Занятие кружка РЛМ (развитие логического
мышления)
Тема: Решаем логические задачи
Цель: формирование продуктивного мышления
учащихся путем решения логических задач, составленных на учебном ( программном
) и не учебном ( не программном) материале.
Этапы
|
Цель
|
Форма проведения
|
Форма взаимодействия учащихся
|
Материалы
|
I Организация начала занятия
|
Настроить на деловое сотрудничество
|
|
|
|
II Основная часть
1. мотивация к занятию
2.постановка цели занятия
3.составление маршрута занятия
4.выполнение заданий
5. рефлексия
|
Заинтересовать учащихся, объяснить тему и
форму проведения занятия.
Акцентировать внимание на активную,
продуктивную работу, на положительный конечный результат.
Задать чёткую последовательность действий
учащихся
Продолжить формирование умения сравнивать,
анализировать, принимать оперативные, адекватные, компромиссные решения,
развивать умственную деятельность учащихся через задания повышенной
трудности, развивать умения работать в паре, группе.
Самостоятельно оценить свою деятельность.
|
Устная, практическая
Устная
Устная, письменная
Письменная, практическая
Письменная
|
Фронтальная, работа в группе
Фронтальная
Индивидуальная
Фронтальная, индивидуальная, работа в паре,
группе.
Фронтальная
|
Словари, ребус, карточки с геометрическими
фигурами, альбомный лист, клей.
Карточки, цветные карандаши
Карточки с заданиями, цветные карандаши,
ручки.
Карточка, цветные карандаши
|
III.Организация окончания занятия
|
Подвести итоги занятия
|
Устная
|
Фронтальная
|
|
IV. Поощрения за работу
|
Стимулировать обучающихся на активное
участие в работе кружка, математических конкурсах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ход занятия.
I. Организация начала
занятия.
II. Основная часть.
1. мотивация к занятию
- Начинаем занятие кружка «Развитие
логического мышления». Все ли слова в названии кружка вам понятны? Обратимся к
толковому словарю С. И. Ожегова. Работаем в группах. 1 группа ищет толкование,
разъяснение слова «развитие», 2 группа толкование слова «логика», 3 группа
толкование слова «мышление», 4 группа толкование слова «задача».
+ Развитие- усиление, укрепление.
Логика- ход рассуждений, умозаключений.
Мышление- способность человека рассуждать.
Задача- упражнение, которое решается путём
умозаключений, вычислений.
2. постановка цели занятия
- Что же мы будем учиться делать на нашем
занятии, исходя из названия кружка и толкования слов?
+ Будем учиться решать задачи, сравнивая,
анализируя, рассуждая, делая выводы, развивать умение выстраивать цепочку
умозаключений.
3.составление маршрута
- Куда мы совершим путешествие? Разгадайте
ребус.
+ Космос
-На чём совершают полёты путешествия в
космос?
- Соберите космический корабль, используя
имеющиеся у вас геометрические фигуры. (работа в группах)
-Наметим маршрут нашего путешествия. Возьмите
карточки и карандаши для работы. (индивидуальная работа)
- 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки
вверх, 3 клетки влево – точка1
2 клетки вниз, 3 клетки вправо. 1 клетка
вверх, 1 клетка влево - точка 2
3 клетки вниз, 2 клетки влево, 2 клетки
вверх – точка 3
4 клетки вправо, 2 клетки вверх. 3 клетки
влево. 4 клетки вниз – точка 4
1 клетка вверх, 3 клетки вправо – точка 5
- Проверьте маршрут, сравнивая с образцом.
- С помощью наших необычных часов наметим время
отправления и время прибытия , возвращения . Выполнять все задания в пути надо
быстро и слаженно, чтобы вовремя успеть вернуться.
42
|
8часов
|
50
|
37
|
2 часа
|
39
|
15
|
?
|
26
|
1. Находим закономерность
2. Проверяем закономерность
3. Применяем закономерность
57
|
20 часов
|
37
|
36
|
14 часов
|
22
|
94
|
?
|
82
|
42+8=50
57-20=37
37+2=39
36-14=22
26-15=11,
т.к. 94-82=12
15+11=26
- Итак, время отправления 11 часов, а время
прибытия 12 часов . Отправляемся в путь.
