Внеклассное мероприятие в рамках
дополнительного образования (внеурочной деятельности) во 2 классе
«Решение нестандартных задач.
Комбинаторика»
Разработано учителем МАОУ СОШ № 38
г.Калининграда Коноваловой В.М.
Занятие проводят подготовленные ученики (5
ведущих).
Цели:
Образовательные: формировать умение решать
комбинаторные задачи разными способами: «дерево возможностей», перебор
вариантов, граф, таблица
Развивающие:
-
развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы;
-
развивать внимание, наблюдательность, воображение;
-
развивать математически грамотную речь.
Воспитательные:
-
воспитывать самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, целеустремленность;
-
воспитывать уважение к мнению других.
Оборудование: телевизор, аннотация
к мультфильму «Алеша
Попович и Тугарин Змей», карточка с заданиями (приложение 1), бланк решения
(приложение 2)
Ход занятия
1ведущий:
- Сегодня
мы совершим путешествие в раздел математики «Комбинаторика» вместе с героями
известного мультфильма. Чтобы узнать, как зовут главного героя этого
мультфильма, нужно выполнить следующее задание.
Задание 1.
Из
цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 составьте нечетные двузначные числа, так чтобы цифры в
записи числа не повторялись. Расположи их в порядке убывания. Решите задачу с
помощью «дерева возможностей»
-
Прочитайте задание. Что требуется сделать? (Составить двузначные числа из цифр
1, 2, 3, 4, 5, 6.)
-
Какими должны быть составленные нами числа? (Нечетными.)
-
Какие двузначные числа называются нечетными? (Нечетными называют числа, которые
оканчиваются на нечетную цифру)
-
Какие у нас нечетные цифры? (1, 3 и 5). Мы их поставим в разряде единиц.
-
Какие цифры будут стоять на месте десятков? (2, 4, 6)
- Запишите эти числа с помощью «дерева возможностей»
(21, 23, 25, 41, 43, 45, 61, 63, 65)
Десятки 2
4 6
1 3 5 1 3 5 1 3 5
Единицы
- Что в
задании требуется сделать с полученными числами? (Расположить их в порядке
убывания)
- Какое
число будет первым в ряду: наибольшее или наименьшее? (65)
-
Выложите полученный ряд чисел: 65, 63, 61, 45, 43, 41, 25, 23, 21 (пригласить
родителя или ученика)
-
Перевернув карточки, получаем слово…? ( АЛЕША ПОВИ ). Какие буквы надо
добавить, чтобы получилось имя? (П, О, Ч)
2
ведущий.
-
Вспомним сюжет мультфильма:
http://afisha.mail.ru/cinema/movies/496133_alesha_popovich_i_tugarin_zmej/#trailer
-
Назовите главных героев этого мультфильма: Алеша
Попович, Тихон, Тугарин Змей, Любава, бабуля Любавы, конь
богатырский Юлий и
ослик Моисей.
-
В поисках золота герои приходят к обрыву, Им необходимо перебраться на другую
сторону.
Задание 2
В какой последовательности герои могут
перебраться на другой берег, если бабуля возьмет на руки Любаву и Моисея, а
Тихон по бревну не пойдет, так как боиться высоты? Сколько всего способов
существует? Решите задачу с помощью таблицы.
-
Кто из героев будет идти по бревну? (Алеша, Юлий и бабуля). Обозначим их
буквами А, Ю, Б.
- Кто может
пойти первым? (Либо Алеша, либо Юлий, либо бабуля.)
- Найдем сколько
всего способов существует с помощью таблицы:
Первый
|
А
|
А
|
Ю
|
Ю
|
Б
|
Б
|
|
|
Второй
|
Б
|
Ю
|
А
|
Б
|
А
|
Ю
|
|
|
Третий
|
Ю
|
Б
|
Б
|
А
|
Ю
|
А
|
|
|
-
Всего 6 способов. Герои благополучно переправились на другой берег.
3
ведущий
Задание
3
На пути героев
встретился камень волшебный, показывающий три дороги: 1, 2, 3. Алеше пришлось
пройти по всем дорогам. Сколько различных вариантов прохожения этих дорог
существует? Решите задачу перебором.
- Какие цифры
используем? (1, 2, 3)
- Проверьте решение.
