Инфоурок Другое Другие методич. материалыКонспект занятия по краеведению на тему "Саами в национальном составе Мурманской области"

Конспект занятия по краеведению на тему "Саами в национальном составе Мурманской области"

Скачать материал

Методическая разработка

группового занятия в детском объединении

«Клуб «Краеведов»

ПДО Байкова Марина Александровна (2 ак. ч.)

Тема занятия: «Саамы в национальном составе Мурманской области»

Цель: формирование представления о национальном составе Мурманской области, воспитание чувства уважения к представителям коренного населения, их культуре, развитие познавательной активности,  воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

Образовательные: ознакомление обучающихся с количественным составом народа саами согласно переписи населения Мурманской области 2010г., местами современного расселения коренного народа, видами их современной деятельности, языком и культурными особенностями.

Развивающие: развитие навыков ориентирования по карте, наблюдательности, умения делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: прививать любовь к малой Родине, уважение к культуре коренных жителей Заполярья, воспитание толерантности.

Содержание занятия

1.                 Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Мы вновь на занятии «Клуба «краеведов».

Игра «Здравствуй, друг!»

«Здравствуй, друг! Где ты был? Я скучал, ты пришел, хорошо!»

Деятельность обучающихся:

Выполняют игровые действия в парах. Пожимают друг другу руки. Щиплют друг друга за мочку правого уха. Разводят руки в стороны. Похлопывают друг друга по плечу. Обнимают друг друга.

2.     Основная часть.

2.1.        Введение в предлагаемый материал

Мы с вами продолжаем знакомиться с культурой народов, проживающих в Мурманской области.

Слайд 1.

 

Тема нашего занятия сегодня «Саамы в национальном составе Мурманской области». Символично, что накануне, 6 февраля, отмечался Международный день саамов. В ходе занятия мы познакомимся с численностью саамов в нашем регионе, местами их расселения, современным образом жизни, саамским языком, известными саамами современности.

С жизнью саамов в старину мы с вами знакомились в прошлом году в рамках раздела «Путешествие вглубь веков». Мы с вами узнали, что предки современных саамов появились в нашем крае около шести тысяч лет назад. Пришли они из районов Ладожского и Онежского озер и поселись здесь, т.к. нашли привлекательные условия для рыболовства и охоты.

2.2.        Изложение образовательного материала.

Слайд 2.

Саами являются коренным народом северо-запада России. Согласно переписи населения 2010 года 1771 человек в нашей стране считает себя представителем этого древнего народа. Из них 1685 саамов проживало в северо-западном регионе, 1599 человек – в Мурманской области.

Слайд 3.

Это в 400 раз меньше, чем русских.

Слайд 4.

По данным переписи населения 2010 года, численность коренного народа области на 170 человек меньше, чем при переписи 2002 года.

С чем может быть связано уменьшение численности саамского населения в Мурманской области?

Ответы детей: смертью, переездом в другие области и страны.

Давайте подумаем и вспомним: по каким признакам человек может себя причислить к той или иной национальности?

Ответы детей: национальность родителей, бабушек и дедушек, владение языком предков.

И все-таки при определении национальности решающее значение имеет самосознание человека, т.е. то, к какой национальности человек относит себя сам.

А теперь выделим отличительные черты представителей саамского народа.

Давайте попробуем нарисовать словесный портрет современного саама.

Слайд 5.

Начнем, пожалуй, с внешнего облика.

Саамский поэт Аскольд Бажанов в красивой поэтической форме описал «саамского парня».

Саамский парень, не слывешь ты рослым,

Тяжела усталых предков тень.

Но зато ты сызмальства вынослив,

Как и друг твой, северный олень.

Всякий раз, когда бывает трудно,

Чувствуешь - не выдержишь борьбы,

Вспомни, парень, ты хозяин тундры,

А не ветхой дедовой избы.

Из этого стихотворения мы можем выделить, главный внешний признак саамов: это их невысокий рост.

Слайд 6.

Мужчины в среднем достигают роста 150-160 см, а женщины – 145 см.

«Но зато ты сызмальства вынослив, как и друг твой северный олень», - говорит нам поэт.

Давайте подумаем, с чем еще мы можем сравнить невысокого, но выносливого саама?

Ответы детей: с карликовыми деревьями тундры, с растительностью тундры.

Хотя современные саами могут быть и гораздо выше. Это связано с тем, что создаются смешанные семьи, в которых рождаются дети, во внешнем облике которых проявляются черты обеих национальностей.

