыжи”, бегут)
И по снегу
побежали.
Сегодня из снежного
мокрого кома (катят воображаемый ком)
Мы снежную бабу
слепили у дома.
Стоит наша баба у
самых ворот, (рисуют руками в воздухе три
Никто не проедет,
никто не пройдет. круга, грозят пальцем)
Знакома она уже
всей детворе. (Садятся на стульчики)
А Жучка все лает:
“Чужой во дворе”. (имитируют пальцами “лай”)
6. Дидактическая
игра “Говорящие кадры”.
- Представьте, что
мы с вами попали в кинотеатр немого кино. Давайте озвучим кадры
кинофильма. А потом придумаем название нашему кинофильму.
(Примерное
содержание (озвучивание):
Наступила
снежная морозная зима. Солнце зимой светит, но не греет.
Деревья, дома, земля покрыты белым пушистым снегом. Ночь зимой
длиннее, чем день. Зимой у зайца шубка белого цвета, а у белки –
серого. Зимой часто идет снег. Бывают сильные метели и вьюги. Чем
сильнее морозы, тем крепче спит в берлоге медведь. Ветер наметает
высокие сугробы. Птицам холодно и голодно в суровую морозную зиму.
Люди делают кормушки и прикармливают птиц. Дети любят зимушку – зиму.
Зимой дети катаются на санках, коньках, лепят снеговиков, играют в
снежки.)
- Как назовем наш
кинофильм?
7. Упражнение
“Скажи наоборот”.
- Я буду начинать
предложение, а вы заканчивать.
- Летом дни
жаркие, а зимой … холодные
- Летом небо
светлое, а зимой … темное
- Летом день
длинный, а зимой … короткий
- Летом солнце
яркое, а зимой … тусклое
- Весной лед на
реке тонкий, а зимой … толстый
- Одни сосульки
длинные, а другие … короткие
- Летом медведь
бодрствует, а зимой … спит
- Летом идет
дождь, а зимой … снег
8. Физпауза. - Засиделась детвора, отдохнуть пришла
пора.
Воспитатель:
- Выпал беленький
снежок, соберусь я на каток. (Дети: Выпал беленький снежок,
соберемся мы на каток.)
- Снег, снег,
белый снег. Засыпает он меня. (Снег, снег, белый снег. Засыпает
он нас всех.)
- Не боюсь я
пороши, ловлю снег – хлопок в ладоши. (Не боимся мы пороши, ловим
снег – хлопок в ладоши.)
- Руки в стороны,
по швам – снега хватит мне и вам. (Руки в стороны, по швам –
снега хватит нам и вам.)
- Я б еще могла
гулять, но мне хочется читать. (Мы б еще могли гулять, но нам
хочется читать.)
9. Дидактическая
игра “Говорящие сосульки”.
- Ветры с юга
прилетели, принесли с собой тепло, и сугробы
враз осели, в
полдень с крыши потекло. Что это? (сосульки).
- В феврале такое
случается. Сосульки подтаяли, но они нам
хотят что-то
сказать. Надо вставить пропущенную букву и
прочитать слово.
(Слова на сосульках: зима, снег, лыжи, санки,
поземка,
сугробы, сосулька, оттепель, февраль, снегопад,
снеговик, снежная,
крепость,
снегирь, синица.)
- О каком времени года все эти слова?
10. Упражнение
“Нелепица”.
- Посмотрите на
картину и скажите: чего не бывает зимой и
почему?
(Например: Зимой не бывает бабочек, потому что зимой холодно,
морозно и
насекомые с осени спрятались в листву, под кору деревьев.)
11. Итог занятия.
- О каком времени
года говорили на занятии?
- Сейчас я
предлагаю вам подарить друг другу снежинку (конфетку, игрушку…) и
сказать почему. (Например: Я подарю Саше (……….), потому что он был внимательным,
хорошо отвечал на вопросы.) …
Список
использованной литературы
1.
Арушанова А.Г.
Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи 3-7
лет.М.: Мозаика-Синтез, 2005.
2.
Микляева Н.В.,
Микляева Ю.В., Слободняк Н.П. Коррекционно-развивающие занятия в детском саду.
Методические рекомендации для специалистов и воспитателей ДОУ. М.: Сфера, 2008.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: АЙРИС
ПРЕСС, 2004.
4.
1.Васильева М.А. Комплексная
программа воспитания и обучения. – М.: Мозаика-Синтез, 2005г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.