Тематическая беседа в группе продленного дня
«ЛЕС-друг человека»
Автор: Макарова И.Р., воспитатель ГПД ГБОУ ср.
школа № 53
Цели беседы:
Познакомить детей
с природой родного края; дать представление о лесе.
Формировать
представления о роли леса в жизни человека, его обитателях.
Воспитывать
бережное отношение и любовь к родному краю; желание принять посильное участие в
охране и защите природы.
Учить образовывать
множественное число существительных, обозначающих породу деревьев (береза -
березы, сосна - сосны).
Включить в
активный запас слова: березняк, ельник, сосняк, кедрач, дубрава, осинник.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации,
аудиозапись (голоса лесных птиц), макеты деревьев, презентации « Родина моя», «Лес
и тайга», « Лиственные и хвойные деревья» «Кабарга» .
Ход беседы:
1. Вступительная беседа о Родине.(просмотр
презентации «Родина моя»)
Что такое Родина?
(Родная земля, дом, цветы, мама..) как называется наша Родина? (Россия) значит,
мы с вами … (россияне). Страна наша очень большая, а мы с вами живем вот здесь
(показываю на карте) - в Петербурге. Значит, мы … (питерцы). Послушайте
стихотворение о Родине :
Мы живем в России:
У нас леса густые,
У нас березы белые
И космонавты
смелые,
И небо наше
чистое,
И реки наши
быстрые,
И Москвы - столицы
нашей,
В целом мире нету
краше!
2. Россия – богатая страна. В недрах земли
имеются запасы золота, из которого делают украшения (кольца, сережки), железа,
из которого изготавливают машины, станки, трубы и многое другое, газа (по
трубам поступает в дома и дает тепло). Но есть еще одно богатство. Какое? Вы
сейчас догадаетесь, если прослушаете внимательно загадку:
"Дом со всех
сторон открыт,
Он резною крышей
крыт,
Заходи в зеленый
дом,
Чудеса увидишь в
нем." (Лес)
Что такое лес?
Конечно, лес - это не только много деревьев. Это кусты, трава, ягоды, грибы,
насекомые, птицы, звери. В Сибири лесов очень много. Если сверху с самолета
посмотреть на нашу сибирскую землю, то окажется, что земля имеет зеленый цвет.
Почему?( дети отвечают)
Леса бывают
разные. Много песен, стихотворений сложено про красавицу березку, а лес, где
растут березы, называется … (березняк). Найдите среди картин ту, на которой
нарисован березняк. А как назовем лес, где растут ели? (Находят картинку
ельника.) Сосны? (Сосняк.) Дубы? (Дубрава.) ( просмотр презентации)
Как вы думаете:
что такое смешанный лес? (Лес, где рядом растут разные породы деревьев - сосны,
березы, осины, пихты ит.д.). Как вы думаете, где труднее спрятаться зайцу: в
ельнике или сосняке? Почему?( ответы детей)
А теперь давайте
поиграем в игру «Шишку возьми, животное назови»
(дети встают и
передают друг другу шишку, называют диких животных и их детенышей.)
Молодцы, ребята,
хорошо знаете лесных жителей!
А сейчас я вам
расскажу еще про одного интересного зверя. Послушайте рассказ «Медведь близко» (чтение рассказа С. К.
Устинова «Медведь близко»)
Кабарга лежала в
траве со своим детенышем. Вдруг она подняла голову и насторожилась. По речке
кто-то шел, он громко шлепал по воде. Кабарга встала и увидела медведя, он шел
прямо к ним. Вдруг кабарга бросилась прямо к медведю. Она как-то боком
запрыгала в сторону. «Больная -, подумал медведь, такую я поймаю быстро.
Медведь бросился за кабаргой. А кабаржонок закрыл глаза, поджал ножки, замер и
притаился в сухих листьях. Он чувствовал, что лежать надо, пока не придет мама.
Напрасно вы
думаете, что медведь поймал кабаргу. Она очень быстро прыгает. И медведь,
наверно до сих пор бегает по лесу, кабаргу ищет. А она уже прибежала к
кабаржонку, обманула медведя, отвела подальше от детеныша и вернулась.
Кабарга-мама спасла ему жизнь.
Сейчас мы
посмотрим презентацию « Кабарга».
Физминутка: Давайте встанем и превратимся в ежиков. Зимой ежик спит, но иногда он
просыпается.
- Распрямились,
потянулись.
Вдруг испугались -
присели, сжались в клубок.
Встали,
распрямились; коготками поцарапались.
Сел ежику на носик
комарик, подули на кончик носика; улетел комарик.
Человек
многим обязан лесу. Ведь не зря говорят: «Лес – наше богатство». Люди широко используют
древесину во многих отраслях промышленности. Например , строительстве: заборы,
полы, двери, стены, рамы для окон сделаны, как правило, из дерева. Мебель чаще
всего тоже деревянная. А, как вы думаете, из чего делают бумагу?
Ответы
воспитанников: из древесины.
Значит
и книги, тетради, ваши дневники сделаны из дерева.
Лес
– это дом для очень многих зверей, птиц и
насекомых. Стоит только остановиться и внимательно посмотреть вокруг –
обязательно заметишь что-нибудь интересное. Вон муравей спешит с тяжелой
поклажей. Вот послышался торопливый стук – это дятел решил расправиться с
жуком-короедом. А там расставил свои сети паук и терпеливо ожидает, кто же
попадётся ему на обед.
Ребята,
вспомните, кого вы видели в лесу. Рассуждения воспитанников. А теперь давайте составим ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В
ЛЕСУ.
Правила
поведения в лесу:
Умей вести себя в
лесу, на прогулке, за городом: не кричи, не пугай диких животных.
Не рви цветы, за
тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.
Не ломай зря
деревья, не делай на них вырезки. От этого они сохнут и погибают.
Не лови ради
забавы бабочек, муравьёв и других животных.
Не сори в лесу.
Убирай за собой мусор и стеклянную посуду.
Пожар в лесу может
возникнуть от брошенной стекляшки.
Итог:
Лес не
только даёт людям продукты питания и сырьё для промышленности, но и
обеспечивает Землю чистым воздухом и чистой водой. Не зря леса называют легкими
планеты. От состояния леса зависит климат на всем земном шаре. Без
растительности жизнь на Земле невозможна. Поэтому каждый человек должен беречь
лес и заботится о нём. Нельзя без разбору рвать растения, рубить деревья,
разорять гнёзда птиц.
Ребята,
БЕРЕГИТЕ ЛЕС!!!!!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.