2.3.        Физкультминутка

Посмотрите: мы – олени,

Дует ветер нам навстречу!

Ветер стих,

Расправив плечи,

Руки снова на колени.

А теперь немножко лени…

Руки не напряжены

И расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики,

Отдыхают ваши пальчики.

2.4.        Продолжение изложения материала

О принадлежности к национальности нам иногда может сказать фамилия человека. Например, прародительницей саамского народа считается легендарная женщина по имени Матрёна.

Слайд 7.

Это её имя, по мнению саамов носит большой род Матрёхиных. Согласно легенде, от Матрёны и человека-оленя Мяндаша произошли саами, носящие фамилии Койбиных и Тёлышевых.

Ещё распространенными саамскими фамилиями считаются: Даниловы, Захаровы, Ермолины, Друженьковы, Харлины, Титовы, Яковлевы. Всего около 60 саамских фамилий насчитывалось на Кольском полуострове.

Когда саамы селились небольшими семейными погостами, по фамилии можно было определить из какой местности саам.

И тут мы с вами подходим к важному признаку национальности – территории проживания. В 20 веке с территорией традиционного проживания саамов в России произошли изменения.

Они не переехали в другой регион, но на территории Мурманской области многим пришлось изменить место жительства. И саамов это стало большим потрясением, отозвалось в сердцах большой болью и отзывается до сих пор, когда они видят, что места обитания их предков опустели.

В конце XIX века на Кольском полуострове насчитывалось 17 погостов. Давайте, выясним, как изменилась территория проживания саамов к XXI в.

2.5.        Практическое задание

Слайд 8.

Работа с картой:

1.     Отметить красным цветом следующие погосты: Варзино, Семиостровский, Воронежский, Иоканьгский, Кильдинский, Сосновский, Ловозеро

2.     Прочитайте текст и отметьте стрелками места переселения саамов:

Варзино – саамская деревня в устье реки Варзина на берегу Баренцева моря. Служила летним погостом семиостровским саамам. В 1938 году деревню Семиостровье закрыли, а саамы переселись в Варзино. В 1968 году и эта деревня перестала существовать, т.к.  людей переселили в село Ловозеро. Также в Ловозеро переселили саамов из Воронежского и Кильдинского  погостов. Иоканьгские саамы переехали жить в поселок Гремиха, где проживают до сих пор, а часть – в Сосновский погост. В Сосновке до сих пор живут саами, но их очень мало.

2.6.        Обобщение изученного

В ходе практической работы мы с вами выяснили, что основная часть саамов проживает в Ловозерском национальном районе в центре Мурманской области. Центр Ловозерского района – село Ловозеро.

Слайд 9.

Здесь сосредоточено почти всё поголовье оленей Кольского полуострова. Здесь саами имеют возможность заниматься своим традиционным видом хозяйственной деятельности – оленеводством.

Но большинство современных саамов занято в других видах деятельности. В туризме - как гиды. Очень многие занимаются рукоделием: изготавливают сувениры. Зарабатывают саами на сборе ягод. В области много приемных пунктов. Еще ловят рыбу, охотятся на лис, зайцев, оленя, лося. Работают они и в проектах, которые реализуют саамские общественные организации.

3.Подведение итогов занятия

Итак, давайте, подведем промежуточный итог.

Каков же портрет современного саама: где он живет, как выглядит и чем занимается?

Ответы детей: он проживает в Ловозерском районе, занимается оленеводством, собиранием ягод, охотой, рыбной ловлей, работаю в такси или в общественных организациях саамов, невысокого роста, носит традиционные саамские фамилии: Матрёхины, Яковлевы, Койвины, Даниловы и т.п.

Слайд 10.

 

1.     Организационный момент

Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем всего самого лучшего: мирного неба и надежных друзей. Готовы к работе? Ответьте мне только глазами. Присаживайтесь!

2.     Основная часть

2.1.       Введение в предлагаемый материал

Слайд 11.

Одним из важнейших признаков народа (или, как его еще называют -  этноса) является язык. Каждый народ имеет свой язык, который является его визитной карточкой.

Давайте послушаем запись на саамском языке.

Запись песни о прекрасной Катрин.

Мы с вами прослушали запись песни о прекрасной Катрин. Есть такая сказка в саамском фольклоре.

Вам нравится звучание саамской речи?

Ответы детей.

А как вы думаете, грустная эта песня или весёлая?

Ответы детей: грустная

Как вы считаете, в чём ценность записей саамских песен, сказок?

Ответы детей: Они сохраняют живое звучание саамского языка.