4. выполнение заданий.
-Во время нашего путешествия нас будет
сопровождать космонавт, он будет передавать нам задания и помогать в пути.
- Все члены команды должны пройти предполетную
подготовку. Приготовьте карточки с цифрами. Покажите ответ задачи числом. (индивидуальная
работа)
Задачи :
Ёжику 1 год, а его брат старше на 2 года. На
сколько лет брат будет старше ёжика через 3 года?
Пять мальчиков делали на Новый год гирлянды.
Во скольких местах надо склеить эти гирлянды, чтобы получилась одна длинная
гирлянда?
Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили.
Сколько углов стало?
Лестница состоит из 13 ступеней. На какую
ступеньку надо встать, чтобы оказаться посередине?
Ваня полил в саду столько груш, сколько и Аня.
Когда Ваня полил ещё одну сливу, то оказалось, что вместе они полили 9
деревьев. Сколько груш полил Ваня?
+ 2, 4, 5, 7, 4.
- Молодцы. Мы преодолели первое задание в
нашем маршруте . Возьмите карандаш и раскрасьте красным квадрат с цифрой 1,
если это задание вам показалось интересным, простым и понятным, синим цветом,
если задание было для вас неинтересным, трудным и непонятным. А теперь выпрямились
в своих космических креслах и полетели к звёздам.
-Наш космонавт передает задание от спутника
планеты Земля- Луны.(работа в парах)
Помоги лунному зайчику от домика флажка
добраться до домика окно самым коротким и самым длинным путём.
-Наш космонавт передает задание с самой
большой планеты Солнечной системы-Юпитера.(работа в парах)
Какой ряд лишний?
2, 5, 8, 11, 14
1, 4, 7, 10, 13
3, 5, 7, 9, 11
24, 27, 30, 33, 36
-Наш космонавт передает задание с самой
близкой к Солнцу планеты- Меркурия.(работа в группах)
Задача. Афанасий положил в одну коробку
конфеты, в другую пряники, а в третью- пирожные и сделал на всех коробках
ложные надписи. Помогите разобраться, что где лежит.
Розовая коробка – надпись – пирожные здесь
Голубая коробка- надпись- пряники не здесь
Жёлтая коробка- надпись- конфеты здесь
Решение : Жёлтая коробка- пирожные, розовая
коробка- конфеты, голубая коробка- пряники.
-Раскрасьте клеточку в маршруте красным или
синим карандашом.
-Наш космонавт передает задание с планеты,
имеющей кольца- Сатурна. (работа в группах)
Вычислите . Замените результат суммой
разрядных слагаемых . Прочитайте слово.
54+5=59
|
5
|
7
|
9
|
30
|
о
|
а
|
о
|
50
|
м
|
в
|
к
|
90
|
н
|
с
|
т
|
75-40=35
67+30=97
59-4=55
19+20=39
91+4=95
39-2=37
40+17=57
100-1=99
-Раскрасьте клеточку в маршруте красным или
синим карандашом.
- Наше путешествие подходит к концу. Нашему
космонавту очень бы хотелось узнать, внимательно ли вы слушали ,с каких планет
он приносил вам задания. Проведем небольшую викторину. Приготовьте карточки с
цифрами.
Викторина.
1. Луна является- спутником, звездой,
планетой.
2. Какая планета Солнечной системы является
самой большой- Марс, Земля, Юпитер
3. Какая планета расположена ближе всех к
Солнцу- Меркурий, Уран, Марс.
4. Какая планета имеет кольца- Уран, Сатурн,
Марс.
5.рефлексия
-После каждого задания вы раскрашивали
карточку красным или синим цветом. Покажите, как вам сегодня было на занятии-
интересно, комфортно или нет.
III. Подведение итогов занятия.
- Вначале занятия мы ставили перед собой
определенные цели. Удалось ли нам с ними справиться?
+ Да, т. к. мы решали задачи, анализировали,
сравнивали, делали выводы, строили цепочки рассуждений, т. е. развивали свое
логическое мышление.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.