Возможны варианты: 123, 132, 213, 231, 312, 321 (6 вариантов)
4
ведущий
По сюжету Любаву захватил Тугарин змей. На время
золото оставили на сохранность в Киеве. Освободил Алеша и друзьми Любаву,
свзали Тугарина и отправились в Киев за золотом ростовским.
Задание 4
На
гору до Киева ведут 3 дороги, с горы – 1 дорога. Сколькими способами Тихон
вместе с бабулей могут попасть в Киев? Решите с помощью графа
- Решите самостоятельно.
- Проверим решение с помощью графа: на
гору до Киева ведут 3 дороги, с горы – 1 дорога. Героям нужно и подняться на
гору, и спуститься с горы. Это можно сделать 3 способами.
Киев
5 ведущий
- Хитрый князь не хочет возвращать золото.
Он придумал, что перепутались ключи от хранилища. Помогите героям найти нужный
ключ.
Задание
5
В связке 7 ключей.
Нужно открыть 5 замков. Какое максимальное количество попыток нужно сделать
князю, чтобы узнать, какой ключ подходит к каждому замку?
Решите задачу с помощью таблицы
- Что значит
максимальное количество? (самое большое)
- Сколько ключей было в
связке? (В связке было 7 ключей)
- Сколько замков нужно
открыть? (Нужно открыть 5 замков)
- Что требуется узнать в
задаче? (Сколько попыток нужно сделать)
- Решим задачу самостоятельно.
- Проверим. Подбирая
ключ к первому замку, сколько попыток сделаем? Почему? (Сделаем 7 попыток, так
как в связке 7 ключей)
- Внесем число 7 в
столбец № 1. Подобрав ключ, мы знаем, какой из семи ключей подходит к первому
замку. Сколько ключей, не подобранных к «своему» замку осталось в связке? ( В
связке осталось 6 не подобранных ключей)
- Сколько попыток нужно
сделать, чтобы наверняка подобрать ключ ко второму замку? Почему? (Чтобы
наверняка подобрать ключ ко второму замку, нужно сделать 6 попыток, так как
один ключ мы уже подобрали, а 6 ключей осталось) Внесем цифру 6 в столбец № 2.
- Третий замок точно
откроется после 5 попыток, четвертый после 4 попыьок, пятый после трех попыток.
№
замка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
итого
|
Количество
попыток
|
7
|
6
|
5
|
4
|
3
|
25
|
- Посчитаем, максимальное
количество попыток – 25. 25 попыток нужно сделать, чтобы открыть все замки.
Учитель: как
всегда добро в сказке победило зло. Алеша вернул золото жителям Ростова.
Показ
финала мультфильма (1:15:40-1:16:10)
А и сильные, могучие богатыри
На славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнется!
-
Из какого раздела математики мы выполняли задания? («Комбинаторика»)
- Какими способами мы решали комбинаторые
задачи? (таблица, «дерево возможностей», граф, методом перебора)
- Какие чувства у вас вызывают такие
задания?
Приложение 1
Карточка с заданиями
Задание 1.
Из
цифр 1, 2, 3, 4, 5, 6 составьте нечетные двузначные числа, так чтобы цифры в
записи числа не повторялись. Расположи их в порядке убывания. Решите задачу с
помощью «дерева возможностей»
Задание 2
В какой последовательности герои могут
перебраться на другой берег, если бабуля возьмет на руки Любаву и Моисея, а
Тихон по бревну не пойдет, так как боиться высоты? Сколько всего способов
существует? Решите задачу с помощью таблицы.
Задание
3
На пути героев
встретился камень волшебный, показывающий три дороги: 1, 2, 3. Алеше пришлось
пройти по всем дорогам. Сколько различных вариантов прохожения этих дорог
существует? Решите задачу перебором.
Задание 4
На
гору до Киева ведут 3 дороги, с горы – 1 дорога. Сколькими способами Тихон
вместе с бабулей могут попасть в Киев? Решите с помощью графа
Задание
5
В связке 7 ключей.
Нужно открыть 5 замков. Какое максимальное количество попыток нужно сделать
князю, чтобы узнать, какой ключ подходит к каждому замку?
Решите задачу с помощью таблицы
Приложение 2
Бланк решения
№ 1
Десятки
Единицы
____________________________________________________________________________________________________________
№ 2
№
3
____________________________________________________________________________________________________________________
№ 4
Киев .
№ 5
№
замка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
итого
|
Количество
попыток
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.