2.2.        Изложение образовательного материала.

Хотя сами саами представляют единый народ, но языки различных саамских групп отличаются друг от друга.

Слайд 12.

Сегодня различают 4 диалекта языка Кольских саамов: бабинский, иоканьгский, кильдинский и скольт-саамский (также используется в Финляндии и Норвегии).

Язык жив пока на нем говорят. По результатам переписи населения 2010 года из 1599 человек, указавших свою принадлежность к саамской национальности, саамским языком владеет лишь 279 человек. В основном это люди старшего возраста.

Такие сведения очень печальны. Это значит, что большинству представителей молодого и подрастающего поколения родители не передали саамский язык с детства. А это значит, чтобы не потерять саамский язык, нужно вести большую работу по его сохранению и возрождению.

Ребята, а вы знаете, как по саамски будет: «Здравствуйте?»

Ответы детей.

Слайд 13.

Чтобы узнать это я предлагаю воспользоваться вам саамско- русским разговорником!

Откройте его, пожалуйста, на 8 странице!

Давайте познакомимся с тем, как устроен разговорник.

В таблице в левой колонке приведены слова и предложения на саамском языке, а в правой колонке приведён перевод этих слов и предложений на русском языке.

Первый раздел любого разговорника традиционно посвящен «Приветствиям и прощаниям».

Посмотрите и скажите, саамские слова записаны буквами какого алфавита?

Ответы детей: русского, но есть и незнакомые буквы.

В основе саамского алфавита действительно лежит русская кириллица. Но в саамском – 43 буквы, а не 33! Т.е. в саамском языке есть особенные звуки, которые нашли себе буквенные символы!

Саамский алфавит появился лишь в XX веке. А это значит, что на протяжении многих веков саамский язык не имел своей письменности и существовал только в устном виде. Этот факт тоже сыграл свою печальную роль в том, что сегодня саамский язык находится на грани исчезновения.

Но мы с вами держим разговорник в руках, а значит у саамского языка есть еще активные носители, готовые передать свои знания подрастающим поколениям.

Первое слово в разговорнике: Тирв!

Означает оно: Здравствуй!

Черточка над буквой И означает, что её нужно произносить долго.

Давайте  поздороваемся друг с другом по-саамски!

Все произносят: Тииирв!

Давайте, мы с вами внесём небольшую лепту в возрождение, распространение саамского языка. Научимся знакомиться по-саамски.

2.3.        Практическое задание

Слайд 14.

Найдите в разговорнике и запишите в тетради на саамском языке следующие выражения:

Здравствуй!  (Тӣрв!)

Как Вас зовут? ( Кōххт лӣ Тōн нэмм?)

Меня зовут… ( Мунн нэмм лӣ (имя))

2.4.       Физкультминутка

Перебрасывая друг другу саамский мячик сказать:

Тирв! Мунн нэмм ли (имя)

2.5.       Продолжение изложения материала

Давайте сейчас поговорим о тех, кто вносит свой неоценимый вклад в сохранение и развитие саамского языка и саамской культуры.

Во-первых, у саамов есть свои Ассоциации (объединения для достижения общих целей).

Слайд 15.

В 1989 году созданы Ассоциация Кольских саамов с отделениями в селе Ловозеро и Ревде, в 1995 году – Ассоциация малочисленных народов севера «Родина», 1998 году – общественная организация саамов Мурманской области.

Эти организации проводят выставки, ярмарки, конференции, круглые столы. За год до 100 мероприятий.

Еще они занимаются решением проблем малочисленных народов, в том числе и законодательных.

Слайд 16.

В 1994 году в селе Ловозеро организован национальный культурный центр, ансамбли «Лукявр», «Ойяр», народный самодеятельный коллектив театр саамских традиций «Эллманнт».

 

Слайд 17.

Их целью является обеспечение  культурного досуга молодежи и подростков Ловозерского района, сохранение, развитие и популяризация традиций коренных народов севера – саами.

Также действует в Ловозере инициативная группа по сохранению саамского языка.

Посмотрите на свой разговорник и прочитайте имя его составителя.

Слайд 18.

Нина Елисеевна Афанасьева (1939). Она являлась Президентом Ассоциации Кольских саамов до 2010 года.

Принимает активное участие в сохранении и развитии национальной и духовной культуры коренного населения области – саами. По ее инициативе стали традиционными недели саамской культуры, создан музей.

Она является одним из создателей саамской письменности, правил саамской орфографии и пунктуации. С ее участием подготовлены программы, методические рекомендации для дошкольных учреждений, саамский букварь и саамско-русский словарь.

При ее участии Ассоциация Кольских саамов установила тесные контакты с саамскими организациями стран Скандинавии, Германии и другими.

Часто посещала Нина Елисеевна наш город. Много книг в нашем музее было подарено во время её визитов (витрина, посвященная культуре саамов).

Слайд 19.

Александра Андреевна Антонова

Инициатор создания и член авторского коллектива по разработке саамского алфавита. Разработанный алфавит стал основой саамской письменности. Первой в школе стала преподавать саамский язык. Создала букварь на саамском языке (в витрине), составила саамско-русский словарь, написала учебное пособие. Работала над переводами книг на саамский язык. Автор сборников стихов и инициатор и организатор радиовещания на саамском языке.

Есть у саамов и свои поэты и писатели.

Слайд 20.

Первой поэтессой саамов стала Октябрина Владимировна Воронова. Она писала свои стихи на йоканьгском диалекте саамского языка. Они проникнуты большой любовью к родному краю, желанием сохранить обычаи и язык предков. Мы можем прочитать их в русском переводе. Давайте познакомимся со стихотворением:

Вирма

Речка Вирма,

Речка Вирма,

Что таишь ты в глубине?

С бережка крутого видно

Каждый камушек на дне.

Разлилась ты в устье вольно.

Под ветрами тут и там

В серебристых шапках волны,

Будто пыжики, бегут.

Кто длину  твою измерит?

Ты журчишь, средь гор юля.

«Вир» - в саамском значит

«берег»,

«Ма» - родимая земля.

Сквозь меня, как сердцевина,

Как целебная струя,

Протекла речушка Вирма,

Вирма - Родина моя!

Слайд 21.

Аскольд Бажанов, стихотворение которого «Саамский парень» мы читали на первом занятии – саамский поэт, но свои произведения он создавал на русском языке. Жил и работал в посёлке Ревда Мурманской области.
Автор первого в саамской литературе поэтического сборника на русском языке.

Край  мой

Край ты мой просторный,

Север бородатый,

Край ты мой озерный,

Край ты мой богатый!

В прошлом позабытый,

Прозванный медвежьим,

Был ты беззащитным,

Был ты безутешным.

Выглядел угрюмым,

Сдавленный неволей.

Был ты краем чумов,

Был ты краем горя.

На погостах дальних

Часто смерть гостила,

Край многострадальный

Счастье обходило.

Радость не селилась

В тундре полудикой.

Там веками длилось…

А теперь – гляди-ка:

Разбрелись по сопкам,

По лесам еловым,

По оленьим  тропам

Города и села;

Край мой стал моложе,

Все ему по силам…

Мне он – всех дороже

С ним я всех счастливей!

2.6.        Закрепление изученного

Подводя итог всего выше сказанного, хочу прочесть вам стихотворение Николая Доризо «Родной язык», которое он посвятил Октябрине Вороновой:

Я не хочу,

            чтоб Пушкина язык,

Язык Некрасова,

           Тургенева,

                      Толстого,

Как бы могуч

                 он ни был

                                  и велик,

Заменой стал бы

                языка другого,

Того, что с материнским

                                  молоком

Приходит

          к малым детям

                            от рожденья.

И пусть

         сегодня

                 говорят на нем

Всего одно, а может два

                           селенья,

Родная речь моя,

       я так горжусь тобой,

Обогатившей

               род наш человечий.

Но пусть

            вовеки

              мощный твой прибой

Не захлестнет

               слова саамской речи.

Любой язык

          по-своему велик –

Бесценное

              наследство вековое.

Так берегите

          свой родной язык,

Как самое

       на свете

                  дорогое.

Да не угаснет

                 ваших предков речь!

И я прошу вас,

                   малые народы,

Не просто

             в книге

                 речь свою

                            беречь,

А в Красной книге

                  матери – природы!

Слайд 22.

Прочтите дома книги саамских авторов: Октябрины Вороновой, Аскольда Бажанова, Ираиды Виноградовой и других. И вам станет немного понятнее их внутренний мир.

3.     Подведение итогов

Давайте, поведем итог наших занятий и попытаемся ответить на вопрос: какое же место занимают саами в национальном составе Мурманской области.

Ответьте на вопросы:

1.     Велика ли численность саамов в Мурманской области?

2.     Много ли людей владеет саамским языком?

3.     Какие проблемы саамского языка вы можете назвать?

4.     Кого сегодня мы можем назвать саамом?

5.     Как вы думаете, почему важно уважительно относиться к представителям малочисленного саамского народа?

 

Ожидаемые ответы:

Саами – малочисленный народ. Мало людей владеет саамским языком.

Саамский язык необходимо оберегать и возрождать, т.к. количество людей им владеющих уменьшается.

Саамом называют человека, который считает себя таковым. Он, либо сам владеет саамским языком, либо для одного из его родителей, бабушки или дедушки, саамский является родным языком.

Слайд 23.  

Чем больше сохранится разных народов со своими традициями, языком, укладом жизни, тем богаче и насыщенней будет мир. Это как узоры в орнаменте, каждая фигура придает неординарный образ рисунку, каждая ниточка несет свою функцию, держит другие нити в своем ряду. И если одна из нитей начнет рваться, то и орнамент теряет свой цвет, свое качество, а значит и предназначение. Исчезновение языка, культуры любого народа, даже самого малочисленного, может обернуться невосполнимой потерей для человеческой цивилизации, а утрата языка его  носителями может стать первым симптомом исчезновения самих народов.

Так давайте будем бережно и уважительно относиться к саамскому народу. Ведь – это жемчужина, в ожерелье национальностей Мурманской области.

 


 

Список использованной литературы:

1.     Афанасьева Н.Е. Саамско-русский разговорник / Н.Е. Афанасьева. – Мурманск, 2010. – 52 с.

2.     Большакова Н. П. Октябрина. Повествование о первой саамской поэтессе Октябрине Вороновой / Н.П. Большакова. – Мурманск: Государственное областное бюджетное учреждение «Мурманский областной центр коренных малочисленных народов Севера» - Опимах, 2012. – 112 с., ил.

3.     Воронова О.В. Поле жизни: Стихи. Перевод с саамского В. Смирнова. – Мурманск, 1995. – 80 с.

4.     Киселев А.А. Киселева Т.А. Советские саамы: история, экономика и культура / А.А. Киселев, Т.А. Киселева. – Мурманск: Кн. изд-во, 1987. – 208 с., ил.

5.     Наука и бизнес на Мурмане: Науч.-практ. альм. – Мурманск: Кн. изд-во, 1996: Языки и культура кольских саами. – № 2(69). – 2010. – 80 с.: ил.

6.     Саамская литература: Материалы и исследования / Сост. В. Огрызко. – М.: Литературная Россия, 2010. – 240 с.

7.     Утков П.Ю. Федоров П.В. Кольский Север: история и культура: Учебно-наглядное пособие для учащихся начальных классов школ Мурманской области. – Мурманск: НИЦ «Пазори», 2002. – 76 с.: ил.

8.     Федеральная служба государственной статистики, территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по мурманской области (Мурманскстат) О демографических и социально-экономических характеристиках населения отдельных национальностей Мурманской области: Итоги всероссийской переписи населения 2010 года: доклад / Федеральная служба государственной статистики, территориальный орган федеральной службы Государственной статистики по мурманской области (Мурманскстат). – Мурманск, 2012. – 26 с.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Конспект занятия по краеведению на тему "Саами в национальном составе Мурманской области""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Электронный архивариус

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Методическая разработка группового занятия в объединении Клуб "Краеведов"

Цель занятия: формирование представления о национальном составе Мурманской области, воспитание чувства уважения к представителям коренного населения, их культуре, развитие познавательной активности,  воспитание чувства патриотизма.

Задачи:

Образовательные: ознакомление обучающихся с количественным составом народа саами согласно переписи населения Мурманской области 2010г., местами современного расселения коренного народа, видами их современной деятельности, языком и культурными особенностями.

Развивающие: развитие навыков ориентирования по карте, наблюдательности, умения делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: прививать любовь к малой Родине, уважение к культуре коренных жителей Заполярья, воспитание толерантности. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 653 589 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Урок Личное Финансовое Планирование
  • Учебник: «Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.
  • Тема: § 12.1. Финансы семьи, предприятия, государства
  • 03.10.2020
  • 1955
  • 120
«Экономика. Базовый и углублённый уровни (в 2-х частях) 10-11 классы», Лукашенко М.А., Пашковская М.В., Ионова Ю.Г., Потапова О.Н., Рубин Ю.Б., Соболева И.А., Михненко П.А., Турчанинова Е.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 1334
    • DOCX 13.1 мбайт
    • 15 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Байкова Марина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Байкова Марина Александровна
    Байкова Марина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2344
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 319 человек

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 846 человек

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек

Мини-курс

Методы решения нестандартных математических задач

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Технологии в онлайн-обучении

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе